Исследовательская работа Экологическая обстановка лесов Арского лесничества на примере Балтасинского участкового лесничества



Дата28.04.2016
Размер79.5 Kb.
ТипИсследовательская работа


МБОУ «Балтасинская СОШ»

Балтасинского муниципального района

Республики Татарстан.

Исследовательская работа

Экологическая обстановка лесов Арского лесничества на примере Балтасинского участкового лесничества.

Работу выполнила ученица

8 класса Хасанова Зиля

Руководитель: Бадгиева Г.В.

2013-2014 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение………………………………………………………………… 3
Обзор использованной литературы…………………………………… 5
Методика исследования………………………………………………… 7
Результаты исследования………………………………………………. 8
Выводы…………………………………………………………………… 9
Заключение………………………………………………………………. 10
Список использованной литературы…………………………………… 12
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время оценка качества природной среды в мировой практике осуществляется на основе экологического мониторинга, важнейшей частью которого является биологический мониторинг.



Целью моей работы стало изучение и оценка жизненного состояния леса по сосне обыкновенной на основе биоиндикации. В качестве интегральных показателей используется степень пожелтения хвои.

В соответствии с целью исследований были поставлены следующие



задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования.

  2. Заложить площадки для исследования жизненного состояния леса.

  3. Изучить биометрические показатели сосны обыкновенной.

  4. Проанализировать влияние факторов – антропогенного стресса (влияние сельскохозяйственных работ и техногенного загрязнения).

Актуальность. Считается, что для условий лесной полосы России наиболее чувствительны к загрязнению воздуха сосновые леса. Это обусловливает выбор сосны как важнейшего индикатора антропогенного влияния, принимаемого в настоящее время за «эталон биодиагностики».Информативными по загрязнению являются морфологические и анатомические изменения, а также продолжительность жизни хвои.

Гипотеза. По различным признакам исследуемого хвойного дерева можно судить о состоянии окружающей среды, т.е. общем жизненном состоянии леса.

В качестве объекта исследования были выбраны лесные культуры сосны обыкновенной. Сосна как нельзя лучше подходит в качестве модельного вида-биоиндикатора. Это дерево очень чутко реагирует на малейшие изменения условий произрастания, в том числе и загрязнение среды. Удобство выбора сосны для проведения исследований связано и с тем, что сосна - вечнозеленое растение и дает один побег в год, что существенно упрощает наблюдения.

В качестве предмета исследования выбрано жизненное состояние леса.

Методы исследования:


  1. Наблюдение.

  2. Описание.

  3. Сравнение.

  4. Классификация.

  5. Биоиндикация.

Для реализации намеченных задач в полевой период октябрь - ноябрь 2013 года было проведено детальное обследование сосны обыкновенной в квартале 106 Балтасинского участкового лесничества. Постоянные площадки определили в глубине массива. Они расположены на одной линии по направлению преобладающих ветров. Сделав почвенный разрез, определили, что данный лесной массив произрастает на серых лесных почвах.

Обзор использованной литературы

Природная среда претерпевает большие изменения под влиянием деятельности человека. Растения являются важным элементом биологического мониторинга, так как чутко реагируют на состояние природной среды. Поэтому исследователи рассматривают растения как наиболее чувствительные и надёжные индикаторы загрязнённости атмосферы (Артамонов В.И., 1989). Отрицательно воздействуют на растения практически все выбросы, но особенно: окислы серы, частицы тяжёлых металлов, соединения фтора, углеводороды, окись углерода, содержащаяся в выхлопных газах автомобилей. Растения рано стареют, редеет и уродуется их крона, преждевременно желтеют и опадают листья и хвоя. По мнению Артамонова В.И. индикатором загрязнённости атмосферы может служить сосна обыкновенная. В нормальных условиях хвоя сосны опадает через 3-4 года, а поблизости от источников загрязнения атмосферы – значительно раньше. Особенно чутко реагирует сосна на загрязнения сернистым газом. Под его влиянием хвоя сосны в зонах сильного загрязнения приобретает тёмно-красную окраску, затем отмирает и опадает, просуществовав всего год (Биоиндикация загрязнений … , 1988).




Чувствительность сосны обыкновенной к длительному загрязнению воздуха (по Артамонову В.И.).

SO2

Очень чувствительная



NH3

чувствительная



HCl, Cl2

Очень чувствительная



NO2

чувствительная



У сосны периодическое воздействие окислов азота и серы вызывает опадание хвои, которая сохраняется лишь на побегах последнего года (Илькун Г.М., 1971). Фитоиндикация важна не только специалистам, каждый человек должен знать окружающий его растительный мир, уметь пользоваться этим уникальным зеркалом природы.

Методика исследования.

Сильнейшим антропогенным воздействием на фитоценозы оказывают загрязняющие вещества в окружающем воздухе, такие как диоксид серы, углеводороды. Среди них наиболее типичным является диоксид серы, образующийся при сгорании серосодержащего топлива в отопительных печах населения, а также транспорта, особенно дизельного.

Устойчивость к диоксиду серы различна. Из высших растений повышенную чувствительность к SO2 имеют хвойные деревья (кедр, ель, сосна).

Итак, считается, что для условий лесной полосы России наиболее чувствительны к загрязнению воздуха сосновые леса. Это обуславливает выбор сосны как важнейшего индикатора антропогенного влияния, принимаемого в настоящее время за «эталон биодиагностики».

Я использовала методику «Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнённости атмосферы».
Отбор деревьев. Выбираю в разных частях леса несколько взрослых деревьев сосны, с которых будет удобно собирать хвою. С нескольких боковых побегов в средней части кроны деревьев сосны отбираю 200-300 пар хвоинок второго и третьего года жизни. Методика индикации чистоты атмосферы по хвое сосны состоит в следующем. С нескольких боковых побегов в средней части кроны 3деревьев сосны в 25-30 летнем возрасте отобрала 250 пар хвоинок. Всю хвою разделила на 3 части:

-неповреждённая хвоя (1 класс);

-хвоя с пятнами (2,3 класс);

-хвоя с признаками усыхания(4 класс). Использовала определитель.

Подсчитала количество хвоинок в каждой группе и внесла данные в таблицу. В зоне техногенного загрязнения наблюдается более 30%-60% повреждения хвои сосны. Данные заносятся в таблицу с указанием даты отбора проб с каждой сосны. ( Смотрите Приложение 1)

Результаты исследования.

В чистых лесах основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятня и некротические точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. В загрязненной атмосфере проявляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои сосны.


Выбранный мною лес является смешанным лесом. Здесь преобладают хвойные деревья. Для исследования я выбрала 3 дерева в разных частях леса.

Дерево №1 находится на территории пасеки.

Дерево №2 находится вблизи сельскохозяйственных угодий СХПК им. Тимирязева.

Дерево №3 находится в 50 метрах от территории пасеки.

С каждого дерева собрала по 250 хвоинок. Разделила хвою с каждого дерева на 3 части (неповрежденная хвоя, хвоя с пятнами и хвоя с признаками усыхания). Подсчитала количество хвоинок в каждой группе. Данные занесла в таблицу с указанием даты отбора проб с каждой сосны. (смотрите Приложение 2)

Выводы: Проанализировав научные данные о сосне обыкновенной, я изучила её индикационные способности.

В результате своего исследования я пришла к выводу, что:

- по изучению растений– биоиндикаторов (сосны обыкновенной) в данной местности можно сделать вывод, что на выбранных участках разное загрязнение, но антропогенное воздействие на них усиливается;

- вдоль поля загрязнённость воздуха выше, чем в глубине леса;

- из-за увеличения масштабов антропогенного воздействия (хозяйственной деятельности человека), особенно в последнее столетие, нарушается равновесие в биосфере, что может привести к необратимым процессам и поставить вопрос о возможности жизни на планете.

По результатам исследования можно сделать вывод, что в квартале 106 экологическая обстановка удовлетворительная.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Биологи давно установили, что растения существуют не сами по себе, а в тесной зависимости от окружающей неживой природы (климата, почв, рельефа) и от других организмов, испытывают на себе их воздействие, должны к ним приспосабливаться. Жизнь растений в изоляции от остальной природы невозможна, поскольку только оттуда они получают воздух и воду, там добывают пищу и находят укрытия от врагов и непогоды. Глубокий отпечаток на растения и животных накладывает их существование среди других организмов, взаимодействие с ними. Сосна, выросшая на поляне, вдали от опушки леса, отличается широкой, развесистой кроной, начинающейся низко над землей. У сосен, растущих по соседству, но в лесу, кроны сдвинуты вверх, узкие, нередко неравномерно, асимметрично развитые. Тому причиной взаимное влияние деревьев в насаждении, их конкуренция.

Познакомившись ближе с сосной, трудно согласиться с научным её названием — «обыкновенная». Сосна даёт прекрасный строительный и поделочный материал, используется для производства древесной массы и целлюлозы; из живицы добывают канифоль и скипидар, из коры — дубильные вещества. Сосна обыкновенная имеет необыкновенные свойства, дает необыкновенные результаты в лечении. Это дерево с успехом применяется в степном и полезащитном лесоразведении, является главной породой при создании ландшафтных парков и лесных культур на песках. Сосна является индикатором чистого воздуха, там, где воздух сильно загрязнен на хвое сосны появятся повреждения и снизится продолжительность жизни дерева.
Таким образом, сосна является основным чистильщиком окружающего воздуха, дает людям тепло, жилище, строительные материалы. Помогает сохранять здоровье. Её шишками кормятся животные.
Так давайте же беречь и хранить, то, что нам дала природа, ведь мы являемся частью природы!!!

Литература:

1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-метод. пособие, М.: АГАР, 2000.

2. Алексеев С. В. И другие. Практикум по экологии. – М: АО МДС, 1996.

3. Биология в школе. Научно-методический журнал. №1, 2 2007.

4. Биология. Газета. №2, 2002.

5. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р. Шуберт. М.: Мир, 1988.

6. Лесная энциклопедия: В 2-х т./Гл. ред. Воробьев Г.И.; Ред. кол.: Анучин Н.А., Атрохин В.Г., Виноградов В.Н. и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1985.-563 с., ил.

7. Литвинов Н.И. Экологический словарь. Иркутск. 2003.

8. https://www.ecosystema.ru/04materials/manuals/53.htm

9.https://www.tsvetnik.info/

Приложения.

Приложение 2

Таблица 1

Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязненности атмосферы (измеряемые показатели- количество хвоинок).



Повреждение и усыхание хвоинок

Сосны

1

2

...

9

...

Общее число обследованных хвоинок
















Количество хвоинок с пятнами
















Процент хвоинок с пятнами
















Количество хвоинок с усыханием
















Процент хвоинок с усыханием
















Дата отбора проб
















Приложение 2.

Таблица 2

Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнённости атмосферы (измеряемые показатели – количество хвоинок).



Состояние хвоинок.

Сосны

№1

№2

№3

Общее число обследованных хвоинок

250

250

250

Количество неповреждённых хвоинок.

215

190

232

Процент неповрежденных хвоинок.

86%

76%

92.8%

Количество хвоинок с пятнами.

20

38

18

Процент хвоинок с пятнами.

8%

15.2%

7.2%

Количество хвоинок с усыханием.

15

22

-

Процент хвоинок с усыханием

6%

8.8%

-

Дата отбора проб.

04.11.2013

04.11.2013

04.11.2013




Каталог: private office -> application -> info application -> uploads
uploads -> Чем полезно молоко
uploads -> Исследовательская работа с. Горнозаводск
uploads -> Исследовательская работа по биологии
uploads -> Тезисы. Определение содержания железа в воде из разных источников
uploads -> Исследовательская работа «Проблема йододефицита и его профилактика» Выполнили:
uploads -> Викторина по биологии «Особенности строения живых организмов» Имя, фамилия: Оглоблина Наталия
uploads -> Роль здоровьесберегающего урока в стрессоустойчивости младшего школьника Цель: Обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья на весь период обучения в школе
uploads -> Исследовательская работа «Любимый цветок композитора»
uploads -> Природа донского края на страницах шолоховских рассказов
uploads -> Конкурс научно-исследовательских работ школьников «Эврика -2013»


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница