ПЛАН
I. Обзор психолого-педагогической литературы по теме : «Ориентировка в пространстве»
II. Теоретическая часть
2.1 Программные задачи раздела «Ориентировка в пространстве» в младшей группе.
2.2 Ориентировка «на себе».
2.3 Ориентировка «от себя».
2.4 Пространственные понятия в различных видах деятельности.
2.5 Детские игры и упражнения по разделу «Ориентировка в пространстве».
III. Практическая часть
3.1 Первоначальное обследование детей.
3.2 Занятия, индивидуальная работа и другие виды деятельности.
3.3 Повторное обследование детей.
IV. Выводы и обобщения.
Литература
Участники проекта: воспитатель, дети.
Срок реализации: долгосрочный.
Проблема: проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различие, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений.
Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений. Элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки к школе. Поэтому перед воспитателем стоят задачи по ознакомлению детей с ориентировкой в пространстве.
Цель: формирование у детей элементарных математических представлений по разделу «Ориентировка в пространстве».
Задачи:
-
формировать элементарные математические представления;
ориентировка «на себя»;
ориентировка «от себя»;
-
формировать пространственные понятия в различных видах деятельности;
-
обследовать детей с целью выявления у них элементарных навыков по разделу «Ориентировка в пространстве»;
-
разработать дидактические игры и упражнения по разделу «Ориентировка в пространстве».
Ожидаемые результаты:
-
развитие у детей координации движений, формирование двигательных умений;
-
формирование элементарных знаний и навыков ориентации в пространстве (справа, слева, вперёд, назад и т.д.)
-
формирование умения ориентироваться «на себя», «от себя».
I. Обзор психолого-педагогической литературы
по теме «Ориентировка в пространстве».
Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей младшего возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги-исследователи, как М.Фидлер, Т.И.Ерофеева, В.Новикова, А.А.Столяр, Е.В.Сербина, О.М.Дьяченко, А.М.Леушина и др.
В своём учебном пособии А.А.Столяр писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удалённости, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося».
II. Теоретическая часть.
2.1 Программные задачи раздела «Ориентировка в пространстве» в младшей группе.
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различие, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).
В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:
А.А.Столяр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»;
Л.А.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»;
А.С.Метелина «Математика в детском саду»;
В.В.Данилова «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях»
а) определение «точки стояния» т.е. места нахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т.п.;
б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь – слева от меня»;
в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т.е. пространственное отношение между ними, например: «Направо от куклы сидит мишка, а налево от неё лежит мяч».
При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществлять передвижение из одного пункта в другой.
«Ориентировка в пространстве» - один из разделов «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений. Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. Даже освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчёта. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.
Поэтому перед педагогом стоят следующие задачи по ознакомлению детей младшей группы с ориентировкой в пространстве:
- учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях и вне занятий;
- учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперёд) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);
- учить детей ориентироваться «на себя», иными словами ребёнок должен овладеть умением самостоятельно выделять «на себя» стороны справа, слева, вверху и т.д.
Поделитесь с Вашими друзьями: |