«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи»



страница1/2
Дата24.04.2016
Размер256 Kb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2
Методические рекомендации для студентов. Лечебное дело.

План практического занятия: Расход времени

Проверка исходного уровня знаний по тематическому материалу - 20 мин

Самостоятельная работа студентов с больными или их электронным атласом, описание воспалительного процесса на коже, выделение морфологических элементов кожной сыпи ( при отсутствии больных ) под контролем преподавателя - 60 мин

Разбор больных с преподавателем ( разделение студентов по 3-4 человека и работа у постели больного под контролем преподавателя ) - 60 мин

Решение ситуационных клинических задач ( индивидуально с каждым студентом ) или разбор реферата - 25 мин

Контроль конечного уровня знаний ( тестовый ) - 20 мин



Инструкция о содержании и методики подготовки и проведения следующего занятия

- 10 мин

Занятие № 1

Методические разработки на тему: «Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи»

Цель занятия: иметь современные представления о строении кожи, о кожном заболевании, как самостоятельном нозологическом процессе, так и поражении кожи при ряде патологических процессов во внутренних органах.

Актуальность темы: Знание строения, физиологии, функции кожи, первичных и вторичных морфологических элементов сыпи способствуют правильной постановке диагноза, выявлению причин заболевания и назначению адекватной терапии.

Задачи:

  1. Знать особенности строения кожи ее функции в норме и патологии

  2. Знать гистопатологию, физиологию, анатомию кожи

  3. Знать строение придатков кожи

  4. Знать первичные и вторичные морфологические элементы.

  5. Знать примеры заболеваний, проявляющиеся теми или иными морфологическими элементами

  6. Знать дифференцировку морфологических элементов друг от друга

Студент должен уметь:

  1. Определить вид морфологического элемента на коже и слизистых Дать описание кожного статуса

  2. Дифференцировать элементы друг от друга

  3. Дать характеристику вторичным морфологическим элементам

  4. Овладеть навыками витропрессии

Основные принципы контроля знаний:

  1. Предлагаются фотоснимки больного. Студент должен различить морфологические элементы.

  2. Ситуационные задачи

  3. Тестовые задания по дисциплине ( типовые тестовые задания по Итоговой Государственной аттестации выпускников ВУЗа, часть 1, 2006г)

  4. Наглядные пособия: микропрепараты, таблицы, набор инструментов ( стекла, лупа, зонды, электронный атлас, фотографии, папки с тематическим материалом по данной теме )

  5. Самостоятельная работа студента на тему: «Иммунология кожи»

Литература:

    1. Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. М., 2000, с. 361- 373, с. 389 – 396.

    2. Томас П. Хэбиф. Кожные болезни. Диагностика и лечение. М., 2006, с. 114 – 138.

    3. Кубанова А.А. Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфекций, передаваемых половым путем. М .,2005.

    4. Журнал Лечащий врач №7 2007 ст - Наиболее часто встречающиеся дерматиты у детей. Д.Ш. Мачарадзе cтр 42-46.

Занятие № 2

Методические разработки на тему: «Методика обследования больного дерматологического профиля. Псориаз. Красный плоский лишай. Розовый лишай. Принципы общей и наружной терапии дерматозов».

Актуальность темы:

Псориаз — это распространенное хроническое воспалительное папулосквамозное заболевание кожи мультифакторной этиологии, с функциональными и коммуникативными аномалиями Т-лимфоцитов.

Псориазом страдает около 1-2 % населения Земли. Наиболее высокая заболеваемость отмечается в Западной Европе и Скандинавии. Менее распространена болезнь среди черных и китайцев и редко встречается среди коренных жителей Америки.



Красный плоский лишай - это относительно распространенное заболеваний, встречающееся примерно у 1 % больных, посещающих дерматолога. Болеют в основном взрослые среднего возраста, одинаково часто мужчины и женщины. Это идиопатическое заболевание. Рассматриваются следующие гипотезы: вирусная инфекция, аутоиммунная реакция, психогенная реакция. В пользу этих гипотез свидетельствуют связь возникновения КПЛ с наличием вирусного гепатита, неврологических заболеваний, тяжелой психической травмы. Идентичные лихеноидные высыпания отмечались при медикаментозных реакциях после трансплантации костного мозга как проявление болезни "трансплантат против хозяина".
Большинство случаев КПЛ встречается у здоровых во всех отношениях людей, и причину установить не удается.

Розовый лишай — это острое доброкачественное заболевание, встречающееся как у пожилых так и у молодых людей. В 75 % случаев дерматоз начинается с одиночного четко очерченного пятна диаметром 2-4 см овальной формы с характерным шелушащимся воротничком (материнское пятно). Через несколько дней или недель появляются подобные высыпания (обычно меньших размеров) на туловище, проксимальных отделах конечностей. Лицо, ладони и подошвы, как правило, интактны. Поражения на туловище имеют тенденцию располагаться параллельно линиям кожи, напоминая "рождественскую елку". Заболевание обычно разрешается через несколько недель и месяцев, однако может существовать длительно. Дерматоз в большинстве случаев протекает бессимптомно, за исключением легких продромов. Этиология розового лишая неизвестна, однако сведения о сезонности, эпидемических вспышках и развитии пожизненного иммунитета указывают на инфекционную (вирусную) природу заболевания.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: уметь проводить обследование больного дерматологического профиля, распознать у больных проявления псориаза, красного плоского лишая, розового лишая.

Задачи:

  1. Знать методы обследования больного дерматологического профиля ( витропрессия, осмотр в лучах лампы Вуда, использование лупы и т.д. )

  2. Знать этиологию и патогенез псориаза, КПЛ, розового лишая.

  3. Знать клинику псориаза, КПЛ, розового лишая.

  4. Знать стадии и клинические формы псориаза, КПЛ, розового лишая.

  5. Уметь определять феномен Кебнера.

  6. Уметь определять индекс PASI

  7. Уметь проводить дифференциальную диагностику с высыпаниями при вторичном сифилисе (папулезным сифилидом, сифилитической розеолой, лейкодермой), парапсориазом, нейродермитом, микозами, экземой.

  8. Знать клинические проявления осложненных форм псориаза их дифференциальную диагностику.

  9. Знать принципы патогенетической и симптоматической терапии псориаза, КПЛ, розового лишая.

  10. Знать основные критерии проведения диспансерных мероприятий по данным заболеваниям.

  11. Оценить прогноз заболевания.

Студент должен уметь:

    1. Целенаправленно собрать анамнез заболевания

    2. Оценить общее состояние больного

    3. Определить возможные причины данного заболевания

    4. Определить вид морфологического элемента на коже и слизистых при таких заболеваниях как: псориаз, КПЛ, розовый лишай.

    5. Дать описание кожного статуса

    6. Дифференцировать элементы друг от друга при разных нозологических формах

    7. Наметить основные направления в терапии

    8. Определить прогноз заболевания

Основные принципы контроля знаний:

  1. Предлагаются фотоснимки больного. Студент должен различить морфологические элементы.

  2. Ситуационные задачи

  3. Тестовые задания по дисциплине ( типовые тестовые задания по Итоговой Государственной аттестации выпускников ВУЗа, часть 1, 2006г)

  4. Наглядные пособия: микропрепараты, таблицы, набор инструментов ( стекла, лупа, зонды, электронный атлас, фотографии, папки с тематическим материалом по данной теме )

  5. Работа у постели больного (группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает для разбора больного с псориазом, КПЛ или розовым лишаем. Под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят разбор больных, описывают дерматологический статус, оформляют амбулаторную карту, составляют план лечения больного )

  6. Самостоятельная работа студента на тему: «Осложненные формы псориаза. Принципы терапии», «Дифференциальная диагностика красного полоского лишая с преимущественной локализацией на волосистой части головы»

Литература

  1. Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. М., 2000, с. 361- 373, с. 389 – 396.

  2. Томас П. Хэбиф. Кожные болезни. Диагностика и лечение. М., 2006, с. 114 – 138.

  3. Бащинский С. Е. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. Часть 7. М., 2003, с. 2280 – 2299.

  4. Инджикян С. М. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М., 2007, с 1293 – 1293, с., 1306 – 1307.

  5. Кубанова А.А. Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфкций, передаваемых половым путем. М .,2005.

Занятие № 3

Методические указания к изучению темы: «ПИОДЕРМИТЫ», «ЧЕСОТКА», «ПЕДИКУЛЕЗ».

Актуальность темы: Пиодермии (pyon – гной + derma – кожа) – гнойничковые болезни кожи – группа острых и хронических, поверхностных и глубоких воспалительных процессов кожи, вызываемых гноеродными кокками (стрепто-, стафилококками), реже – протеем, энтерококками, синегнойной, кишечной палочками и другими микроорганизмами.
   Пиодермии – наиболее распространенные заболевания кожи как у взрослых, так и у детей, начиная с периода новорожденности. С данной группой заболеваний часто встречаются врачи всех специальностей (хирурги, терапевты, педиатры, гинекологи и др.).  Чесотка — это вызываемая клещом контагиозная инвазия, которая поражает человека и других млекопитающих (собаки, кошки, лошади, коровы, свиньи и т. д.). Sarcoptes scabiei, вариант hominis,возбудитель чесотки у человека, его единственного хозяина.Педикулез – ( pediculosisот лат. Вшивость) – распространенное, эктопаразитарное заболевание, проявляющееся зудящими поражениями кожи в месте укусов вшеи, часто сопровождающееся вторичнои инфекциеи, экзематизациеи и другими осложнениями. Вши паразитируют исключительно на млекопитающих и приспособлены к питанию на строго облигатных хозяевах.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: уметь распознать у больных проявления пиодермии, чесотки, педикулеза.

Задачи:

  1. Знать этиологию и патогенез пиодермии, чесотки, педикулеза

  2. Знать клинику пиодермии, чесотки, педикулеза

  3. Знать стадии, клинические формы и феномены пиодермии, чесотки, педикулеза

  4. Проводить дифференциальную диагностику с сифилисом, микозом, др. инфекциями

  5. Знать осложненные формы чесотки

  6. Знать методы обследования больных при пиодермии, чесотки, педикулезе.

  7. Уметь определять принципы патогенетической и симптоматической терапии пиодермии, педикулеза, чесотки

  8. Знать особенности проведения диспансерных мероприятий

  9. Уметь прогнозировать течение заболеваний

Студент должен уметь:

  1. Целенаправленно собрать анамнез заболевания

  2. Оценить общее состояние больного

  3. Определить возможные причины данного заболевания

  4. Определить вид морфологического элемента на коже при таких заболеваниях как: пиодермия, чесотка, педикулез.

  5. Дать описание кожного статуса при данных заболеваниях

  6. Провести дифференциальную диагностику с такими заболеваниями, как вторичныи сифилис, поверхностные формы некоторых микозов, почесуха, атопическии дерматит

  7. Взять патологический материал для выявления чесоточного клеща

  8. Наметить основные направления в патогенетическои и симптоматическои терапии

  9. Определить прогноз заболевания

  10. Наметить проведение диспансерных мероприятии

Основные принципы контроля знаний:

  1. Работа у постели больного (группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает для разбора больного с пиодермией, педикулезом или чесоткой. Под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят разбор больных, описывают дерматологический статус, оформляют амбулаторную карту, составляют план лечения больного )

  2. Предлагаются фотоснимки больного. Студент должен различить морфологические элементы.

  3. Ситуационные задачи

  4. Тестовые задания по дисциплине ( типовые тестовые задания по Итоговой Государственной аттестации выпускников ВУЗа, часть 1, 2006г)

  5. Наглядные пособия: микропрепараты, таблицы, набор инструментов ( стекла, лупа, зонды, электронный атлас, фотографии, папки с тематическим материалом по данной теме )

  6. Самостоятельная работа на тему: «Особенности течения чесотки при иммунодефицитах», «Атипичные формы пиодермий»

Литература

  1. Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. М., 2000, с. 361- 373, с. 389 – 396.

  2. Томас П. Хэбиф. Кожные болезни. Диагностика и лечение. М., 2006, с. 114 – 138.

  3. Бащинский С. Е. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. Часть 7. М., 2003, с. 2280 – 2299.

  4. Инджикян С. М. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М., 2007, с 1293 – 1293, с., 1306 – 1307.

  5. Кубанова А.А. Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфкций, передаваемых половым путем. М .,2005.

Занятие № 4

Краткие методические указания на тему: «Грибковые заболевания: кератомикозы, эпидермофития, рубромикоз, кандидоз, отрубевидный лишай, эритразма».
Актуальность темы :За последние десятилетия микозы, т.е. обусловленные микроскопическими грибами болезни, стали важнейшей клинической проблемой. Широкое распространение новых медицинских технологий ( интенсивной цитостатической и иммуносупрессивной терапии, трансплантации органов и тканей, инвазивных диагностических и лечебных процедур и пр. ), пандемия ВИЧ-инфекции, а также успехи в лечении бактериальных и вирусных инфекций привели к увеличению популяции иммуноскомпрометированных пациентов с высоким риском развития поверхностных и инвазивных ( глубоких ) грибковых инфекций.

Среди грибковых заболеваний выделяют такие как:



Отрубевидный ( Разноцветный ) лишай , вызванный грибами рода Malassezia. Кроме отрубевидного лишая, данные грибы могут вызывать специфический фолликулит, а у больных с факторами риска ( например, при длительном парентеральном питании с применением липидов) – инвазивный микоз. Отрубевидный лишай – распространенное заболевание. Его выявляют у 1-5% взрослых жителей стран с умеренным климатом. У жителей регионов с влажным и жарким климатом частота отрубевидного лишая достигает 30-40%. Специфический фолликулит чаще развивается при инсоляции или иммуносупрессии.

Кандидоз – известно более 150 видов грибов рода Candida. Наиболее часто встречающиеся: C.albicans С.tropicalis C.parapsilosis C. glabrata C. Krusei C. lusitaniae C.guilliermondii C.rugoza и др.

Возбудители кандидоза распространены повсеместно. Некоторые являются обитателями организма человека .Они выявляются при посевах со слизистых оболочек полости рта и ЖКТ у 30-50% здоровых людей и со слизистых оболочек гениталий у 20-30% здоровых женщин.Поэтому важно уметь различать кандидоз и колонизацию слизистых оболочек и кожи.



Эритразма ( псевдомикоз ) – заболевание вызываемое возбудителем Corynebacterium minutissimum. Поражает только кожу, имеет рад клинических особенностей.

Эпидермафития- грибковое заболевание, возбудителем которого является piterosporum orbicularis, вызывая поражение кожи конечностей, область складок тела, ногтевых пластин. Возбудитель заболевания распространен повсеместно. Болеют паховой эпидермофитией только люди. Развитию заболеваний благоприятствуют повышенная потливость, опрелость кожи, избыточная масса тела.

Рубромикоз - грибковое заболевание, возбудителем которого является Trichofitum rubrum, вызывает поражение гладкой кожи( стопы, область крупных складок ), ногтевых пластин, волос. Имеет достаточно широкое распространение среди грибковых заболеваний.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: уметь распознавать у больных проявления микозов, проводить дифференциальную диагностику, назначать адекватное лечение, проводить мероприятия по профилактике заболевания и оказывать противоэпидемические мероприятия.

Задачи:

  1. Знать характеристику возбудителей грибковых заболеваний, их разновидность, свойства.

  2. Знать клинические формы эпидермафитии, рубромикоза, кандидоза, отрубевидного лишая, эритразмы.

  3. Знать морфологические элементы сыпи при грибковых заболеваниях

  4. Знать характерную локализацию высыпаний

  5. Знать жалобы при данных заболеваниях

  6. Знать дифференциальную диагностику отрубевидного лишая с розеолезным сифилидом, розовым лишаем,витилиго, паховой эпидермофитии – с рубромикозом крупных складок, эритразмой, экземой, трихофитии волосистой части головы и гладкой кожи – с рубрмикозом, микроспорией, фавусом, себореей.

  7. Знать методы исследования характерные для грибковых процессов ( микроскопия материала из очага поражения, определение скрытого шелушения ( проба с 5% раствором йода ), осмотр в лучах лампы Вуда

  8. Знать противогрибковые препараты, указать их механизм действия

  9. Знать формы антимикотических препаратов, их показания и противопоказания.

  10. Знать общие принципы лечения

  11. Спрогнозировать течение грибковых заболеваний

  12. Знать особенности составления плана диспансерных и противоэпидемических мероприятий.

Студент должен уметь:

  1. Целенаправленно собрать анамнез заболевания

  2. Оценить общее состояние больного

  3. Определить возможные причины данного заболевания

  4. Определить вид морфологического элемента на коже при таких заболеваниях как: кератомикозы, эпидермофития, рубромикоз, кандидоз, отрубевидный лишай, эритразма.

  5. Дать описание кожного статуса при данных заболеваниях

  6. Провести дифференциальную диагностику с такими заболеваниями, как вторичныи сифилис, поверхностные формы некоторых микозов микозов, почесуха, атопическии дерматит

  7. Наметить основные направления в патогенетическои и симптоматическои терапии

  8. Определить прогноз заболевания

  9. Наметить проведение диспансерных мероприятии

Основные принципы контроля знаний:

  1. Работа у постели больного (группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает для разбора больного с микозом. Под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят разбор больных, описывают дерматологический статус, оформляют амбулаторную карту, составляют план лечения больного)

  2. Предлагаются фотоснимки больного. Студент должен различить морфологические элементы.

  3. Ситуационные задачи

  4. Тестовые задания по дисциплине ( типовые тестовые задания по Итоговой Государственной аттестации выпускников ВУЗа, часть 1, 2006г)

  5. Наглядные пособия: микропрепараты, таблицы, набор инструментов ( стекла, лупа, зонды, электронный атлас, фотографии, папки с тематическим материалом по данной теме )

  6. Самостоятельная работа студента на тему: «Противогрибковая терапия. Особенности», «Глубокие микозы»

Литература

  1. Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. М., 2000, с. 361- 373, с. 389 – 396.

  2. Томас П. Хэбиф. Кожные болезни. Диагностика и лечение. М., 2006, с. 114 – 138.

  3. Бащинский С. Е. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. Часть 7. М., 2003, с. 2280 – 2299.

  4. Инджикян С. М. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М., 2007, с 1293 – 1293, с., 1306 – 1307.

  5. Кубанова А.А. Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфекций передаваемых половым путем. М .,2005.

  6. Климко Н.Н. Микозы: диагностика и лечение. Руководство для врачей. М., 2007

Занятие №5

Краткие методические указания на тему: «Грибковые заболевания. Трихомикозы: трихофития, микроспория, фавус».

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: уметь распознать у больных проявления микозов: трихофитии, микроспории, фавуса; назначить лечение, проводить мероприятия по профилактике заболевания и оказывать противоэпидемические мероприятия.

Актуальность темы: Обусловленные дерматомицетами микозы (микроспория, трихофития) имеют повсеместное распространение. Могут возникать в виде эпидемических вспышек. К факторам риска относят контакт с инфицированными животными и людьми, контаминированными дерматомицетами предметами, а также несоблюдение правил личной гигиены. Основные пути заражения - контактный или контактно-бытовой.Источниками обычно являются домашние животные, крупный рогатый скот, и непосредственно человек.

Задачи:

  1. Дать характеристику возбудителей грибковых заболеваний, их разновидность, свойства.

  2. Знать клинические формы микозов: трихофитии, микроспории, фавуса;

  3. Знать морфологические элементы сыпи;

  4. Знать особенности локализации высыпаний;

  5. Знать жалобы больного при данных заболеваниях

  6. Проводить дифференциальную диагностику поражения трихомикозами волосистой части головы с сифилитической алопецией, гнездной алопецией.

  7. Знать противогрибковые препараты, указать их механизм действия, показания и противопоказания различных форм препаратов.

  8. Знать общие принципы лечения;

  9. Дать прогноз заболевания.

  10. Составить план диспансерных и противоэпидемических мероприятий.

Студент должен уметь:

  1. Целенаправленно собрать анамнез заболевания

  2. Оценить общее состояние больного

  3. Определить возможные причины данного заболевания

  4. Определить вид морфологического элемента на коже при таких заболеваниях как: трихофития, микроспория, фавус.

  5. Дать описание кожного статуса при данных заболеваниях

  6. Провести дифференциальную диагностику с такими заболеваниями, как сифилис, дерматит, гнездная алопеция

  7. Наметить основные направления в патогенетической и симптоматической терапии

  8. Выписывать рецепты на лекарственные препараты

  9. Определить прогноз заболевания

  10. Наметить проведение диспансерных мероприятии

Основные принципы контроля знаний:

    1. Работа у постели больного (группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает для разбора больного с микозом. Под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят разбор больных, описывают дерматологический статус, оформляют амбулаторную карту, составляют план лечения больного)

    2. Предлагаются фотоснимки больного. Студент должен различить морфологические элементы.

    3. Ситуационные задачи

    4. Тестовые задания по дисциплине (типовые тестовые задания по Итоговой Государственной аттестации выпускников ВУЗа, часть 1, 2006г)

    5. Наглядные пособия: микропрепараты, таблицы, набор инструментов (стекла, лупа, зонды, электронный атлас, фотографии, папки с тематическим материалом по данной теме)

    6. Самостоятельная работа на тему: «Диагностика и лечение грибковых заболеваний: трихофития, микроспория, фавус»

Каталог: Chairs -> Family
Chairs -> Пояснительная записка 5 Цели и задачи освоения дисциплины
Chairs -> 1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины Цели и задачи изучения дисциплины
Chairs -> Темы рефератов по патофизиологии
Chairs -> Методические разработки к практическим занятиям по иммунологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов
Chairs -> Рабочая программа «факультетская терапия. Профессиональные болезни»
Chairs -> Контрольные вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни»
Chairs -> Рабочая программа учебной дисциплины «нервные болезни, нейрохирургия и медицинская генетика»
Family -> Решение ситуационных клинических задач (индивидуально с каждым студентом) или разбор реферата 25 мин
Family -> Методические рекомендации для студентов 4 курса


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




©zodomed.ru 2024


    Главная страница