СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Фармакология»- главной целью преподавания фармакологии является освоение общих принципов оформления рецептов и составления рецептурных прописей. Умение анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакокинетических и фармакодинамических параметров. Способность оценивать возможность применения лекарственных средств при патологических состояниях.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Фармакология» входит в состав базовой части раздела «Математический и естественнонаучный цикл».
Для изучения дисциплины «Фармакология» необходимо предшествующее освоение следующих дисциплин:
Анатомия человека: строение и функции клеток, тканей, органов и систем организма, возрастные и функциональные особенности морфологических структур;
Биология человека, медицинская генетика: основные закономерности и общая характеристика процесса эмбриогенеза и постэмбрионального развития, основные закономерности эмбрионального развития тканей и органов, молекулярно – генетические основы жизнедеятельности клетки, строение и функции основных клеточных структур,
Математика, информатика: построение математических модулей в фармации, умение работать с персональным компьютером, в сети интернет, пользоваться компьютерными технологиями.
Нормальная физиология: общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма; механизмы регуляции и саморегуляции при изменениях и воздействии разнообразных факторов внутренней и внешней среды; динамику физиологических процессов в различные возрастные периоды человека – становление и старение организма.
Микробиология, вирусология и иммунология: классификация, морфология, физиология микроорганизмов, влияние различных факторов на жизнеспособность микроорганизмов, основные понятия патогенеза болезней, использование антибактериальных и противовирусных препаратов, основы иммунитета.
Латинский язык и основы терминологии: сведения по предмету, необходимые для оформления рецептов.
Общая патология: изучение типовых патологических процессов, патологии органов и систем в форме наиболее важных заболеваний человека, раскрывает основы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
- способен применять знания общих закономерностей происхождения и развития жизни, строения и функционирования клеток, тканей, органов и систем организма, представления о факторах формирования здоровья, защитно-приспособительных процессах, регуляции и саморегуляции в норме и патологии, с целью проведения целенаправленных мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению восстановлению здоровья индивида и группы населения (ПК-7);
-готов осуществлять сбор и обработку медико – статистических данных (ПК-16);
- готов к оперативному поиску, обмену, анализу информации в области исследований в сестринской практике и медицине; способен к созданию условий для их осуществления (ПК-17);
- готов проводить исследовательскую работу в области своей профессиональной деятельности (ПК-18).
В результате изучения дисциплины студент должен:
-
Классификацию и группы лекарственных средств, их международные названия.
-
Механизм действия, фармакодинамические эффекты, основные фармакокинетические параметры, нежелательные явления лекарственных средств. Показания и противопоказания к назначению лекарственных средств.
-
Взаимодействие лекарственных средств при их комбинированном назначении.
-
Основные правила выписывания рецептов.
-
Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств и возможной замене одного препарата другим.
-
Выписывать рецепты для получения лекарственных средств на отделение, медицинское учреждение.
4. Структура и содержание дисциплины «Фармакология».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
4.1 Очная (дневная) форма обучения
№ п/п
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
|
Консультации
|
Семинар
|
Практические занятия
|
Лабораторные работы
|
Контрольные работы
|
Самостоятельная работа
|
| -
|
Введение. Проблемы и методы современной фармакологии. Некоторые вопросы общей фармакологии.
|
3
|
|
2
|
|
|
2
|
|
|
2
|
Индивидуальный устный и фронтальный письменный опрос, тестирование.
| -
|
Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию. Механизм действия, применение. Препараты угнетающего и стимулирующего действия.
|
3
|
|
2
|
|
|
2
|
|
|
2
| -
|
Средства для общей анестезии (ингаляционные и неингаляционные наркозные средства). Классификация.
|
3
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
2
| -
|
Холиномиметические, холиноблокирующие средства. Механизм действия. Показания. Антихолинэстеразные средства. Механизм действия, показания к применению.
|
3
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
2
| -
|
Адреномиметические, адреноблокирующие средства Классификация, показания к применению.
|
3
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
2
| -
|
Фармакологические свойства наркотических и ненаркотических анальгетиков. Проблемы наркомании и токсикомании
|
3
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
2
| -
|
Психотропные препараты, классификация, механизм действия (возбуждающие, угнетающие ЦНС)
|
3
|
|
2
|
|
|
6
|
|
|
2
| -
|
Витамины. Ферменты. Кислоты и щелочи. Соли щелочных и щелочно-земельных металлов. Действие витаминов на плод и новорожденного.
|
3
|
|
2
|
|
|
2
|
|
|
2
| -
|
Средства, влияющие на функции органов дыхания. Стимуляторы дыхания. Классификация противокашлевых и бронхолитических средств.
|
3
|
|
|
|
|
2
|
|
|
4
| -
|
Средства влияющие на функцию органов пищеварения. Рвотные, противорвотные, желчегонные, слабительные средства.
|
3
|
|
|
|
|
2
|
|
|
4
|
|
Итого:
|
|
|
16
|
1
|
|
32
|
|
|
24
|
Зачет 3 сем.
|
4.2 Очно-заочная (вечерняя) форма обучения
№ п/п
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
|
Консультации
|
Семинар
|
Практические занятия
|
Лабораторные работы
|
Контрольные работы
|
Самостоятельная работа
|
| -
|
Введение. Проблемы и методы современной фармакологии. Некоторые вопросы общей фармакологии.
|
3
|
|
2
|
|
|
-
|
|
|
4
|
Индивидуальный устный и фронтальный письменный опрос.
| -
|
Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию. Механизм действия, применение. Препараты угнетающего и стимулирующего действия.
|
3
|
|
1
|
|
|
2
|
|
|
4
| -
|
Средства для общей анестезии (ингаляционные и неингаляционные наркозные средства). Классификация.
|
3
|
|
1
|
|
|
2
|
|
|
4
| -
|
Холиномиметические, холиноблокирующие средства. Механизм действия. Показания. Антихолинэстеразные средства. Механизм действия, показания к применению.
|
3
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
6
| -
|
Адреномиметические, адреноблокирующие средства Классификация, показания к применению.
|
3
|
|
1
|
|
|
2
|
|
|
4
| -
|
Фармакологические свойства наркотических и ненаркотических анальгетиков. Проблемы наркомании и токсикомании
|
3
|
|
1
|
|
|
2
|
|
|
4
| -
|
Психотропные препараты, классификация, механизм действия (возбуждающие, угнетающие ЦНС)
|
3
|
|
1
|
|
|
2
|
|
|
4
| -
|
Витамины. Ферменты. Кислоты и щелочи. Соли щелочных и щелочно-земельных металлов. Действие витаминов на плод и новорожденного.
|
3
|
|
1
|
|
|
2
|
|
|
4
| -
|
Средства, влияющие на функции органов дыхания. Стимуляторы дыхания. Классификация противокашлевых и бронхолитических средств.
|
3
|
|
|
|
|
2
|
|
|
4
| -
|
Средства влияющие на функцию органов пищеварения. Рвотные, противорвотные, желчегонные, слабительные средства.
|
3
|
|
-
|
|
|
2
|
|
|
4
|
|
Итого:________10__1'>Итого:
|
|
|
10
|
1
|
|
20
|
|
|
42
|
Зачет 3 сем.
|
4.3 Заочная форма обучения
№ п/п
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
|
Консультации
|
Семинар
|
Практические занятия
|
Лабораторные работы
|
Контрольные работы
|
Самостоятельная работа
|
| -
|
Введение. Проблемы и методы современной фармакологии. Некоторые вопросы общей фармакологии.
|
4
|
|
1
|
|
|
|
|
|
6
|
Индивидуальный устный и фронтальный письменный опрос.
| -
|
Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию. Механизм действия, применение. Препараты угнетающего и стимулирующего действия.
|
4
|
|
1
|
|
|
1
|
|
|
6
| -
|
Средства для общей анестезии (ингаляционные и неингаляционные наркозные средства). Классификация.
|
4
|
|
1
|
|
|
1
|
|
|
6
| -
|
Холиномиметические, холиноблокирующие средства. Механизм действия. Показания. Антихолинэстеразные средства. Механизм действия, показания к применению.
|
4
|
|
|
|
|
1
|
|
|
6
| -
|
Адреномиметические, адреноблокирующие средства Классификация, показания к применению.
|
4
|
|
|
|
|
1
|
|
|
6
| -
|
Фармакологические свойства наркотических и ненаркотических анальгетиков. Проблемы наркомании и токсикомании
|
4
|
|
|
|
|
1
|
|
|
6
| -
|
Психотропные препараты, классификация, механизм действия (возбуждающие, угнетающие ЦНС)
|
4
|
|
|
|
|
1
|
|
|
6
| -
|
Витамины. Ферменты. Кислоты и щелочи. Соли щелочных и щелочно-земельных металлов. Действие витаминов на плод и новорожденного.
|
4
|
|
1
|
|
|
|
|
|
6
| -
|
Средства, влияющие на функции органов дыхания. Стимуляторы дыхания. Классификация противокашлевых и бронхолитических средств.
|
4
|
|
1
|
|
|
|
|
|
6
| -
|
Средства влияющие на функцию органов пищеварения. Рвотные, противорвотные, желчегонные, слабительные средства.
|
4
|
|
1
|
|
|
|
|
|
6
|
|
Итого:
|
|
|
6
|
|
|
6
|
|
|
60
|
Зачет 4 сем.
|
Содержание разделов дисциплины
Поделитесь с Вашими друзьями: |