ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЗДОРОВЬЯ»
Давыдова В.В.
Учитель технологии
МБОУ г.о.Балашиха
«Общеобразовательная школа- интернат
основного общего образования»
2013г.
Содержание
-
Введение
-
Основная часть.
-
Заключение.
-
Список литературы
Введение
Цель проекта:
-пропаганда здорового образа жизни.
- развитие творческого мышления школьников.
-формировать позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Воспитание у подростков и молодёжи отношения к здоровому образу жизни как к ценности является сегодня одним из приоритетов национальной политики в России. Важность этого направления национальной политики предъявляет требования к мыслящим и творческим людям: можно со всей уверенностью утверждать, что становится очевидной необходимость реализации новых и ярких проектов, которые показывали бы актуальность борьбы за здоровый образ жизни.
Жизнь, здоровье – главная ценность, которой обладает человек. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Одного мудреца спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”.
Многие из вас еще недостаточно хорошо представляют себе, что полезно и что вредно для организма, как предупредить те или другие заболевания, как избежать различных травм. А некоторые еще считают, что забота об их здоровье – дело родителей и врачей. Но это не совсем верно. Никакие достижения медицинских наук не дадут здоровья, если люди сами не научатся его сохранять, независимо от возраста и профессии.
Что такое здоровье
Слово здоровье хорошо известно каждому школьнику; но хорошо ли вы знаете, что оно означает? Кажется, тут и спрашивать нечего: каждый знает – здоров, значит, не болен. Даже можно определить по виду, по внешним признакам. Вы ведь слышали, как часто говорят: “Так и пышет здоровьем”, “Здоровый – кровь с молоком”. Обычно человек, к которому относятся подобные определения, жизнерадостен, энергичен в движениях, у него свежий цвет лица и много других привлекательных и столь нужных качеств. Так что же, собственно, такое – здоровье?
Основная часть
Мероприятие «Путешествие по стране Здоровья»
Цель: формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни, ответственность за свое здоровье; развивать коммуникативные способности, смекалку, находчивость; воспитывать ответственное отношение к делу, организованность, чувство коллективизма.
Оформление: раздаточный материал, гербарий лекарственных растений, плакат «Пирамида здорового питания», карточки с витаминами, плакаты «Заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения» (Цицерон); «Хлеб -батюшка, а водица -матушка» (поговорка); «Движение-кладовая жизни»(Плутарх); «Здоровый нищий счастливее больного короля» (А. Шопенгауэр).
Подготовительная работа: подбор конкурсов для путешествия, приглашение участников и гостей; изготовление плакатов, раздаточного материала.
Ход мероприятия
Ведущая. Здравствуйте дорогие друзья! При встрече люди издревле желали друг другу здоровья: «Здравствуйте, доброго здоровья!», !Как ваше драгоценное здоровье?!»
Давайте поприветствуем друг друга. Каждый поздоровается за руку с соседом справа, с соседом слева, с соседом , который сидит за вами...
Поздоровались? А сейчас попросим участников представиться (1-я команда -пятиклассники. 2-я команда -шестиклассники). (Представление команд.)
Я рада нашей встрече и знаю, что вам хочется отдохнуть от учебных занятий, побыть в кругу друзей, пообщаться и немного повеселиться. Ведь улыбка и смех — это килограмм здоровья, эликсир бодрости и положительной энергии.
Поэтому давайте сегодня с пользой проведем время вместе. Я приглашаю вас отправиться в увлекательное и необычное путешествие. Мы отправимся в страну, где живут чистота. Гигиена, опрятность, а также витамины и полезные привычки. Но в темных переулочках можно встретить дизентерию, ангину, грипп и другие инфекционные заболевания. Вы, конечно же, узнали эту страну. Это страна Здоровья. (Название на доске). Но чтобы попасть в эту страну, мы должны сказать волшебные слова. Они спрятались в пословицах, которые лежат у вас на столах. Слова в пословицах перепутаны. Ваша задача- составить пословицу и объяснить ее смысл . (Задания выполняются в группах.)
Чистым жить- здоровым быть.
В здоровом теле -здоровый дух.
Здоровье дороже золота.
Здоровым быть- горе забыть.
Здоровому все здорово.
Где здоровье — там и красота.
Перед нами открылись двери в страну Здоровья. Путешествуя по ней, мы вспомним все, чему мы научились, что узнали, будем доказывать и рассуждать.
1-я остановка- «Проспект Человек и его здоровье»
На доске написаны названия органов тела:
1-диафрагма
2-легкие
3- мозг
4- печень
5-позвоночник
6-почки
7- селезенка
8-сердце
9-грудная клетка
10-череп
Каждая команда получает набор чисел от 1 до 10. Ведущий зачитывает текст, а участники должны догадаться, чей это смысловой портрет, и показать число, которым обозначен ответ на доске.
«Он состоит из тридцати четырех небольших костяных коробочек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящиками»-5
«Это гибкая перегородка, которая лежит внутри твоего туловища, как раз посредине. Это тонкая стенка отделяет легкие и сердце от желудка, печени и кишечника» (1)
«Этот твердый костяной панцирь защищает головной мозг от повреждений полушария мозга лежат в этом прочном футляре, как ядро ореха в скорлупе.» (10)
«Это самая большая из твоих желез. Лежит она справа от желудка, чуть пониже легких. Поглядишь на нее и не подумаешь, что это одновременно
химическая лаборатория, продовольственный склад и главный диспетчер организма. Вот какие важные у нее обязанности.» (4)
«Они похожи на две большие розовые губки. Они состоят из бесчисленного множества крохотных пузырьков-альвеол.»(2).
«Это главный командный пункт организма. Что бы человек ни делал, всем управляет он» (3)
«Это плотный мускулистый мешок размером немного больше кулака.
Внутри он разделен на четыре камеры. И вот этот мешок все время сжимается и разжимается, не останавливается ни на минуту.» (8)
«Это две большие железы, по форме похожие на огромные бобы фасоли. Внутри эти «бобы»состоят из множества крохотных камер. Пронизанных тончайшими кровеносными сосудами. Лежат они в нижней части спины, чуть повыше поясницы.»(6)
«Она состоит из 12 пар гибких, но очень крепких ребер»(9)
«Она немного похожа на печень. Только поменьше, и лежит не справа, а слева от сердца. Ее обычно не ощущаешь. Она никогда не болит и лишь слегка увеличивается при некоторых заболеваниях.» (7)
2-я остановка- «Площадь Гигиены»
Ведущая. Вспомните :гигиена — это наука о сохранении здоровья, а также мероприятия, которые содействуют этому.
Народная мудрость гласит: «Кто аккуратен — тот людям приятен.»
Задание для капитанов.
Вспомните , как правильно ухаживать за 1)за кожей; 2)волосами; 3)одеждой и обувью.
Уход за кожей.
К основным требованиям личной гигиены относится , прежде всего, чистота тела. Мытье в бане, ванне, под душем должно осуществляться не реже одного раза в неделю, летом- не менее 2-3 раз в неделю.
Вода и мыло открывают поры сальных и потовых желез, смывают загрязнения, пыль, микробы, пот. Рекомендуется использовать туалетное мыло, не раздражающее кожу. Температура воды должна быть 35-37 градусов, но в целях закаливания можно пользоваться теплой водой, а в заключение обливаться водой комнатной температуры.
Для поддержания чистоты кожи необходимо после каждого мытья менять нательное белье, а постельное — не реже 1 раза в неделю.
Уход за лицом .
Кожа лица загрязнена пылью, выделениями пота, жира и требует постоянного ухода.
Ежедневно тщательно нужно мыть лицо с мылом перед сном, а так же после занятий физкультурой.
Умываться нужно предварительно вымытыми руками, растирая лицо водой по всей поверхности (лоб, веки, щеки, подбородок, нос)-не менее 4-6 раз. Затем намылить руки до небольшой пены и равномерно растереть лицо руками. Затем смыть пену со всей поверхности лица. Процедура повторяется два раза.
Чистым полотенцем следует сначала промокнуть воду с лица, а затем вытереть его.
Какого ухода требуют уши?
«Уши мыть -бодрым быть»- говорит пословица. Приучайтесь ежедневно мыть уши. Не следует ковырять в ухе спичками, булавкой. Надо оберегать уши от громких и резких звуков.
Уход за руками.
Доведенной до автоматизма привычкой должно стать мытье рук после посещения туалета, игр и труда на свежем воздухе, поездок в общественном транспорте, общения с домашними животными, перед едой и после еды.
При мытье рук необходимо соблюдать следующие правила:
-
закатывать рукава;
-
размыливать мыло по тыльной поверхности кистей, запястьях, между пальцами, в области ногтевого пространства;
-
тщательно смывать мыло;
-
вытирать руки насухо.
Если ребенок идет на прогулку в холодное время года, он обязательно должен надеть перчатки или варежки.
-
Если руки стали шершавыми или излишне сухими , надо смазывать их питательным кремом. Наносится крем на наружную часть кисти, следует потереть руки друг о друга, затем помассировать пальцы такими движениями, будь то ты натягиваешь перчатки.
-
У некоторых детей сильно потеют ладони. Помогут избавиться от этого ванночки с нашатырным спиртом (чайная ложка на литр воды).
-
Ванночку нужно делать 2-3 раза в день по 10-15 минут.
-
Уход за ногтями .
Содержание ногтей в чистоте преследует не только эстетическую цель. Это также немаловажный фактор предупреждения многих инфекционных заболеваний, а также гельминтов (заражение глистами), так как в подногтевом пространстве длительное время могут сохраняться микробы и яйца глистов.
-
Ногти следует тщательно мыть и своевременно подрезать. Ногти необходимо стричь раз в 10-15 дней. На пальцах рук ногти стригут дугообразно, по возвышению пальцев , а на ногах — прямо, так как срезание углов ногтей способствует врастанию их в пальцы.
-
Уход за ногами.
-
Ежедневное мытье ног должно стать привычкой . Особенно в теплое время года. Чтобы избежать грибковых заболеваний стоп, не следует пользоваться чужой обувью, чулками, носками, ножницами для подстригания ногтей. Посещая душевые , бассейны, бани, необходимо надевать купальные тапочки.
-
Уход за ногами несложен, но эффективен толь тогда , когда занимаются ими ежедневно.
-
Утром и вечером после душа, ванны следует намазать ступни и пальцы ног питательным кремом. Кремы для ног рассчитаны на довольно грубую кожу ступней. Если применять их регулярно, ноги не будут уставать при длительном хождении.
-
Уход за волосами.
-
Хороший цвет лица , чистая кожа, блестящие густые волосы делают человека привлекательным. Внешний вид кожи и волос зависит от общего состояния организма. Поэтому, прежде всего, нужно уметь заботиться о своем здоровье. Старайтесь:
-
не пренебрегать режимом;
-
спать не менее 9-10 часов в сутки;
-
летом на всю ночь оставлять форточку открытой;
-
зимой хорошо проветривать комнату перед сном;
-
утро начинать с гимнастики;
-
побольше бывать на свежем воздухе;
-
как можно больше двигаться;
-
питаться разнообразнее;
-
не забывать о пользе молока и овощей.
-
Все перечисленное будет способствовать правильному обмену веществ в организме, а , следовательно, хорошему цвету лица, росту и укреплению волос.
-
Внешний вид кожи и волос во многом зависит от ухода за ними.
В коже множество сальных и потовых желез. В возрасте 10-12 лет деятельность этих желез усиливается. Если выделение сала избыточно , лицо становится жирным, блестящим, на коже часто образуются прыщи, угри. Потовые железы выделяют много пота, чем раньше, и запах его шампунем становится более резким. Пот пропитывает одежду, портит ее. Волосы легко загрязняются, на них оседает пыль, которая , смешиваясь с кожным салом и потом, создает благоприятную среду для микроорганизмов и нарушает нормальное функционирование кожи головы. Поэтому основное в уходе за кожей и волосам и — содержание их в чистоте.
-
Специалисты рекомендуют длинные жирные волосы мыть 5-6 дней (короткие- чаще), сухие -через 10-12.Мыть голову лучше шампунем, содержащим питательные вещества. Голову рекомендуется тщательно споласкивать, так как оставшаяся мыльная пена разрушает волосы. Умеренно горячая вода и легкий массаж головы при втирании шампуня усиливают кровообращении, улучшают обмен веществ и питание волос.
-
Чистые волосы хорошо ополоснуть водой с добавлением сока лимона или столовой ложки уксуса (но не эссенции). Это придает волосам мягкость и блеск. Сейчас имеется большой выбор бальзамов- ополаскивателей для разного типа волос.
-
После мытья волосы надо вытереть сухим мягким полотенцем и оставить распущенными до полного высыхания. Не рекомендуется сушить волосы под феном — они пересушиваются.
-
Слишком вредно часто мыть голову, это вызывает обезжиривание волос- они становятся тусклыми, ломкими; кожа головы начинает шелушиться , появляется перхоть, зуд.
-
Утром и на ночь волосы тщательно расчесывайте -0 желательно сначала расческой, а потом щеткой. Это очищает кожу и волосы от пыли и слущивающихся клеток кожи, улучшает кровоснабжение и питание кожи головы, равномерно распределяет кожное сало по всей длине волос.
-
Короткие волосы расчесывают от корней, длинные начинают расчесывать с концов, постепенно передвигаясь к корню.
-
Расчесывать нужно плавными движениями, так как при грубом расчесывании на волосах образуются узелки, петли , из-за которых волосы обламываются, обрываются.
-
Со временем кончики волос расщепляются, это придает прическе неприятный вид. Поэтому время от времени концы волос следует подстригать.
-
Очень вредно начесывать волосы- это способствует расщеплению их стержня, ведет к ломкости. Не надо туго стягивать волосы прической: постоянное натяжение ухудшает питание волос, они начинают выпадать.
-
Не рекомендуется делать пробор подолгу на одном и том же месте — волосы у пробора редеют.
-
Дождь, снег, жара и холод также могут влиять на красоту кожи и волос. Ходить круглый год с непокрытой головой вредно. При длительном действии солнечные лучи пересушивают волосы, делают их ломкими и способствуют выпаданию. Зимой на холоде сужаются кровеносные сосуды кожи. Это ухудшает питание волос и также ведет к их выпадению.
-
Чтобы не заразиться кожным заболеванием с поражением волос, следует пользоваться только своей расческой и никогда не давать ее даже самым близким друзьям. Также следует следить за чистотой своей расчески, ежедневно мыть ее с мылом.
Уход за одеждой и обувью.
Основная роль одежды заключается в снижении теплопотерь организма и обеспечении его оптимального теплового состояния. В зависимости от времени года и климатических условий тип одежды детей изменяется. В холодное время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое — препятствовать наибольшей теплоотдаче.
Теплосохраняющие свойства одежды зависят не только от ее покроя; пошива и количества слоев, но и от того, насколько хорошо или плохо проводят тепло ткани, из которых она сделана. Лучше сохраняют тепло ткани. Имеющие большое количество волокон и пор, между которыми находится воздух, так как последний является плохим проводником тепла. Вместе с тем одежда должна быть достаточно воздухопроницаемой, чтобы обеспечить смену воздуха, находящегося между одеждой и телом.
Одежда особенно нижняя, должна хорошо впитывать пот. Эти свойства одежды зависят от того, из какого материала сделана ткань, от выделки ткани, переплетения нитей и отделки. Более всего указанным гигиеническим требованиям отвечает шерстяная ткань, некоторые сорта хлопчатобумажных тканей .Они хорошо сохраняют тепло, обеспечивают обмен воздуха между одеждой и телом, хорошо впитывают влагу.
Пошив повседневной детской одежды из кожаных и прорезиненных материалов не рекомендуется, поскольку они не пропускают воздух. Под одеждой , изготовленной из этих материалов , скапливается большое количество влаги, и белье становится мокрым.
3-я остановка - «Улица приятного аппетита»
Ведущая. Мы поговорим о вредной и полезной пище и вспомним правила приема пищи.
Еда и человек- два неразлучных понятия, так как еда необходима человеку для поддержания жизни, здоровья, работоспособности. Правильное питание очень важно для человека. Благодаря рациональному питанию он меньше подвергается различным заболеваниям и стрессам, легче справляется с недугами. Поэтому каждому из нас нужно знать основные принципы правильного питания, какие продукты включать в свой рацион, чтобы всегда быть здоровыми, красивыми, жизнерадостными, ведь недаром говорят, что еда может быть и нашим другом , и нашим врагом. Все должно быть в меру.
А знаете ли вы, что бывает пища живая и мертвая? Все. Что подвергалось тепловой обработке свыше 57 градусов, потеряло энергию солнца,земли, космоса. Поэтому некоторые ученые — натуропаты называют такие продукты мертвыми. А живые-это мед, семечки. Сырые овощи и фрукты. Рассмотрим пирамиду здорового питания.
Игра «Полезное -вредное»
Подчеркните полезные для организма продукты
Рыба, чипсы, кефир, напиток «Фанта», геркулес, шоколадные конфеты, морковь, лук, торты, яблоки, сало, капуста, гречка.
Викторина «Пища- для здоровья»
-
Какой витамин нам помогает избежать заболеваний? (Витамин С)
-
Какой из перечисленных витаминов водорастворимый: А, В,К,D?(Витамин В)
-
Как по внешнему виду определить витамин А?(Оранжевый, красный).
-
В чем больше витамина А? (В тыкве, моркови, томатах, красном перце, в зеленых овощах :шпинате и салате).
-
Какое травянистое растение получило свое название за расположение плодов на самих ветках, его также называют чудо -ягодой за большое содержание витаминов С и Е. ? (Облепиха)
-
Какой продукт называют дворником? (творог)
4-я остановка «Отдых в сквере «Зеленая аптека»
1.Это лучшее средство для профилактики гриппа, т. к. содержит фитонциды, уничтожающие микробы? (чеснок)
2.По легенде , король Шотландии так и не смог узнать тайну медового напитка из этого растения. Листья растения прикладывают к ранам. (Вереск).
3.У каких растений используют в качестве сырья корни и корневища? (Аир, валериана, девясил, женьшень, родиола розовая, лопух, солодка)
4. По одной из легенд , в этот хвойный вечнозеленый кустарник из семейства кипарисовых превратилась девушка, которая узнала о гибели жениха? (можжевельник)
5.У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды? (Боярышник, шиповник, малина, черника, смородина, облепиха, калина).
6. У этого растения есть виды пахучие и не пахучие, но наибольшее значение имеет один из видов, который называют аптечным. (ромашка)
Ведущая. Одуванчик, подорожник,
Василек, шалфей и мята.
Вот зеленая аптека
помогает вам ребята!
Задание. Из расположенных открыток с изображением растений выбрать толь открытки с лекарственными растениями, назвать их, объяснить, при лечении каких болезней они используются.
5-я остановка - «Бульвар «Не болей»
Вопросы викторины:
1.Какие меры профилактики гриппа в зимнее время вы знаете?
-
Назовите болезни грязных «рук». (Желудочно-кишечные заболевания, дизентерия, гепатит, туберкулез)
-
Почему аристократы в любое время года ходили в перчатках ? (Чтобы избежать заражения болезнью «Грязных рук»)
-
Какие болезни таит в себе глоток воды из озера или реки? (Холера, дизентерия, гепатит, гельминты, сальмонеллез)
-
Почему нельзя сразу после физкультуры пить холодную воду? (Можно получить ангину или катар дыхательных путей).
-
Как можно избежать заболевания педикулезом? (Чаще мыть голову).
Знакомство с памяткой «Правила повышения иммунитета»
1.Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю.
2.Не переедать и не голодать.
3.Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения.
4.Не привыкать к изучению и употреблению спиртных напитков. Учиться сдерживать себя и не поддаваться , когда кто-нибудь будет соблазнять попробовать сигарету или спиртное.
-
Не переутомляться. Стараться получать удовольствие от школьной учебы., а в свободное время заниматься серьезным делом (творчеством).
-
Ежедневно заниматься закаливанием своего организма.
-
Вырабатывать подходящий способ отхода ко сну, позволяющий быстро уснуть и полностью восстановить силы.
Ведущая. Если вы простудились, не спешите пить таблетки, попробуйте использовать народные рецепты, проверенные временем.
Организм ваш молодой-
Сам он справится с бедой
Только чуда вы не ждите-
Себе сами помогите.
А помощников не счесть.
Отвари и пей когда
подойдет к тебе беда.
Баня с паром, кипятком,
Веником и лежаком.
Заболел? Тогда скорей
чая с медом ты попей,
Иль с вареньем из малины,
Или с соком из рябины.
У природы есть секрет,
как быть здоровым много лет.
Живало в старину поверье: того, кто чихнет во время праздничного веселья, считали счастливым человеком. Вот и я предлагаю вам всем чихнуть...
Будьте здоровы! Или как говорят в народе: «Будь здоров на сто лет».
А еще в народе говорят, что если чихнешь натощак в понедельник- к гостям; во вторник- к вестям ;в среду- к вкусному угощению, в четверг- к желанному поздравлению, в пятницу- к свиданию с любимым, в субботу- к другу новому, в воскресенье-- к разудалому веселью.
«В здоровом теле -здоровый дух!»-
Сказал из древних кто-то.
С девизом этим легче жить.
В руках кипит работа.
Дорогие ребята! Закончить наше путешествие по стране здоровья хочется словами древнегреческого историка Геродота: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».
Заключение
Привитие здорового образа жизни у школьников опирается на сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, не сводящееся к борьбе с болезнями. Здоровый образ жизни - это знание правил санитарии, гигиены жилищ и экологии, строгое соблюдение гигиены тела, приобщение к физкультуре и спорту, гигиена физического и умственного труда, гигиена личной жизни. Это четкие знания о вредных факторах и привычках (курение, алкоголь, наркотики) и сознательное негативное отношение к ним. Использование педагогических приемов, направленных на формирование здорового образа жизни у учащихся оказывают положительное влияние на выносливость и снижают общую заболеваемость.
Основные направления деятельности педагогов и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на:
- создание оптимальных внешне средовых условий в школе и дома;
- рациональная организация труда и отдыха;
- воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровье сберегающей деятельности (умений и навыков здоровье сбережения) .
Список литературы
-
-
Целебные растения: справочник/ Сост. Р.С. Малахова. - М.: Рипол Классик, 2002. - (Будь здоров!)
2. Лавренов В.К., Лавренова Г.В. Современная энциклопедия лекарственных растений: 350 видов целебных растений с цветными иллюстрациями/ В.К. Лавренов, Г.В. Лавренова. - СПб.: Нева, 2006.
3.Лечение боярышником, пустырником, мать-и-мачехой/ Сост. И.И. Рощин. - М.6 Вече, 2000.
4. О.Н. Богданович Здоровый образ жизни. Мозырь 2012 год
5. Шевцова Н.П. 100 растений для вашей красоты/ Н.П. Шевцова. - М.: Сельская новь, 2006.
6. Данников Н.И. Ваш доктор - береза /Н.И. Данников.- М.: РИПРЛ классик, 2004. - (Советы доктора Даникова).
7.Шумель Т. И. Путешествие по стране здоровья. Мозырь 2010 год.
Поделитесь с Вашими друзьями: |