Обратившийся: Модестова Елена Ивановна
Наша организация получила лицензию на геологическое изучение участка недр с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения базы отдыха. На участке недр расположена скважина, которая пробурена 1972 году. Севзапнедра в настоящее время не выдает совмещенные лицензии даже на скважины, пробуренные в советское время. Возможно ли водоснабжение базы на основании лицензии на геологическое изучение? Если да, то какими документами это регламентировано?
Ответ: Уважаемая Елена Ивановна!
Согласно п. 2.5 Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 «По применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных», не допускается выдача совмещенной лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Для получения права пользования недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо в соответствии с положениями Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденного с Приказом МПР России от 29.11.2004 № 710, подать заявку в установленной форме.
При этом, согласно п. 6 ч. 1 ст.22 Закона Российской Федерации «О недрах», пользователь недр имеет право проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией.
Обратившийся: Попов Виктор Анатольевич
Добрый день! Моей организации на праве собственности принадлежит земельный участок на котором имеются залежи песка. Я хочу осуществлять добычу и реализацию данного песка. Как и где узнать:
- является ли данный песок общераспространненным полезным ископаемым?
- числится ли данный песок на государственном балансе?
- можно ли добывать и реализовывать данный песок, если он является общераспространенным полезным ископаемым и не состоит на государственном балансе, на основании ст. 19 Закона о недрах, без получения лицензии?
- если данный песок не относится к общераспространненым полезным ископаемым, то как и где можно получить лицензию на его добычу?
- если на данном земельном участке есть разведанные запасы воды, то можно ли осуществлять на нем добычу песка?
Ответ: Уважаемый Виктор Анатольевич!
В соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Ростовской области, утвержденным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федеральным горным и промышленным надзором России и Администрации Ростовской области от 26 сентября 2003 г. № 441-р, пески (кроме формовочных, стекольных, абразивных, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащих рудные минералы в промышленных концентрациях) являются общераспространенными полезными ископаемыми.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Закона РФ «О недрах» участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.
Федеральным законом от 30.11.2011 № 364-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия в сфере лицензирования в отношении участков недр местного значения были в полном объеме отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Таким образом, добыча общераспространенных полезных ископаемых независимо от целей их дальнейшего использования должна осуществляться на основании лицензии на пользование недрами.
Исключением является осуществление в соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации «О недрах» собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков в их границах без применения взрывных работ для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, для решения вопросов о порядке предоставления в пользование участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые (пески), Вам необходимо обратиться в администрацию Ростовской области.
Обратившийся: Мулькубаев Николай Андреевич
Здравствуйте. Хочу на государственную службу, готов на переезд и небольшой оклад, думаю что мог бы принести пользу своей стране, но смотря в какой сфере и кем...( на сайте видел, что на Кавказ и не только требуются консультанты, специалисты - низший чиновний ранг - для меня подошло бы), но готов даже лесником в тайгу, были бы условия для жизни, т.к. я с семьей. Образование неоконченное высшее (военное), женат, есть дети, без в/п, не судим, готов к обучению, здоров, трудолюбив. Помогите, подскажите, направьте... заранее спасибо. Обращался в Ваши ведомства, но как говорится ни ответа, ни привета... как быть???
Ответ: Уважаемый Николай Андреевич!
Сообщаю, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 г.№79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прием на должности государственной гражданской службы производится только на конкурсной основе. Для участия в конкурсном отборе Вам необходимо отслеживать объявления на официальном интернет-сайте Роснедр о проведении конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и подать требуемые документы в установленные законодательством сроки.
Обратившийся: Иванов Денис Владимирович
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", касающийся деятельности юридических лиц. Закон вступит в силу
с 1 сентября 2014 года (для некоторых положений предусмотрены иные сроки).
По данному закону меняется статус предприятий ОАО и ЗАО на ПАО и НАО. Нужно ли переоформлять лицензию на пользование недрами в связи с изменением названия предприятия либо по другой причине с вводом в действие вышеназванного закона?
Ответ: Уважаемый Денис Владимирович!
В п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) указано, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.
Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – ФЗ № 99) были внесены изменения в нормы, устанавливающие организационно-правовые формы юридических лиц.
Согласно ч. 7 ст. 3 ФЗ № 99 наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу ФЗ № 99, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции ФЗ № 99 при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Таким образом, при первом изменении учредительных документов изменению подлежит и наименование юридического лица.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр.
На основании ч. 4 ст. 17 Закона о недрах можно сделать вывод, что при изменении наименования юридического лица, независимо от оснований изменения наименования, лицензия на право пользование недрами подлежит переоформлению.
Таким образом, при изменении наименования юридического лица в целях его приведения в соответствие с ФЗ № 99 лицензия на право пользование недрами подлежит переоформлению.
При этом Роснедра отмечает, что из системного толкования ч. 7 ст. 3 ФЗ № 99 и ч. 4 ст. 17 Закона о недрах следует, что недропользователь должен будет подать заявку на переоформление лицензии только после того, как налоговый орган зарегистрировал изменения наименования юридического лица.
Для переоформления лицензии по указанному основанию заявитель представляет комплект документов, предусмотренный п. 68. Административного регламента Федерального агентства по недропользованию, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 № 315.
Учитывая формальный характер административной процедуры, а также то, что в данном случае не происходит переход права пользования недрами к другому хозяйствующему субъекту, переоформление лицензии по указанному основанию будет осуществляться в возможно короткие сроки.
Обратившийся: Каджанян Галина Станиславовна
Прошу разъяснить, каким образом будет осуществляться согласование "Годовой программы работ на 2015 год при разработке месторождений минеральных вод и лечебных грязей"?
На сегодняшний день остаются действующими нормативные документы: Правила разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей (ПБ 07-602-03) и Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ (РД 07-330-99), утвержденные постановлениями Госгортехнадзора.
Ростехнадзор согласовывает Годовую программу в части безопасного ведения работ по разработке месторождений гидроминеральных ресурсов.
Но годовая программа, кроме объемов добычи и нормативов потерь, содержит уточненную годовую программу мониторинга (объемы и календарный план) и план проведения профилактических и ремонтных работ на следующий год. Новые регламентирующие документы по согласованию ежегодных "Годовых программ" по разработке месторождений гидроминеральных ресурсов (минеральных вод и лечебных грязей) отсутствуют.
Ответ: Уважаемая Галина Станиславовна!
Предоставление данной услуги Роснедрами в настоящее время не регламентировано, так как отсутствует в Положении о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 293.
Обратившийся: Каджанян Галина Станиславовна
Здравствуйте! Наша организация ООО «Краснодарская гидрогеологическая режимно-эксплуатационная станция» осуществляет добычу лечебных минеральных вод и их реализацию потребителю.
В соответствии с п. 4 «Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных
объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества», утвержденных приказом МПР РФ от 08.07.2009 № 205, «водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения», которая согласовывается с территориальным органом ФА по недропользованию.
Прошу разъяснить, необходимо ли составление и согласование такой схемы при добыче минеральных вод, если эксплуатация месторождения осуществляется на основании «Технологической схемы разработки месторождения», содержащей схему эксплуатации минеральных вод.
Ответ: Уважаемая Галина Станиславовна!
«Требования к структуре технологических схем и проектов разработки месторождений (участков) минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод», утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.10.2010 № 463, не предусматривают представления схемы систем водопотребления и водоотведения. Составление и согласование такой схемы является обязательным требованием «Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества», утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205.
Обратившийся: Кузьминых Елена Юрьевна
Прошу дать пояснения по следующим вопросам:
1. Требуются ли разрешения и согласования для проведения путевых работ администрацией бассейна внутренних водных путей, в том числе по содержанию и развитию внутренних водных путей, осуществляемых путем дноуглубления и дноочищения с применением технологии изъятия наносных грунтов на определенных участках внутреннего водного пути (перекаты, побочни, косы и т.п.)
2. Может ли рассматриваться проведение путевых работ администрацией бассейна внутренних водных путей, в том числе работ по содержанию и развитию внутренних водных путей, осуществляемое путем дноуглубления и дноочищения с применением технологии изъятия наносных грунтов на определенных участках внутреннего водного пути (перекаты, побочни, косы и т.п.), как добыча полезных ископаемых или проведение дноуглубительных работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта.
3. Какие квалифицирующие признаки дноуглубительных работ на водном объекте, подразделяемых на:
- путевые работы (дноуглубительные работы по содержание внутренних водных путей).
- добыча полезных ископаемых.
- дноуглубительные работы, связанные с изменением дна и берегов водного объекта.
4. Кто наделен полномочиями на квалификацию дноуглубительных работ, как:
- путевые работы (дноуглубительные работы по содержание внутренних водных путей).
- добыча полезных ископаемых.
- дноуглубительные работы, связанные с изменением дна и берегов водного объекта.
Ответ: Уважаемая Елена Юрьевна!
Согласно абз. 14 ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации дноуглубительные и дноочистительные работы относятся к путевым работам.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации работы по содержанию внутренних водных путей, путевые работы (в том числе работы по устройству и содержанию рейдов), работы по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов, работы по содержанию судоходных гидротехнических сооружений осуществляются без специальных разрешений и согласования.
Согласно п. 18 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации в случае, если водный объект используется для проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации, не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Таким образом, для проведения путевых работ, в том числе осуществляемых путем дноуглубления и дноочищения с применением технологии изъятия наносных грунтов на определенных участках внутреннего водного пути, не требуется получение специальных разрешений и согласования.
Дноуглубительные работы проводятся с целью обеспечения безопасности судоходства, а не использования недр для добычи полезных ископаемых. Данные работы, хотя и связаны непосредственно с извлечением естественных грунтов, не могут расцениваться как добыча полезных ископаемых в контексте Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Извлечение грунта в данном случае является неотъемлемой частью технологического процесса, а не результатом недропользования. Следовательно, данная деятельность при проведении дноуглубительных работ не может рассматриваться в качестве пользования недрами в смысле ст. 6 Закона РФ «О недрах», требующим оформления специального государственного разрешения в виде лицензии.
Вместе с тем в соответствии со ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, а добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
В связи с этим, учитывая, что действующим законодательством не предусмотрен переход права собственности на полезные ископаемые, извлеченные из недр в процессе проведения дноуглубительных работ, изъятые из водоема донные отложения будут оставаться в государственной собственности.
Также отмечаем, что согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 293, Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом исключительно в сфере недропользования.
В свою очередь, в соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 282, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, является Федеральное агентство водных ресурсов.
Обратившийся: Лукашов Игорь Евгеньевич
Здравствуйте! Хочу подать заявку на получение лицензии для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых (песок) на участке недр,
который находится на землях обороны (т.е. это участок недр федерального значения). В какой орган мне надо обращаться: в территориальный орган Роснедр или в органы власти субъекта РФ?
Ответ: Уважаемый Игорь Евгеньевич!
Предоставление права пользования недрами по участкам недр федерального значения осуществляется решением Правительством Российской Федерации по результатам проведенного аукциона.
Вашу заявку на проведение аукциона по участкам недр необходимо направить в территориальный орган Роснедр по месту его расположения для подготовки исходных сведений и материалов с целью определения возможности организации такого аукциона.
В случае положительного предварительного решения соответствующий документ направляется территориальным органом в Роснедра.
Возможность проведения аукциона на соответствующем участке недр федерального значения по предоставлению Роснедр и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Все действия связанные с участками недр федерального значения регулируются статьями 2.1 и 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах».
Обратившийся: Букреева Кристина Владимировна
Добрый день. Наша организация находится в городе Челябинске. Мы бы хотели получить лицензию на добычу недр. А конкретно нас интересует гранодиорит.
В связи с этим у нас возникли вопросы. Какие документы необходимы, касательно земельных участков. (у нас их три, расположенным они рядом) В настоящий момент у нас только "зеленки" и кадастровая выписка. Так же в какой орган нам обращаться с готовыми документами и вообще за получением справочной информации.
Ответ: Уважаемая Кристина Владимировна!
В соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Челябинской области, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.04.2009 № 20-р и Правительством Челябинской области от 22.04.2009 № 55-рп, гранодиориты отнесены к общераспространенным полезным ископаемым.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Закона РФ «О недрах» участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.
Федеральным законом от 30.11.2011 № 364-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия в сфере лицензирования в отношении участков недр местного значения были в полном объеме отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Губернатора Челябинской области от 21.07.2010 № 185 "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и природных ресурсов Челябинской области", уполномоченным органом в сфере регулирования отношений недропользования в Челябинской области является Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Обратившийся: Бернанс Татьяна Алксеевна
Добрый день.
Прошу разъяснить какие виды отчетности должны направляться держателем лицензии (недропользователем) месторождения графита в территориальные органы Роснедр в период разработки месторождения.
Ответ: Уважаемая Татьяна Алексеевна!
Виды государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в том числе месторождений графита, в федеральный и территориальные фонды геологической информации определяется постановлением Правительства Российской Федерации 28.02.1996 № 215 «Об утверждении порядка предоставления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации», а также в соответствии с действующей лицензией.
Обратившийся: Ямковой Алексей Иванович
В 2012 году был выполнен проект «Доработка запасов пласта k2 ОАО «Шахтоуправление» «Обуховская». Проект имеет положительное заключение ГлавГосЭкспертизы и согласование с ЦКР-ТПИ Роснедр. На основании этого выдана лицензия на недра сроком до 2017 г. В настоящее время для продления лицензии разрабатывается проект «Техническое перевооружение при доработке запасов пласта k2», которым сохранены основные проектные решения предыдущего проекта. Изменения касаются графика отработки и частично раскройки шахтного поля. В новом проекте предусматривается доработка запасов в прежних границах горного отвода с внедрением передовой техники и технологии. Согласно Федерального закона РФ от 04.03.2013г № 22-ФЗ п. 11 экспертизе промбезопасности подлежат:
-документация на консервацию, ликвидацию.....
-документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае....
Вопрос. Для согласования проекта «Техническое перевооружение при доработке запасов пласта k2» в ЦКР-ТПИ Роснедр достаточно экспертизы промбезопасности или требуется ГлавГосЭкспертиза?
Ответ: Уважаемый Алексей Иванович!
В соответствии с подпунктом «а» п.9 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 комиссия по рассмотрению технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, созданная Роснедрами или его территориальным органом (далее – Комиссия), осуществляет согласование следующих видов проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых:
- проекта опытно-промышленной разработки месторождения;
- технического проекта разработки месторождения;
- технического проекта ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений;
- технологической схемы первичной переработки минерального сырья.
На основании вышеизложенного, проектная документация «Техническое пе-ревооружение при доработке запасов пласта k2» не является ни одним из вышеперечисленных видов проектной документации и, соответственно, не подлежит согласованию комиссией по рассмотрению технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, созданной Роснедрами или его территориальным органом.
Кроме того, вопросы необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности и государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не относятся к компетенции Роснедр.
Поделитесь с Вашими друзьями: |