Роль здоровьесберегающего урока в стрессоустойчивости младшего школьника Цель: Обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья на весь период обучения в школе



Дата27.04.2016
Размер82.5 Kb.
Роль здоровьесберегающего урока в стрессоустойчивости младшего школьника

Цель: Обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья на весь период обучения в школе.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Перед начальной школой стоят серьёзные и важные проблемы:

● Организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся младших классов.

● Включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья ученика.

Именно в школьном возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых будет трудно (либо даже невозможно) восполнить в последствии.

К окончанию 4 класса многие дети приобретают ряд заболеваний, которые в дальнейшем переходят в хронические. Учёные отмечают, что первый скачек в увеличении числа ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходят в возрасте 7 – 10 лет.

Поэтому передо мной встал вопрос, как сделать урок здоровьесберегающим?

Поработав с литературой, выяснила, задача эта сложна и не имеет однозначного решения. Лишь 2% учащихся начальной школы из 30% всех обучающихся, отметивших здоровье как ценность для жизни (по данным Всемирной организации здравоохранения), понимают, что только здоровый человек может достичь своей цели в жизни.

Следовательно, чёткого представления о сущности здоровья у наших детей нет.

Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих. Значит, учебные требования, предъявляемые первоклассникам, должны соответствовать их психофизиологическим возможностям.

При анализе медицинских карт первоклассников за 4 года выяснилось, что здоровье детей в процентном отношении ухудшается.

На 1 – 3 – местах выявились болезни: тубинфицированные, плоскостопие, сердечно-сосудистые (шумы в сердце) – это болезни, не зависящие от школы и учителя.

На 4-м и 5-м местах – нарушение осанки и миопия. Это то, что имеет прямое отношение к организации учебного процесса. Таким образом, были получены следующие данные.





Эти данные привели к решению – работать с детьми над сохранением и укреплением психофизического здоровья.

Поставила цель: обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья на весь период обучения в школе.

Выделила задачи:


  1. Организация работы учащихся на уроке с наибольшим эффектом сохранения и укрепления здоровья.

  2. Создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения.

  3. Осознание школьником себя как ценности и ценности здоровья для собственной жизни, для взаимодействия с другими людьми.

  4. Обучение ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья с целью самостоятельного применения их в последствии.

Говоря о здоровьесберегающих технологиях, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С начала учебного года у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, агрессивность, стресс.

Так что же такое стресс? Стресс – это ответная реакция организма на изменение окружающей среды. Невозможно оградить школьника от стрессов, да и нужно ли это? Известно, что стресс оказывает не только отрицательное воздействие на человека. Он также тренирует защитные механизмы, способствует сопротивляемости организма, позволяет человеку достичь невероятных результатов, мобилизуя его внутренние ресурсы.

Поскольку стрессовые ситуации сопровождают человека всю жизнь, то бесполезно стараться оградить от них ребёнка. Гораздо полезнее научить школьника их преодолеть, то есть осуществлять профилактическую работу. Сегодня ребёнка важнее научить защищаться от стресса. Он должен уметь осознавать свои неприятности, напряжение, уметь обращаться за помощью, находить её в себе самом, использовать специальные упражнения и приёмы.

Большинство первоклассников не могут справляться со стрессами самостоятельно. Для разрешения этой проблемы решила обучать детей способам саморазвития стрессоустойчивости на уроках и проводить уроки с использованием здоровьесберегающих технологий.

Далее определила принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости.


  1. Принцип двигательной активности (урок в режиме двигательной активности – проведение большей части урока в свободой форме)

  2. Принцип оздоровительного режима (организация обучения в режиме динамических поз: чередование сидения, стояния и передвижение по классу)

  3. Принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания (для формирования правильной осанки на уроке включаются упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса; для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей формируется привычка правильно дышать через нос)

  4. Принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха)

  5. Принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (при этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе)

  6. Принцип профилактического эффекта (я здоровье сберегу, сам себе я помогу)

Каждый урок выстраиваю таким образом, чтобы реализовывались данные принципы, применяя различные методы, приёмы и формы обучения.

● Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.

а) проведение упражнений на внимание

б) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня всё получится», «Я справлюсь», «Я всё могу» и т. д.

в) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнулись друг другу», «Улыбнись самому себе»

г) рисование на полях тетради различные рисунки и символы, которые отражают настроение на уроке.

● Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.

Ребята осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости.

● Объяснение нового материала провожу с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предполагается в «Занковской системе». В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.

● Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер.

(Эти методы помогают ребёнку осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора.) Объём домашних заданий, и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого ученика. Предлагаю детям разноуровневые задания.

● Учёт индивидуальных способностей и особенностей ребёнка.

Не могут дети в классе быть все одинаковыми, поэтому, выстраивая урок, помню нельзя к ним применять одни и те же приёмы работы или проводить одни и те же упражнения на стрессоустойчивость.

● Опрос провожу только тех учащихся, которые желают ответить.

● На каждом уроке включаю работу с телом, душой и разумом детей и учителя. Шаг за шагом, прививаю детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. В течение четырёх лет проводила факультатив «Школа докторов». Цель курса была: научить детей бать здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законом природы, законами бытия.

● Включаю в содержание урока упражнения, текстовые задания, связанные с изучением собственного здоровья или которые формируют ответственность за сохранение и укрепления здоровья.

Это могут быть пословицы, которые мы используем на уроках:

Мойте руки перед едой – будете здоровы!

Кто аккуратен, тот людям приятен!

Чистота - лучшая красота!

Чистая вода – для хворобы беда!

Чаще мойся - воды не бойся!

Будь аккуратен, забудь про лень, чисти зубы каждый день

Например, при изучении тем: «Вселенная или космос»; « Значение воды и воздуха на Земле» говорим о солнце, воде, воздухе и приводим высказывание «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». В ходе обсуждения высказывания подводим детей к пониманию важности сохранения здоровья и его укрепление. В окружающем мире «Капелька» (сказочный персонаж) приводит вопросы: «Почему проветривают класс после урока?», «Почему мы болеем?» и т. д.

Использование загадок определённой направленности позволяет формировать знания, как помочь своему здоровью. Например:

С этих шариков пушистых полетят парашютисты (одуванчики)

Не пустили в огород, оттого она и жжёт. (Крапива)

Провожу беседу о лечебных свойствах растений и важности употребления их в пищу.

Костяная спинка,

На брюшке щетинка.

По частоколу попрыгала

Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)

Проводим беседу о важности ухода за зубами.

Гладко, душисто,

Моет чисто.

Нужно, чтобы у каждого было

Что это такое? (Мыло)

Ведём разговор «Для чего моется человек?»

На русском языке письмо по памяти позволяет использовать тексты, которые воспитывают здоровый образ жизни.

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Горьким лечат, а сладким калечат.

Люди с самого рождения

Жить не могут без движения

● Игровые методы психокоррекции – это игры на всех этапах урока.

Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, не требую от учеников сохранения неподвижной позы сидения за партой. Провожу следующие формы организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах

- работа в парах

- фронтальный опрос с использованием предмета

- хлопанье в ладоши

- использование сигнальных карточек различного цвета

- деятельность с элементами соревнований

Какими же средствами можно добиться того чтобы урок стал здоровьесберегающим?



1 –я группа включает средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения. К этой группе относятся физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами.

Это различные физминутки, например: упражнение «Снежинки» или «Листики». (Имитация движений крутящихся в воздухе листочков или снежинок).

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим,

Но только дунет ветер,

Мы тут же полетим.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Упражнения для восстановления дыхания. (Задуть одну свечу; пять свечей).

Массаж кончиков пальцев, упражнение «Скалочка» (Покатать ручку между ладонями)

Или перемена поз и упражнений для глаз (по В. Ф. Базарному); упражнения, стимулирующие биологически активные точки (по А. А. Уманской) Например упражнение «Массаж точек мозга». От косточек ключиц примерно на 2 – 3 см ниже находятся углубления. Надавливать на них большими пальцами. При этом активизируется процесс поставки кислорода в мозг и усиливает работу мозга; комплекс физических упражнений – наклонов, приседаний, вращательных движений рук. Или упражнение «Колечко». Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполнять, начиная с указательного пальца, а в обратном порядке – от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

Во 2 - ю группу включаются средства, организующие процесс усвоения предметного содержания обучения, но прямо его не затрагивающие.

Сюда относятся физические упражнения, совмещённые с выполнением учебных заданий. Например: «выполним наклонов столько раз, какую цифру видим мы сейчас, а присядете столько раз, какова цифра появилась вот сейчас» или игра «Найди своё место». (На доске записаны гласные е, и. Учитель называет слова, дети выбегают по очереди и становятся к той гласной, которая является опасным местом в слове, берутся за руки, образовав круг, и повторяют правило или имитируют какие то движения).

У детей при соприкосновении рук возникает чувство защищённости, единства и близости.

В данную группу средств входят и карточки «Я» и «ХОР». На карточке «Я» условно изображён ребёнок с поднятой рукой, «ХОР» - несколько детских голов с открытыми ртами. Показ карточек «Я» и «ХОР» означает, кто должен говорить или все хором.

Дети, таким образом, учатся слушать друг друга, ощущать себя участником общего дела, что возмещает дефицит речи на уроках, способствует развитию внимания.

К 3 – й группе относятся средства, которые можно назвать «завлекалочками». Это задания и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивает учащихся в деятельность по усвоении предметного содержания. Это яркие картинки, на которых даны, например, числовые выражения, ребусы, кроссворды, задания по разбору слов и т. д. Задача учителя – переключить внимание и интерес детей с формы на содержание самих заданий.

В 4 – ю группу можно включить средства, которые затрагивают сущностные, смысловые характеристики изучаемого материала и личностные качества обучаемых. Например:

Работа на перспективу.

Приступая к изучению действия умножения, обращаюсь к детям с вопросами:

- Как вы думаете, что такое умножение?

- Какие арифметические действия мы с вами изучили?

- Что вы о них знаете? И так далее.

В результате обсуждения выстраивается программа изучения, которая даёт возможность учащимся прогнозировать предстоящую работу, а следовательно, активно участвовать в выборе способа учения, выборе заданий.

Наблюдая за детьми, видишь, что у ребят появилась заинтересованность, вера в свои силы и возможности, старание, возросла активность на уроках. Предлагаемые мною упражнения выполняются чётко, быстро, легко, нет уже вялости в движениях, которая наблюдалась в начале года. Большинство детей с желанием сами проводят упражнения для развития мелкой моторики, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для исправления нарушения осанки.

Считаю, что урок будет соответствовать условиям здоровьесберегающей педагогики, если:

● плотность урока будет соответствовать 75%

● число видов учебной деятельности 6 – 7

● средняя продолжительность различных видов учебной

деятельности  не более 10 минут

● частота чередования различных видов учебной деятельности

через 7 – 10 минут

● наличие эмоциональных разрядок 2 – 3 раза

● чередование поз в соответствии с видом работы

● две физкультминутки

● положительные эмоции

- Но всё сказанное выше даёт результат только при систематической работе.



Каждый урок должен приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробуждать желание идти на уроки на следующий день.


Учитель начальных классов: Корнева Г. Д.
Каталог: private office -> application -> info application -> uploads
uploads -> Чем полезно молоко
uploads -> Исследовательская работа с. Горнозаводск
uploads -> Исследовательская работа по биологии
uploads -> Тезисы. Определение содержания железа в воде из разных источников
uploads -> Исследовательская работа «Проблема йододефицита и его профилактика» Выполнили:
uploads -> Викторина по биологии «Особенности строения живых организмов» Имя, фамилия: Оглоблина Наталия
uploads -> Исследовательская работа «Любимый цветок композитора»
uploads -> Природа донского края на страницах шолоховских рассказов
uploads -> Исследовательская работа Экологическая обстановка лесов Арского лесничества на примере Балтасинского участкового лесничества
uploads -> Конкурс научно-исследовательских работ школьников «Эврика -2013»


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница