Взаимодействие доу и семьи в воспитании здорового ребенка: проблемы и перспективы



Скачать 50.87 Kb.
Дата01.05.2016
Размер50.87 Kb.
Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка: проблемы и перспективы
Главным в реализации поставленных задач в оздоровлении ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах. Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения законов здоровой жизни.

Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге – к серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка и взрослого. Вспомним притчу:

Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».

Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец.

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие личности – ведущее направление нашей деятельности, в основе которой лежит принцип единства образовательной и оздоровительной работы с детьми. Каждый ребенок должен ощущать себя счастливым человеком!

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.

Важный субъект начального звена системы – семья как основа психотелесного здоровья ребенка. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду. Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях.

Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Систематичность и последовательность работы (в соответствии с ежегодным планом работы коллектива).

Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому наше исследование сегодня очень актуально. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – дошкольного отделения и семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.

В документах ООН (Конвенция «О правах ребенка»; Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей») семья рассматривается как основная ячейка общества, которая выполняет важные социально-экономические функции, обеспечивает естественную среду для материальной, финансовой и эмоциональной поддержки, необходимой для роста и развития его членов, особенно детей, а также для заботы о престарелых, инвалидах и немощных. Семья остается наиважнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей. Семейное воспитание (то же самое – воспитание детей в семье) – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения образования, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек, именно семье должны уделять первостепенное внимание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи - мощное государство. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет человеку общество.

Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей. Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. Типичным для современной семьи является стремление сочетать семейное воспитание с общественным, правильное понимание воспитательных функций общественных учреждений. Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами. В толковом словаре Ожегова слово «сотрудничать» означает «принимать участие в общем деле, работать вместе».

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.

Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.

Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.

Цели и задачи взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка

Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является одной из важнейших педагогических задач, от решения которой зависит полноценное развитие личности. Реализация данной задачи обеспечивается организацией эффективного взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель». С рождения начинается путь ребенка к здоровью. На этом пути важную роль играют детский сад и родители. Крепко держа за руки родителей, малыш поднимается по ступеням детского сада и доверчиво протягивает свою теплую ладошку воспитателю.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместную работу с семьей строим на принципах добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.

Вопросами здоровья в нашем учреждении занимаются все сотрудники: педагоги, специалисты, медицинский персонал.

Работа по формированию основ здорового образа жизни в нашем детском саду осуществляется в соответствии с программой «Я расту здоровым» поэтапно. При успешном выполнении программы коллектив детского сада рассчитывает получить следующие результаты:

– постепенное снижение уровня заболеваемости детей;

– повышение уровня профилактической и физкультурно-оздоровительной работы;

– формирование здорового образа жизни в семье;

– повышение уровня материально-технического оснащения ДОУ;

– создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников.

В соответствии с содержанием программы разрабатывались план физкультурно-оздоровительных мероприятий, план образовательной деятельности с детьми, план взаимодействия с родителями. Содержание деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

– ознакомление родителей с результатами медицинской диагностики и мониторинга физического развития детей и их представлений о здоровом образе жизни;

– участие в составлении программ оздоровления детей;

– анкетирование родителей;

– ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;

– целенаправленную просветительскую работу;

– ознакомление с оздоровительно-профилактическими мероприятиями.

В этих целях мы используем различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, встречи с врачами, анкетирование. При поступлении в детский сад мы даем информацию родителям о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья детей. Выясняем отношение пап и мам к различным формам закаливания. Проводим дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с малышами, показываем разные виды физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Приглашаем родителей к участию в жизни группы. На информационных стендах для родителей в каждой группе есть рубрики, освещающие вопросы профилактики и оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Наши родители охотно принимают участие в физкультурно-массовых мероприятиях.

Работа по формированию навыков здорового образа жизни проходит в тесном сотрудничестве инструктора по физической культуре, врача, старшей медсестры, педагога-валеолога, воспитателей, которые организуют деятельность ребенка и родителей, предлагая им различные формы взаимодействия. Специалисты нашего ДОУ занимаются решением проблемы частой заболеваемости детей, так как все наши воспитанники – дети с ослабленным здоровьем. Работа направлена на составление маршрутов оздоровления в каждой возрастной группе детского сада, на поиски новых форм работы с родителями по формированию здорового образа жизни, на привлечение родительской общественности к проблемам оздоровления детей.

В процессе работы коллектива по проблеме укрепления здоровья детей и формированию здорового образа жизни намечено:

– провести анализ заболеваемости детей за последние 3 года и сформировать базу данных о состоянии здоровья детей;

– разработать критерии оценки деятельности по сохранению здоровья детей;

– создать базу данных по проведению диагностик и анкетирования родителей;

– отследить влияние состояния здоровья на уровень развития детей.

На заключительном этапе нашей работы по программе «Я расту здоровым» были подведены итоги совместной деятельности коллектива и родителей. Сначала в каждой возрастной группе на родительском собрании обсуждены результаты. В конце учебного года намечено проведение общей конференции, на которой подводятся итоги, дается оценка совместной деятельности педагогов и родителей, обсуждаются положительные и отрицательные моменты работы и намечаются перспективы на будущее.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.

Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.

Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

В процессе взаимодействия с семьей используются разнообразные формы работы: информационно – аналитические (выявление интересов родителей, потребностей, запросов, уровня их педагогической грамотности); досуговые (совместные досуги и праздники, участие родителей и детей в выставках); познавательные (просвещение родителей); наглядно – информационные.

Работа строится на основе запросов и интересов родителей, которые формируются в процессе анкетирования, направленного на выявление знаний родителей о здоровье детей, которые позволяют корректировать работу в течение года.

Тестирование помогает родителям сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей и дополнить представления о них как о родителях.
Педагогическое просвещение родителей – необходимое условие эффективной работы по воспитанию здорового дошкольника

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая, в силу разных обстоятельств и в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережения детей, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: воспитателя, медицинских работников, инструктора по физической культуре. Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики. Семейные творческие проекты направлены на выявление положительного опыта семейного воспитания и оздоровления детей.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Понимая важность этой проблемы, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, коллектив детского сада, встал на путь поиска возможностей для сохранения здоровья детей и повышения уровня их культуры здоровья.

Приоритетной задачей работы нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов в течение многих лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению.

Родители получают не только практические знания, но и учатся отражать детские эмоции, совместно проживая положительные и отрицательные напряженные ситуации. Совместные игры полезны для социального взросления ребенка и дают возможность родителям поддержать его.

Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием.

Воспитать здорового ребенка – значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития.

Ведущим естественным фактором роста и развития ребенка является движение. Благодаря движению происходит развитие физиологических и психических функций. Только движение стимулирует развитие иммунной системы организма и повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов.

«К здоровой семье - через детский сад!». Достичь результатов можно только при взаимодействии с семьёй. Консультации и практические рекомендации для родителей, дни открытых дверей. Особый интерес и отклик вызывают совместные акции: праздники, досуги, развлечения.

Путь к здоровью прокладывает воспитатель, а специалисты, учитывая особенности мальчиков и девочек, помогают добиться высоких показателей в физическом развитии каждого ребенка. Гимнастика, массаж, спортивные игры на свежем воздухе, праздники, эстафеты и конкурсы — здесь можно и от души порезвиться, выплеснуть накопившуюся энергию, и научиться быть сильным, гибким, ловким.

Двигательная активность – это физиологический акт, основа жизнеобеспечения организма с момента зачатия. Если двигательная активность плода недостаточна, то ребенок рождается с отклонениями в развитии, т.е. происходит несоответствие календарного и биологического возраста. Такое несовпадение ученые называют физиологической незрелостью.

Для того чтобы компенсировать физиологическую незрелость, чрезвычайно важно обеспечить ребенку оптимальную двигательную активность, которая осуществляется в процессе разнообразной двигательной деятельности. Современную семью мы знаем как пассивную в двигательном смысле: компьютер, телевизор, машина, диван, а ведь вся работа по компенсации физиологической незрелости организма ребенка ложится на плечи родителей.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Важно, чтобы родители выступали не только в роли пассивных участников консультаций и зрителей спортивно-развлекательных мероприятий, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках детско-родительских проектов и презентаций семейного опыта. Это дает возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность данного вида деятельности, помогает более грамотно и цельно заниматься физическим развитием детей, передавать положительный опыт другим семьям.

У детей, которые постоянно видят положительный пример педагогов и родителей, постепенно пробуждается интерес к спорту, желание попробовать себя в соревнованиях. Здесь на первый план выдвигается заповедь педагога «не навреди». Спорт должен стать средством здорового отдыха детей и интересным досугом, а не борьбой за секунды и миллиметры. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес дает положительный эффект в работе. Наши выпускники имеют хорошую физическую подготовленность, которая является надёжной основой для их дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе. О положительных результатах можно также судить по тому, что процесс занятия спортом для наших воспитанников становится непрерывным. На сегодняшний день до 50% наших выпускников посещают различные спортивные секции.
Организация и результаты совместной деятельности с семьей по воспитанию здорового ребенка

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Появились программы по формированию здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии, проводятся беседы с родителями и детьми. В группе организуется образовательная деятельность, проходят оздоровительные досуги и спортивные развлечения, подвижные игры, дни здоровья, но проблема по-прежнему остается актуальной.

Так, анализ заболеваемости детей моей группы в 2010 году показал, что количество пропусков одним ребенком по болезни составляло 11 дней, а в 2011 году - 9 дней, несмотря на то, что определенная работа в данном направлении проводилась, а снижение очень незначительное.

Целью моей работы было создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний. Я создала вокруг своих детей такую воспитательно-образовательную среду, которая насыщена атрибутами, знаниями и обычаями здорового образа жизни. Это картины, карточки, дидактические игры, иллюстрации, литература. Я надеялась, что это приведет моих детей к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья, здоровья окружающих людей. Но для этого необходимо формировать у детей мотивы, лежащие в основе формирования стиля здоровой жизни: чтобы что-то делать, надо это знать, нужно подчиняться тем требованиям, которые выработало наше общество; я должен получить удовольствие от самосовершенствования.

Дети дошкольного возраста очень подвержены внушению, поэтому не надо пугать их болезнями и несчастьями, как это делают многие родители, а необходимо развить у них желание быть здоровыми. Я старалась выработать у детей охранные стереотипы, закрепленные через полученное удовольствие: «Я знаю, где и как надо переходить улицу, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие». Только такого рода детские рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу его здоровью.

Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример, они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь формировали у родителей. Семейное воспитание – это источник общественного опыта. Мне думается, что условием успешной работы является целенаправленность, систематичность и плановость, дифференцированный подход, доброжелательность, открытость, возрастной характер работы с родителями. Формы работы: общие и групповые родительские собрания, дни открытых дверей, дни здоровья, показ открытых мероприятий, проведение совместных мероприятий, консультации специалистов, анкетирование и многое другое.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада, особое внимание уделяла поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.

Таким образом, совместную работу с семьей строила на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1.Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2.Систематичность и последовательность работы (в соответствии с планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3.Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4.Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

– ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

– участие в составлении индивидуальных маршрутов (планов) оздоровления детей; целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.

– ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

– обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, разнообразным видам закаливания).

– ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.

В этих целях хорошо используется информация в родительских уголках, в папках передвижках. Индивидуальные программы оздоровления предусматривают не только «гибкий» режим дня, закаливающие процедуры и разнообразные формы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с конкретным ребенком, но и участие его семьи как в общих и индивидуальных мероприятиях для родителей, так и в семейных клубах: «Здоровье», «Папа, мама, я –спортивная семья».

К концу 2010-2011 учебного года я достигла следующих результатов:

– скоординированность действий педагогов и специалистов в физкультурно-оздоровительной работе с детьми;

– повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

В группе создаются условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые отвечали бы индивидуальным потребностям ребенка. В свою очередь эти потребности обусловливаются состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности.

Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:

– целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.

– ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

– результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития довожу до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо) в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется, что буду делать я, а что родители. К разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада. В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:

– информация для родителей на стендах, в папках-передвижках; консультации;

– закаливающие и лечебные процедуры;

–  физкультурные досуги и праздники с участием родителей.

Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой – все это в совокупности служит основой поступательного развития.

Обобщение материалов исследования по данным анкетного опроса родителей позволило оценить соблюдение режима дня и качество проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье. Было отмечено, в частности, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы все необходимые условия. Так, например, многие родители уделяют недостаточно внимания регулярному пребыванию ребенка на воздухе, полноценному ночному сну, рациональной двигательной активности. Именно поэтому проблема укрепления здоровья ребенка в семье должна занимать важнейшее место в числе проблем, требующих решения.

Анализ анкетных данных показал, что вечерняя прогулка детей с родителями осуществляется нерегулярно — около 1/3 всех детей в вечерние часы после детского сада остаются без прогулки даже при благоприятной погоде. Во многих семьях дети не гуляют или мало гуляют в выходные или праздничные дни. Данные анкетного опроса большинства родителей (57,5-68%) свидетельствуют о том, что в праздничные и выходные дни детей днем не укладывают спать. Это создает предпосылки для перенапряжения нервной системы ребенка, наступающего в результате чрезмерно длительного бодрствования, и затрудняет его засыпание днем в детском саду. Известно, что систематическое сокращение длительности ночного сна приводит к хроническому недосыпанию, которое может стать причиной нервно-психических расстройств, снижает защитные реакции организма ребенка. Анкетный опрос показал также, что среди детей дошкольного возраста (4-7 лет) в отдельные дни недели, а иногда и ежедневно, дефицит ночного сна ребенка в пределах 35 минут отмечался в 43,2% случаев; незасыпание в пределах 60 и более минут отмечалось в 12% случаев; в пределах 30-60 минут – в 31% случаев. Нормальная продолжительность ночного сна выявлена лишь в 13,8% случаев.

Некоторые дети проводят у телевизора до 1,5-2 часов в день. Подобное времяпрепровождение является для детей не отдыхом и не развлечением, а дополнительной нагрузкой на нервную систему, органы зрения и опорно-двигательный аппарат, и проходит оно, как правило, за счет более целесообразной деятельности – активных движений, прогулки, игры, развлечений.

После просмотра телепередач в вечерние часы нервная система ребенка оказывается перевозбужденной, ему трудно быстро уснуть, а сон часто бывает беспокойным, прерывистым. Следствием всех этих нарушений явилось то, что от 49,6% до 63% детей утром не могут самостоятельно проснуться, их приходится будить. Некоторые родители отмечают, что их дети смотрят не только предназначенные для них телевизионные передачи, но и те, которые им смотреть не рекомендуется.

Как известно, важнейшим условием полноценного развития дошкольника является достаточная двигательная активность в течение дня. Многочисленные исследования свидетельствуют, что нормальное умственное и речевое развитие ребенка в значительной мере обусловлено развитием его моторной сферы. Однако материалы анкетного опроса показали, что в условиях семьи недостаток движений, который дети нередко испытывают в дошкольном учреждении, не восполняется дома.

Как известно, закаливающие мероприятия могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в дошкольном учреждении, и дома. Однако, как выяснилось, в семье довольно часто дети нерегулярно выполняют гигиенические правила - не чистят зубы, не моют ежедневно ноги, не выполняют простейшие водные процедуры, которые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно.

Все это требует от работников дошкольного учреждения серьезного внимания к работе с родителями. Лучший опыт семей в воспитании ребенка заслуживает широкого распространения и поощрения. В частности, об этом рассказываю на собраниях родителей.

Медицинский персонал и воспитатели должны вести с семьями скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры для того, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными.

Формирование здоровья ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Необходимо создать эмоциональную, радостную обстановку, потому что здоровье детей во многом зависит от их психического состояния. Большое значение имеет организация пространства в группе. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны.

Важным показателем здоровья и физического развития ребёнка является его осанка. Осанка – это привычная правильная поза человека при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов. В дошкольном возрасте, когда формируется осанка, педагогам совместно с родителями чрезвычайно важно следить за этим процессом и при первых признаках нарушения обращаться к специалистам. Кроме того, педагог должен давать рекомендации родителям о необходимости укреплять мышцы и связки путём систематических занятий физической культурой. А также соответственно возрасту и росту ребёнка подбирать мебель и тщательно следить за тем, какую позу принимает ребёнок во время сидения и сна.

Ведущим фактором укрепления здоровья ребёнка является выполнение режима дня. Режим дня организуется в соответствии с особенностями биоритма, с обязательным учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.

Принципы питания детей практически одни и те же на протяжении всего дошкольного возраста. В детском саду питание достаточно хорошо сбалансировано, поэтому в домашних условиях рекомендую компенсировать недостающие пищевые вещества. Большие трудности родители испытывают особенно летом, когда аппетит у детей зачастую снижается, особенно в жару, когда желудочная секреция несколько угнетена и переваривание пищи ухудшается. В этом случае мы вывешиваем дополнительное меню на выходные, праздничные и летние дни. Очень хорошо, если родители ежедневно интересуются, что и сколько ел ребенок в детском саду и чем его кормить дома на ужин.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребёнка, но также и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий, к числу которых по праву относится закаливание. Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределённых механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам. Закаливание ребёнка повышает его стрессоустойчивость, что очень важно для здоровья, для адаптации к детскому саду и школе. Мы рекомендуем родителям ежедневно проводить закаливающие процедуры дома. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда. Родителям раздаём памятки по проведению закаливания. Информируем родителей, что повысить сопротивляемость организма помогают и некоторые растения – биостимуляторы и адаптогены, которые получают дети в детском саду. Они приспосабливают, адаптируют организм к воздействию некоторых вредных физических, химических, биологических факторов, в том числе и к непривычным условиям среды. Эту информацию мы вывешиваем для родителей на оздоровительном экране.

Одной из частей общечеловеческой культуры является физическая культура. Она охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют важнейшее значение для нормального психофизического развития ребёнка, укрепления его здоровья и развития двигательной сферы. Работа по физической культуре с детьми направлена на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств. Двигательная деятельность оказывает благоприятное воздействие на организм ребёнка. Работая в этом направлении, педагог даёт рекомендации родителям по созданию условий для полноценной двигательной деятельности дома, в семье. Но не все родители понимают важность этого вопроса и возлагают всю ответственность по этому вопросу на детский сад.

Мне думается, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Более того вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причём для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад, и в первую очередь педагог, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы, я особое внимание буду уделять постоянному совершенствованию своего мастерства, поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий. Таким образом, совместную работу с семьёй по воспитанию здорового ребёнка я буду строить на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагог использует лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года.

3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.



4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»

Скачать 50.87 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница