Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Задачи:
-
организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
-
создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения
-
научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром
-
воспитание культуры здоровья
-
развитие творческих способностей
-
мотивация на здоровый образ жизни
-
научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
-
внедрение инновационных педагогических технологий
-
принятие участия в научно-практических конференциях
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку
новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются. (К выпускным классам % соотношение вырастает наполовину.)
Это важный показатель благополучия общества. Эту социальную проблему нужно решать на всех уровнях общества, в т. ч. и образовательном. Ведь через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня.
Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.
Здоровье человека зависит
-
на 50% - от образа жизни
-
на 25% - от состояния окружающей среды
-
на 15% - от наследственной программы
-
на 10% - от возможностей медицины.
Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.
Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами.
Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.
Здоровый образ жизни и его принципы.
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы.
Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.
В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и даже игры (преимущественно в детстве).
Но человек велик и разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов.
К социальным принципам здорового образа жизни относятся:
-
эстетичность;
-
нравственность;
-
присутствие волевого начала;
-
способность к самоограничению.
Эстетика ЗОЖ.
Эстетика (от греческого чувствующий, чувственный) – это наука о прекрасном.
Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте.
Нравственность ЗОЖ.
Нравственность – это особая форма индивидуального сознания, определяющая принципы межличностных отношений, один из основных способов регулирования действия человека в обществе.
Присутствие волевого начала и способность к самоограничению говорят сами за себя.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:
-
отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
-
рациональное питание;
-
оптимальный двигательный режим;
-
закаливание организма;
-
личная гигиена;
-
положительные эмоции.
Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни
Воспитание культуры поведения:
-
Гигиена тела;
-
Культура питания;
-
Культура общения;
-
Воспитание нравственности;
-
Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
Физическая культура и спорт:
-
Физкультурные досуги и развлечения
-
Дни здоровья;
-
Занятия в спортивных секциях;
-
Обучение плаванию и праздники на воде;
-
Участие в спартакиадах и соревнованиях, знакомство с малоизвестными видами спорта;
-
Встречи со спортсменами.
Работа с родителями:
-
Совместная систематическая работу ОУ и семьи;
-
Физкультурные праздники “Папа, мама, я – спортивная семья!”;
-
Родительские собрания, беседы, лекции;
-
Дни открытых дверей, полная информация о развитии ребёнка;
-
Консультационная служба “Семья” (помощь специалистов: инструктора по физической культуре, фельдшера, педагога).
Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:
-
Комплексное закаливание (солнечные ванны, водные процедуры, обливание ног);
-
Лечебная физкультура;
-
Укрепляющая фитотерапия;
-
Контроль часто болеющих детей;
-
Физиолечение – тубус-кварц, ингалятор, УФО;
-
Массаж – лечебный, профилактический.
Учебно-воспитательная работа:
I. Обучение детей.
1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):
-
Профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
-
Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании,
-
Летняя оздоровительная компания (под девизом: “Если праздник, то спортивный; если отдых, то активный”);
-
Группа здоровья для самих сотрудников школы и родителей учеников;
-
Витаминизация. (В нашей школе дети с удовольствием пьют витаминизированные кисели.)
ВЫВОД: педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт:
-
В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
-
Здоровый ребёнок и учитель рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
-
Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
-
Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Здоровый образ жизни, под которым подразумевается, с одной стороны, формирование знаний о средствах и методах диагностики, сохранения и укрепления здоровья, с другой – организация здорового образа жизни (репродуктивной и воспитывающей среды) как отдельного индивидуума, так и общества в целом.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
“ЗАПОВЕДИ__здорового_образа_жизни_для_родителей'>Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
ЗАПОВЕДИ
здорового образа жизни для родителей:
-
Витаминизация;
-
Закаливание;
-
Соблюдение режима дня, зарядка;
-
Организация дома спортивного уголка;
-
Соблюдение санитарно-гигиенических норм;
-
Профилактика табакокурения, наркомании;
-
Обеспечивание участия детей в спортивных мероприятиях, секциях и т.д.;
-
В выходные дни – активный образ жизни;
-
Сбалансированное питание детей.
ЗАПОВЕДИ
здорового образа жизни для детей:
-
Рано ложиться и рано вставать – горя и хвори не будешь ты знать!
-
Прогони остатки сна, одеяло в сторону!
Вам гимнастика нужна – помогает здорово!
-
С шумом струйка водяная на руках дробится. Никогда не забывай по утрам умыться!
-
Дети должны усвоить, а также их родители, что горячий завтрак, обед, полдник – просто необходимы!
-
Ешь спокойно за столом, не надо торопиться. Это вредно и при том можно подавиться!
-
Неряшливость не только не красива, но и опасна. Чистота – залог здоровья – это знают все прекрасно!
-
Чтобы ночью крепко спать, видеть сон хороший, мы советуем гулять вечером погожим!
Упражнения для тренировки зрения
Движение глазными яблоками вправо и влево
Выполнять движение влево и вправо до предела без чрезмерного напряжения максимально медленно. Повторять по 4 - 6 раз каждое движение. Закрывать глаза, расслабить мышцы на 3О - 40 с.
Движение глазными яблоками вверх и вниз.
Выполнять медленно, с максимальной амплитудой.
Голову при этом не наклонять. Повторять по 4 раза
каждое движение. Закрыть глаза, расслабить мышцы 30- 40 с.
Фиксация взгляда на кончике носа.
Выполнять в течение 10- 20 с, максимально расслабив мышцы, дыхание спокойное и ровное. Закончив упражнение, закрыть глаза и расслабиться на 30 – 40 с.
Если чувствуется усталость, время отдыха увеличить.
Вращение глазами.
Движение глазными яблоками осуществлять по кругу - сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполнять по три вращения в каждую сторону, плавно, без перерывов. Голова при этом должна оставаться неподвижной. Закончив упражнения, закрыть глаза и мышцы тела на 30- 40 с.
Моргание.
Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15- 20 с. После этого закрыть глаза, расслабиться на 30- 40 с. Моргание полезно выполнять после длительного чтения, а также после каждого упражнения для зрения.
Чтобы повысить интерес ребенка к тренировке зрения, можно организовать занятия в занимательной форме. Поиграйте с ними в игру под названием «Маятник». При движениях глазными яблоками вверх и вниз перемещайте вниз перед ребенком яркую любимую игрушку, чтобы он следил за ней глазами. В общем, проявите выдумку и подойдите к занятиям максимально творчески.
Рабочий план по спортивно-оздоровительным занятиям в начальных классах (68 ч.)
Время работы кружка: Понедельник, среда
№
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Срок
|
1
|
1четверть
Техника безопасности на уроках СОЗ. Игры на свежем воздухе .Игра «Мы- веселые ребята».
|
18
2
|
|
2
|
Игры на внимание. Упражнения зрительной гимнастики.
|
2
|
|
3
|
Правильная осанка Правила посадки за партой. Подвижные игры: «Живая цепочка», «С кочки на кочку».
|
2
|
|
4
|
Экскурсия на природу.
|
2
|
|
5
|
Подвижные игры с мячом «Охотники и утки», «Сделай фигуру».
|
2
|
|
6
|
Двигательный режим учащегося. Упражнения со скакалками. Игра «Кот и мышь», «Найди свой цвет».
|
2
|
|
7
|
Закаливание организма. Эстафеты с мячом.
|
2
|
|
8
|
Прогулка к водоему. Игровое упражнение «Не задень», «Попади в корзину».
|
2
|
|
9
|
Здоровый образ жизни младшего школьника. Игра «Хоровод», «Летает -не летает».
|
2
|
|
10
|
2 четверть-14 ч
Веселые старты.
|
2
|
|
11
|
Правильное питание Разучивание новогодних игр.
|
2
|
|
12
|
Разучивание новогодних танцев.
|
2
|
|
13
|
Упражнения в равновесии. Игра « Удочка», «Не попадись»
|
2
|
|
14
|
Катание с горки.
|
2
|
|
15
|
Сбор снега. Лепка снежных фигур
|
2
|
|
16
|
Катание на санках с горы.
|
2
|
|
17
|
3 четверть
Игры на свежем воздухе.
|
32
2
|
|
18
|
Катание на лыжах, на коротышках.
|
2
|
|
19
|
Катание на санках.
|
2
|
|
20
|
Катание на санках с горы.
|
2
|
|
21
|
Подвижные игры.
|
2
|
|
22
|
Подготовка к эстафете к 23 февраля.
|
2
|
|
23
|
Военизированная эстафета, посвященная ко Дню Защитников Отечества.
|
2
|
|
24
|
Утренняя гигиеническая гимнастика. Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка».
|
2
|
|
25
|
Правила гигиены. Комплекс упражнений утренней зарядки.
|
1
|
|
26
|
Режим дня. Игра «Затейники», «Медведи и пчёлы»
|
|
|
27
|
Танцевальные шаги. Игра «Если нравится тебе». Дыхательная и звуковая гимнастика
|
2
|
|
28
|
4 четверть
Подвижные игры «Смелые воробушки», «Пингвины».
|
|
|
29
|
Игры с мячом «Метко в цель», «Смелые воробушки».
|
1
|
|
30
|
День здоровья.
|
1
|
|
31
|
Сбор витаминок здоровья. Подвижные игры «Хитрая лиса», игра-сказка «Воробьиная семья»
|
1
|
|
32
|
Экскурсия.
|
1
|
|
|
Всего за учебный год
|
68
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |