МЕББМ ҚАЗАҚСТАН-РЕСЕЙ
НУО КАЗАХСТАНСКО-
МЕДИЦИНАЛЫҚ
РОССИЙСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТІ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Молекулалық биология және медициналық генетика курсы
Курс молекулярной биологии и медицинской генетики
СИЛЛАБУС
По дисциплине молекулярной биологии и медицинской генетики
Код MBMG 1201
Специальность: 051301 «Общая медицина»
Количество часов: 135
Курс: 1
Семестры: І и ІІ
Количество аудиторных часов - 135
Количество лекции - 5
Количество практических занятий - 40
СРСП – 45
СРС – 45
Контроль – экзамен (ІІ семестр)
Алматы, 2015
Syllabus – Составлен в соответствии с типовой программой Министерство
здравоохранения Республики Казахстан и рабочей программой для студентов
факультета «Общая медицина» по дисциплине молекулярная биология и
медицинская генетика.
Автор: Тунгушбаева З.Б. - д.б.н., и.о. профессора зав. курсом молекулярной биологии
и медицинской генетики КРМУ
Рабочая программа для студентов на 2015-2016 учебный год
по предмету «Молекулярной биологии и медицинской генетики»
І Общие сведения
| -
Наименование вуза
-
Кафедра
-
Дисциплин
Код
-
Специальность
-
Объем учебных
часов (количество кредитов)
-
Занятие проводит
-
Место проведения
занятия
|
Казахстанско-Российский Медицинский Университет
Нормальной физиологии с курсом молекулярной биологии и медицинской генетики
«Молекулярная биология и медицинская генетика»,
MBMG 1201
051301 – Общая медицина
135/3
Д.б.н., и.о.профессора Тунгушбаева З.Б., Ермекова С.А.
Улица Карасай батыра № 75
| -
Политика дисциплины:
| -
не опаздывать на занятия;
-
не пропускать занятия без уважительной причины;
-
студенты допускаются к занятиям и лекциям только в
белых халатах;
-
активно участвовать в учебном процессе;
-
выполнять все задания практических занятий и
оформлять их соответственно требованиям;
-
отрабатывать пропущенные занятия в определенное
время, назначенное преподавателем;
-
выполнять задания по СРС и сдавать их в
установленные сроки;
-
студенты, не набравшие минимального балла по
дисциплине и не сдавшие рубежные контроли, к
экзамену не допускаются.
|
2. Программа:
|
2.1. Введение
|
Молекулярная биология изучает строение и функции нуклеиновых кислот, принципы и механизмы реализации наследственной информации, а также молекулярные основы структуры и функций клеток, процессы роста, развития, деления, опухолевой трансформации и гибели клеток.
Медицинская генетика изучает причины возникновения и развития наследственных болезней, их диагностику, профилактику и лечение.
|
2.2. Цель дисциплины:
|
Формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма и их применение в клинической практике.
|
2.3. Конечные результаты обучения:
|
Студент должен:
Знать:
-
Молекулярно-генетический, клеточный и популяционный уровни организации живых организмов;
-
структурно-функциональную организацию наследственного материала на генном, хромосомном и геномном уровнях;
-
роль биологических мембран в обеспечении межклеточных взаимодействий, механизмы мембранного транспорта и сигнализации в норме и патологических состояниях;
-
причины и механизмы возникновения наследственной изменчивости и их роль в формировании наследственной патологии человека и врожденных пороков развития;
-
основные признаки наследственной патологии человека;
-
основные принципы диагностики, профилактики и лечения наследственных болезней;
-
основные принципы применения молекулярно-генетических методов и технологий в медицине;
-
основные термины и понятия молекулярной биологии и генетики.
|
2.4. Пререквизиты: школьный курс общей биологии, химии, медицинская биофизика.
Постреквизиты: биохимия, гистология, микробиология, физиология, патологическая анатомия и физиология, фармакология, внутренние болезни, неврология, акушерство и гинекология, эндокринология
|
2.5. Содержание дисциплины
Предмет и задачи, основные направления развития молекулярной биологии и медицинской генетики и их место среди других медико-биологических дисциплин. Молекулярные механизмы реализации наследственной информации. Молекулярный принцип строения биомембран и механизмы переноса веществ через мембраны. Клеточный цикл и его молекулярные механизмы регуляции. Наследственная изменчивость. Молекулярно-генетические методы исследования и их применение в практической медицине. Молекулярно-генетические механизмы возникновения наследственных болезней человека. Методы диагностики и профилактики наследственных болезней. Генетические механизмы индивидуального развития. Основы популяционной генетики. Основы экогенетики, фармакогенетики, онкогенетики.
|
2.6. Календарно-тематический план лекций
Лектор:
Количество часов – 5
Методы обучения: обзорные лекции
Аудитория № 1
|
Дни
|
№
п/п
|
Темы лекции
|
Объем часов
|
07.09.2016 г.
|
1
|
Введение в молекулярную биологию и генетику Молекулярные основы наследственности.
|
1
|
21.09.2016 г.
|
2
|
Молекулярная биология гена. Реализация наследственной информации.
|
1
|
05.10.2016 г.
|
3
|
Генетический аппарат клетки. Молекулярно-генетические механизмы регуляции клеточного цикла.
|
1
|
19.10.2016 г.
|
4
|
Введение в медицинскую генетику. Закономерности наследование признаков.
|
1
|
02.11.2016 г.
|
5
|
Наследственные болезни человека.
|
1
|
2.7. Календарно-тематический план практических занятий
|
Количество часов – 40
Методы обучения: опрос, решение ситуационных задач, микроскопия препаратов, работас мультимедийными данных, работа в малых группах (PBL)
Учебная комната № 27
|
Дни
|
№
п/п
|
Темы практических занятий
|
Объем часов
|
|
1
|
Основы молекулярной биологии
Введение в молекулярную биологию и генетику.
|
2
|
|
2
|
Молекулярно-генетические основы наследственности.
|
2
|
|
3
|
Экспрессия генов: транскрипция.
|
2
|
|
4
|
Экспрессия генов: трансляция.
|
2
|
|
5
|
Решение ситуационных задач.
|
2
|
|
6
|
Молекулярная биология клетки
Генетический аппарат клетки
|
2
|
|
7-8
|
Мутационная изменчивость.
|
2
|
|
9
|
Молекулярно-генетические методы исследования.
|
2
|
|
10
|
Итоговое занятие.
|
2
|
|
11
|
Основы общей и медицинской генетики
Наследственность. Типы наследование признаков.
|
2
|
|
12
|
Сцепленное наследование.
|
2
|
|
13-14
|
Взаимодействие генов.
|
2
|
|
15-16
|
Методы исследование наследственных болезней.
|
2
|
|
17
|
Онтогенез.
|
|
|
18-19
|
Основы популяционной генетики
Основы популяционной генетики.
|
2
|
|
20
|
Итоговое занятие.
|
2
|
2.8. Календарно-тематический план CРСП
|
Количество часов – 45
Методы обучения: опрос, решение ситуационных задач, микроскопия препаратов, работас мультимедийными данных, работа в малых группах (PBL)
|
№
п/п
|
Темы СРСП
|
Объем часов
|
|
Основы молекулярной биологии
|
2
|
1
|
Репликация ДНК.
|
|
2
|
Молекулярная биология гена.
|
2
|
3
|
Регуляция экспресии генов.
|
2
|
4
|
Регуляция экспресии генов.
|
2
|
5
|
Рубежный контроль
|
2
|
|
Молекулярная биология клетки
|
|
6
|
ДНК репарациясы
|
2
|
7
|
Жизненный цикл клетки. Митоз.
|
2
|
8
|
Жизненный цикл клетки. Митоз.
|
2
|
9
|
Онкогенетика.
|
2
|
10
|
Рубежный контроль
|
2
|
|
Основы общей и медицинской генетики
|
|
11
|
Наследственные болезни человека. Хромосомные болезни.
|
2
|
12
|
Моногенные болезни человека.
|
2
|
13
|
Полигенные болезни человека.
|
2
|
14
|
Медико-генетическое консультирование.
|
2
|
15
|
Рубежный контроль
|
2
|
|
Генетика развития. Основы популяционной генетики, эко- и фармакогенетики
|
|
16
|
Генетика врожденных пороков развития.
|
2
|
17
|
Генетика врожденных пороков развития.
|
2
|
18
|
Основы экогенетики.
|
2
|
19
|
Основы фармакогенетики.
|
2
|
20
|
Рубежный контроль.
|
2
|
21
|
Рубежный контроль.
|
2
|
22
|
Итоговое занятие.
|
3
|
2.9. Календарно-тематический план CРС
Количество часов – 45
Формы организации СР: работа с литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения, подготовка рефератов, подготовка презентаций, составление клинического случая, составление глоссария, составление тестовых задач, составление ситуационных заданий.
|
№
п/п
|
Темы СРС
|
Объем часов
|
1
|
Вклад отечественных и зарубежных ученых в молекулярную биологию и медицинскую генетику.
|
3
|
2
|
Теломеры, теломеразная активность
|
3
|
3
|
Особенности генетического аппарата вирусов. ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы
|
3
|
4
|
Генетические последствие загрязнения окружающей среды Казахстана.
|
3
|
5
|
Мейоз. Рекомбинация генов в кроссинговере.
|
3
|
6
|
Молекулярно-генетические механизмы старения.
|
3
|
7
|
Понятие о везикулярном транспорте.
|
3
|
8
|
Функции и виды мембранных белков и липидов.
|
3
|
9
|
Стволовые клетки и их медицинское значение
|
3
|
10
|
Генотерапия. Основные причины ллечения наследственных болезней.
|
3
|
11
|
Социально-медицинское значение генетического груза в человеческой популяции.
|
3
|
12
|
Геногеография наследственных болезней.
|
3
|
13
|
Трансгенные продукты, влияние их на здоровье детей.
|
3
|
14
|
Генетика пола человека
|
3
|
15
|
Роль окружающей среды и наследственности на наследование патологии человека.
|
3
|
|
|
|
2.10 Литература (основные и дополнительные)
| -
Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., 2006, 477 с.
Введение в молекулярную медицину. Под ред. Пальцева М.А. М., 2004, 495 с.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, 638 с.
-
Геномика – медицине. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, 220 с.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003, 446 с.
-
Жимулев И.Ф.Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2003, 478 с.
-
Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. М., 2005, 397 с.
-
Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). А., 2007, 222 с.
-
Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, 544 с.
-
Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2003, 272 с.
|
2.11. Правила оценки всех видов занятий:
|
Виды занятий и работа студентов
|
Рейтинг в баллах, нормативы
|
Итоговый балл
|
І Текущий контроль:
|
|
100
| -
Аудиторная работа
|
|
100
| -
Лекции (присутствие и конспект)
-
Выполнение и сдача лабораторных работ
|
Каждый конспект
|
100
100
| -
Рубежный контроль
|
Каждый
|
100
|
1 РК
-
РК
-
РК
4 РК
|
Устный опрос, тестирование
|
| -
Внеаудиторная работа
|
Реферат, презентация
|
100
| -
Итоговый контроль
|
Устный опрос, тестирование
|
Шкала градации оценок
Оценка по буквенной системе
|
Цифровой эквивалент баллов
|
Процентное содержание %
|
Оценка по традиционной системе
|
А
|
4,0
|
95-100
|
ОТЛИЧНО
|
А-
|
3,67
|
90-94
|
В+
|
3,33
|
85-89
|
ХОРОШО
|
В
|
3,0
|
80-84
|
В-
|
2,67
|
75-79
|
С+
|
2,33
|
70-74
|
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
|
С
|
2,0
|
65-69
|
С-
|
1,67
|
60-64
|
D+
|
1,33
|
55-59
|
D
|
1,0
|
50-54
|
F
|
0
|
0-49
|
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
|
Рейтинговые баллы (показатели успеваемости)
№
|
|
балл
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
1.
|
Лекции
-
- Присутствие
-
- Активность
-
- конспект
|
100
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Рубежный контроль
-
устный опрос
-
тестирование
|
100
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
*
|
3.
|
Лабораторное занятие
|
100
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
| |
20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
40
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
40
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
Итого –
100 баллов
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |