Элективный курс Основы медицинской генетики И. Н. Дряхлова



страница1/11
Дата19.01.2020
Размер166 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Элективный курс

Основы медицинской генетики

И.Н. Дряхлова

Пояснительная записка
Генетика занимает особое место среди фундаментальных биологических дисциплин. Она изучает универсальные для всех живых существ законы наследственности и изменчивости. Без знаний современной генетики невозможно понять сущность жизни и главные свойства живого.

Достижения генетики используются при изучении проблем иммунитета и трансплантации органов и тканей; в онкологии, генной инженерии и биотехнологии; при гигиенической оценке окружающей среды, определении устойчивости микроорганизмов к лекарственным препаратам.

Знания генетики необходимы врачу любой специальности и биологам всех профилей для понимания сущности жизни механизмов индивидуального развития и его нарушений, природы любого заболевания, рационального подхода к диагностике, лечению и профилактики болезней.

Бурное развитие в последние десятилетия медицинской генетики связно с развитием науки, запросам клиники и широким распространением сети медико-генетических консультаций.

Программа представленного курса предназначена для учащихся 10 и 11 классов естественнонаучного профиля и рассчитана на 24 часа (1 час в неделю).

Особенностью курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера из области генетики, поднимает проблемы познавательные и репродуктивные. Данный курс позволяет учащимся получить целостное представление о генетической и биологической науках и решить для себя вопрос определения выбора профессий, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией, микробиологией). Курс основан как на современных достижениях генетической науки и отражает сложность и многогранность ее.

Формированию познавательного интереса значительно способствует связь содержания изучаемого материала с практической значимостью тех или иных сведений для учеников. Поэтому в содержание курса включен ряд вопросов, который исследуется в современной науке и широко освещается в средствах массовой информации. Например, проблема наследственных заболеваний и их лечение.

Программа курса состоит из семи основных разделов, которые рассматривают вопросы наследственности, изменчивости, изменчивости на всех уровнях организации живой материи: молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом. Такое построение программы логично и соответствует индуктивному мышлению учащихся. Программа устанавливает межпредметные связи с химией, экологией, медициной.

Курс построен таким образом, что в начале каждой главы даются теоретические знания в форме лекции, беседы, демонстрации видеофильма либо с привлечением опережающих заданий для учащимся по теме. Затем следует практическая часть учебной деятельности с применением инструкций, которая включает практические работы, экскурсии, защиту проектов, ролевую игру, тестовые задания.

Все формы работы направлены на усвоение, а также дополнение и углубление базовых знаний учащихся по генетике, развитие логического мышления, формирование здорового образа жизни.

Организация практической деятельности учащихся в рамках курса реальна в условиях современной школы, так как применяемые средства обучения доступны каждому учителю.

Новизна курса заключается в большом объеме практических работ, а актуальность его состоит в том, что эти задания востребованы учащимися и отвечают запросам их родителей.



Цель курса:

  • расширить и углубить знания учащихся по изучению генетики человека;

  • помочь ученику сориентироваться в выборе профессии, связанной с биологическими знаниями;

  • продолжить формирование практических умений учащихся.

Задачи курса:

  1. Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний овнов генетики.

  2. Развитие генетического мышления, гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию результатов развития.

  3. Воспитание у школьников сознательного отношения к здоровью, понимания его значимости для полноценной жизнедеятельности.


Формы проведения занятий

    • Лекции;

    • беседы;

    • демонстрации видеофильмов;

    • выступления учащихся;

    • защита проектов;

    • ролевая игра;

    • экскурсии;

    • практические работы;

    • тестирование (входящее, промежуточное, итоговое).


Средства обучения

  • Приборы: микроскоп, микропрепараты;

  • динамическое пособие на магнитах: митоз, мейоз;

  • модель ДНК;

  • видеофильм;

  • таблицы:

«Строение клетки»;

«Схема строения хромосом и хромосомный набор человека»;

«Схема клеточного цикла и фаз митоза»;

«Схема гаметогенеза и схемы мейоза»;

«Моногибридное скрещивание»;

«Дигибридное скрещивание»;

«Наследование групп крови человека;

«Наследование признаков, сцепленных с полом»;

«Вариационный ряд и вариационная кривая»;

«Родословные схемы»;



  • инструктаж по выполнению практических работ;

  • диаграммы;

  • схемы;

  • рисунки;

  • микрофотографии;

  • учебник «Общая биология» (автор-составитель В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин);

  • научно-популярная литература;

  • справочники, словари;

  • тестовые задания;



Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




©zodomed.ru 2024


    Главная страница