Методическое письмо "О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных организациях Нижегородской области"
Общеобразовательные организации начинают работать в 6 классах по новым УМК по истории России, включенным в Федеральный перечень (Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников): - -издательства «Дрофа» (линия И.Л. Андреева, О.В. Волобуева) для 6-10-го кл.; -издательства «Просвещение» (под ред. А.В. Торкунова) для 6-10-го кл.; -издательства «Русское слово» (под ред. Ю.А. Петрова) для 6-9-го кл.(учебник 10 класса дорабатывается) Новые учебники по истории России, вошедшие в Федеральный перечень (Приказ Минобрнауки РФ от 8.06. 2015 г. № 576) , рассчитаны на линейное изучение истории с 6-го по 10-й класс. Согласно новой структуре изучения отечественной истории в 6 классх изучается период «ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII-XV вв.». При этом УМК по всеобщей истории школах используются прежние – подготовленные по концентрической структуре (до утверждения Историко-культурного стандарта по всеобщей истории и подготовки и экспертизы УМК по этому курсу обновленных учебников). При переходе на новую структуру исторического образования педагоги могут ориентироваться на примерную схему распределения часов на курсы Всеобщей истории и Истории России (см. табл.2), рекомендуемую Е.Е.Вяземским (См: Вяземский.Е. Е. Рекомендации по переходу на новую структуру исторического образования / Е. Е. Вяземский, Т. В. Болотина // Преподавание истории в школе. - 2015.-№ 10, С. 3-11) Табл.2.Распределение часов на курсы Всеобщей истории и Истории России
Распределение часов возможно также в сторону еще большего увеличения учебного времени на отечественную историю, а именно: «Всеобщая история» - до 24 часов, «История России» - до 44 часов, при этом следует учитывать, что, согласно Примерной основной образовательной программе ООО (2015), Концепции нового УМК по отечественной истории (2014), в рамках курса истории России обязательно рекомендуется изучение региональной (локальной) истории. Данный учебный модуль может быть в объеме 6-8 часов учебного времени (в зависимости от особенности изучаемого исторического периода). 1.2.Особенности изучения истории России в контексте Концепции нового УМК по отечественной истории и требований ИКС. Концепция нового УМК по отечественной истории и Историко-культурный стандарт диктуют пересмотр методологических подходов и содержания школьной истории, курса российской истории. Методологическая основа преподавания курса истории в школе основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
Историко-культурный стандарт внёс изменения в содержание курса отечественной истории:. • уточнены историческая периодизация и некоторые даты; • определен ряд понятий (ордынская зависимость, Великая Российская революция 1917 г.и др.); • определен перечень дат/событий, терминов и понятий, персоналий для каждого исторического периода, обязательных к усвоению; • выделены «трудные вопросы» истории, на которые в обучении истории необходимо обратить особое внимание; • усилена патриотическая направленность курса, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; • уделено особое внимание изучению вопросов духовно-нравственной культуры народов России; • включен обязательный региональный/локальный компонент при изучении предмета «История». Требования ИКС реализуются на основе Примерной программы по истории, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) (см. п. 1.2.5.5. История России. Всеобщая история и п.2.2.2.5. История России. Всеобщая история // Примерная основная образовательная программа основного общего образования. // Электронный ресурс реестра основных общеобразовательных программ МОиН РФ: https://fgosreestr.ru/) (далее - Примерная программа). 1.3.О преподавании истории в контексте ФГОС. В Примерной основной образовательной программе основного общего образования (www.fgosreestr.ru) представлены 5 вариантов примерного учебного плана основного общего образования,в которых указывается количество часов, отводимых на преподавание «Истории». В 2016-2017 учебный предмет История» преподается в соответствии с требованиями ФГОС в 5-6 классах (в 5 классе - «Всеобщая история. История Древнего мира» в объеме 68 часов; в 6 классе «Всеобщая история. История средних веков» и «История России» (с общим объемом 68 часов, которые распределяются согласно вышеуказанным рекомендациям). Согласно Программе основного общего образования (2015), курсы Всеобщей истории и истории России в 6 (и последующих) классах рекомендуется изучать отдельными модулями и последовательно: вначале изучается курс Всеобщей истории, затем курс истории России, занимающий приоритетное место по объему учебного времени. В школьных журналах учебные курсы «Всеобщая история», «История России», преподаваемые в 5-6 классах в условиях ФГОС, рекомендуется записывать в рамках единого предмета «История» и выставлять четвертные, полугодовые и годовые отметки также в рамках единого предмета «История» без разделения на отдельные курсы Всеобщей истории и истории России. В личных делах учащихся выставляется единая отметка по истории. Преподавание истории в контексте ФГОС реализуется прежде всего через урочную деятельность. Современный урок с учетом требований ФГОС - это урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. Это урок, который характеризуется системно-деятельностным подходом к реализации всех его компонентов. Чтобы сформировать у школьников УУД учителю необходимо: -создать первичный опыт выполнения этого действия у обучающихся и мотивацию к его освоению; -разработать алгоритм выполнения УУД, опираясь на имеющийся опыт учащихся; -обеспечить умение выполнять УУД посредством включения их в практику урока, организовать самоконтроль выполнения. Современный урок должен строиться не на использовании объяснительно-иллюстративного метода обучения, а на взаимодействии учащихся и учителя, а также на взаимодействии самих учеников, т.е. на использовании активных и интерактивных технологий обучения.
-изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной; -изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий; -изменение педагогической позиции «ученик-учитель»; -формирование внутренних мотивов деятельности ученика; -личностное целеполагание и личностное содержание материала; -рефлексия результатов образовательной деятельности.
1.Урок изучения нового материала. Это урок в форме проблемной лекции, экскурсии, исследовательской работы, практикума. Цель урока-изучение и закрепление новых знаний. 2.Урок закрепления знаний и формирования УУД. Это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель-выработка умений по применению знаний. 3.Урок комплексного применения знаний (практикум, лабораторная работа, семинар). Целевая установка на выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4.Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция, круглый стол). Цель-обобщение единичных (фрагментарных, элементарных) знаний в систему. 5.Урок контроля, оценки и коррекции знаний и УУД учащихся. Это контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний. Цель-определить уровень достижения планируемых результатов. Структура современного урока должна быть динамичной, с привлечением набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его учебной деятельности по отношению к своей собственной.
- действует концентрическая модель преподавания истории; - курсы истории России и Всеобщей истории изучаются как самостоятельные предметы; - процесс обучения организуется по программам, соответствующим ГОС и изданным в 2007-2011 гг.; - в учебном процессе используются прежние УМК (учебники); В тоже время необходимо учитывать, что требования Концепции УМК по отечественной истории и Историко-культурного стандарта распространяются на школьное историческое образование с 5-го по 11 классы, независимо от модели преподавания истории (линейная, концентрическая) и использования в процессе обучения старого или нового УМК. Поэтому при реализации учебных программ по истории на основе ГОС 2004 года и в процессе изучения основных курсов истории в 7-11 классах особенно важно учитывать методологические подходы и изменения в содержании, определенные Концепцией нового УМК по отечественной истории и ИКС, так как это обеспечит единство требований к усвоению основного содержания при изучении курса в школе и при сдаче выпускниками ГИА по истории. В той же мере на всю систему школьного исторического образования распространяются требования организации обучения с учетом требований ФГОС.
В настоящее время определяющее место в организации преподавания учебных предметов занимает учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс (УМК)–система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с учебным планом. УМК разрабатывается на основе проекта образовательного стандарта и образовательной программы по учебному предмету. В самом перечне представлены только учебники, но для того чтобы пройти экспертизу, издательства обязаны к учебникам разработать рабочие программы, пособия для учителя и обучающихся, электронные пособия, электронные учебники, т.д. Т.е. если выбран тот или иной учебник, значит, к нему есть в обязательном порядке вышеперечисленные пособия, входящие в УМК. С 2015 г. все учебники, которые находятся в федеральном перечне учебников, должны иметь электронную версию. При выборе учебно-методического комплекса (далее - УМК) по истории России следует обращать внимание на полноту учебно-методического комплекса, предлагаемого издательством для обучающихся и учителей в соответствии с требованиями ИКС. Также важно учитывать наличие в линии современных учебников по Всеобщей истории преемственность с УМК по другим предметам и уровням обучения. Особенности выбора УМК отражаются в пояснительной записке к рабочей программе (см. Письмо МОиН РФ «О рабочих программах по учебным предметам» № 08-1786 от 28.10.2015 г.). Нормативных правил или требований об обязательном выборе в одном издательстве УМК и по отечественной истории, и по Всеобщей истории нет. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 4 ч. 3 ст. 47) дает право педагогу выбирать, по какому учебнику преподавать предмет или курс, исходя из особенностей школы и обучающихся. Это право учителя никакими иными документами не ограничивается. В тоже время издательства рекомендуют в рамках одной ступени школьного образования, во-первых, не переходить с одной на другую предметную линию и, во вторых, выбирать УМК по предмету «История» (по курсу истории России и Всеобщей истории) одного издательства, так как каждая предметная линия учебников имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, а также сохраняет преемственность дидактических единиц, методологических и методических подходов. Как известно, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. № 576 были исключены из Федерального перечняучебников издания по истории России, на которые не предоставлены в установленные сроки положительные экспертные заключения:
В ближайшей перспективе (ориентировочно – в 2017 г.) будут утверждены новые программы по Всеобщей истории и написаны новые учебники, соответствующие линейной структуре преподавания истории. 1.7. Отражение национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в основной образовательной программе общеобразовательной организации. Одним из ключевых факторов успешной реализации задач по воспитанию базовых национальных ценностей, формированию гражданской идентичности, патриотических качеств личности учащихся является включение региональной истории в основные образовательные программы общеобразовательных организаций, изучение этого учебного курса в школе. Нормативными основаниями для этого являются Федеральный закон «Об образовании в РФ» и Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. Так, в разделе «Общие положения» ФГОС каждого уровня образования сформулирован принцип учета региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, который раскрывается в положениях данного раздела через конкретизацию целей реализации новых стандартов на каждом уровне общего образования, а также через содержание личностных характеристик выпускника («портрет выпускника»). В Концепции нового УМК по отечественной истории подчеркивается, что учебный курс российской истории должен сочетать историю Российского государства и историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Региональная история в контексте ФГОС может изучаться: а) как самостоятельный курс с 6-го по 10 классы и б) как учебный модульв рамках федерального курса истории России. Для реализации этих вариантов рекомендуется УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» для учащихся 6-10 классов (рабочая программа, учебные пособия для учащихся, учебное пособие для учителя, хрестоматия для учителя и учащихся, контрольно-измерительные материалы). В рамках данного курса изучение региональной истории синхронизировано с программой и содержанием федерального курса «История России». УМК «История Нижегородского края» рекомендован Областным экспертным советом для использования в образовательном процессе региона и может быть включен в основную образовательную программу школы за счет часов образовательной организации.Он рассчитан на 170 часов учебного времени (1 час в неделю, 34 часа на учебный год) и вводится поэтапно: с 1 сентября 2016 года - в 6 классах, 1 сентября 2017 года – в 7- классах и т.д. (см.: Информационно-методическое письмо «Учебно-методический комплект «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» и преподавание региональной истории в образовательных организациях Нижегородской области» от 9.02.2016 г.). Изучение региональной истории как учебного модуля в рамках федерального курса истории России должно быть отражено в рабочей программе учителя. Изучение региональной истории как самостоятельного курса организуется на основе рабочей программы (см. «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней». Рабочая программа учебного курса для 6-10 классов. Н.Новгород: НИРО, 2016.) 2. Обществознание 2.1. О преподавании предмета «Обществознание» в 2016-2017 учебном году.Ранее учебный план основного общего образования (5 - 9 кл.) предполагал обязательное изучение обществознания с 5 по 9 класс (федеральный и региональный компонент). В настоящее время (с принятием ФГОС) варианты учебного плана Примерной ОП ООО предполагают изучение данного предмета с 6 класса. Тем не менее, образовательные организации имеют право самостоятельно определять часть учебного плана, и, следовательно, начинать изучение курса обществознания с 5 класса. По этому вопросу даются разъяснения в «Методических рекомендациях по реализации ФГОС ООО в 5 классе по предметной области «Общественно-научные предметы» в образовательных организациях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году». Изучение курса обществознания с 5 класса определяется следующими фактами: - в настоящее время все авторские УМК рассчитаны на изучение обществознания с 5 класса; учебников по ФГОС, а также авторских и рабочих программ.реализующих в полном объёме программу курса с 6 класса, на данный момент не существует; - преподавание обществознания реализует ключевые цели ФГОС, связанные с формированием гражданской идентичности, воспитанием патриотизма, гражданственности, правовой культуры и т.д. обучающихся; - ежегодно - высокая степень востребованность обществознания при прохождении государственной итоговой аттестации. В случае, если образовательная организация не найдет возможностей начать изучение курса обществознания в 5 классе, необходимо учитывать следующее: содержательные единицы курса обществознания 5 класса обязательны к изучению в соответствии с Примерной программой, т.е. данные темы должны быть пройдены в любом случае в 6 классе (См.:Методические рекомендации о преподавании обществознания в 6 классе в образовательных организациях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»). Следовательно, в 2016 – 2017 учебном году продолжается переход на ФГОС ООО, то есть предмет «обществознание» изучается в 5 и 6 классах (1 час в неделю, 34 часа в год). В тоже время в 7-11 классах обществознание изучается в соответствии с ФК ГОС (2004 г.) При изучении содержания курса по обществознанию в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин. При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных модулей и тем курса (в т.ч. исходя из специфики используемого УМК), однако актуально требование о соблюдении преемственности предметных линий внутри курсов «Обществознания». 2.2. Об изучении основ бюджетной грамотности в рамках обществознания. Во исполнение пунктов 4, 5 протокола совещания у Министра Российской Федерации М. А. Абызова, от 21 апреля 2014 г. № АМ-П36-37 пр «О календарном плане рабочей группы по 12 развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году» Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, проработан вопрос об уточнении тематики разделов и содержания по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов «Экономика» (базовый и углубленный уровни) и «Обществознание» для учащихся 7-11 классов общеобразовательных организаций. В связи с вышеизложенным в содержание учебного модуля (раздела) по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов «Обществознание», «Экономика» рекомендуется включить следующие темы: • в курс обществознания для учащихся 7-9 классов: «Карманные деньги: за и против», «Бюджет моей семьи», «Бюджет государства и семьи», «Государственный бюджет Российской Федерации», «Банковская система России», «Пенсионные программы»; • в курс обществознания для учащихся 10-11 классов: «Электронные деньги», «Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы: навыки планирования», «Формирование государственного бюджета в Российской федерации и его исполнение»; • в курс экономики для учащихся 10-11 классов в раздел «Муниципальные органы власти: формирование местного бюджета и расходные статьи. Возможности участия граждан в этом процессе» тему: «Кредитование: его роль в современной экономике домохозяйств, фирм и государств. Плюсы и минусы (риски) кредитования граждан»; • в раздел «Семейная экономика» курса экономики для учащихся 10-11 классов: «Потребительское кредитование. Ипотечный кредит»; • в курсе экономики (углубленный уровень) для учащихся 10-11 классов рекомендуется предусмотреть изучение следующих тем: «Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период», «Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура денежных расходов», «Дефицит и профицит государственного бюджета. Способы уменьшения дефицита бюджета государства. Роль государства в контроле за доходами и расходами бюджета», «Причины и следствия возникновения государственного долга, пути решения», «Налоговая система Российской Федерации: принципы построения, основные виды налогов и методика их расчетов», «Региональные, муниципальные бюджеты. Территориальные целевые бюджетные фонды», «Понятия кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно- денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики», «Страхование», «Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег», «Социальная политика государства (социальная поддержка граждан)», «Составление налоговой декларации».
В соответствии с ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов. Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются: 1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; 3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; 3) календарно-тематическое планирование. Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации (Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов"). В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников (далее - Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС. До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации. 4. Внеурочная деятельность по истории и обществознанию. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно- 14 оздоровительное). Образовательная организация вправе включить в план внеурочной деятельности дополнительные направления развития личности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно–урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования. Внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Она реализуется по следующим направлениям развития личности: духовно–нравственное, физкультурно–спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное (п.14 ФГОС ООО). Содержание внеурочной деятельности должно формироваться с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно полезные практики и т. д. При этом в рабочих программах занятий внеурочной деятельностью необходимо предусмотреть часы на ознакомление учащихся с основами проектной деятельности, а также предоставить возможность выполнения учащимися учебного проекта (группового/индивидуального). При организации внеурочной деятельности образовательной организацией должны использоваться возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательная организация самостоятельно. Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов. Структуру программы внеурочной деятельности целесообразно составлять в соответствии с требованиями к программам отдельных предметов, курсов (п. 19.5 ФГОС ООО). План внеурочной деятельности может включать курсы внеурочной деятельности, содержательно относящихся к тому или иному учебному предмету или группе предметов, но направленных на достижение не предметных, а личностных и метапредметных результатов. Эти результаты сформулированы в Планируемых результатах программ междисциплинарных курсов. Нормативно-методические документы Минобразования РФ 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // https://www.raop.ru/index.php?id=4 2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D 3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC% 4.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию — протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 с изм. от 28.10.2015). Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию — протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). 5.Интернет-адреса: https://www.fgosreestr.ru./; https://edu.crowdexpert.ru/ 6.Примерные программы по Истории (линейная система, с 5 по 10 класс) https://edu.crowdexpert.ru/files/Результаты/История.pdf 7. Примерная программа по Обществознанию https://edu.crowdexpert.ru/files/Результаты/Обществознание.pdf 8.Федеральный компонент государственного стандарта образования. История – опубликован в «Вестнике образования», № 13, 2004 г. и в виде отдельных брошюр – «Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта». — М.: «Дрофа», 2004 г.; переиздания – 2006—2009 гг. 9.Федеральный компонент государственного стандарта образования. Обществознание – опубликован в «Вестнике образования», № 13, 2004 г. и в виде отдельных брошюр – «Сборник нормативных документов. Обществознание. Федеральный компонент государственного стандарта». — М.: «Дрофа», 2004 г.; переиздания – 2006—2009 гг. 10.Учебные программы к УМК, рекомендованные Минобрнауки РФ (изд. «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф», 2008—2013 гг.); 11.Федеральный перечень учебников на 2013-2014 уч. год(Приказ ПриказМинобрнауки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г.) - https://www.rg.ru/2013/02/08/uchebniki-dok.html; 12.Федеральный перечень учебников на 2014-2015 уч. год (Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253) - https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/4136/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/3091/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%20253%20%D0%BE%D1%82%2031.03.2014%20%D0%B3..pdf; 13.Приказ Минобрнауки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников… от 31 марта 2014 г. № 253» - https://shekinskay.ucoz.net/OVS/prikkaz_576_uchebniki_2.pdf ; 14.Концепция нового УМК по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт https://минобрнауки.рф/документы/3483, https://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf; 15.Материалы по новым УМК: - из-во "Просвещение" https://www.prosv.ru/umk/history-torkunov.html, - из-во "Дрофа" https://history.drofa.ru/ , - из-во "Русское слово" https://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/History_rus/History_rus.php . Кафедра истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО Каталог: DswMedia DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса DswMedia -> Работу выполнил DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!» DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся DswMedia -> Всё о вреде курения DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания» DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело» Скачать 309.5 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: ©zodomed.ru 2024 |