Потребности
|
Нарушение потребности по данным обследования
|
субъективного
|
объективного
|
Дышать
|
- одышка;
- кашель;
- боль в грудной клетке.
|
- цианоз (синюшность);
- затруднение дыхания через нос;
- изменение частоты, ритма или глубины дыхания;
- лихорадка.
|
Есть, пить
|
- нарушение аппетита;
- отрыжка;
- тошнота;
- рвота;
- боли в животе;
- злоупотребление алкоголем;
- отсутствие зубов, кариозные зубы;
- жажда;
- сухость во рту.
|
- запах изо рта;
- наличие кариозных зубов;
- рвота во время обследования;
- сухость кожи и слизистых.
|
Выделять
|
- понос;
- запор;
- вздутие живота;
- нарушение мочеиспускания и мочеобразования;
- отсутствие мочи;
- малое количество мочи;
- увеличенное количество мочи;
- частое болезненное мочеиспускание;
- отёки.
|
- отёки явные;
- отёки скрытые;
- изменение характера стула;
- сухость кожи/ снижение упругости и эластичности кожи/ окраска кожи;
- изменение количества мочи;
- визуальное изменение мочи.
|
Спать
|
- бессонница;
- нарушение сна;
- прерывистый сон;
- сонливость;
- засыпание под утро.
|
- выражение лица (усталость, утомлённость, потухший взгляд, бедная мимика);
- зевота.
|
Быть чистым
|
- кожный зуд;
- боль и жжение в области естественных складок.
|
- изменение кожи в области естественных складок;
- гиперемия;
- нарушение целостности;
- сыпь на коже, расчёсы;
- неприятный запах;
- неприятный запах изо рта;
- грязное бельё;
-неухоженные ногти;
- сальные волосы.
|
Одеваться, раздеваться
|
- невозможность самостоятельно раздеться или одеться;
- боль при движении;
- паралич конечностей;
- резкая слабость;
- психические расстройства.
|
- пациент не может самостоятельно раздеться или одеться;
- одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение;
- одежда не соответствует сезону (отсутствие тёплой одежды зимой).
|
Поддерживать температуру тела
|
- озноб;
- потливость;
- чувство жара;
- головная боль;
- ломота в теле, суставах;
- сухость во рту.
|
- гиперемия лица;
- появление «гусиной кожи»;
- горячая на ощупь кожа;
- сухость кожи и слизистых;
- трещины на губах;
- изменение температуры тела;
- учащение пульса и ЧДД;
- влажная кожа;
- отклонение в температурном режиме помещений.
|
Двигаться
|
Невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:
- болью;
- слабостью;
- отсутствием конечности;
- наличием параличей;
- расстройством психической деятельности.
|
- болезненность при движении;
- изменения в области суставов/ гиперемия;
- местное повышение температуры;
- пассивное положение в кровати;
- отсутствие конечности.
|
Общаться
|
Желание или нежелание пациента общаться с внешним миром:
- родственники;
- медперсонал;
- соседи по палате;
- средства массовой информации;
- книги.
|
- нарушение слуха;
- нарушение зрения;
- нарушение движения;
- нарушение интеллекта;
- расстройство сознания.
|
Поддерживать состояние или быть здоровым
|
Медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворять самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объёме.
|
Медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь.
|
Избегать опасности
|
- наличие в образе жизни пациента факторов риска и отношение его к ним;
- степень приспособления пациента к условиям жизни с факторами риска;
- знает ли пациент, как эти факторы влияют на его здоровье;
- есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни;
- медсестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья обращает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за своё здоровье;
- медсестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своём состоянии.
|
Иметь жизненные ценности
|
Медсестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и их влияние на здоровье.
Вам предлагается минимум вопросов, которые медсестра должна выяснить, общаясь с пациентом:
- что представляет собой пациент, его психическое и физическое здоровье?
- что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)?
- что человек говорит о себе, о своём здоровье, в частности?
- что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или наоборот, его ухудшения)? Выяснить, есть ли расхождения слов с делом;
- что пациент даёт людям, насколько он цене для семьи, общества?
- что человек берёт от общества, в чём он нуждается?
- к чему человек стремится, удовлетворён ли он жизнью вообще, собой, окружающими людьми?
|
Играть, учиться, работать
|
Медсестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента:
- как он относится к своей работе, какое место в его жизни она занимает;
- есть ли у него стремление к самообразованию, учёбе;
- какую социальную роль в жизни он играет;
- как он проводит своё свободное время, чем увлекается.
|