Статья «Влияние физической культуры на укрепление здоровья детей»
Автор: Инструктор по физической культуре
1 квалификационной категории
ГБДОУ детского сада № 34
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Анемподистова Анна Николаевна
В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всем мире. Решение вопросов, касающихся здоровья нации и физического воспитания, нашло широкое отражение во внутренней политике государств. Особенно возросла роль физкультуры в связи с ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда, появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование). Резко сократилась двигательная активность детей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей ребенка, а также к развитию различного рода заболеваний.
Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект на организм ребенка, активизирует физиологические процессы и способствует обеспечению восстановления нарушенных функций у ребенка. [5] Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Цель данной статьи - показать роль физической культуры в улучшении функционального состояния организма, сохранении и укреплении здоровья ребенка.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения и воспитанием людей. В её структуру входят следующие компоненты:
-
Физическое образование.
-
Физическое воспитание.
-
Физическая подготовка к конкретной деятельности.
-
Восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры – реабилитация.
-
Занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.е – рекреация.
-
Подготовка высокопрофессиональных спортсменов. [1]
Физические упражнения — это движения или действия, используемые для физического развития человека. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, развития его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры. Они, действуя на головной мозг, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние. Физкультурой следует заниматься с раннего детства и до глубокой старости.
Привычная реакция организма на физические упражнения – повышение общего тонуса функционального состояния организма, т.е. улучшение жизнедеятельности организма, непосредственно определяет степень его сопротивлению всяким заболеванием или состояниям, предшествующих заболеваний.[2] Главную роль в данном процессе играет нервная система, именно на нее, в первую очередь, действует тонизирующее влияние физических упражнений: уравновешиваются процессы, как возбуждения, так и торможения в центральной нервной системе, нормализуются вегетативные функции, повышается умственная работоспособность, снимаются различные тормозные состояния в мозге, которые нарушают работу различных органов, идет на улучшение его руководящая и координирующая деятельность. Соответственно приходят в норму функции отдельных органов и систем. Например, основной причиной нарушений осанки у детей является не анатомические дефекты и патологические перерождения тканей, а отсутствие нервного стереотипа — навыки поддержания правильной осанки. [3]
Под влиянием соответствующих физических упражнений состоит привычная, постоянно действующая связь: от мозга — к нервным проводникам мышц. Данная связь (стереотип) и обусловливает нужное напряжение мышц, обеспечивающих правильную осанку. Физические упражнения одновременно повышают выносливость и силу мышц, которые поддерживают правильное взаиморасположение костей скелета человека, без чего также невозможно постоянно поддерживать правильную осанку. [3]
Влияние физических упражнений на сердечно – сосудистую систему обусловлено, с одной стороны, тренировкой и укреплением сердечной мышцы, а с другой — нормализацией сложного механизма регуляции деятельности данного органа и всей системы кровообращения, вследствие чего:
-
Улучшаются коронарное кровообращение и обменные процессы в сердце;
-
Улучшается венозная гемодинамика, что способствует притоку крови к сердцу;
-
Повышается эффективность систолы;
-
Снижается количество холестерина в крови. Во время выполнения физических упражнений жиры не откладываются в подкожной клетчатке или сосудах, а расходуются организмом.
-
Улучшается обеспечение кровью сердечной мышцы, нормализуется интенсивность общего кровотока и артериальное давление;
Сердечно – сосудистая система взаимодействует очень тесно с дыхательной системой.
Реакция дыхательной системы на регулярные физические упражнения заключается в:
-
Повышении эластичности межреберных хрящей, благодаря чему увеличивается подвижность диафрагмы;
-
Укреплении дыхательных мышц (диафрагмы, межреберных мышц);
-
Повышении жизненной емкости легких;
-
Формировании правильного дыхания (замедленный углубленный выдох с вовлечением мышц брюшного пресса);
-
Улучшении легочной вентиляции;
-
Экономизации внешнего дыхания;
-
Улучшении процесса газообмена в легких (улучшение насыщения артериальной крови кислородом и удаления углекислого газа).
Специально подобранными упражнениями можно улучшить работоспособность желудочно–кишечного тракта (например, двигательную функцию) и влиять на желудочную секрецию. [4]
Таким образом, интенсификация нервных процессов, повышение функции легких и сердечно – сосудистой системы, нормализация пищеварения улучшает обеспечение всех тканей организма веществами, которые регулируют, активизируют процессы обмена, что, в свою очередь, активизирует защитные силы организма, закаляет организм, увеличивает сопротивляемость болезням цивилизации, укрепляет здоровье и повышает качество жизни. Иными словами, физические упражнения имеют значительное оздоровительно – профилактическое воздействие на организм ребенка. [3]
Систематические занятия физическими упражнениями с целью уменьшения вероятности обострения хронического заболевания, задержки развития патологического состояния или коррекции имеющихся нарушений называют оздоровительно – профилактическими.
Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной двигательной активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Двигательная активность имеет огромное значение, как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.
В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закреплённые в процессе тяжёлого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).
Оздоровительный эффект от постоянных занятий физическими упражнениями заключается в том, что:
-
Выполнение физических упражнений улучшает функцию поджелудочной железы, которая вырабатывает инсулин – гормон, который расщепляет глюкозу, в следствии чего улучшаются условия накопления и рациональной затраты энергии организма;
-
Физическая активность замедляет развитие коронарного атеросклероза и таким образом предупреждает возникновение большего количества болезней сердца;
-
Укрепляются различные группы мышц (в том числе туловища), что улучшает осанку и повышает физическую подготовленность и работоспособность;
-
Улучшается функционирование печени – самой главной биохимической лаборатории в организме человека. Происходит активизация выработки ферментов и прочих не менее важных и нужных биологически активных веществ, увеличивается скорость очищения организма от шлаков, образующихся во время жизни человека;
-
Систематические занятия физическими упражнениями способствуют исправлению многих физических дефектов организма человека, как врожденных, так и приобретенных.
Систематические занятия физкультурой благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Положительное влияние физической культуры на нервные процессы содействует более полному раскрытию способностей каждого ребенка, повышению его умственной и физической работоспособности. Регулярные занятия физкультурой улучшают работу сердца, лёгких, повышают обмен веществ, укрепляют костно-мышечную систему. При больших нагрузках сердце тренированного человека может сокращаться чаще и выбрасывать за одно сокращение больше крови. За одно и тоже время работы тренированный организм получает и усваивает больше кислорода за счёт более глубокого дыхания и лучшей доставки питательных веществ к мышцам.
Постоянные занятия физкультурой улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. У тех, кто занимается физической культурой и спортом, повышается уверенность в себе, укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленные жизненные цели.
Физическое воспитание детей является неотъемлемой составной частью физической культуры. Недостаточная двигательная активность в процессе роста и развития детей и подростков может вызвать множество неблагоприятных последствий: приводит к ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создает предпосылки для развития различных форм патологии.
В данной статье показана роль физической культуры в улучшении функционального состояния организма, сохранении и укреплении здоровья детей. В единстве с нормами здорового образа жизни, физическая культура обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья ребенка. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности ребенка: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни ребенка.
Таким образом, регулярное применение физических упражнений повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.
Список использованной литературы
-
Андронов, О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности / О.П. Андронов.- М.: «Мир», 1992 – 136с.
-
Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента // В.А. Бороненко, Л.А. Рапопорт. – М.: 2007 – 417с
-
Могендович, М.Р. Лечебная физкультура / М.Р. Могендович.- М.: 2006 – 154с.
-
Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко.- Владос-Пресс, 2003 – 89с.
-
Попов, С.Н. Лечебная физическая культура / С.Н. Попов. – М.: «Академия», 2007 – 167с
Поделитесь с Вашими друзьями: |