УДК 796.894 ЗНАЧИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРОЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО В.В. Вавилов – аспирант Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск THE IMPORTANCE OF MOTIVATIONAL SPHERE MANAGEMENT DURING ATHLETIC GYMNASTICS LESSONS FOR RLD (READY FOR LABOUR AND DEFENCE) COMPLEX NORMATIVES FULFILLMENT V.V. Vavilov – a post-graduate student Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk e-mail: elena_funina@mail.ru Ключевые слова: показатели здоровья, нормативы комплекса ГТО, физическая подготовленность, методика, педагогический эксперимент. Аннотация. Во втором зрелом возрасте начинают проявляться вначале скрытые, затем явные признаки возрастных изменений, свидетельствующие о снижении деятельности физиологических систем организма. Увеличение объема двигательной активности является одним из ведущих условий замедления процессов старения. Осознание значимости целенаправленной систематической мышечной нагрузки в значительной мере определяется выбором правильных мотивов, так как стимул к систематической физической нагрузке должен быть достаточно сильным для преодоления сформировавшегося ложного сознания комфортности по мере снижения объема двигательной деятельности. Введение нового комплекса ГТО и необходимость подготовки для сдачи нормативов соответствующей ступени является мощным стимулом самосовершенствования и психологической установки на повышение фенотипического статуса. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование; инструментальные методы. Материал. В данной статье рассматривается новый подход к организации тренировочного процесса для мужчин второго зрелого возраста, основанного на исследовании структуры и содержания мотивационной сферы занимающихся с целью подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО. Результаты. Автором показано, что построение тренировочных занятий с учетом мотивов выбора физической нагрузки позволяет создать наиболее благоприятные условия тренировочных занятий, обеспечивающих необходимый уровень физического и функционального состояния для успешной сдачи норм комплекса ГТО. Разработана методика проведения тренировочных занятий по атлетической гимнастике, основанная на выявлении и учете мотивов повышения двигательной активности. Эффективность данного подхода была доказана в ходе педагогического эксперимента, позволившего получить данные о повышении показателей физической подготовленности занимающихся экспериментальной группы, существенно превышающих соответствующие результаты занимающихся контрольной группы. Заключение. В ходе педагогического эксперимента было выявлено, что воздействие рациональной физической нагрузки, обеспечивающей готовность к сдаче нормативов комплекса ГТО, позитивно отразилось на структуре мотивационной сферы. Занимающиеся смогли более рационально разобраться в соответствующих мотивах двигательной деятельности и установить наиболее значимые, благодаря которым была сформирована потребность в систематической мышечной нагрузке, направленной на подготовку к сдаче нормативов ГТО. Keywords: health indices, RLD complex normatives, physical fitness, methodology, pedagogical experiment. Annotation. During the second mature age start to appear first latent, then evident features of age-related changes, which prove the activity decrease of the physiological systems of an organism. The increase of a motional activity volume is one of the main conditions for ageing processes slowing down. The importance realization of a purposeful systematic muscular load is mainly conditioned by the choice of correct motives, as a stimulus to a systematic physical load should be strong enough for overcoming a formed false comfort consciousness in terms of the volume decrease of motional activity. A new RLD complex introduction and the necessity to prepare for the normatives fulfillment of a corresponding stage is a powerful stimulus for self-development and a psychological aim to increase a phenotypic status. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing; instrumental methods. Material. The article is about a new approach to the training process organization of the second mature age men, based on the structure and content study of a motivational sphere, of those who train, in order to prepare for RLD complex normatives fulfillment. Results. The author shows, that the training lessons organization, taking into account the motives of physical load choice, helps to create more favourable conditions for the training lessons, which provide a necessary level of physical and functional state for the successful fulfillment of RLD complex norms. A methodology of the training lessons organization in athletic gymnastics is created, which is based on the motives of motional activity increase revelation and taking into consideration. The effectiveness of this approach was proved during the pedagogical experiment, which helped to get the data on physical fitness indices increase among the people from the experimental group, these indices were considerably higher than the results of the respondents from the control group. Conclusion. During the pedagogical experiment it was revealed, that a rational physical load, which provides the readiness to fulfill RLD complex normatives, had a positive influence on the motivational sphere structure. The respondents could more rationally understand the corresponding motives of motional activity and state the most important ones, which helped to form the need for the systematic muscular load, directed at RLD complex normatives fulfillment.
Актуальность. Индустриализация общества, ряд других социально-экономических факторов обусловили увеличение количества людей старшей возрастной группы. Второй зрелый возраст мужчин (40-49лет) характеризуется развитием творческих возможностей, приобретением опыта производственной деятельности, повышением профессиональной компетентности. Одной из важнейших особенностей данного периода является начало возрастных изменений. Это детерминирует необходимость выявления механизмов и средств улучшения показателей здоровья, физической подготовленности, а также умственной и физической работоспособности. Морфофункциональный статус – один из ведущих компонентов здоровья, определяющих состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, скелетных мышц, уровня развития мышечной силы, выносливости, ловкости, гибкости, подвижности и других качественных сторон двигательной деятельности. Регулярные физические упражнения, мобилизуя резервы организма, повышают выносливость человека, его устойчивость к воздействию неблагоприятных условий внешней среды [1-3]. Так, физически подготовленные люди более устойчивы к гипоксии благодаря активному использованию бега, ходьбы на лыжах, плавания, при выполнении которых образуется кислородный долг, то есть создаются условия, аналогичные гипоксемии. Люди 2- го зрелого возраста с хорошим уровнем физической подготовленности, даже при снижении кислорода, отличаются более высокими показателями двигательной активности. Во втором зрелом возрасте возникают вначале скрытые, а затем явные процессы рассогласования деятельности различных функций. Наиболее заметные изменения выражаются в показателях минутного объема крови, жизненной емкости легких, основного обмена, содержания холестерина в крови, диаметра мышечных волокон и др. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что под влиянием систематической мышечной нагрузки не только восстанавливается, но и развивается двигательная функция, что положительно сказывается на других физиологических системах организма[5]. Однако для систематических занятий физическими упражнениями необходима, прежде всего, психологическая готовность к преодолению периода адаптации организма к регулярной тренировочной нагрузке, характеризующегося некомфортным состоянием. В это время существенно возрастает значимость мотивации, управление которой позволяет путем выбора оптимальных режимов двигательной деятельности; постановки доступных задач создать благоприятные условия, обеспечивающие психологическую и функциональную готовность к сдаче норм ГТО. Целью данной работы явилось теоретическое обоснование значимости мотивации двигательной деятельности у мужчин второго зрелого возраста для подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО. Задачи:1. Выявить условия управления мотивационной сферой мужчин 40-49 лет для занятий атлетической гимнастикой. 2. Разработать методику формирования потребности в использовании средств атлетической гимнастики и проверить ее эффективность в процессе педагогического эксперимента. Материалы. С возрастом происходит закономерное снижение двигательной активности, что обусловлено рядом факторов: изменением условий жизнедеятельности, необходимостью постоянного повышения профессиональной компетентности; поиском способов повышения производительности труда и т.д. Решение данных задач требует значительного времени, что обусловливает снижение внимания к двигательной активности и, как следствие, уменьшение ее объема, что отрицательно сказывается на показателях здоровья и физической подготовленности. Осознание необходимости активизации двигательной деятельности происходит или со значительным ухудшением здоровья, или с заметными отклонениями морфо-функционального статуса. Человек привыкает к состоянию малоподвижного образа жизни, преодоление которого требует значительных нервно- психических усилий. В этот период особую значимость приобретают личностные факторы: объективная самооценка морфофункционального статуса и мотивов двигательной деятельности. Сопоставление своих потребностей и возможностей с целью самосовершенствования является базисом для возникновения мотивов повышения двигательной активности как главного условия улучшения показателей здоровья, физической подготовленности, умственной работоспособности. В связи с этим значительный интерес представляет выявление ведущих мотивов занятий атлетической гимнастикой, реализация которых обусловливает подготовку к сдаче комплекса ГТО Результаты и их обсуждение. С целью выявления мотивов выбора атлетической гимнастики как наиболее эффективной формы самосовершенствования для мужчин второго зрелого возраста нами было проведено анкетирование 44 мужчин 40-49 лет. В результате опроса были выявлены следующие мотивы: - улучшение показателей здоровья – 35 человек; - формирование привлекательного морфофункционального статуса – 21; - повышение психоэмоционального состояния – 15; - подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО – 22; - необходимость активного отдыха и восстановление трудоспособности – 37; - получение удовольствия от тренировочной нагрузки (мышечная радость) – 6; - использование физических упражнений как средства выхода из стрессовой ситуации – 9; - хорошая техническая база, позволяющая использовать разнообразные физические упражнения – 12; - общение с широким кругом занимающихся – 27; - повышение умственной и физической работоспособности как средство повышения производительности труда – 29; - положительная динамика качественных сторон двигательной деятельности – 19; - смена обстановки как вид отдыха – 32; - возможность медицинского, педагогического контроля и самоконтроля состояния здоровья – 11; - возможность самосовершенствования – 7; - возможность использования тренажеров и тренажерных устройств и других технических средств оздоровления – 33. Среди указанных мотивов целесообразно выделить личностно ориентированные и социально значимые, реализация которых обусловливает характер отношения занимающихся к тренировочному процессу, определяет работоспособность, ответственность, дисциплинированность – качества, в значительной степени определяющие достижение поставленной цели. Анализ указанных мотивов свидетельствует о тесной взаимосвязи личностно ориентированных мотивов с социально значимыми, при условии постановки соответствующих задач. Так, мотив улучшения показателей здоровья обусловливает повышение умственной деятельности и физической трудоспособности, а также подготовку к сдаче нормативов комплекса ГТО. Мотив «формирование привлекательного, морфофункционального статуса», безусловно, является личностно ориентированным, однако мужчины второго зрелого возраста, добившись с помощью средств атлетической гимнастики привлекательного имиджа, выступают в роли пропагандиста физической культуры как одного из ведущих средств улучшения здоровья и морфофункционального статуса. Положительный пример занимающегося является стимулом к приобщению к занятиям атлетической гимнастикой других сотрудников, что повышает значимость данного мотива до уровня социально значимого. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения и оценки каждого мотива с позиций расширения его значимости для внедрения средств физической культуры в процесс жизнедеятельности лиц второго зрелого возраста. Для проверки значимости данных условий эффективности применения средств атлетической гимнастики для мужчин 40-49 лет был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 44 человека. Были организованы две группы: контрольная (КГ) – 20 и экспериментальная (ЭГ) – 24 человека. Перед началом педагогического эксперимента был определен уровень физической подготовленности с использованием следующих тестов: бега 100м (с), кросса 2000м (с) по пересеченной местности; прыжка в длину с места (см), сгибания и разгибания рук в упоре лежа (кол-во раз), поднимания туловища из положения лежа на спине за 1 мин. (кол-во раз за 30 с); наклона вперед из положения стоя (см); подтягивания из виса на высокой перекладине (кол-во раз). Анализ показателей физической подготовленности не выявил существенных различий у занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ тренировочные занятия проводились по традиционной методике с использованием разнообразных средств АГ и тренажеров различной направленности, где ведущее место занимала нагрузка анаэробного характера. В ЭГ применялась разработанная нами методика поддержания показателей здоровья и оптимального уровня физической подготовленности для данной возрастной группы на основе оптимального сочетания мышечной нагрузки аэробного и анаэробного характера. В ЭГ обращалось внимание на выбор силовых упражнений, их разнообразие, а также использование тренажеров в соответствии с мотивами деятельности. Так, при превалировании мотива улучшения показателей здоровья обеспечивалась постепенность в увеличении тренировочной нагрузки с учетом особенностей адаптации организма к мышечной деятельности и обеспечения готовности к сдаче нормативов ГТО. Повышение нагрузки осуществлялось через 8-10 занятий по мере успешного усвоения физических упражнений, установления оптимального индивидуального темпа и ритма двигательных действий. Большое значение при этом имела своевременная смена характера физических упражнений; чередование силовых упражнений с беговыми, плавательными, игровыми, что обеспечивало активный отдых и ускоряло восстановительные процессы [4]. В ЭГ важной составной частью тренировочных занятий явилось формирование навыков самоконтроля функционального состояния с помощью таких информативных и доступных методов контроля, как измерение пульса, частоты дыхания, покраснение или побледнение кожных покровов, усиление потоотделения и т.д. Одним из признаков утомления организма является потребность перехода с носового дыхания на ротовое, что является сигналом для снижения темпа двигательных действий или смены вида двигательной деятельности. Важным показателем работоспособности является получение удовольствия от тренировочной нагрузки. При первых признаках снижения интереса к данному физическому упражнению необходимо сменить вид двигательной деятельности. Большое значение имеет дозировка мышечной нагрузки, которая также имеет индивидуальный характер. Одним из признаков оптимальной дозировки является точность пространственно-временных и пространственно-силовых параметров выполняемого физического упражнения. При снижении амплитуды, изменении направления и других параметров необходимо перейти к выполнению следующего двигательного задания. Главным критерием рационального построения тренировочных занятий как ведущего условия положительного воздействия средств атлетической гимнастики на организм занимающихся является длительность адаптации к тренировочной нагрузке; преодоление дискомфортного состояния (боль в мышцах, суставах, тяжесть в теле и др.) и возникновение потребности в продолжении тренировочного процесса. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической подготовленности с применением тех же контрольных упражнений. Результаты педагогического эксперимента показали, что повышение уровня физической подготовленности произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако в ЭГ прирост результатов оказался более существенным. Так, в беге на 100 м в КГ при исходных данных 14,8±0,31 с к завершению педагогического эксперимента прирост составил 2,03% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 14,5±0,28с прирост составил 5,37% (р>0,05). В кроссе на 2000 м по пересеченной местности в КГ при исходных данных 9,05±0,12 м к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились на 3,22% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 9,0±0,28 м прирост составил 10,0% (р<0,05). Беговые упражнения являются важным аэробным компонентом тренировочных занятий, однако прирост результатов требует специальной технической подготовленности. В ходе педагогического эксперимента в ЭГ была выявлена положительная тенденция улучшения результатов и по другим контрольным упражнениям. Кроме того, было проведено повторное анкетирование с целью выявления динамики мотивов выбора средств атлетической гимнастики. Были получены следующие результаты: если перед началом педагогического эксперимента в качестве приоритетных назывались «необходимость активного отдыха и повышение трудоспособности», «подготовка к сдаче нормативов ГТО», «улучшение показателей здоровья», «смена обстановки», то после окончания педагогического эксперимента ведущее место заняли мотивы «формирование привлекательного морфофункционального статуса», «повышение умственной и физической трудоспособности», «улучшение показателей здоровья». Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что выявление мотивов двигательной деятельности и управление мотивационной сферой является важным компонентом тренировочного процесса с использованием средств атлетической гимнастики. При определении содержания занятий необходимо учитывать ведущие мотивы выбора атлетической гимнастики как средства достижения цели и задач двигательной деятельности. В зависимости от основного мотива определяется не только содержание тренировочных занятий, но и методика использования физических упражнений с учетом индивидуальных возможностей, потребностей, интересов и запросов занимающихся. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной нами методики обучения физическим упражнениям, что оказало положительное воздействие на мотивационную сферу мужчин 40-49 лет. Литература 1. Апанасенко, Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья / Г. Л. Апанасенко // Валеология. – 2002. – № 3. – С. 27-31. 2. Астранд, П. О. Оздоровительные эффекты физических упражнений / П. О. Астранд, И. В. Муравов // Валеология. – 2004. – № 2. – С. 64-70. 3. Белов, В. И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие / В. И. Белов, Ф. Ф. Михайлович. – М. :Недра Коммюникейшенс ЛТД,1999. – 664с. 4. Вавилов, В. В. Оздоровительные занятия атлетической гимнастикой мужчин второго зрелого возраста / В. В. Вавилов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – Набережные Челны. – 2011. – № 2 (19). – С. 6-11. 5. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 240 с. References 1. Apanasenko, G. L. An individual health diagnostics / G. L. Apanasenko // Valueology. – 2002. – № 3. – P. 27-31. 2. Astrand, P. O. Health-improving effects of physical exercises / P. O. Astrand, I. V. Muravov // Valueology. – 2004. – № 2. – P.64-70. 3. Belov, V. I. Valueology: health, youth, beauty, longevity / V. I. Belov, F. F. Mikhailovich. – Moscow :Nedra Communication LTD,1999. – 664p. 4. Vavilov, V. V. Health-improving athletic gymnastic lessons among the men of the second mature age / V. V. Vavilov // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. – Naberezhnye Chelny. – 2011. – №2 (19). – P. 6-11. 5. Nazarenko, L. D. Health-improving basis of physical exercises / L. D. Nazarenko. – Moscow :VLADOS – PRESS publishing house, 2003. – 240p. Статья поступила в редакцию: 10.02.2015г.
Поделитесь с Вашими друзьями: |