Леса россии. Тайга. Смешанные и широколиственные леса



Скачать 78.17 Kb.
Дата30.04.2016
Размер78.17 Kb.
ТипУрок
ЛЕСА РОССИИ. ТАЙГА. СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

2. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.

3. Познакомить учащихся с растительным и животным миром зоны лесов.

4. Учить учащихся устанавливать взаимосвязи в природе.

5. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием; прививать бережное отношение к окружающей среде.

О б о р у д о в а н и е: карта «Природные зоны России»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; запись голосов птиц.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Звучит запись голосов птиц.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!



Учитель. В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?

Ученики. В стихотворении говорится о лесе. Значит, мы отправимся в лесную зону.

Учитель. Верно. Тема урока «Леса России». А что мы должны узнать на уроке?

Ученики. Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.

Учитель. Что означает слово «дремучий лес»?

Ученики. Это густой, труднопроходимый лес.

Учитель. Но не все леса такие. Есть березовые рощи, где светло, потому что здесь деревья растут редко и много солнечного света.

И сегодня на уроке мы ответим на вопрос: «Почему одни леса темные, а другие – светлые?»



II. Проверка знаний и умений.

Учитель. По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем уроке? Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали.

Далее учитель предлагает учащимся решить кроссворд и прочитать ключевое слово.





Вопросы к кроссворду:

1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики.

2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение.

3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу.

4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: «краснозобая …».

5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года.

6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами.

7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину.

8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками.

9. Основное занятие населения тундры.

10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет.

11. Олений мох.

12. Редкая птица с длинной шеей.

13. Самое крупное травоядное животное тундры.

14. Вечнозеленое растение с красными ягодами.

Учитель. Где находится Таймырский заповедник? Какие птицы гнездятся здесь?

Ученики. Заповедник находится на Таймырском полуострове, занимает большой участок тундры. (Учащиеся рассказывают о редких птицах заповедника – краснозобой казарке и соколе-сапсане.)

По выбору учителя несколько человек выполняют работу по карточкам.



Индивидуальная работа по карточкам

1. Запишите 2–3 цепи питания, сложившиеся в тундре.

2. Перечислите экологические проблемы тундры.

3. Перечислите сходства и различия природных зон: тундры и арктической пустыни.



III. Работа над новым материалом.

Учитель. Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте природную зону лесов. (Учащиеся показывают на карте.) Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

Учитель. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

Ученики. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.

Учитель. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

Ученики. Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.

Учитель. Какая поверхность у зоны лесов?

Ученики. Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.

Учитель. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

Ученики. Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.

Учитель. Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет?

Ученики. Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой.

Учитель. Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.



Учащиеся сравнивают на доске картины «Хвойный лес» и «Смешанный лес».

Учитель. Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (Учитель демонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.)

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.



Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.



Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Учитель. Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 100–101 учебника, назовите животных этой зоны.

Ученики. Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.

Учитель. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Учитель показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Ученики. Как много здесь разных видов животных! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Какие три части можно выделить в лесной зоне?

Ученики. Тайга, смешанный лес и широколиственный лес.

Учитель. Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.

Учащиеся выполняют схему в тетради.





Учитель. Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 100–101 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.

Растения  заяц-беляк  рысь;

Растения  мышь-полевка  соболь;

Растения  белка  сокол.



V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 105 учебника.



Домашнее задание.

С. 98–105. Ответы на вопросы «Проверь себя».



Выполнить задания на с. 105.
Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Хроническая сердечная недостаточность и депрессия у лиц пожилого возраста
files -> Ирвин Ялом Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы
files -> Оценка элементного статуса в определении нутриентной обеспеченности организма. Значение нарушений элементного статуса при различной патологии
files -> Проблема безопасности продуктов питания
files -> Примерная программа профессионального модуля
files -> Бета-адреноблокаторы в терапии артериальной гипертензии// Лечащий врач. 2015. № С. 12-14
files -> Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «научная медицинская библиотека»

Скачать 78.17 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница