Урок Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Познавательные процессы



Скачать 33.63 Kb.
Дата03.10.2017
Размер33.63 Kb.
ТипУрок



































ЗАДАНИЕ ДЛЯ 8В КЛАССА НА 13.04.2016

Урок Особенности высшей нервной

деятельности человека. Речь и мышление.

Познавательные процессы

Параграф 60 и конспект

  1. Ответьте на вопросы:

Вопросы по теме «Высшая нервная деятельность».

  1. Что такое высшая нервная деятельность и какие ее особенности характерны для человека?

2. Объясните факты.

А. Ребенку впервые показали лимон, он потянулся к нему, но пищевой слюноотделительной реакции у него не наблюдалось.

Б. У взрослых людей даже упоминание о лимоне может вызвать обильное слюноотделение.


  1. Служебная собака успешно прошла курс подготовки. Можно ли использовать приобретенный ею опыт на занятиях с ее щенками?

  2. Благодаря каким врожденным нервным механизмам животное (или человек) может отличить доброкачественную пищу от испорченной?

II. Изучение новой темы

До сих пор мы говорили, что в основе обучения человека и животных лежат выработка и накопление большего или меньшего количества условных рефлексов. Однако всем известно, что человек своим поведением сильно отличается от животных. Что значит думать, мыслить? Это один из тех вопросов, которые рано или поздно задает себе каждый. И в поисках ответа, преодолев массу заблуждений, люди убедились, что мысль — результат деятельности мозга. Эта деятельность возникает на основе сигналов, поступающих от наших органов чувств. Приходящие в мозг сигналы (нервные импульсы) несут информацию о состоянии окружающей среды. Мозг же перерабатывает и хранит эту информацию. Без притока ее никакая деятельность мозга и само существование сознания невозможны.


ЗАПИСАТЬ определения:

Сознаниевысшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности.

  1. В знаменитой книге «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов представил нашу психическую деятельность, все богатство нашего внутреннего духовного мира как рефлекторную.

Мышление — высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающий связи и отношения между познавательными процессами.

Сигналами для выработки условных рефлексов и для вызова соответствующей реакции у животных и человека могут быть любые изменения окружающей среды. Все чувственные впечатления от непосредственно воспринятых предметов, явлений и событий внешнего мира составляют первую сигнальную систему. Она дает возможность использовать в поведении любой факт, встретившийся в окружающей обстановке, связанный с каким-либо важным для организма событием. Зрительные образы предметов, различные шорохи, звуки, трески, запахи, прикосновения, впечатления о совершенных действиях — все это относится к первой сигнальной системе, все, кроме речи и слов, которыми пользуется только человек. Речь составляет вторую сигнальную систему. У здорового человека первая и вторая сигнальные системы функционируют в тесном контакте. Таким образом, главное различие высшей нервной деятельности человека и животных заключается в их сигнальных системах.



Вторая сигнальная система позволила человеку выработать отвлеченное мышление, которого нет у животных. Человек поднялся над миром животных благодаря труду и речи, развившими его мозг, мышление, сознание. Мышление — не врожденная функция мозга. Врожденной является лишь возможность развития мышления. Эта возможность становится реальностью только в условиях жизни в человеческом обществе. Следовательно, мысль — это продукт мозга, но одновременно это и продукт общественной жизни человека.

Материальной основой мышления является речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без речевых процессов. Оказалось, что если зафиксировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую можно зарегистрировать. Мысли в уме называются внутренней речью, она нетождественна звуковой, но это и не «речь минус звук». Если наши мысли не предназначены для передачи другому человеку, мы в своей внутренней речи пропускаем то, что для нас само собой разумеется. Это своего рода черновик высказывания. Передача мыслей одного человека другому или другим называется внешней речью. Внешняя речь, как и внутренняя, присуща только человеку.



Мыслительные операции

Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Абстрагирование

Мысленное разделение предметов и явлений на части

Мысленное объединение частей или свойств в целое

Сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними

Мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам

Выделение одних признаков и отвлечение от других

Виды мышления







Наглядно-действенное Наглядно-образное Абстрактно-логическое (отвлеченное)

По форме







По характеру задач

w

Теоретическое Практическое




По степени новизны




Репродуктивное (воспроизводящее)

и оригинальности




Продуктивное (творческое)

Конечно, человек не всегда выделяет этапы мышления детально. Иногда решение приходит как бы само собой, внезапно. Такое мышление называют интуитивным. Человек не может объяснить, почему он так делает, но уверен, что делать надо именно так.

Речь — могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируются сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными,

управляемыми. Речь — процесс общения людей посредством языка, часто рассматривается как особый вид деятельности.


В общении



Функции речи
В мышлении





Коммуникация (общение)

Передача друг другу определенных сведений, мыслей, чувств






Экспрессия

Передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена






Сигнализация

Через слово обозначаются предмет, действие, состояние






Обобщение

Каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализоваться мышлению






Виды речи

Внешняя

Общение между людьми при

помощи разговора или различных

технических устройств



Внутренняя

Направлена на себя.

Носит свернутый,

сокращенный характер





Устная

Отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической конструкцией



Письменная

Очень четкий

замысел. Сложная

смысловая программа



Аффективная

Нет замысла, очень проста, ограниченна («ах!», «ну, погоди!»)





Диалогическая

Речь, при которой активны в равной степени все ее участники



Монологическая

Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция)




Упражнение «Выражение мысли другими словами».

Упражнение формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли. Прочитайте несложную фразу, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. Причем ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.



(Учащиеся записывают определение.)

Психические процессы процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и т. д.

Познавательные психические процессы

Ощущения

Восприятие

Память

Воображение

Мышление

Отражение

Отражение

Отражение

Отражение

Высшая

отдельных

предметов




будущего,

форма отра-

свойств

и явлений, не-

прошлого

сознание

жательной

предметов

посредственно

опыта

нового

деятельности,

и явлений,

воздействую-

или запе-

образа

позволяющая

непосред-

щих на органы

чатление,

на основе

познать

ственно

чувств в целом,

сохра-

прошлого

сущность

воздей-

в совокупности

нение

опыта

предметов

ствующих

свойств и при-

и воспро-




и явлений, их

на наши

знаков этих

изведение




взаимосвязь,

органы

предметов и яв-

чего-либо




закономер-

чувств

лений







ности

Проведем анализ схем, характеризующих память.

(Учащиеся записывают определение.)



Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении (запоминании), сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Продуктивность памяти

Объем Быстрота | Точность

Длительность

Готовность

запоминания

сохранения

воспроизведения

Причины, влияющие на продуктивность памяти

I. Субъективные:

1. Тип запоминания:



а) Произвольное

б) Непроизвольное

в) Механическое

г) Логическое (смысловое)

2. Предшествующий опыт

3. Установка

4. Интерес

5. Состояние организма

2. Предшествующий опыт



II. Объективные:

1. Характер материала:



а) Осмысленность

б) Связность

в) Понятность

г) Наглядность

д) Ритмичность

2. Количество материала

3. Обстановка
Виды памяти


  1. Зрительная, слуховая, двигательная (по преобладанию той или иной модальности).

  2. Наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, феноменальная (по уровню организации).

  3. Кратковременная, долговременная, оперативная (от длительности сохранения).

Домашнее задание

Уч. Д.: §60, записать определения и схемы в тетрадь. Сообщения «Эмоции» или «Внимание».


Объективные



Характер материала



U



Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»

Скачать 33.63 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница