Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чутеевская средняя общеобразовательная школа»
Секция Ботаника
«Изучение фитоценоза древесных насаждений пришкольного участка»
Выполнил: Ядгаров Никита
МОУ «Чутеевская СОШ»
6 класс
Руководитель: Афонова Л.Н.
учитель биологии
МОУ «Чутеевская СОШ»
Чутеево 2008
Оглавление
I.Введение
II.Основная часть
Глава I. Определение состава фитоценоза участка и математические расчеты
1.1.Определение количества деревьев и кустарников на пришкольном участке;
1.2.Определение количества поглощаемого углекислого газа растениями;
1.3 Расчет обеспеченности кислородом учащихся школы;
Глава II. Оздоровительная роль растений
2.1.Очищение воздуха деревьями от пыли и сажи.
2.2.Поглощение свинца.
2.3.Выделение фитонцидов
2.4.Выделение аэроионов.
2.5.Увлажнение воздуха
2.6.Школьный парк - источник прохлады в жару.
2.7.Ветровой режим.
III. Заключение
IV. Информационные ресурсы
VI. Приложения (аннотация к слайдам, презентация)
2.
I. Введение
Актуальность темы: Нас окружает мир растений, но мы не всегда с должным вниманием и благодарностью относимся к богатствам зелёного мира, без которых не возможна жизнь на планете. Поэтому я обратился к этой теме, в частности решил определить значение зелёных насаждений пришкольного участка.
Цель исследовательской работы - определение значения парковой зоны пришкольного участка для учащихся школы.
Цель работы обозначила ряд конкретных
задач:
-
Определить виды, количество и состав зеленых насаждений пришкольного участка;
-
рассчитать потребность и обеспеченность кислородом учащихся с помощью зеленых насаждений;
-
определить оздоровительную роль растений, как очистителей от пыли, бактерий и как увлажнителей воздуха.
Методы работы: теоретический анализ литературы по проблеме, практическая работа по определителю и математический расчет.
Объект исследования: фитоценоз древесных насаждений пришкольного участка МОУ «Чутеевская СОШ».
3.
Глава 1. Определение состава фитоценоза участка и математические расчеты
1.1. Определение количества и состава древесных зеленых насаждений пришкольного участка.
Мною был определено и составлен перечень деревьев и кустарников школьного сада и пришкольной территории и сосчитано их количество:
-
Липа сердцевидная - 5 штук
-
Береза бородавчатая- 15
-
Ясень- 1
-
Клен полевой- 5
-
Тополь дрожащий (осина) - 5
6.Тополь серебристый -1 7.Черемуха – 4
8 .Рябина обыкновенная - 1
9.Шиповник – 50
10.Акация желтая-30
11.Акация белая -3
12.Вяз остролистный-2
13.Липа сердцевидная-5
14.Сирень-1
15.Осина-5
16.Яблоня садовая - 40
17.Сливы-10
18.Терн-25
19.Вишня садовая-15
20.Малина-40
21.Смородина-15
Итого: Всего древесных растений-317, из них деревьев-132, из них взрослых-100; кустарников-185.
Площадь дендрария - 0,2 га
1.2. Определение поглощения углекислого газа растениями.
Из литературных источников были взяты показатели количество поглощаемой углекислоты. Затем был произведен расчет применительно к площади нашего дендрария. Лес в 1 га поглощает за 1 час 8 л С02.
Значит наша парковая зона, площадью 0,2 га поглощает за час 1,6 л С02 .
Можно определить, сколько поглощается за сутки - 1,6 л х 24 = 38,4 л
Известно, что 1,6 л С02 выделяют 40 человек. Легко рассчитать, сколько
выделяет за час 1 человек: 1,6 : 40 = 0,04 л
Итак, 1 человек за 1 час выделяет 0,04 л С02 В школе 158 учащихся, которые в среднем проводят в школе по 6 уроков.
Можно рассчитать, сколько они выделяют углекислоты.
За 6 уроков 1 человек выделяет 0,24 л (0.04 л х 6 часов = 0,24 л)
158 человек выделяют 156 л (0,24 л х 158 человек = 36 л углекислоты).Растения поглощают С02 круглые сутки. Поэтому, если разделить количество поглощенного углекислого газа на количество выделенного всеми учащимися, можно понять какой вклад вносят растения дендрария. 38, 4 : 36 =1,06л-т.е.почти весь углекислый газ, который выделяют ученики, поглощается растениями дендрария.
4.
1.3. Определение обеспеченности кислородом школьников растениями пришкольного участка.
Дерево средней величины может обеспечить дыхание 3-х человек. У нас
взрослых деревьев 132. Значит, они обеспечивают кислородом 396 человек
(132 х 3 = 396). В школе 158 учащихся.
Если учесть и все кустарники пришкольного участка (а их около200), то с
уверенностью можно сказать, что все обитатели школы обеспечиваются
кислородом, выделенным зелеными насаждениями нашей школы.
Глава II. Оздоровительная роль растений
2.1. Очищение воздуха деревьями от пыли и сажи.
Если учесть, что лес, площадью в 1 га, за вегетационный период очищают от пыли 10-20 млн.3 м воздуха, то наш пришкольный дендрарий очищает 2-4 млн м.3 воздуха. ( 0,2 га х 10-20 млн м3 = 2 - 4 млн м3)
Но чемпионом по поглощению пыли и сажи является тополь.
Одно тополиное дерево за сезон освобождает атмосферу от 20 до 30 кг пыли
и сажи.
2.2. Поглощение свинца.
В выхлопных газах автомобилей находится свинец - очень вредный элемент для здоровья человека. Но он может поглощаться растениями. Особенно хорошо очищает береза. На школьной территории 15 берез. По дороге перед школой ездят только разныее автомобили. но их количество незначительное. Поэтому можно заключить, что березы справляются с очисткой выхлопных газов.
2.3. Выделение фитонцидов
Оздоровительная роль зеленых насаждений проявляется и в способности выделять фитонциды. Известно, что летом воздух в парках содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц. В нашем парке есть 6 видов деревьев, которые находятся в списке 500 известных растений, которые обладают
фитонцидными свойствами, (черемуха , липа ,осина ,тополь серебристый , береза . Итого- 30 деревьев).
5.
2.4. Выделение аэроионов.
Растения могут повышать в воздухе число легких отрицательно заряженных
ионов - носителей электрических зарядов, характеризующих состояние
чистоты воздуха. На человека умеренная ионизация воздуха влияет
положительно. Наибольшим эффектом ионизации обладают 9 наиболее
распространенных растений. Это в основном хвойные деревья и кустарники: ель, сосна и другие. К сожалению у нас на участке нет хвойных деревьев.
2.5. Увлажнение воздуха
Растения парка повышают и влажность воздуха. Зеленые насаждения в целом
испаряют 20 - 30% атмосферных осадков, выпавших на занятую
территорию.
Одна взрослая липа испаряет до 0,2 тонн влаги за вегетационный период.
Значит, 5 лип нашего парка испаряют за сезон 1тонну воды.
( 5 * 0,2 =1т). И это только липы.
2.6. Школьный парк - источник прохлады в жару.
Наличие парковой зоны на территории школы благотворно влияет на детей, отдыхающих в летнем школьном лагере. В период летней жары в парке можно отдохнуть и тем, кто проходит практику на учебно-опытном участке.
2.7. Ветровой режим.
Важным фактором, влияющим на микроклимат, является ветровой режим. Даже в зимнее время в классах, находящихся со стороны парка, бывает теплее, так как холодные восточный и юго-восточный ветра задерживаются кронами деревьев. В 11-ти классах в зимнее время сохраняется тепло с участием растений.
6.
Заключение
Проанализировав и обобщив все полученные данные, можно сделать вывод: роль зеленых насаждений для учащихся нашей школы значительна. Деревья и кустарники парковой зоны:
-
поглощают С02 и выделяют 02, полностью обеспечивая все население школы;
-
поглощают пыль (особенно велика роль вязов)
-
выделяют фитонциды (6 видов деревьев - 30 деревьев)
-
ионизируют воздух
-
увеличивают влажность воздуха
-
задерживают ветер, сохраняя тепло в классах.
7.
Информационные ресурсы:
-
Сотник С.Ф. Источник жизни и здоровья. Лес и человек - Ежегодник, 1986 - М.: Лесная пром-сть, 1985, с.32
-
Печенев С. Лес и биосфера. Лес и человек - Ежегодник, 1988 - М: Лесн. Пром-сть, 1987, с. 13
-
Чельцова Е.В. Деревья раскрывают секреты. Лес и человек Ежегодник, 1990-М: Лесн. Пром-сть, 1989, с. 126
-
Миркин Б.М., Наумова Л.Е. Экология России. Учебник для 9 - 11-х классов. -М.: АО МДС, Юнисам, 1995.
-
Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда: учебн. для дифференцир. обучения: 9 кл. - М: Просвещение, 1997.
-
Городинская B.C. Живое - живому. - М.: Знание, 1988
7. «Определитель высших растений Чувашской Республики» М. Куданова
8.
Аннотация к слайдам:
Слайд № 1. Значение зелёных насаждений пришкольного участка. Нас окружает мир растений, но мы не всегда с должным вниманием и благодарностью относимся к богатствам зелёного мира, без которых не возможна жизнь на планете.
Слайд № 2. Цель работы.
Поэтому я обратился к этой теме, в частности решил определить значение
зелёных насаждений пришкольного участка.
Слайд № 3. Задачи.
Мною были обозначены три задачи:
-
Определить количество и состав зелёных насаждений пришкольного участка.
-
Рассчитать потребность и обеспеченность кислородом учащихся.
-
Определить оздоровительную роль растений, как очистителей от пыли, бактерий и как увлажнителей воздуха.
Методы работы: теоретический анализ литературы по проблеме и математический расчёт.
Слайд № 4. Перечень деревьев и кустарников территории школы. На первом этапе работы мною был составлен перечень деревьев и кустарников школьного дендрария и пришкольной территории и сосчитано их количество. Оказалось, что школу окружают 132 взрослых деревьев и около 200 кустарников. Зелёные насаждения представлены также цветниками и газонами.
Слайд № 5. Поглощение углекислого газа.
Из литературных источников были взяты важные показатели поглощения углекислого газа, пыли, выделения кислорода фитонцидов аэроионов и испарения воды. Затем был произведён расчёт применительно к количеству и видовому составу деревьев нашего пришкольного участка. Произведя расчёты я определил, что деревья школьного парка способны поглотить весь выделяемый углекислый газ учащимися школы за 6 уроков.
Слайд № 6. Обеспеченность кислородом школьников.
Дерево средней величины может обеспечить дыхание 3-х человек. У нас
взрослых деревьев 132. Значит, они обеспечивают кислородом всех учащихся и работников школы.
Если учесть и все кустарники пришкольного участка, то с
уверенностью можно сказать, что все учащиеся обеспечиваются кислородом
зелёных насаждений нашей школы.
9.
Слайд № 7. Растения - очистители от пыли.
Если учесть, что лес площадью 1 га за вегетативный период очищает от пыли
10-20 млн. кубометров воздуха, то наш парк 2-4 млн. кубических метров.
Но чемпионом по поглощению пыли и сажи является тополь.
Слайд № 8. Поглощение свинца берёзами.
Наличие даже небольшого количества берёз позволяет заключить, что свинец выхлопных газов автомашин тоже поглощается.
Слайд № 9. Оздоровительная роль растений.
Оздоровительная роль зелёных насаждений проявляется и в способности выделять фитонциды. Известно, что летом воздух парков содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц. В нашем парке есть 6 видов деревьев, которые находятся в списке пятисот известных растений, которые обладают фитонцидными свойствами,
Слайд № 10. Оздоровительная роль растений.
Кроме того, растения могут повышать в воздухе число лёгких отрицательно заряженных ионов-носителей электрических зарядов, характеризующих состояние чистоты воздуха. На человека умеренная ионизация воздуха влияет положительно. Наибольшим эффектом ионизации обладают девять наиболее распространённых видов растений. К сожалению их у нас пока нет. Поэтому желательно посадить их на территории участка.
Слайд № 11. Растения - увлажнители воздуха.
Растения парка повышают и влажность воздуха. Зелёные насаждения в целом
испаряют 20-30 % атмосферных осадков, выпавших на занятую территорию.
Одна взрослая липа испаряет до 0,2 тонн влаги за вегетативный период.
Значит, 5 лип нашего парка испаряют за сезон 1 тонну воды. И это только
липы.
Слайд № 12. Школьный парк - источник прохлады в жару. Наличие парковой зоны на территории школы благотворно влияет на детей, отдыхающих в летнем школьном лагере. В период летней жары в парке можно отдохнуть и тем, кто проходит практику на учебно-опытном участке. Важным фактором, влияющим на микроклимат, является ветровой режим. Даже в зимнее время в классах, находящихся со стороны парка, бывает теплее, так как холодные восточный и юго-восточный ветра задерживаются кронами деревьев.
10.
Слайд № 13. Выводы.
Проанализировав и обобщив все полученные данные можно сделать вывод.
Роль зелёных насаждений для учащихся нашей школы значительна.
а) Деревья и кустарники парковой зоны поглощают углекислый газ и
выделяют кислород, полностью обеспечивая всё население школы.
б) Растения поглощают пыль. Особенно велика роль вяза.
в) 6 видов деревьев выделяют фитонциды, обеззараживая воздух.
г) зелёные насаждения увеличивают влажность воздуха.
д) а так же задерживают ветер, что сохраняет тепло зимой в классах
школы.
Слайд № 14. Использованная литература:
1.Сотник С.Ф. Источник жизни и здоровья. Лес и человек - Ежегодник, 1986 - М.: Лесн. Пром-сть, 1985, с.32
2. Печенев С. Лес и биосфера. Лес и человек - Ежегодник, 1988 - М: Лесн. Пром-сть, 1987, с. 13
3.Чельцова Е.В. Деревья раскрывают секреты. Лес и человек Ежегодник, 1990-М: Лесн. Пром-сть, 1989, с. 126
4. Миркин Б.М., Наумова Л.Е. Экология России. Учебник для 9 - 11-х классов. -М.: АО МДС, Юнисам, 1995.
5. Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда: учебн. для дифференцир. обучения: 9 кл. - М: Просвещение, 1997.
6. Городинская B.C. Живое - живому. - М.: Знание, 1988
7. «Определитель высших растений Чувашской Республики» М. Куданова
11.
Тезисы к выступлению по теме «Изучение фитоценоза древесных насаждений пришкольного участка»
Автор: Ядгаров Никита Эдуардович, учащийся МОУ «Чутеевская СОШ»
Руководитель: Афонова Лия Николаевна, учитель биологии МОУ «Чутеевская СОШ»
Нас окружает мир растений, но мы не всегда с должным вниманием и благодарностью относимся к богатствам зелёного мира, без которых невозможна жизнь на планете. Поэтому я обратился к этой теме, в частности решил изучить состав фитоценоза деревьев и кустарников нашего пришкольного участка; определить видовой состав фитоценоза и значение зелёных насаждений пришкольного участка. Данная работа была проведена мною в июне 2007 года во время прохождения практики на учебно- опытном участке. Вначале я определил деревья и кустарники участка по определителю растений, затем подсчитал количество особей каждого вида. Затем рассчитал потребность и обеспеченность кислородом учащихся с помощью зеленых насаждений;
Изучив соответствующую литературу, определил оздоровительную роль растений, как очистителей от пыли, бактерий и как увлажнителей воздуха. Проанализировав и обобщив все полученные данные, можно сделать вывод: роль зеленых насаждений для учащихся нашей школы значительна. Деревья и кустарники парковой зоны:
-
поглощают С02 и выделяют 02, полностью обеспечивая все население школы;
-
поглощают пыль (особенно велика роль вязов)
-
выделяют фитонциды (6 видов деревьев - 30 деревьев)
-
ионизируют воздух
-
увеличивают влажность воздуха
-
задерживают ветер, сохраняя тепло в классах.
Но на нашем пришкольном участке не хватает хвойных растений, которые являются оздоровителями воздушной среды,т.к. они выделяют фитонциды. Но я думаю, что недостатка в фитонцидах у нас на территории школы нет, потому что совсем рядом со школой находится искусственная посадка сосны. Тем не менее нужно будет посадить на пришкольной территории хвойные деревья. Итогом моей работы так же явилась презентация «Фитоценоз древесных насаждений пришкольного участка»
Спасибо за внимание!
12.
Поделитесь с Вашими друзьями: |