Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста



Дата01.05.2016
Размер31.2 Kb.
ТипСказка
МБДОУ города Костромы «Детский сад №28»

Консультация для воспитателей

«Сказка как средство развития эмоциональной сферы

детей дошкольного возраста»

Педагог-психолог

Гончарова И.В.

г. Кострома

Апрель 2015г

Сказка как средство развития эмоциональной сферы

детей дошкольного возраста

К сожалению, часто в дошкольном образовании интеллектуальному развитию ребенка уделяется больше внимания, чем развитию эмоциональному. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств. Этому не способствуют любимые большинством детей компьютерные игры, просмотр мультиков у экранов телевизора. Как следствие такого времяпрепровождения, - дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, не внимательны и нечувствительны к состоянию окружающих, не умеют адекватно реагировать на происходящее, проявлять свои эмоции.. Можно сказать, что феномен "засушенное сердце" (отсутствии чувства), о котором писал Л.С. Выготский, наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время. Более того, технологизация жизни усугубляет ситуацию. У многих детей дошкольного возраста есть проблемы в развитии эмоциональной сферы. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Дошкольный период — короткий период жизни человека. Поэтому важно именно в это время заложить хорошие основы личности, дать возможность развития не только интеллектуального, но и эмоционального.

В разном возрасте эмоциональная сфера ребенка характеризуется по-разному. Для ребенка от 1 года до 3х лет характерны эмоциональные реакции, связанные с желаниями, отсутствие умения выбирать и принимать решения, видеть последствия своих действий, завышенная самооценка (Я — хороший), зарождение самосознания (малыш начинает узнавать своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я»), отсутствие способности к эмпатии.

В возрасте от 4х до 6 лет: эмоциональный фон восприятия становится более спокойным, появляются аффективные реакции, развивается способность оценивания своего поведения и эмоционального предвосхищения (ребенок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят), эмоции проявляются по цепочке: «желание, представление, действие, эмоция». Идет усложнение гаммы чувств и эмоций, это уже не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Он уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику. Дети ещё не могут управлять своими эмоциями, переживаниями, но чувства и эмоции становятся более разумными и произвольными. Начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные).

Кроме того, в возрасте от трех до шести лет умственное развитие детей характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребёнку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает строить модели той действительности, с которой имеет дело, и делает он это с помощью сказки, являющейся для него азбукой жизни. Апогей сказочного мышления: четыре – пять лет. Мышлению этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты (Ж. Пиаже). Это стремление исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами. Сделать это позволяет сказка и игра.

Подбирая сказки для чтения детям необходимо учитывать следующие критерии:

• эмоциональная насыщенность произведения: выразительный язык, захватывающая композиция, яркая смена эмоциональных состояний героев;

• социально-нравственный смысл произведения: борьба добра и зла, наличие нравственных эталонов;

• соответствие содержания возрасту детей.

Перед прочтением необходимо выдержать продолжительную паузу между чтением и предыдущей деятельностью. Текст читается не быстро, артистично и выразительно, с эмоциональными акцентами. Одного лишь прочтения произведения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребёнком в эмоционально-нравственном плане. Чтобы помочь ребёнку глубже почувствовать события и поступки персонажей, после прочтения произведения необходимо проводить беседу с детьми по осмыслению прочитанного. В рамках обсуждения лучше задавать понятные, конкретные вопросы, стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. «Чему нас учит эта сказка?» – вопрос слишком широкий; лучше - «Как поступил герой там-то, тогда- то, хорошо, плохо?» Взрослый не должен спешить помогать с ответами, бывают вопросы важнее ответов; кто-то из детей может вам ответить через несколько часов или дней. Желательно не критиковать ребенка за неправильные ответы. Полезно во время обсуждения поступков персонажей использовать приемы активного слушания. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудить каждого ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.

В педагогике и практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками, в зависимости от того, какие задачи ставит перед собой психолог или педагог. Необходимо учесть, что разные по жанрам сказки в разной степени подходят для выполнения поставленных задач. Остановимся на нескольких способах.


  • Активная работа с текстом, когда много внимания уделяется обсуждению поведения, поступков, ценностей персонажей. Погружаясь в сказку, дети проживают различные эмоциональные состояния, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности. Очень важно помогать детям вербализировать свои собственные переживания, обозначать эмоции действующих лиц.

  • Рисование по мотивам сказки. В рисунке ребенка проявляются свободные ассоциации, это способ выражения отношения к герою, к сюжету.

  • Пересочинение сказки или творческая работа по мотивам сказки.

  • Использование сказки как притчи-нравоучения.

  • Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.

Позитивное влияние театрализованной игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено её особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация). Организуя такие эмоционально-экспрессивные игры, необходимо учитывать: специфику моторного профиля каждой эмоции (содержание сказки, провоцирующее на демонстрацию эмоционального состояния), последовательность в усложнении драматизаций, повторяемость действий, завершение действий, начатых взрослым, последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю, - жеста, мимики. Включать содержание, побуждающее к выразительности речевой интонации, телодвижений, поз на последующих этапах. Академик А.В. Запорожец считал, что выразительные движения представляют собой внешние проявления сложных внутренних эмоциональных процессов. Если мы будем руководствоваться этим выводом, тогда целесообразно это направление педагогической работы реализовать со средней группы, опираясь на образное мышление и воображение.

То, что писал Л.С. Выготский о феномене "засушенное сердце" (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, "обесчувствованию" способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок



Таким образом, эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого. Если обратится к трудам отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Л.А. Венгер, Р.С. Буре, Н. Вастерман, С. Дональдсон, К. Изард, К. Роджерс), нетрудно заметить, что все они подчеркивают необходимость постоянного сопряжения познавательного материала с логикой эмоционального восприятия его детьми. Ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками.

Под влиянием эмоций не только совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения», но и качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.
Каталог: Kostroma EDU -> ds 28 -> DocLib47
Kostroma EDU -> Здоровое питание школьников
Kostroma EDU -> Пищевые добавки Е, вредные детям
Kostroma EDU -> Внеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни»
Kostroma EDU -> Управление образрвания администрации города костромы
Kostroma EDU -> «Родной лес»
Kostroma EDU -> Программа «Иппотерапия и адаптивная верховая езда»
Kostroma EDU -> Лат immunis свободный, избавленный от чего-либо специфическая профилактика заразных болезней людей и животных
Kostroma EDU -> Программа профилактики сколиоза у школьников


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница