ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кафедра биологии с курсом медицинской генетики
БИОЛОГИЯ
Раздел III. Биология развития.
Эволюция систем органов
Рабочая тетрадь и методические указания
к практическим занятиям
для студентов 1 курса
лечебного факультета
Студент__________________________
Факультет____________ группа №__
2013/ 2014уч. г.
Краснодар - 2014 г.
Учебное пособие (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям) по разделу «Биология развития. Эволюция систем органов» составлены в соответствии с ФГОС – 3ВПО РФ по специальности 060101 «Лечебное дело» и примерной программой по биологии медицинских ВУЗов, утвержденной Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (Москва, 2011г). В него включены 6 тем практических занятий по биологии развития, эволюции систем органов Позвоночных и антропогенезу.
При выполнении практических работ, а также при самоподготовке по соответствующей теме, студент должен понять фило-онтогенетическую обусловленность врождённых патологических состояний человека и усвоить основные термины, обозначающие эти аномалии.
Кроме основной и дополнительной учебной литературы, рекомендованных в Практикумах предшествующих разделов, следует использовать «Терминологический медико-генетический словарь аномалий и пороков развития человека».
Составители: профессор Голубцов В.И., доценты Гусарук Л.Р., Лазарев К.Ю., ассистент Мороз А.Н.
Рекомендуемая литература:
-
Биология. Ред. Ярыгин В.Н. М., 1984г.
-
Биология. А.А. Слюсарев, С.В. Жукова. Киев 1987г.
-
Биология. Ред. Ярыгин В.Н. В 2-х томах.М.,1999г.
-
Биология. Ред. Ярыгин В.Н. В 2-х томах.М., 2011г.
« » 2014 г
ЗАНЯТИЕ N15 (1)
ТЕМА: Онтогенез человека, его периодизация. Основные этапы эмбрионального развития. Критические периоды. Врожденные пороки развития человека.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Разобрать периоды онтогенеза человека. Изучить общие закономерности эмбриогенеза с учетом критических периодов и возможного действия тератогенных факторов, детерминирующих врождённые пороки развития.
Задание для самоподготовки.
Необходимо знать:
-
Понятие онтогенеза, типы онтогенетического развития. Периодизация онтогенеза.
-
Морфологические и эволюционные особенности яйцеклеток хордовых.
-
Характеристика и значение основных этапов эмбрионального развития: дробление, гаструляция, дифференцировка зародышевых листков, гистоорганогенез.
-
Провизорные органы зародышей позвоночных, их значение.
-
Роль нарушений механизмов онтогенеза в патологии человека. Критические периоды в онтогенезе человека.
-
Тератогенез. Тератогенные факторы.
-
Врождённые пороки развития человека, их классификация.
ЛИТЕРАТУРА: 1) С. 149-204; 2) С. 142-160. 3) С.286-371; 427-423; 4) 438-540; 695-701.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
1. Периодизация индивидуального развития.
Разобрать по схеме основные периоды индивидуального развития человека. Обосновать значение происходящих процессов на этапах онтогенеза.
Рисунок 1. Периодизация онтогенеза
2. Морфологические и биохимические особенности яйцеклеток хордовых.
По рисунку 2 определить тип яйцеклеток и обозначить алецитальную, гомолецитальную (изолецитальную), телолецитальную, центролецитальную яйцеклетку.
Обратить внимание на связь строения яйцеклетки с типом дробления зародыша.
Рисунок 2. Типы яйцеклеток в зависимости от количества и расположения желтка
3.Гаструляция и гистоорганогенез
3.1. Первичный органогенез, как процесс формирования комплекса осевых органов.
Разобрать по таблицам и зарисовать поперечный срез зародыша, обозначить зародышевые листки и осевые ораны.
1-
2-
3-
4-
5-
6-
7-
8-
Рис. 3. Схема строения зародыша на ранних этапах эмбрионального развития.
3.2. Дифференцировка зародышевых листков, образование органов и тканей.
Записать в таблицу производные зародышевых листков в процессе эмбриогенеза.
Зародышевый листок
|
Система органов
|
1. Эктодерма
|
|
2. Мезодерма
|
|
3. Эндодерма
|
|
3.3.Морфогенез зародыша и плода человека как многоуровневый динамический процесс. По таблицам, учебнику рассмотреть морфологические изменения зародыша и плода человека на различных стадиях эмбриогенеза.
Разобрать таблицу и обратить внимание на прогрессивное увеличение размеров и массы плода в фетальном периоде.
Параметры
|
Сроки развития зародыша (недели)
|
4
|
8
|
12
|
16
|
20
|
24
|
28
|
32
|
36
|
40
|
Длина(см)
|
0,5
|
4
|
9
|
16
|
25
|
30
|
35
|
40
|
45
|
50
|
Масса (г)
|
2
|
5
|
40
|
120
|
300
|
700
|
1000
|
1600
|
2500
|
3000
|
4. Критические периоды развития.
4.1. Записать сроки общих критических периодов в эмбриогенезе человека и возможные патологические эффекты при воздействии тератогенных факторов в соответствующем периоде.
№п/п
|
Критический период
|
Срок эмбриогенеза
|
Возможные патологические эффекты действия тератогенных факторов
|
1
|
Дробление зиготы
|
|
|
2
|
Имплантация
.
|
|
|
3
|
Образование плаценты,
Гистоорганогенез
|
|
|
4
|
Родоразрешение
|
|
|
5. Тератогенез. Тератогенные факторы.
Рассмотреть классификацию факторов тератогенеза. Записать примеры.
Физические ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Химические_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Биологические_______________________________________________________________
5.1. Классификация врождённых пороков развития (ВПР).
Разобрать классификацию ВПР и записать их основные характеристики в таблицу
Классификация ВПР
ВПР
|
Характеристика
|
По причине возникновения
|
1. Генетические
|
|
2. Экзогенные
|
|
3. Мультифакториальные
|
|
По времени возникновения
|
1. Гаметопатии
|
|
2. Бластопатии
|
|
3.Эмбриопатии
|
|
4. Фетопатии
|
|
По степени поражения
|
1. Изолированные
|
|
2. Системные
|
|
3. Множественные
|
|
5.2.Значение нарушений клеточных механизмов в возникновении ВПР
Разобрать основные клеточные процессы в онтогенезе и пороки, возникающие в результате их нарушения
№п/п
|
Клеточный процесс
|
Результат нарушения
|
1.
|
Митоз
|
|
2.
|
Миграция клеток
|
|
3.
|
Дифференцировка
|
|
4.
|
Апопотоз
|
|
Необходимо уметь:
-
Идентифицировать типы дробления, способы образования двух-, трёхслойного зародыша.
-
Обосновывать условия, вызывающие развитие врождённых пороков у человека.
-
По сроку воздействия тератогенного фактора в эмбриональном периоде, определять характер возможного ВПР у эмбриона/плода.
-
Решать ситуационные задачи.
Основные термины по теме:
Агенезия-
Аллантоис –
Амнион –
Амниоты –
Анамнии –
Атрезия -
Гетеротопия –
Гетероплазия-
Гипертрофия/гипотрофия врожденная –
Гипоплазия врожденная –
Дерматом –
Дробление –
Критические периоды онтогенеза -
Макросомия –
Миотом –
Олигомеризация-
Онтогенез –
Персистирование –
Плацента -
Провизорные органы –
Склеротом -
Стеноз –
Тератоген –
Тотипотентность –
Трофобласт-
Фетальный период эмбриогенеза -
Хорион –
Эктопия –
Эмбриональный период –
Эмбриобласт-
Студент___________________ Преподаватель______________________
«____»__________2014г.
ЗАНЯТИЕ N16 (2)
ТЕМА: Соотношение индивидуального и эволюционного развития. Филогенез кожи и скелета. Генетическая и филогенетическая обусловленность ВПР кожи и скелета у человека.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить филогенез кожи и скелета Позвоночных, генетическую и филогенетическую обусловленность ВПР кожи и скелета.
Задание для самоподготовки.
Необходимо знать:
-
Филогенез и его связь с онтогенезом.
-
Функции и строение кожных покровов позвоночных.
-
Возможные причины и формы ВПР кожи у человека.
-
Развитие внутреннего осевого скелета в ряду позвоночных.
-
Происхождение и преобразование скелета головы в филогенезе позвоночных.
-
Преобразования в строении скелета человека, связанные с прямохождением.
-
Возможные причины и формы ВПР скелета у человека.
ЛИТЕРАТУРА: 1). С. 285-288; 308-322; 2). С. 219-221; 243-246. 3).С.60-66; 92-112; (2том) 4) С. 115-121;165-193 (2 том)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
-
Филогенез кожи позвоночных. Рассмотреть филогенетические преобразования кожи и ее
придатков. Заполнить таблицу, выбрав соответствующие определения внизу таблицы.
Эволюция кожи и её производных у позвоночных
Класс Позвоночных
|
Функции кожи
|
Строение эпидермиса
|
Производные кожи
|
Кожные железы
|
Рыбы
|
|
|
|
|
Амфибии
|
|
|
|
|
Пресмыкающиеся
|
|
|
|
|
Млекопитающие
|
|
|
|
|
Направление эволюции
|
Расширение количества выполняемых функций, усиление основной функции
|
От однослойного цилиндрического к многослойному плоскому; от неороговевающего к ороговевающему
|
Увеличение разнообразия
придатков кожи
|
Углубление в дерму, специализация желёз. От одноклеточных к многоклеточным оформленным структурам
|
Функции кожи
А.Защитная, секреторная, сенсорная, регуляторная.
Б.Газообмен- дыхание, обмен веществ.
В.Терморегуляция, выделительная, защита от УФ лучей (меланин), синтетическая
Строение эпидермиса
А.Многослойный, слабоороговевающий. Переход от росткового слоя к ороговевающему постепенный.
Б.Многослойный, цилиндрический, неороговевающий. Образован живыми клетками.
В.Многослойный, ороговевающий, четкий переход от росткового слоя к ороговевающему
Г.Многослойный, ороговевающий (кератогиалин) Смена рогового слоя путём линьки. Переход от росткового слоя постепенный.
Производные кожи
А. Роговые чешуи, щитки, перепонки, когти, панцирь.
Б. Волосы, вибриссы, чешуи, рога, копыта, ногти, когти.
В. Чешуя (плакоидная и костная).
Г. Утолщения рогового слоя в виде бородавок.
Кожные железы
А. Сальные, потовые, млечные, пахучие, церуминозные.
Б. Пахучие (крокодилы, черепахи).
В. Многоклеточные слизистые, ядовитые.
Г. Одноклеточные слизистые, ядовитые, хроматофоры.
2. Врожденные пороки развития кожи и ее придатков у человека.
На слайдах рассмотреть некоторые ВПР кожи, обратив внимание на отсутствие в онтогенезе покровов человека рекапитуляции отдалённых предковых состояний.
3. Филогенез скелета позвоночных.
3.1.Рассмотреть филогенетические изменения в строении скелета Позвоночных. Записать основные характеристики скелета у представителей различных классов Позвоночных животных в таблицу
Таблица 2.
Класс
|
Тип
Скелета
|
Особенности строения туловищного отдела осевого скелета
|
Рыбы
|
|
|
Амфибии
|
|
|
Рептилии
|
|
|
Птицы
|
|
|
Млекопитающие
|
|
|
3.2.Изучить происхождение и преобразование скелета головы в филогенезе позвоночных.
Рассмотреть по рисунку преобразование висцеральных дуг в эмбриогенезе у млекопитающих.
Рис1. Положение висцеральных и жаберных ( I—V) дуг и их производных.
1-молоточек; 2-наковальня; 3- стремечко; 4-подъязычная (2 висцеральная) дуга; 5- шиловидный отросток; 6-шилоподъязычная связка; 7-щитовидный хрящ; 8-тело подъязычной кости; 9- большой рог подъязычной кости;10- малый рог подъязычной кости; 11- челюстная (1 висцеральная) дуга (меккелев хрящ).
Преобразование висцеральных дуг в эмбриогенезе млекопитающих.
I пара (челюстная)- верхнечелюстной, нижнечелюстной отростки, молоточек, наковальня.
II пара (подъязычная) - стремечко, малые рожки подъязычной кости
III пара (жаберная) - тело подъязычной кости, большие её рожки
IV (жаберная) - щитовидный хрящ, хрящи гортани и трахеи.
V (жаберная) - хрящи гортани и трахеи.
4. ВПР опорно - двигательного аппарата человека.
Пользуясь слайдами и рентгенограммами, ознакомиться с различными ВПР скелета человека. Разобрать их онтофилогенетическую обусловленность. Обратить внимание на то, что в эмбриогенезе человека происходит рекапитуляция основных филогенетических стадий опорно- двигательного аппарата.
Необходимо уметь:
-
Проводя сравнительный анализ покровов тела и скелета позвоночных животных определять главные направления эволюции этих систем.
-
Объяснять онтофилогенетическую обусловленность пороков кожи и скелета
-
Решать ситуационные задачи.
Основные термины по теме:
Абрахия-
Агидрия-
Амелия-
Анаболия-
Аподия-
Арахнодактилия-
Архаллаксис-
Атавизмы-
Аутостильный тип черепа –
Брахидактилия-
Висцеральные дуги -
Витилиго -
Гиперкератоз -
Гипертрихоз -
Гиостильный тип черепа –
Девиация –
Ихтиоз –
Олигодактилия-
Повышенная растяжимость кожи (Cutis laxa)–
Полидактилия-
Полимастия-
Птеригиум -
Полителия-
Полифалангия-
Рекапитуляция –
Рудименты-
Синдактилия-
Синостоз -
Филэмбриогенезы –
Фокомелия -
Эпиткант-
Spina bifida-
Студент _____________________ Преподаватель_______________
«__» __________2014 г
ЗАНЯТИЕ N17 (3)
ТЕМА: Филогенез пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем позвоночных. Онтофилогенентическая обусловленность ВПР пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем человека.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить особенности строения пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем позвоночных; отметить направление эволюции этих систем. Дать генетическую и филогенетическую характеристику ВПР пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем у человека.
Задание для самоподготовки.
Необходимо знать:
1.Особенности строения, функции и направление эволюции пищеварительной системы позвоночных:
-
эмбриональная закладка и дифференцировка пищеварительной трубки на отделы;
-
формирование ротовой полости, зубов, зубные системы;
-
развитие пищеварительных желез и их значение.
-
Строение органов дыхания у животных в связи с уровнем организации и средой обитания.
-
Направление эволюции дыхательной системы позвоночных: связь органов дыхания с пищеварительной системой у наземных позвоночных, возникновение легочного дыхания как крупного ароморфоза в развитии позвоночных;
-
Основные этапы и направления эволюции кровеносной системы позвоночных, обусловливающих строение и функции кровеносной системы человека
-
переход от 2-х камерного сердца к 4-х камерному;
-
закладка и преобразование I - VI пар артериальных дуг;
-
переход к теплокровности у птиц и млекопитающих.
ЛИТЕРАТУРА: 1). С. 322-337; 2). С. 246-249, 254-256. 3).67-68; 113-133; 4). 129-130; 193-217.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
-
Филогенез пищеварительной системы позвоночных.
Рассмотреть филогенетические преобразования пищеварительного тракта у позвоночных: дифференцировку на отделы, развитие в переднем отделе органов захвата и механической обработки пищи, развитие пищеварительных желёз.
1.1 .Зарисовать и обозначить зубную формулу человека.
-резцы
-клыки
-премоляры
-моляры
Рис. 1. Зубная формула человека.
2.Врождёные пороки развития пищеварительной системы.
Пользуясь слайдами, рентгенограммами, фотоснимками и таблицами ознакомиться с некоторыми ВПР органов пищеварительной системы; разобрать онтофилогенетическую их обусловленность (атрезия пищевода, 12-перстной кишки, толстого кишечника, анального отверстия; стеноз пищевода; пилоростеноз; трахеопищеводные фистулы и др.)
3. Филогенез дыхательной системы позвоночных.
Рассмотреть эволюцию легких и дыхательных путей у наземных позвоночных. Указать прогрессивные черты организации. Сделать обозначения на рисунке.2, заполнить таблицу.1
Таблица1.
Сравнительная характеристика дыхательной системы хордовых животных
Класс
|
Характеристика дыхательной системы
|
воздухоносные пути
|
респираторный отдел
|
Ланцетники (Бесчерепные)
|
|
|
Рыбы
|
|
|
Амфибии
|
|
|
Рептилии
|
|
|
Млекопитающие
|
|
|
4. Онтофилогенетически обусловленные пороки развития дыхательной системы человека.
На рентгенограммах рассмотреть ВПР органов дыхания человека. Обратить внимание на пороки, отражающие первоначальную общность пищеварительной и дыхательной систем ( незаращение твёрдого нёба, эзофаготрахеальные свищи-каналы, соединяющие пищевод и трахею, бранхиогенные свищи и кисты). Выделить пороки, связанные с остановкой развития лёгких, на различных этапах органогенеза (агенезия, аплазия, гипоплазия лёгочной ткани, пороки ветвления бронхиального древа и др).
5.Филогенез кровеносной системы позвоночных.
-
Провести сравнительный анализ кровеносной системы различных классов позвоночных. Выявить основные направления эволюции, обратить внимание на прогрессивные черты организации, приведшие к теплокровности. Заполнить таблицу 2.
Таблица 2.
Класс
|
Сердце
|
Периферическая кровь
|
по составу преобладает
|
температура
|
эритроциты
|
Рыбы
|
|
|
|
|
Амфибии (личинки)
|
|
|
|
|
Амфибии (взрослые)
|
|
|
|
|
Рептилии
|
|
|
|
|
Птицы
|
|
|
|
|
Млекопитающие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.2. Изучить преобразование артериальных (жаберных) дуг у позвоночных в магистральные сосуды. Заполнить таблицу 3.
Таблица 3.
Эволюция жаберных сосудов позвоночных.
Жаберные артерии
|
Рыбы
|
Амфибии
|
Рептилии
|
Птицы
|
Млекопитающие
|
1пара
|
|
|
|
|
|
II пара
|
|
|
|
|
|
III пара
|
|
|
|
|
|
IV пара
|
|
|
|
|
|
V пара
|
|
|
|
|
|
VI пара
|
|
|
|
|
|
6. Врождённые пороки развития кровеносной системы.
Пользуясь таблицами, слайдами, рентгенограммами рассмотреть ВПР кровеносной системы (двукамерность, трёхкамерность сердца, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок, аплазия магистральных кровеносных сосудов, артериальный (боталлов) проток, разобрать онтофилогенетическую обусловленность этих аномалий.
Необходимо уметь:
-
Выявлять гомологию в строении пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем у представителей различных классов и отличия, позволяющие проследить направления эволюционных преобразований.
-
Обосновать происхождение сонных артерий, дуг аорты, лёгочных артерий человека из закладок жаберных артерий.
-
Охарактеризовать филогенетически обусловленные аномалии развития пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем человека и возможные механизмы их происхождения.
-
Решать ситуационные задачи.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ:
Акардия -
Ахалазия -
Боталлов проток (артериальный проток) -
Гиршспрунга болезнь -
Глоссоптоз-
Губы верхняя расщелина срединная -
Дестрокардия -
Кисты шеи боковые-
Легкие поликистозные -
Макросомия-
Макроглоссия -
Макродентия -
Микрогения -
Микродентия -
Микроколон -
Микростомия -
Общее предсердно-желудочковое отверстие -
Общий артериальный ствол -
Палатосхиз -
Стеноз устья аорты -
Транспозиция крупных сосудов -
Студент__________________ Преподаватель______________________
«____» ________________2014 г.
ЗАНЯТИЕ 18 (4)
Поделитесь с Вашими друзьями: |