Задачи: связать ранее изученный материал о кругах кровообращения и работе сердца с новой темой; выяснить причины движения крови, изменения скорости крови в сосудах; показать зависимость кровоснабжения от интенсивности работы органов



страница1/10
Дата01.05.2019
Размер75 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Задачи:

  • связать ранее изученный материал о кругах кровообращения и работе сердца с новой темой;

  • выяснить причины движения крови, изменения скорости крови в сосудах;

  • показать зависимость кровоснабжения от интенсивности работы органов;

  • помочь овладеть логикой экспериментального доказательства.

Оборудование: кодоскоп с кодограммой “Круги кровообращения”, “Опыт Мосса”, “График скорости движения крови”, “Распределение крови в человеческом организме”.

Для лабораторной работы: инструктивные карточки, линейки, часы с секундной стрелкой.

Продолжаем знакомство с кровообращением в организме человека.

Проведём небольшую разминку:


  • В сосуде водица, ею нельзя напиться? (кровь)

  • В какую сеть нельзя поймать рыбу? (кровеносную)

  • Оно много меньше нас, а работает всяк час? (сердце)

А теперь вопросы посерьёзнее (тест):

1. Любой круг кровообращения начинается

а) в предсердиях;
б) в желудочках;
в) в капиллярах.

2. Артерии – это сосуды, несущие

а) только артериальную кровь;
б) только венозную кровь;
в) кровь от органов к сердцу;
г) кровь от сердца к органам.

3. Мышечный слой сердца называется

а) эпикард;
б) миокард;
в) эндокард.

4. В состоянии покоя у человека открыто для кровотока

а) 5-10% капилляров;
б) 20-30% капилляров;
в) 70-80% капилляров.

5. Сосуды под воздействием симпатической нервной системы

а) сужаются;
б) расширяются;
в) не изменяются.

Сегодня мы узнаем зачем, куда, почему и как движется кровь по сосудам.



Зачем? Зачем происходит движение крови в организме?

Вспомним функции кровеносной системы.

(транспортная, защитная, терморегулирующая, гуморальная)

Куда?

Когда-то, в 1553 году первооткрыватель малого круга кровообращения испанец Мигуэль Сервет был сожжен на костре.

В 1628 году Ульям Гарвей открыл второй большой круг кровообращения, в результате чего был лишён врачебной практики и потерял своё состояние.

Открытия этих учёных не были признаны долгое время. Они и думать не могли, что их учение о кругах кровообращения будет знать каждый ученик …



Итак, как движется кровь по большому и малому кругам кровообращения?

(Ответ ученика с использованием кодограммы “Круги кровообращения”)



Почему?

Почему движется кровь? Назовите возможные причины движения крови. Беседа, в ходе которой учащиеся приходят к следующему выводу:



  1. работа сердца;

  2. разность давления в сосудах;

  3. сокращение мыщц;

  4. наличие клапанов в веных;

  5. присасывающая сила при вдохе.

(Вывод записывается в тетрадь)

Как?

Кровь движется непрерывным потоком. В единицу времени к сердцу притекает столько же крови, сколько выходит из желудочков.

Так как кровь движется по замкнутой системе, то через любой участок кровеносной системы проходит одинаковое количество крови, различной лишь будет скорость, с которой кровь перемещается по сосуду.

Как изменяется скорость крови в сосудах?

(Работа с графиком на кодограмме “График скорости движения крови”).

Действительно, скорость крови:

в аорте – 05,% м/с;
в полых венах – 0,2 м/с;
в капиллярах – 0, 5мм/с.

Какое значение для организма имеет медленное движение крови в капиллярах?



(Из крови в капиллярах поступают необходимые вещества в окружающие клетки)

Попробуем измерить скорость кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа.

Проведение лабораторной работы по инструктивным карточкам.

Обсуждение результатов.

Почему скорость разная?

Для того чтобы ответить на этот вопрос вам понадобится следующая информация: (запись на доске)

Скорость крови обратно пропорциональна общей площади поперечного сечения тех сосудов, через которые она проходит в единицу времени, т.е.

V капилляров меньше V вен меньше V артерий меньше V аорты

Скорость крови в аорте в 500 раз больше скорости крови в капиллярах.

S капилляров больше S вен больше S артерий больше S аорты

Площадь поперечного сечения аорты в 500 раз меньше общей площади поперечного сечения капилляров.

Какова суммарная площадь капилляров, если известно, что площадь аорты равна 10 кв. см.? (5000 кв.см.)

Кстати, в восемнадцатом веке был изобретён способ измерения поперечного сечения различных сосудов. Для этого изготавливали совершенно точные модели кровеносных сосудов того или иного органа. В сосуды, какой либо части трупа быстро вливали быстро затвердевающую мастику, а мягкие ткани разрушали серной кислотой. Получалась ажурная сеть сосудов, повторяющих форму органа.

Скорость движения крови зависит не только от площади поперечного сечения сосудов, а так же от разницы давлений между артериями и венами, сопротивления, которое кровь испытывает, двигаясь по сосудам и вязкости крови (из-за ферментов, входящих в состав крови, её вязкость в пять раз больше, чем вязкость воды).

Как кровь распределена в организме? (Работа с кодограммой “Распределение крови в человеческом организме”)

Мышцы – 25%


Почки - 25%
Кишечник – 15%
Печень – 10%
Мозг – 8%
Сосуды сердца – 4%
Легкие и другие органы – 13%.

Но количество крови может перераспределяться. Чтобы это доказать познакомимся с опытом. (Работа с кодограммой “Опыт Мосса”)

Итальянский учёный Анджело Моссо положил человека поверх больших, но очень чувствительных весов так, что головная и противоположная половины туловища были строго уравновешены.

Когда учёный предложил испытуемому решить математическую задачу, весы потеряли равновесие? Почему?

(Кровь приливает к головному мозгу, так как активизируется деятельность головного мозга.)

Куда будет идти приток крови, если человек обедает, делает зарядку?

Известно, что во время сна количество крови в головном мозге уменьшается на 40%. Почему взволнованный человек не может уснуть?


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




©zodomed.ru 2024


    Главная страница