Всероссийский конкурс
научно-исследовательских работ школьников
«Озарение - 2014»
Исследовательская работа
«Любимый цветок композитора»
(Секция биология)
Выполнила: Федотова Елизавета
Ученица 2 класса
Руководитель: Федотова Мария Леонидовна
Учитель МБОУ Гавриловская СОШ,
Педагог дополнительного образования
д.Гавриловка
2014г
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………….3
1.Теоретическая часть…………………………………………………………………4
2.Исследовательская часть……………………………………….……………………5
2.1 Легенды о ландышах………………………………………………………………5
2.2 Ландыш в Красной книге………………………………………………………….6
2.3.Строение растения…………………………………………………………………7
2.4.Ландыш - лекарственное растение. ………………………………………………8
2.5.Ландыш – в парфюмерии……………………………………………….………….8
3.Практическая часть………………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………….11
Литература……………………………………………………………………………..12
Приложения…………………………………………………………………………13-18
Введение
Цель: исследовать, возможно ли прорастить семена ландыша; как в комнатных условиях будет происходить рост цветка ландыша из корневищ.
Задачи:
- узнать о происхождении цветка по мифам и легендам.
- изучить строение и свойства цветка – ландыш;
- наблюдать за ростом растения
- наблюдать за ростом семян.
Актуальность проблемы: Я смотрела программу «Спокойной ночи малыши!», в которой ведущая рассказывала о лесном ландыше. Как люди собирают цветы, повреждают корни, и от того вся большая «семья» ландыша погибает. Гораздо легче сорвать цветок, чем его
вырастить.
Гипотеза заключается в том, что выгонку данного растения чаще всего производят из корневищ растений, возможно ли вырастить цветок из семян ландыша?
Предмет исследования – растение ландыш
Объект исследования – семена и корневище данного растения.
Методы исследования:
1.Сбор и изучение материала по теме
2. Посев семян ландыша в грунт.
3. Сделать выгонку растения в комнатных условиях.
4.Анализ полученных результатов
Для достижения поставленной цели я обратилась к энциклопедической и биологической литературе, а так же сайтам в электронной системе Интернет.
1.Теоретическая часть
Ландыш
Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей.
В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь?
Чем манишь так к себе и сердце веселишь?
Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь!
Или блаженство нам грядущее сулишь?
Не знаю. Но меня твоё благоуханье,
Как винная струя, и греет и пьянит,
Как музыка, оно стесняет мне дыханье
И, как огонь любви, питает жар ланит.
Да, да, не удивляйтесь! Автор этих строк – великий Чайковский. А написано стихотворение потому, что ландыши были любимыми цветами композитора. О нем Чайковский писал: "...Я вспомнил, как мы весной все ездили в лес ...за ландышами...Я ужасно горжусь этим стихотворением. В первый раз в жизни мне удалось написать на самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные... Я работал над ними с таким же удовольствием, как и над музыкой". При этом на предложение брата опубликовать эти стихи Чайковский отказался. На текст "Ландыш" композитор А.С.Аренский написал романс. 1
Поселившись в Клину, он высадил целую плантацию ландышей в парке, примыкавшем к дому. А еще в нашем городе около музыкальной школы у памятника Чайковскому тоже высажены ландыши (приложения 1,2).
«Я к ним питаю самую страстную любовь, особенно к лесным и полевым. Царём цветов я признаю ландыш; к нему у меня какое–то бешеное обожание», - писал Пётр Ильич в одном из своих писем. Однажды вдали от Родины, во Флоренции, он сочинил стихи «Ландыши», полные искреннего поэтического чувства…2
2.Исследовательская часть
2.1 Легенды о ландышах
Ландыш является лучшим цветком майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат.3
Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае» - такое название растению впервые дал Карл Линней. О происхождении цветка сложено множество поэтичных легенд и существуют различные упоминания в истории.
Одно из них – христианское. В нем появление ландыша на свете считается результатом слез Евы, оплакивающей свое изгнание из райского сада Эдема. Еще одна христианская легенда утверждает, что ландыш вырос из слез, которые обронила Дева Мария у подножия распятого Христа. На языке цветов ландыш символизирует смирение, чистоту, скромность и возвращение к счастью4.
По древней русской легенде царевна Волхова полюбила юношу Садко. Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там где падали слезинки царевны выросли ландыши символы чистоты любви и боли нежного девичьего сердца.5
В Древней Греции существовал миф о ландыше майском, в котором рассказывалось, как однажды богиня Охоты Диана, сестра лучезарного Аполлона, охотилась в незнакомом лесу, населенном фавнами. Соблазненные красотой девушки, они стали преследовать ее. Стройная охотница Диана убежала от них, но бежать ей пришлось слишком далеко и быстро, она устала, все ее тело покрылось капельками пота, который, падая на землю, превращался в душистые серебристые колокольчики ландыша.
У народов Западной Европы ландыши в мифах — это и жилища маленьких лесных человечков — эльфов, и ожерелье Белоснежки, которая, убегая зимой от злой мачехи, потеряла его в лесу, и оно превратилось в серебристые колокольчики. По другим преданиям — это фонарики гномов. Давно, давно в дремучем лесу жили, поживали эльфы. Люди копят золото, а эльфы копили свое богатство – белый жемчуг. Однажды в лесное царство эльфов забрели охотники. Прилегли они отдохнуть и видят, эльф с жемчужиной куда-то летит. Проследили за ним охотники и увидели большую гору богатства. Кинулись охотники хватать его, и вся гора развалилась. Покатились жемчужинки по лесу в разные стороны. Но главный волшебник эльф не хотел, чтобы людям досталось это богатство, и превратил бусинки в белые цветы, в ландыши. С тех пор эльфы ухаживают за цветами, до блеска полируют тряпочкой, сотканной из лунного света, листья цветов.
После цветения на месте осыпавшихся лепестков появляется крупная красная ягода ландыша, о ней тоже существует легенда. Весна наделила юношу по имени Ландыш любовью к жизни, и он всегда благодарил ее теплыми, ласковыми словами. Весна полюбила Ландыша, но ненадолго. Всю свою жизнь путешествуя с юга на север, она не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни с кем долго не задерживается. Мимоходом она приласкала и Ландыш. Однако вскоре ушла и оставила весенний цветок жаркому лету. Юноша Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слезы превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды6.
День 1 мая называется во Франции днём ландышей. А в некоторых сказках ландыши не что иное, как солнечные зайчики. По ночам гномы часто пользуются цветами как фонариками7. Изображения ландыша размещены на гербах городов Вейлара в Германии, Луннера в Норвегии и Меллеруда в Швеции.8 (приложения 3,4,5)
2.2 Ландыш в Красной книге
География распространения ландыша майского достаточно широка — он растет в лесах европейской части России, на Урале, на Дальнем Востоке и на Кавказе. И практически везде имеет свое особое название: воронежцы называют его «ландушкой», калужане — «заячьей солью», а костромичи — «мытной травой». Само слово «ландыш», по утверждению некоторых ученых, произошло от словосочетания «лани ушко» — потому что листья этого растения действительно напоминают ухо лани.9 (приложения 6,7)
Когда я гуляю по лесу - собираю грибы или ягоды; просто приезжаю в лес отдыхать, я наблюдаю - какие растения нас окружают. Я знаю что ландыши - лесные растения, но никогда их не видела. Зато в дачных массивах почти на каждом участке есть клумба с этими весенними цветами и даже разными по окраске(приложение8,9). Так почему ландыши не растут в лесу?
Ландыш майский - Convallaria majalis. Занесён в Красную книгу города Москвы (3-я категория редкости – уязвимый на территории Москвы вид).
Внесён в Красную книгу Иркутской области в 2008 году.
Внесён в Красную книгу Мурманской области
Внесён в Красную книгу Удмуртской республики
Внесён в Красную книгу Казахстана
Красная Книга Российской Федерации - Ландыш майский не внесён10
Красная книга – это список редких и исчезающих животных и растений. Международная Красная книга была издана в 1966 году в необычном виде. Цвет переплёта книги красный. Он, как сигнал светофора, предупреждает: “Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!”.11
Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.
На красных - исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить.
На жёлтых - животные и растения, число которых быстро уменьшается.
На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика.
На серых - животные и растения, до сих пор мало изученные.
На зелёных - восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания.
На чёрных - исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим.12
Почему же некоторых животных и растений остаётся очень мало или они совсем исчезают? Люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха и мяса. Угрозой исчезновения является также разрушение мест обитания, вырубка лесов.13
Для проведения эксперимента мне нужно изучить строение растения.
2.3.Строение растения
Корни – это подземный орган растений. Он поглощает из почвы воду , минеральные вещества для питания растения. Корень сильно ветвится и широко распространяется в почве, образуя корневую систему.14 Вторая их главная задача удерживать растения закреплять его в земле. Есть у корня и дополнительные функции. Он выводит из растения некоторые органические кислоты, может служить и кладовой питательных веществ.15
Стебель – это ось растения. Он поддерживает боковые ветви и листья, по нему проходят вода и питательные вещества.16Питательные вещества откладываются и в стебле, поэтому если стебель поврежден, листья желтеют и погибают.17
Лист – это чудесная лаборатория, где происходят удивительные превращения веществ. В листе на свету из углекислого газа и воды получаются питательные вещества, и в воздух из листа выделяется кислород. Вещества, которые образуются в листьях,- основная пища растения.18 Зеленый лист служит для растения органом дыхания. А ещё через лист проходит испарение воды.19
А как же цветок? Это орган размножения. Ботаники считают чашелистики, лепестки
цветка, плодолистик, и тычинки тоже листьями и как бы они ни отличались по форме от обычного зелёного листа их природа - листовая. Цветы появляются после того, как разовьются корни, появятся листья и - в корнях и листьях – растение накопит необходимый запас питательных веществ.20 (приложение 10,11)
2.4.Ландыш - лекарственное растение.
Среди растений встречаются ядовитые. Они могут вызвать тяжёлые отравления, и даже смерть. У одних растений ядовиты плоды, у других – семена, у третьих – корни, цветки и листья. У ландыша ядовиты все части растения.21 Однако он широко используется в производстве лекарственных препаратов для лечения кардиологических заболеваний. Применяется этот удивительный цветок для исцеления глазных болезней, нервных и сердечных заболеваний в народной медицине.22
2.5.Ландыш –в парфюмерии
Многие известные парфюмеры тоже не обходят стороной этот ослепительный цветок. Есть множество парфюмерных композиций, которые содержат в себе чудесный аромат ландыша. Правда, в основном это синтетические ароматы. А все потому, что, несмотря на все усилия, никому из парфюмеров не удалось заключить этот неповторимый и сказочный аромат в маленькую бутылочку. Это растение содержит много эфирного масла, поэтому дистилляция в этом случае бессильна. Конечно, можно получить абсолют ландыша, но, все же, искусственные соединения более полно и красочно передают характер и запах этого цветка, чем его натуральный вид.23 (приложение 12,13 )
3.Практическая часть
В практической части я буду описывать свои наблюдения о выращивания этого цветка.
В конце лета я увидела ягоды ландыша на школьной клумбе и собрала их. Через два месяца, когда ягоды высохли, я замочила их для посадки в марле (приложение 14). Через два дня посеяла в горшок (приложение 15). В январе месяце наш кот Люцифер случайно опрокинул горшок с высаженными семенами (приложение 16). В результате я увидела, что из двадцати семян только одно семечко проросло – появился корешок(приложение 17).
В конце октября папа выкопал часть разросшихся корней из сада бабушки. Хранили в доме до появления почек. Потом вынесли в теплицу (приложение 18) и оставили при температуре -3-5°С градусов (приложение 19) засыпав землей (приложение 20).
Затем корневище разделили для первого эксперимента, где посадили в горшок три почки. Горшок с корневищем поставили на три часа в теплую воду (приложение 21). Через две недели появились листья (приложение 22), а еще через неделю появились цветы.
Цветы появились только из одной почки, листья и стебель на двух. Одна почка не дала ни листьев, ни цветов (приложение 23).
Растения выросли не такие как в саду, потому что выращены были зимой – не хватило света. Аромат был слабый.
Заключение
Люди создают заповедник, чтобы охранять и разводить редких животных и исчезающих растения. В Красную книгу записаны живые существа Земли, которые нуждаются в охране и защите.
Человек должен жить так, чтобы не вредить природе , а помогать ей !Люди могут сохранить чистыми воздух и воду, сберечь леса и луга .Они могут защитить растения и животных от вымирания. Но для этого им надо быть разумными.24 (приложение 25)
Если человек не будет думать о последствиях своей деятельности, то даже полезный, но неразумный труд приведет к уничтожению природных богатств Земли.25
Можно выращивать этот красивый цветок семенами, при этом они зацветают на 4-м году. Но нужно запастись большим терпением. Мой эксперимент продолжается: летом семена и корневища я высажу на клумбу и буду ухаживать за ней. Тем самым я внесу свой маленький вклад в сохранение этого цветка.
Литература
1.Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: 2 класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:в2ч.Ч.2 М.: «Вентана – граф» 2012г
2.Н.Ф.Виноградова Г.С.Калинова Окружающий мир 3 класс :учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:в2ч.Ч.1 М.: «Вентана – граф» 2012г
3.Н.Я.Дмитриева,И.П.Товпинец Естествознание учебник для 1 класса трёхлетней начальной школы «Просвещение» М.1995г
4.Я.Л.Завируха Заслуженный работник культуры Удмуртской Республики документально – художественная повесть Воткинск 2008г.
5.Мир растений Виды и места произрастания, лекарственные свойства. – Смоленск: Русич, 2000. -416с.- (Детская энциклопедия в вопросах и ответах)
Сайты в системе Интернет
https://www.proflowers.ru/articles/rare_species/602.html
https://aromo.ru/essays/aromaty_landysha
https://otvet.mail.ru/question/58986341
https://festival.1september.ru/articles/590302/
https://ozonit.ru/elr/landysh_majskij/landysh_majskij_istoriya.php
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E0%ED%E4%FB%F8
https://www.proflowers.ru/articles/rare_species/602.html
https://www.tchaikov.ru/liter.html
Приложения
1 2
3 4 5
6 7
Молодые растения. Германия Ландыши в дубраве. Франции
8 9
10 11
12 13
14 15
16 17
18 19
20
21
22 23
24 Ядовитые растения
25
Поделитесь с Вашими друзьями: |