Элективный курс
Основы медицинской генетики
И.Н. Дряхлова
Пояснительная записка
Генетика занимает особое место среди фундаментальных биологических дисциплин. Она изучает универсальные для всех живых существ законы наследственности и изменчивости. Без знаний современной генетики невозможно понять сущность жизни и главные свойства живого.
Достижения генетики используются при изучении проблем иммунитета и трансплантации органов и тканей; в онкологии, генной инженерии и биотехнологии; при гигиенической оценке окружающей среды, определении устойчивости микроорганизмов к лекарственным препаратам.
Знания генетики необходимы врачу любой специальности и биологам всех профилей для понимания сущности жизни механизмов индивидуального развития и его нарушений, природы любого заболевания, рационального подхода к диагностике, лечению и профилактики болезней.
Бурное развитие в последние десятилетия медицинской генетики связно с развитием науки, запросам клиники и широким распространением сети медико-генетических консультаций.
Программа представленного курса предназначена для учащихся 10 и 11 классов естественнонаучного профиля и рассчитана на 24 часа (1 час в неделю).
Особенностью курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера из области генетики, поднимает проблемы познавательные и репродуктивные. Данный курс позволяет учащимся получить целостное представление о генетической и биологической науках и решить для себя вопрос определения выбора профессий, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией, микробиологией). Курс основан как на современных достижениях генетической науки и отражает сложность и многогранность ее.
Формированию познавательного интереса значительно способствует связь содержания изучаемого материала с практической значимостью тех или иных сведений для учеников. Поэтому в содержание курса включен ряд вопросов, который исследуется в современной науке и широко освещается в средствах массовой информации. Например, проблема наследственных заболеваний и их лечение.
Программа курса состоит из семи основных разделов, которые рассматривают вопросы наследственности, изменчивости, изменчивости на всех уровнях организации живой материи: молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом. Такое построение программы логично и соответствует индуктивному мышлению учащихся. Программа устанавливает межпредметные связи с химией, экологией, медициной.
Курс построен таким образом, что в начале каждой главы даются теоретические знания в форме лекции, беседы, демонстрации видеофильма либо с привлечением опережающих заданий для учащимся по теме. Затем следует практическая часть учебной деятельности с применением инструкций, которая включает практические работы, экскурсии, защиту проектов, ролевую игру, тестовые задания.
Все формы работы направлены на усвоение, а также дополнение и углубление базовых знаний учащихся по генетике, развитие логического мышления, формирование здорового образа жизни.
Организация практической деятельности учащихся в рамках курса реальна в условиях современной школы, так как применяемые средства обучения доступны каждому учителю.
Новизна курса заключается в большом объеме практических работ, а актуальность его состоит в том, что эти задания востребованы учащимися и отвечают запросам их родителей.
Цель курса:
расширить и углубить знания учащихся по изучению генетики человека;
помочь ученику сориентироваться в выборе профессии, связанной с биологическими знаниями;
продолжить формирование практических умений учащихся.
Задачи курса:
Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний овнов генетики.
Развитие генетического мышления, гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию результатов развития.
Воспитание у школьников сознательного отношения к здоровью, понимания его значимости для полноценной жизнедеятельности.
Формы проведения занятий
Лекции;
беседы;
демонстрации видеофильмов;
выступления учащихся;
защита проектов;
ролевая игра;
экскурсии;
практические работы;
тестирование (входящее, промежуточное, итоговое).
Средства обучения
Приборы: микроскоп, микропрепараты;
динамическое пособие на магнитах: митоз, мейоз;
модель ДНК;
видеофильм;
таблицы:
«Строение клетки»;
«Схема строения хромосом и хромосомный набор человека»;
«Схема клеточного цикла и фаз митоза»;
«Схема гаметогенеза и схемы мейоза»;
«Моногибридное скрещивание»;
«Дигибридное скрещивание»;
«Наследование групп крови человека;
«Наследование признаков, сцепленных с полом»;
«Вариационный ряд и вариационная кривая»;
«Родословные схемы»;
инструктаж по выполнению практических работ;
диаграммы;
схемы;
рисунки;
микрофотографии;
учебник «Общая биология» (автор-составитель В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин);
научно-популярная литература;
справочники, словари;
тестовые задания;
Поделитесь с Вашими друзьями: |