СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Нормальная физиология» являются – формирование системных знаний о жизнедеятельности организма человека как единого целого, о взаимодействии организма с внешней средой и динамике его жизненных процессов;
- обеспечение теоретической базы для обучения на последующих кафедрах и повышение общемедицинской эрудиции специалиста.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Нормальная физиология» относится к базовой части цикла математических и естественнонаучных дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
-
в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык;
-
в цикле математических и естественнонаучных дисциплин в том числе: физика, математика; биология; анатомия, медицинская генетика, нормальная физиология, микробиология, вирусология и иммунология.
Является предшествующей для изучения клинических дисциплин.
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Нормальная физиология»
Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
-
использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
- - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
- способностью применять знания общих закономерностей происхождения и развития жизни, строения и функционирования клеток, тканей, органов и систем организма, представления о факторах формирования здоровья, защитно-приспособительных процессах, регуляции и саморегуляции в норме и патологии, с целью проведения целенаправленных мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению восстановлению здоровья индивида и группы населения (ПК-7);
- готовность к оперативному поиску, обмену, анализу информации в области исследований в сестринской практике и медицине; способность к созданию условий для их осуществления (ПК-17);
- готовность проводить исследовательскую работу в области своей профессиональной деятельности (ПК-18).
В результате изучения дисциплины студент должен:
- наиболее общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма;
- функциональные системы организма человека, механизмы их регуляции, саморегуляции и особенности адаптации при изменениях и воздействиях разнообразных факторов внешней и внутренней среды;
- динамику физиологических процессов в различные возрастные периоды человека – становление и старение организма;
Проводить исследования функционального состояния организма человека:
- определение количества эритроцитов;
- определение содержания гемоглобина;
- определение количества лейкоцитов;
- определение групп крови по системе АВО и резус-фактора;
- измерение артериального давления;
- подсчёт пульса;
- регистрация ЭКГ;
- определение основных параметров дыхания;
- расчёт пищевого рациона;
- определение фактической и должной величин основного обмена;
- регистрация ЭЭГ у человека;
- определение типов темперамента по тесту Г.Айзенка;
- определение остроты зрения по таблице;
- определение порогов пространственной чувствительности.
4. Структура и содержание дисциплины «Нормальная физиология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа
4.1. Очная (дневная) форма обучения
№ п/п
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
|
Консультации
|
Семинар
|
Практические занятия
|
Лабораторные работы
|
Контрольные работы
|
Самостоятельная работа
|
|
|
Раздел 1.Нервно-гуморальная регуляция организма человека
|
1
|
1-17
|
10
|
|
|
24
|
|
|
18
|
Устный индивидуальный, письменный фронтальный опрос.
|
1
|
Предмет физиология. Возбудимые ткани.
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
2
|
2
|
Биопотенциалы. Физиология мышечной ткани.
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
4
|
3
|
Физиология нервной ткани.
|
1
|
|
2
|
|
|
6
|
|
|
4
|
4
|
Эндокринная система человека.
|
1
|
|
2
|
|
|
-
|
|
|
4
|
5
|
Состав и свойства внутренней среды организма.
|
1
|
|
1
|
|
|
6
|
|
|
2
|
6
|
Физиологическое и клиническое значение крови.
|
1
|
|
1
|
|
|
4
|
|
|
2
|
|
Раздел 2. Физиология системы
Кровообращения
|
1
|
|
6
|
|
|
8
|
|
|
12
|
7
|
Физиология сердца.
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
4
|
8
|
Методы исследования деятельности сердца.
|
1
|
|
2
|
|
|
2
|
|
|
4
|
9
|
Физиология сосудов.
|
1
|
|
2
|
|
|
2
|
|
|
4
|
|
Итого за 1 семестр:
|
|
|
16
|
|
|
32
|
|
|
30
|
|
Раздел 3 . Вегетативные функции организма человека.
|
2
|
|
8
|
|
|
20
|
|
|
14
|
Устный индивидуальный, письменный фронтальный опрос.
|
10
|
Физиология дыхания.
|
2
|
|
2
|
|
|
6
|
|
|
4
|
11
|
Физиология пищеварения.
|
2
|
|
2
|
|
|
6
|
|
|
4
|
12
|
Обмен веществ. Терморегуляция.
|
2
|
|
2
|
|
|
2
|
|
|
2
|
13
|
Физиология выделения
|
2
|
|
2
|
|
|
6
|
|
|
4
|
|
Раздел 4. Физиология ЦНС, высшая нервная деятельность и органы чувств
|
2
|
|
6
|
|
|
6
|
|
|
12
|
14
|
Частная физиология ЦНС.
|
2
|
|
2
|
|
|
2
|
|
|
4
|
15
|
Высшая нервная деятельность.
|
2
|
|
2
|
|
|
2
|
|
|
4
|
16
|
Физиология органов чувств.
|
2
|
|
2
|
|
|
2
|
|
|
4
|
Итого за 2 семестр:
|
|
|
14
|
|
|
26
|
|
|
26
|
Итого:
|
|
|
30
|
|
|
58
|
|
|
56
|
Экзамен 2 семестр
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |