02.21.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кучеряевская основная общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО
На ШМО
Протокол № 1
от «26» августа 2015г.
________ / _______________
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Семенютина С.Н.
«26» августа 2015г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Кучеряевская ООШ
____________ Солодунова В.В.
Приказ № 61/1 от 27.08.2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Химия»
для 9 класса (II ступень)
2 часа в неделю 70 ч.- в год
Из них: федеральный компонент-70 ч.
региональный компонент – 0 ч.
школьный компонент - 0 ч.
Составил учитель химии
Гайдуков Алексей Петрович
2015- 2016 учебный год.
Пояснительная записка.
Программа: О.С.Габриеляна для 9 класса, соответствует обязательным минимумам содержания основного общего и общего среднего образования по химии и обеспечена учебно-методической литературой, разработана с учётом действующей «Концепции школьного химического образования», в которой заложены идеи концентрического построения курса химии, с учётом межпредметных связей.
Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождение её от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
-
материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
-
причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
-
познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
-
объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
-
конкретное химическое соединение участвует в круговороте химических элементов и химической эволюции;
-
знание законов химии даёт возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
-
практика – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
-
развитие химии и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
В содержании курса 9 класса вначале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим раскрываются также и свойства важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за их качеством.
Содержание тем учебного курса.
-
Введение (5 ч).
Общая характеристика химических элементов. Характеристика элемента по положению в Периодической системе Д.И.Менде-леева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и окисления-восстановления. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Контрольная работа №1 по основным химическим понятиям.
-
Металлы (16 ч).
Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева. Строение атомов, метал-лические кристаллические решетки и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений. Практическая работа № 1 «Осуществление цепочки химических превращений». Получение металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение. Общие свойства щелочных металлов: строение атомов, нахождение в природе, способы получения. Важнейшие соединения щелочных металлов: оксиды, гидроксиды, соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общие свойства щелочноземельных металлов: строе-ние атомов, простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов: оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Бериллий, магний, их применение.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства. Амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия. Важне-йшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства. Генетические ряды двух- и трёхвалентного железа. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства. Практическая работа № 2 «Получение и свойства соединений металлов». Контрольная работа №2 по теме «Металлы». Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи на распознавание веществ».
-
Неметаллы (26 ч).
Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭ, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера неме-талличности. Ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Химические элементы в клетках живых организмов. Водород. Общая характеристика галогенов. Строе-ние атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Халькогены. Кислород, озон, воздух. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение. Сульфиды, оксиды, их получение, свойства и применение. Серная кислота, её соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты. Практическая работа № 4 «Экспериментальные задачи по теме «Халькогены». Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы». Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свой-ства и применение. Кислородные соединения азота. Азотная кислота, её свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблемы их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения. Общая классификация удобрений. Практическая работа №5 «Распознавание минеральных удобрений». Углерод. Строение ато-ма, аллотропия, свойства и применение Кислородные соединения углерода, их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, со-да, поташ, их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и при-менение. Оксид кремния, его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Практическая работа №6 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода». Решение упражнений и задач. Контрольная работа №4 по теме «Подгруппы азота и углерода».
-
Органические вещества (14 ч).
Вещества органические и неорганические. Причины многообразия углеродных соединений. Предмет органической химии. Тео-рия строения органических соединений А.М. Бутлерова. Предельные углеводороды. Алканы. Строение молекулы метана. По-нятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов. Применение метана. Непредель-ные углеводороды. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле. Свойства этилена. По-нятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных – на примере этиленгликоля. Трёхатомный спирт глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Алкины. Ацетилен, тройная связь в молекуле. Приме-нение ацетилена на основе его свойств: горение, присоединение хлороводорода, полимеризация в поливинилхлорид, гидрата-ция. Понятие об альдегидах на примере уксусного. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные карбоновые кислоты на примере уксусной, её свойства и применение. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах как амфотерных органических соединения. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль. Полимеры. Решение упражнений и задач. Контрольная работа №5 по теме «Органические вещества».
-
Повторение (5 ч).
Даты открытия химических элементов. Понятие о химической мелиорации почв. Азотные, фосфорные и калийные удобрения, расчёт их питательной ценности. Решение типовых заданий и расчётных задач за 9 класс. Итоговая контрольная работа №6.
Количество часов в неделю: 2.
Количество часов за год: 70.
Количество контрольных работ: 6.
Количество практических работ: 6.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Ученик должен знать:
важнейшие свойства и применение серы, серной кислоты; азота, аммиака, азотной кислоты, нитратов; аллотропных видоизменений углерода, оксидов углерода, карбонатов; общие свойства металлов, их оксидов и гидроксидов; важнейшие минеральные удобрения (азотные, фосфорные, калийные); определения понятий: сильные и слабые электролиты, реакции ионного обмена, кислота, основание, амфотерное соединение, соль, металлическая связь, скорость химических реакций, химическое равновесие, условия его смещения.
уметь:
составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей, полные и сокращённые ионные уравнения изученных реакций и аналогичных им; определять хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат-ионы, ионы аммония; выполнять расчёты массы, объёма, количества вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке или содержит примеси; на основе изученных теорий и законов устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами, применением веществ; делать выводы и обобщения.
Перечень УМК: учебник ХИМИЯ 9 класс. О.С.Габриелян. М.: Дрофа, 2009.
Химия. 9 класс: Поурочные планы. Денисова В.Г. Волгоград: Учитель, 2003.
И.И. и Н.С. Новошинские. Сборник упражнений для 8-9 классов. М.: «Просвещение», 2004.
Используемые педтехнологии: развитие критического мышления,
проблемно-интегративное обучение,
развивающее обучение.
Литература и средства обучения.
Для учащихся:
-
Энциклопедия для детей. Т.17. Химия. – М.: Аванта+, 2002.
-
Савинкина Е.В. Химия: сборник задач. 8-9 классы. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001.
-
Величковский Б.Т. Здоровье и окружающая среда. М, 1993.
-
Новиков Ю.В. Природа и человек. М.: Просвещение, 2001.
-
Хомченко Г.П. Задачи по химии. М.: Высшая школа, 1997.
-
Химия в быту. Смоленск. Русич, 1996.
-
Сопова А.С. Химия и лекарства. Л.,1982.
-
Я познаю мир. Химия. М.: Астрель, 2004.
-
Многоликая химия. Г.Д.Харлампович. М.: Просвещение, 1992.
-
Химическая энциклопедия. Т.5. М., 1995.
-
«Химическая энциклопедия» Т.1. М.,1988.
-
Кульский Л.А. «Проблемы чистой воды». Киев, 1974.
-
Бой с пожирателями металлов. М., 1990.
Для учителя:
-
Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. – М.: Аквариум, 1997.
-
Егоров А.С. Все типы расчётных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
-
Савинкина Е.В. Химия: сборник задач. 8-9 классы. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001.
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. / Сост. Н.И. Габрусева. – М.: Дрофа, 2001.
-
Программно-методические материалы. Химия: Средняя школа. 8-11 кл. / Сост. С.В. Суматохин. – М.: Дрофа, 2001.
-
Настольная книга учителя химии / Авт.-сост. Н.Н. Гара. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.
-
Поурочные разработки по химии. М.Ю.Горковенко. М.: ВАКО, 2004.
-
Новошинские Сборник упражнений для 8-9 классов.
-
Современные технологии в процессе преподавания химии. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова.- М.: 5 за знания, 2007.
-
От корпоративного обучения к проектной деятельности. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.
-
Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. 8-11 классы. - М.: Вентана-Граф, 2007.
-
Обучение химии. 8-9 класс. Решение интегративных учебных проблем. - М.: Вентана-Граф, 2006.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
-
№
|
Тема занятия
|
Целеполагание
|
Дата
|
план
|
факт
|
1
|
1.Введение(5 ч).
Характеристика элемента по положению в ПСХЭ.
|
Актуализировать знания о физическом смы-сле порядкового номера элемента, номера группы и периода, о составе ядра, изотопах.
|
|
|
2
|
Переходные элементы. Амфотерность.
|
Дать понятие переходных элементов, пока-зать их амфотерные свойства, записывать уравнения. ЛО 1.
|
|
|
3
|
Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева.
|
Актуализировать знания о структуре перио-дической системы, зависимости свойств элемента от его положения в ней; о значении периодического закона.
|
|
|
4
|
Решение упражнений и задач.
|
Повторение, обобщение и закрепление знаний 8 класса; решение типовых заданий.
|
|
|
5
|
Контрольная работа №1 по осн
овным химическим понятиям.
|
Контроль знаний, умений и навыков.
|
|
|
6
|
2.Металлы (16 ч). Век мед-ный, бронзовый, железный.
|
Познакомить со становлением химии как науки.
|
|
|
7
|
Положение металлов в ПСХЭ, строение атомов, кристалличе-ские решетки.
|
Формировать представление о зависимости физических свойств металлов от типа крис-
таллической решетки и строения атома.
|
|
|
8
|
Физические свойства металлов.
|
Познакомить с главными свойствами металлов, их классификацией.
|
|
|
9
|
Сплавы.
|
Формировать представление о сплавах и их классификации.
|
|
|
10
|
Химические свойства металлов.
|
Представление об электрохимическом ряде напряжений металлов; развивать умения составлять уравнения реакций.
|
|
|
11
|
Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений».
|
Проведение реакций генетических преобразований.
|
|
|
12
|
Получение металлов.
|
Формировать представление о металлургии, способах получения металлов разной активности.
|
|
|
13
|
Коррозия металлов.
|
Формировать представление о коррозии как окислительно-восстановительном процессе, способах защиты металлов от коррозии.
|
|
|
14
|
Щелочные металлы. Калийные удобрения.
|
Отработать умение характеризовать элемен
ты, знания о химических свойствах основн
ых оксидов, щелочей, значении, применени
|
|
|
15
|
Щелочноземельные металлы.
|
Продолжить знания о переходных элемен-тах, умения составлять уравнения химичес-ких реакций. Жесткость воды. ЛО 2.
|
|
|
16
|
Алюминий.
|
Формировать представление об амфотерны
х свойствах алюминия, его соединений.ЛО3
|
|
|
17
|
Железо.
|
Формировать представление о химических свойствах железа, изменении его степени окисления, качественных реакциях. ЛО 4.
|
|
|
18
|
Практическая работа № 2 «По-лучение и изучение свойств соединений металлов».
|
Практическое доказательство амфотерности железа или алюминия.
|
|
|
19
|
Обобщение, решение задач.
|
Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме; решение типовых задан.
|
|
|
20
|
Контрольная работа №2 по теме «Металлы».
|
Контроль знаний, умений и навыков.
|
|
|
21
|
Практическая работа №3 «Эк-спериментальные задачи по распознаванию веществ».
|
Проведение качественных реакций и запись ионных уравнений.
|
|
|
22
|
3.Неметаллы (26 ч).
Ряд электроотрицательности.
|
Формировать представление о положении неметаллов в ПСХЭ, зависимость строения атомов и свойств, о причинах аллотропии.
|
|
|
23
|
Неметаллы - простые вещества. Аллотропия.
|
На примере кислорода показать характер-ные свойства неметаллов, качественные реакции.
|
|
|
24
|
Химические элементы в клетках живых организмов.
|
Дать понятия: макро- и микроэлементов, витаминов, ферментов, гормонов, значение.
|
|
|
25
|
Водород.
|
Познакомить с двойственным положением водорода в ПСХЭ, строением, свойствами.
|
|
|
26
|
Галогены.
|
Закрепить главные свойства ло 5 и строение атомов галогенов и изменение их свойств.
|
|
|
27
|
Получение и применение соединений галогенов.
|
Показать закономерности изменения свойс-тв галогенов по группе, дать знания о гало-геноводородах, галогенидах металлов, их качественных реакциях. ЛО 6.
|
|
|
28
|
Биологическое значение и применение галогенов.
|
Формировать представление о получении и применении наиболее значимых галогенов.
|
|
|
29
|
Халькогены. Кислород.
|
Закрепить знания о биологическом значени-и кислорода; дать понятие халькогенов.
|
|
|
30
|
Сера. Сульфиды, оксиды.
|
Познакомить с серой и её соединениями, их применением и значением в жизни.
|
|
|
31
|
Серная кислота, её соли.
|
Дать представление о значении и свойствах серной кислоты, способе её получения. ЛО7
|
|
|
32
|
Практическая работа № 4 «Эк-спериментальные задачи по теме «Халькогены».
|
Провести практическое закрепление знаний.
|
|
|
33
|
Решение упражнений и задач.
|
Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме; решение типовых заданий.
|
|
|
34
|
Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы».
|
Контроль знаний, умений и навыков.
|
|
|
35
|
Азот.
|
Дать понятие о круговороте азота и биоло-гическом значении его и его оксидов.
|
|
|
36
|
Аммиак.
|
Познакомить со строением аммиака, его свойствами и значением. ЛО 8.
|
|
|
37
|
Соли аммония. Азотные удобрения.
|
Познакомить со свойствами солей, их при-менением; качественной реакцией на ионы.
|
|
|
38
|
Кислородные соединения азота.
|
Формировать представления об оксидах азо
та, азотной кислоте, её солях, их получении
|
|
|
39
|
Фосфор и его соединения.
|
Дать представление о круговороте фосфора, его соединениях, значении и применении.
|
|
|
40
|
Общая классификация удобре-ний.
|
ЛО 9. Познакомить с удобрениями, их свойствами.
|
|
|
41
|
Практическая работа №5 «Распознавание минеральных удобрений».
|
Проанализировать свойства удобрений.
|
|
|
42
|
Углерод.
|
Дать понятие аллотропии, круговорота угле
рода в природе, его химических свойствах. Адсорбция, ЛО 10.
|
|
|
43
|
Кислородные соединения углерода.
|
Познакомить с оксидами углерода и угольн
ой кислотой, их солями карбонатами. ЛО11
|
|
|
44
|
Кремний и его соединения. Силикаты.
|
Дать представление о кремние как аналоге углерода и его соединениях.
|
|
|
45
|
Практическая работа №6 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода».
|
Практические задачи на распознавание веществ.
|
|
|
46
|
Решение задач и упражнений.
|
Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме; решение типовых заданий.
|
|
|
47
|
Контрольная работа №4 по теме «Подгруппы азота и углерода».
|
Контроль знаний, умений и навыков.
|
|
|
48
|
4.Органические вещества(14)
Предмет органической химии.
|
Дать понятие об углеводородах.
|
|
|
49
|
Предельные углеводороды.
|
Дать понятие изомеров и гомологов.
|
|
|
50
|
Непредельные углеводороды. Этилен.
|
Познакомить со строением и применением непредельных углеводородов.
|
|
|
51
|
Спирты.
|
Познакомить со строением и применением спиртов.
|
|
|
52
|
Карбоновые кислоты.
|
Познакомить со строением и применением карбоновых кислот. ЛО 12.
|
|
|
53
|
Сложные эфиры.
|
Механизм образования сложного эфира, применение.
|
|
|
54
|
Жиры. Реакция этерификации.
|
Познакомить со строением и применением жиров.
|
|
|
55
|
Аминокислоты - амфотерные соединения.
|
Познакомить со строением и значением аминокислот.
|
|
|
56
|
Белки. Строение, биологичес-кая роль.
|
Познакомить со строением, функциями и биологической ролью белков. ЛО 13.
|
|
|
57
|
Углеводы. Их биологическая роль.
|
Познакомить со строением и значением углеводов.
|
|
|
5859
|
Полимеры.
|
Познакомить со строением и применением пластмасс, волокон.
|
|
|
60
|
Обобщение, решение упражнений.
|
Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме; решение типовых заданий.
|
|
|
61
|
Контрольная работа №5 по те-ме «Органические вещества».
|
Контроль знаний, умений и навыков.
|
|
|
62
|
5.Повторение (5 ч).
Даты открытия химических элементов.
|
Таблица на стр.262- 265.
|
|
|
6364
|
Решение задач и упражнений по курсу 9 класса.
|
По учебнику.
|
|
|
65
|
Обобщение за курс 9 класса.
|
Повторение, обобщение и закрепление знаний по курсу 9 класса; решение типовых заданий.
|
|
|
66
|
Итоговая контрольная работа № 6.
|
Контроль знаний, умений и навыков.
|
|
|
67-70
|
Повторение наиболее сложных тем за курс химии 9 класса.
|
Повторение, обобщение и закрепление знаний по курсу 9 класса; решение типовых заданий.
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |