На правах рукописи
Гурко Татьяна Александровна
Трансформация института родительства
в постсоветской России
Специальность 22.00.04 – социальная структура,
социальные институты и процессы
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора социологических наук
Москва − 2008
Работа выполнена в Институте социологии РАН
Официальные оппоненты: Академик РАО,
доктор философских наук, профессор
Кон Игорь Семенович
доктор философских наук,
профессор
Антонов Анатолий Иванович
доктор социологических наук,
Журавлева Ирина Владимировна
Ведущая организация: Российский государственный
социальный университет,
кафедра социологии и социальной работы
Защита состоится 5 ноября 2008 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.011.02 по присуждению ученой степени доктора социологических наук при Институте социологии РАН по адресу: 117218, Москва, ул. Кржижановского 24/35, корпус 5, зал Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института социологии РАН
Автореферат разослан « » 2008 года
Ученый секретарь
Диссертационного совета,
кандидат философских наук Е.Ю. Рождественская
I. Общая характеристика работы
Актуальность темы диссертационной работы обусловлена новыми тенденциями в развитии института родительства в России в изменившихся социальных и экономических условиях. Эти тенденции связаны как с воздействием глобальных экономических и социокультурных процессов, так и с особенностями трансформации российского общества. Изучение родительства осуществляется автором с начала 1990-х, когда возникла и потребность в расширении понятийного аппарата социологии семьи (в том числе и на базе зарубежных работ), позволяющего описывать новые социальные процессы в России.
В российском обществе происходит процесс трансформации ценностно-нормативной культуры. «Запаздывающая модернизация», хотя и неравномерно протекающая на территории России, ускорила в сравнении с другими странами формирование постфигуративной культуры, усиление влияния несемейных агентов на становление личности детей. Наряду с позитивными сторонами этой тенденции у родителей возникли и новые проблемы, в частности связанные с переосмыслением привычных ценностей, процесс социализации их детей совпал с их собственной ресоциализацией.
Современность динамична и экспансивна1, социальные изменения происходят быстро. Какова роль родителей в подготовке детей к жизни в новом обществе? Государство и работодатели заинтересованы в воспроизводстве качественного человеческого капитала − образованного и здорового – конкурентоспособного трудового ресурса в условиях глобальной экономики. Общественные же потребности предполагают рефлексию обязанностей родителей, связанных с формированием социально компетентных, ответственных граждан, толерантных к отличающимся от их собственных взглядов и образцов поведения, с устойчивой системой нравственных норм, помогающих противостоять влиянию отрицательных воздействий массовой культуры. «Носителями прогресса могут стать представители общества, которые обладают творческим началом, толерантностью, историческим сознанием и стратегическим мышлением. А прогрессивность масс заключается в том, чтобы, предпринимая любое действие, максимально использовать существующее поле возможностей, шансов, средств и придать своим действиям какие-либо черты оригинальности, творческого подхода, вкладывать в них всего себя и тем самым развивать свою собственную индивидуальность, самосовершенствоваться»2. Очевидно, что такие общественные задачи актуализируют вопросы родительских ценностей в процессе социализации, эффективность родительских практик.
В условиях трансформации отношений женщин и мужчин в обществе, дальнейшего разделения институтов брака и родительства возникают новые институты, социальные статусы и нормы поведения родителей (например, институт приемных родителей в России, институт совместной постразводной опеки в ряде западных стран). Снижение возраста начала сексуальной жизни, продолжающийся увеличиваться разрыв между сексуальной и социальной зрелостью (включая готовность к выполнению родительских ролей) актуализирует анализ родительства несовершеннолетних.
Интенсификация работы многих матерей вне дома в условиях либеральной экономики неизбежно повлекла необходимость более активного участия молодых отцов в уходе за маленькими детьми, общения с ними. Кроме того, «отцовскую проблему» актуализировало и все большее внимание к правам ребенка. На Западе вовлеченность отцов, доступность отца для ребенка стали рассматриваться как важный фактор благополучия детей, а также важное направление социальной политики и законодательства. Высокий уровень разводов в России, в том числе среди сожительствующих пар с детьми, раздельное проживание супругов актуализирует проблему постразводного родительства, выработку позитивных образцов общения родителей после развода, защиты прав детей на психологическую и материальную поддержку со стороны родителя проживающего отдельно (обычно отца).
В России в 1990-е годы в новых социальных условиях наметился переход от преимущественно государственного воспитания к семейному, что, по крайней мере, теоретически повысило ответственность родителей за детей. В какой мере новые поколения родителей осознают эту ответственность, не возникает ли опять соблазна «рожать детей для государства» в связи государственным дискурсом «стимулирования рождаемости»?
С начала 1990-х годов в условиях культурной трансформации и структурной перестройки экономики происходила дезадаптация значительной части населения3, включая и родителей, что усугубило и проблему социального сиротства, существовавшую еще в советское время. На фоне растущего социального расслоения возрастало родительское неблагополучие, которое статистически отражено в ежегодном увеличении числа родителей, лишенных родительских прав, отказных детей, а также в значительном увеличении беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Даже по мере улучшения экономической ситуации в стране, внимания государства к социальной политике проблема родительского неблагополучия остается крайне актуальной, и его причины не до конца ясны.
В связи с демографической государственной программой предложен ряд законов, законопроектов, концепций, которые требуют научно-обоснованной оценки и корректировки с точки зрения соответствия объективным тенденциям развития институтов семьи и родительства в России.
Степень научной разработанности темы. В работах классиков отечественной педагогики специальное внимание уделяется семейному воспитанию и родительской педагогике (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский). Описание семейного быта и родственных отношений представлено в трудах историков (И.Е. Забелин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев). В социологии П.А. Сорокин помимо «брака как полового союза» отдельно рассматривал «союз родителей и детей» и анализировал историческую динамику этой составляющей семейного института.
После революции воспитание подрастающего поколения конструировалось преимущественно в идеологическом контексте формирования «нового человека», роль родителей считалась менее значимой в сравнении с государственными институтами, а потому и число социологических работ по этой теме сравнительно невелико.
Проблемы родительства анализируются в смежных с социологией областях. В современной отечественной философии некоторые аспекты родительства затрагивались в контексте гендерного подхода (О.А. Воронина, Т.А. Клименкова). Специально социокультурным аспектам материнства посвящены работы В.А. Рамих.
В психологии родительское отношение к детям и детско-родительские отношения на опыте семейной психотерапии и консультирования проблемных детей и родителей анализируются в работах А.С. Алексеевой, М.Ю. Арутюнян, А.Я. Варги, А.Д. Кошелевой, А.С. Спиваковской, Г.Г. Филипповой. В работах отечественных психиатров (М.И. Буянов, А.И. Захаров, В.Л. Леви), описываются причины детского неблагополучия с точки зрения родительских практик. М.В. Полевой и В.А. Петровским анализируется феномен отчуждения в детско-родительских отношениях. Отношения психологической зависимости и симбиоза с матерью исследовались О.П. Макушиной, Н.В. Самоукиной, влияние родителей-алкоголиков на развитие личности детей (В.Д. Москаленко), родительско-детские отношения с точки зрения риска развития наркотической зависимости у подростков (Н.С. Курек). Специально изучались психологическая готовность к материнству и причины отказа от детей (О.В. Баженова, Л.Л. Бас, В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов О.А. Копыл, С.Ю. Мещерякова). Проведено исследование динамики эффективности замещающего родительства с применением психологических методик (В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова), особенностей психологических проблем родителей близнецов (М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, Б.И. Кочубей, С.Д. Пьянкова, В.В.Семенов).
В работах отечественных демографов анализируются репродуктивные установки и репродуктивное поведение различных социально-возрастных групп с целью прогноза количественных и качественных аспектов воспроизводства населения. Это работы А.А. Авдеева, А.И. Антонова, В.Н. Архангельского, В.А. Беловой, В.А. Борисова, Д.И. Валентея, А.Г. Вишневского, А.Г. Волкова, Л.Е. Дарского, О.Д. Захаровой, С.В. Захарова, В.В. Елизарова, В.М. Медкова, В.В. Рыбаковского, А.Б. Синельникова. М.С. Тольца, Б.Ц. Урланиса и др. Эти ученые представляют различные научные школы, различающиеся в разные периоды оценками тенденций и последствий демографических процессов, и в частности, перспектив брачности и рождаемости в России, возможностей демографической политики. Специально можно выделить анализ демографами контрацептивного поведения и динамики числа абортов (А.А. Авдеев, И.А. Троицкая). В рамках социально-экономического подхода проблемы родительства, семейной и демографической политики рассматриваются в работах М.Е. Баскаковой, Е.Б. Бреевой, Т.М. Малевой, Н.М. Римашевской и др. Анализируются проблемы реализации репродуктивных прав женщинами (Е.А. Баллаева) и мужчинами (Ш.Н. Галимов).
В этнологии и культурной антропологии этнокультурные, символические аспекты материнства и отцовства комплексно анализируются И.С. Коном. История русского материнства доиндустриальной эпохи исследуется Н.Л. Пушкаревой. Социально-антропологический подход к родительству также представлен в работах М.Г. Котовской (история российской семьи), М.В. Золотухиной (на примере США) и И.Г. Остроух (эволюция отцовства в ФРГ). «Советское материнство» реконструируется под углом зрения феминистской перспективы в трудах Ю.В. Градсковой, Е.А. Здравомысловой, А.А. Темкиной. Биосоциальные аспекты родительства исследуются в контексте этологии человека (родительский вклад у человека, кросс-культурный анализ материнского фаворитизма – М.Л. Бутовская), антропологенетического анализа (Н.Х. Спицына), а также в возрастной психогенетике (С.Б. Малых).
В социологии образования анализируются родительские проблемы, возникающие при взаимодействии с институтами образования (Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко). Социальные аспекты родительства рассматриваются в исследованиях детской и подростковой субкультуры Н.И. Кузнецовой и В.С. Собкиным, в частности, роли родителей в сексуальном просвещении. И.В. Журавлевой вопросы сексуального просвещения подростков изучаются в рамках социологии здоровья.
В отечественной социологии семьи родительству уделялось специальное внимание в работах: А.И. Антонова, В.Н. Архангельского, В.М. Медкова (социолого-демографические исследования рождаемости), С.И. Голода (исторические аспекты отношения родителей к детям, новые структурные формы родительства), О.И. Волжиной, И.Ф. Дементьевой, М.С. Мацковского, В.Я Титаренко, А.Г. Харчева (в контексте семейного воспитания и социализации), Т.А. Захаровой, С.В. Захарова, А.Б. Синельникова, В.Д. Шапиро (взаимоотношения родителей и взрослых детей), Н.Я. Соловьева (отцовство после развода), Н.Г. Юркевича (внебрачное материнство). С точки зрения понимания исторической динамики институтов семьи и родительства в России особое значение имеют работы по истории отечественной социологии семьи (А.А. Клецин, Г.В. Соколова) и собственно истории семьи в России (С.И. Голод, Б.Н. Миронов).
Отдельные аспекты родительства исследуются в 1980-е годы на эмпирическом уровне: А.И. Антонов, М.Г. Панкратова, З.А. Янкова, Л.В. Ясная (совмещение профессиональных и родительских ролей), Н.Г. Аристова, М.Ю. Арутюнян, А.М. Демидов (материнские семьи с детьми подростками), М.С. Мацковский, М.Г. Панкратова (участие матерей и отцов в жизни подростков), И.Ф. Дементьева (совместный досуг родителей и детей). С начала 1990-х годов на эмпирическом уровне проведены исследования незамужних матерей различного брачного статуса, в которых изучались их социально-экономические проблемы, нарушение прав в сложный период трансформации общества (Е.А. Баллаева, М.В. Киблицкая, Л.Г. Лунякова, А.Р. Михеева). Исследовались особые проблемы родителей детей инвалидов (Е.Ф. Ачильдиева, Е.В. Кулагина, Е.Р. Ярская-Смирнова, Л.В. Ясная), анализировались социально-экономические причины материнского отказа от детей (О.Г. Исупова, М.Г. Панкратова). Специальное внимание уделялось многодетным родителям (А.И. Антонов, Е.Ф. Ачильдиева, С.С. Балабанов, З.Х. Саралиева, И.О. Шевченко, П.В. Шевченко), выплате алиментов и общению отцов с детьми после развода (М. Валетас, Л.М. Прокофьева). Некоторые этнокультурные особенности родительства рассматриваются в работах, выполненных в отдельных регионах РФ (А.В. Артюхов, Э.В. Гылыкова, Х.В. Дзуцев, А.А. Магомедов, И.И. Осинский, Б.С. Павлов).
На Западе (преимущественно в США) проводится множество исследований родительства, причем нужно учитывать факт иного дисциплинарного разделения, наличие междисциплинарных отделений и центров. Зарубежные специалисты выделяют метатеории, которые позволяют делать общие предположения о роли родителей в развитии ребенка. Биопсихосоциальный подход представлен теорией развивающихся систем Р. Лернера (Lerner), которая рассматривает взаимодействие всех уровней − генов, нейробиологических, психологических процессов и социального контекста и эволюционной психологией, например, работы Д. Белла (Bell, 2001) об эволюции «нейросистемы заботы». В рамках поведенческой генетики (behavioral genetics framework) акцент делается на роли генов в сравнении с влиянием среды, включая родителей, например, работы С. Скарр (Scarr,1992). Теория семейных систем предполагает анализ динамики отношений, включая и влияние детей на родителей, эффективности родительско-детского общения, представлена в работах Д. Олсона, К. Рассел, Д. Спрэнкла (Olson, Sprenkle, Russell, 1979). Теория научения А. Бандуры (Bandura, 1977) востребована для интерпретации данных, например, при изучении гендерной социализации.
В многочисленных психологических и социологических исследованиях в последние десятилетия уточняются и развиваются теории, которые специально направлены на анализ предпочтительного стиля поведения родителей в определенном возрасте ребенка. Теория привязанности Дж. Боулби (Bowlby, 1968) делает акцент на младенческом возрасте, теория эффективных и неэффективных родительских стилей руководства (контроля) и общения разработана применительно к подросткам Д. Баумрайнд (Baumrind, 1973), Д. Олсоном (Olson, 1983), Л. Стейнбергом (Steinberg, 1989). Теория принуждения П. Паттерсона (coercion theory, Patterson, 1976) связывает антисоциальное поведение детей и подростков с дисфункциональным родительским общением. Модель семейного стресса П. Босс, Г. МакКубина (Boss, McCubbin, 1979) позволяет изучать прямые и непрямые родительские тактики в период преодоления стресса в различных социальных контекстах. Теория родительского «принятия – отвержения» Р. Ронера (Rohner, 1986) анализирует личностные последствия, типичные стратегии преодоления родительского отвержения и социокультурную специфику распространенности этих типов родительского отношения.
Одно из устоявшихся направлений родительства − исследования в рамках теории развития семьи Э. Дювол (Duvall, 1969), Р. Хилла (Hill, 1964), К. Рассел (Russell, 1974), т.е. перехода к родительству и переживания родителями нормативных стрессов по мере взросления ребенка, появления последующих детей. Р. ЛаРосса (LaRossa, 2005) формулирует подход познавательного плюрализма (cognitive pluralistic perspective) для изучения различных аспектов родительства (в частности, принятие решения, период беременности, уход за младенцем) в различных социальных контекстах и исторический период.
В 1970-1980е годы в рамках феминистской перспективы появляются работы, которые направлены на критику психоаналитических и структурно-функциональных концепций. В них анализируется материнство как социальный институт и реальные практики материнства. Это работы Д. Диннерстайн (Dinnerstein), Э. Оэкли (Oakley), С. Раддик (Ruddick), А. Рич (Rich), А. Росси (Rossi), Б. Фридан (Fridan), Н. Чодоров (Chodorov), К. Хорни (Horny), А. Хоксчайлд (Hochschild). В 1990-е и 2000-е годы изучение материнства продолжаются в русле феминистского подхода под влиянием этих концепций. Обычно это качественные исследования, выполненные в русле интерпретативной и критической эпистемологии. Это, например, работы Т. Арэндел (Arendell), А. Доунчин (Donchin), М. Кефалэс (Kefalas), Т. Миллер (Miller), К. Эдин (Edin).
В 1980-е гг. в определенном мере как реакция на исследования женщин (woman’s studies) получили развитие и исследования мужчин «men’s studies», в рамках которых изучается и отцовство − Р. Ла-Росса (LaRossa), М. Лэм (Lamb), Дж. Плек (Plek). Особое внимание стало уделяться изучению отцовства в 1990-е годы в США, где началась кампания по формированию «нового отца», заботливого и доступного, и повышению роли отцов в материальном обеспечении детей. Произошел поворот от «бинарной модели» в изучении отцовства, т.е. исследований наличия или отсутствия отца, к анализу более содержательных аспектов отцовской роли. Исследуются вовлеченность отцов в уход за детьми, отцовство с точки зрения формирования личности ребенка, становление отцовской идентичности. Особое значение для актуализации исследований отцовства имели идеологические разногласия в отношении оценки происходящих изменений института семьи (одни авторы показывают преимущества «естественного» отцовства и приводят данные о проблемах, связанных со сводными отцами и усыновителями, другие доказывают, что эти стереотипы сконструированы). В США наиболее активно исследуют проблемы отцовства П. Амато (Amato), Р. Дей (Day), У. Доэрти (Doherty), Ч. Левис (Lewis), У. Марсиглео (Marsiglio), М. ОБрайен (O’Brien), Р. Палковиц (Palkovitz), Ф. Фюстенберг (Furstenberg). В 2000-е годы тема отцовства начинает привлекать внимание и ученых в европейских странах, где, в частности, проблемы родительства изучаются в целях социальной политики. Как отмечают специалисты изучение отцовства только «в начале пути», и, даже «определения отцовства, принимаемые исследователями, практиками и социальными политиками (policy makers), варьируют в зависимости от повестки дня» .
Анализ зарубежных и российских исследований свидетельствует, что изучение родительства в социологии это формирующееся направление, которое может стать самостоятельным. В России исследований родительства непропорционально мало в сравнении с высокой потребностью в них не только в связи с трансформацией брака и дальнейшим развитием отрасли социологии семьи, но и исходя из практических задач разработки федерального и регионального законодательства, совершенствования социальной политики.
Родительство − это динамический процесс, который может продолжаться на протяжении всей жизни человека. Важно, хотя и условно, разделение на родительство в отношении несовершеннолетних детей (которые считаются зависимыми в данном конкретном обществе, в России 18 лет) и родительство в отношении взрослых детей (теоретически такие отношения должны качественно меняться). В диссертационной работе родительство употребляет в узком смысле по отношению к несовершеннолетним детям.
Кого считать родителем, вопрос достаточно не простой. Число родительских статусов увеличивается. Даже понятие биологический родитель уже не однозначно, помимо «естественных родителей», появились генетические матери и отцы, суррогатные матери. В ряде рубежных стран усыновителями могут быть уже и гомосексуальные пары. В России юридический статус «матери-одиночки» дополнен статусом «отца-одиночки», т.е. не состоящего в браке усыновителя. В России появился статус приемного родителя (оплачиваемого опекуна по договору), временных родителей-воспитателей (патронатные родители в России, фостерные (foster) за рубежом). В зарубежной научной литературе в условиях роста повторных браков и нерегистрируемых сожительств вводится понятие «социальный отец» (social father). Авторы понимают под этим термином отчима или сожителя матери (не биологического отца)4. Очевидно, что родительскую деятельность (обязанности) могут осуществлять полностью или частично, юридически или фактически другие граждане – родственники (включая братьев и сестер), опекуны, няни, гувернантки и т.д. Объективное, статусное понятие родитель может не соответствовать идентичности самого родителя и восприятия его таковым ребенком. В данной работе под родителями подразумевалась биологические или фактические, юридически оформленные родители.
Родительство подразумевает социокультурные и юридические нормы, соответствующие определенным социальным статусам (англ. − parenthood). Понятие родительство (parenting) также означает содержание родительских ролей (практик, деятельности, поведения, мыслей), включая планирование родительства и поведение в период беременности будущих матери и отца. Родительство это также социально-одобряемое отношение к детям и социальные отклонения от одобряемых в конкретное историческое время и в данной культуре5 моделей обращения с детьми: пренебрежение основными потребностями детей, безнадзорность (neglect), злоупотребления в отношении детей (abuse), разного рода насилие над детьми (violence).
Растущее число научных теорий расширяет и научный лексикон, и предметную сферу родительства − кроме привычных родительских ролей, функций, обязанностей, образования, контроля, родительских ценностей, стратегий воспитания за рубежом эмпирически верифицированы понятия вовлеченности отцов, идентичности, генеративности и самореализации, социальных конструктов, культурных дискурсов родительства. В социологию проникают и экономические понятия: «цена ребенка», «социального и человеческого капитала», «репродуктивного труда», «инвестиций в ребенка», что обедняет, по мнению диссертанта, исследовательское поле социологии.
Родительство − это во многом взаимозаменимое социальное поведение матерей и отцов и сходные родительские чувства. С другой стороны, существует специфика материнства и отцовства, основанная не только на половом диморфизме, но и из-за длительного исторического периода разделения ролей, разных социокультурных конструктов материнства и отцовства. Поэтому и изучение материнства и отцовства, динамики этих социальных институтов могут осуществляться как отдельные направления, хотя и в тесной взаимосвязи.
Проблема диссертационного исследования может быть сформулирована как противоречие между возникновением новых тенденций в развитии института родительства, потребностями общества в ответственном родительстве, качественной реализации родительских ролей с точки зрения развития психически здоровой личности детей, подготовки социально компетентных граждан, с одной стороны, и недостатком научных знаний о последствиях новых тенденций, о родительских практиках, об общих и специфических социальных проблемах родителей, о динамике институтов материнства и отцовства в России, с другой.
Объектом диссертационного исследования является процесс трансформации родительства, тенденции изменения института родительства, а также специфика развития составляющих его институтов материнства и отцовства.
Поделитесь с Вашими друзьями: |