СОДЕРЖАНИЕ
Тема 3. Обмен веществ в клетке: бескислородный и кислородный этапы окисления глюкозы. Понятие о гомеостазе. 6
Тема 5. Наследственность и изменчивость. Основные термины генетики. 7
Тема 6. Законы Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Генетика пола. Популяционная генетика. Болезни, сцепленные с половой хромосомой. 7
Тема 10. Классификация паразитических форм животных. Понятие об антропонозах, антропозоонозах и зоонозах. 7
Тема 12. Структура и функции биосферы. Проблемы охраны окружающей среды и выживания человечества. 7
Тема 3. Обмен веществ в клетке: бескислородный и кислородный этапы окисления глюкозы. Понятие о гомеостазе. 8
Тема 5. Наследственность и изменчивость. Основные термины генетики. 8
Тема 6. Законы Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Генетика пола. Популяционная генетика. Болезни, сцепленные с половой хромосомой. 9
Тема 10. Классификация паразитических форм животных. Понятие об антропонозах, антропозоонозах и зоонозах. 9
Тема 12. Структура и функции биосферы. Проблемы охраны окружающей среды и выживания человечества. 9
Тема 3. Обмен веществ в клетке: бескислородный и кислородный этапы окисления глюкозы. Понятие о гомеостазе. 10
Тема 5. Наследственность и изменчивость. Основные термины генетики. 10
Тема 6. Законы Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Генетика пола. Популяционная генетика. Болезни, сцепленные с половой хромосомой. 11
Тема 10. Классификация паразитических форм животных. Понятие об антропонозах, антропозоонозах и зоонозах. 11
Тема 12. Структура и функции биосферы. Проблемы охраны окружающей среды и выживания человечества. 11
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Биология человека» являются – формирование у студентов комплекса систематизированных знаний об основах биологических закономерностей жизнедеятельности живых организмов, развитие общебиологического подхода к решению общих и частных вопросов трудовой деятельности.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Биология человека» относится к вариативной части цикла математических и естественнонаучных дисциплин.
Для освоения дисциплины необходимы знания, формируемые на базе общего среднего образования, полученные в курсе биологии, химии, физики, математики, географии, истории.
Является предшествующей для изучения дисциплин:
- цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин: философия; психология и педагогика;
- цикла математических и естественнонаучных дисциплин: медицинская генетика; нормальная физиология; анатомия человека; общая патология; микробиология, вирусология, иммунология; фармакология;
- цикла общепрофессиональных дисциплин: гигиена и экология человека; эпидемиология; безопасность жизнедеятельности.
Для изучения дисциплины «Биология человека» необходимо предшествующее освоение следующих дисциплин:
Химия: строение и взаимодействие веществ во внешней среде и в организме человека.
Математика, Информатика: физические характеристики и биофизические механизмы действия на организм солнечного излучения, шума, вибрации, ультразвуке, электромагнитных волн лазерного излучения, пыли, основные показатели санитарной статистики;
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Биология человека».
Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
-
использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
- способностью применять знания общих закономерностей происхождения и развития жизни, строения и функционирования клеток, тканей, органов и систем организма, представления о факторах формирования здоровья, защитно-приспособительных процессах, регуляции и саморегуляции в норме и патологии, с целью проведения целенаправленных мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению восстановлению здоровья индивида и группы населения (ПК-7);
- готовностью осуществлять сбор и обработку медико – статистических данных (ПК-16);
исследовательская деятельность:
- готовность к оперативному поиску, обмену, анализу информации в области исследований в сестринской практике и медицине; способность к созданию условий для их осуществления (ПК-17);
- готовность проводить исследовательскую работу в области своей профессиональной деятельности (ПК-18).
В результате изучения дисциплины студент должен:
- роль биогенных элементов и их соединений в живых системах;
- уровни организации живых систем
- общие свойства живого: метаболизм, саморегуляцию, самообновление и самовоспроизведение;
- задачи и общие пути катаболизма;
- вопросы интеграции и регуляции метаболизма;
- пути обмена углеводов, липидов, белков, аминокислот;
- общие закономерности передачи наследственных признаков в поколениях;
- принципы реализации наследственной информации;
- основные закономерности и общую характеристику процесса эмбриогенеза.
- законы биосферы и экологии; паразитизм, как форму биотических связей.
- использовать знания о строении и функциях биомолекул клетки для понимания физиологических и патологических процессов в организме человека;
-
готовить временный микропрепарат для микроскопирования и работать со световым микроскопом;
-
применять законы наследования для расчета вероятности проявления изучаемых признаков
-
прогнозировать наследственные заболевания человека при решении генетических задач
-
пользоваться понятиями гомеостаза и адаптации в применении к конкретным жизненным ситуациям;
-
проводить в жизнь систему мероприятий, направленных на профилактику здоровья человека;
-
самостоятельно работать с литературой по биологии, а также с учебно-методической и справочной литературой по медико-биологическим предметам;
-
решать ситуационные и тестовые задачи для формирования эвристического мышления;
4. Структура и содержание дисциплины «Биология человека»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
4.1 Очная (дневная) форма обучения
№ п/п
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
|
Консультации
|
Семинар
|
Практические занятия
|
Лабораторные работы
|
Контрольные работы
|
Самостоятельная работа
|
|
|
Раздел 1. Общая характеристика жизни. Молекулярно-генетический и клеточный уровни организации живого
|
1
|
1-17
|
6
|
|
|
12
|
|
|
9
|
Индивидуальный устный и фронтальный письменный опрос, тестирование.
| -
|
Тема 1. Введение в биологию. Сущность жизни. Уровни организации живой материи.
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
3
| -
|
Тема 2. Химический состав клетки Клетка как элементарная единица живого.
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
3
| -
|
Тема 3. Обмен веществ в клетке: бескислородный и кислородный этапы окисления глюкозы. Понятие о гомеостазе.
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
3
|
|
Раздел 2.
Организменный уровень организации живого. Размножение живого
|
1
|
|
6
|
|
|
12
|
|
|
9
| -
|
Тема 4. Размножение – универсальное свойство живого. Клеточный цикл. Оплодотворение. Онтогенез.
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
3
| -
|
Тема 5. Наследственность и изменчивость. Основные термины генетики.
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
3
| -
|
Тема 6. Законы Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Генетика пола. Популяционная генетика. Болезни, сцепленные с половой хромосомой.
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
3
|
|
Раздел 3.
Популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный уровни организации живого (филогенез).
|
1
|
|
4
|
|
|
8
|
|
|
6
| -
|
Тема 7. Основы эволюционного учения. Понятие о виде и популяции. Антропогенез.
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
3
| -
|
Тема 8. Филогенез
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
3
|
|
Раздел 4
Биогеоценотический и биосферный уровни организации живого (экология, паразитология).
|
1
|
|
8
|
|
|
16
|
|
|
12
| -
|
Тема 9. Экология Биогеоценоз. Биотоп. Биоценоз. Антропоценоз.
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
3
| -
|
Тема 10. Классификация паразитических форм животных. Понятие об антропонозах, антропозоонозах и зоонозах.
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
3
| -
|
Тема 11. Морфологическая характеристика, циклы развития паразитических простейших, гельминтов, членистоногих.
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
3
| -
|
Тема 12. Структура и функции биосферы. Проблемы охраны окружающей среды и выживания человечества.
|
1
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
3
|
|
Итого:
|
|
|
24
|
|
|
48
|
|
|
36
|
Зачет 1 сем.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |