Региональный общественный фонд помощи престарелым «Доброе Дело»



страница1/69
Дата11.03.2020
Размер0.5 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69

НКО, помогающие пожилым:

опыт социальной модернизации

(2000-2010)

Э.В. Карюхин


  1. Региональный общественный фонд помощи престарелым «Доброе Дело»

I

  1. Социальные инновации и социальные технологии


для объединения и интеграции
1

Сетевые подходы в гражданском обществе


При рассмотрении общества мы находим такие понятия, как социальная организация, социальная группа. Под первой понимается определенная общность, объединяющая некоторое множество индивидов, создающих систему отношений для достижения специфических целей. Социальная организация может рассматриваться в трех смыслах:

  • как предприятие, добровольный союз в случае, когда объединение выполняет более или менее очерченные функции

  • как функция управления в случаях координирования, налаживания устойчивых связей

  • как определенную структуру, строение характерные для всякого социального объекта.

Подчеркивается, что социальная организация возникает тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через достижение и выдвижение общих целей. Цели организации – желаемый результат, которого пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей [3].

Социальная группа – совокупность людей, имеющий общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Такими социальными признаками могут быть: пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, образование и др. Здесь различают агрегации, квази-группы, большие и малые группы. Одной из разновидностей больших групп являются т.н. реальные группы – такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т.е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, стремятся удовлетворить их совместными организованными средствами.

Гражданское общество есть совокупность неполитических отношений, включая семейных, кровнородственных, межнациональных, религиозных, экономических, культурных, отношений классов и слоев, демографический состав общества, формы общения людей и др. Гражданское общество – это все то, что неподконтрольно государству и независимо, таким образом, от него.

Взаимодействуя в рамках гражданского общества, люди объединяются в организации, которые совместно реализуют программы или цели, действуют на основе каких-то процедур и правил. Распространенным типом таких организаций являются добровольные. В них люди вступают для достижения для достижения целей, которые они считают морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, но не для материального вознаграждения. Такие организации не связаны с правительственными структурами. Наиболее типичные примеры: религиозные организации, благотворительные, клубы, ассоциации и др.

Примерно с середины 60-х годов прошлого века отмечалось снижение эффективности государственных институтов в целом и в сфере удовлетворения социальных потребностей, в частности. Это явление, а также ряд других, имели своим следствием активизацию гражданской активности в Северной Америке и Западной Европе. Деятельность некоммерческого сектора в социальной сфере, в частности, сопровождалась высокими показателями экономической эффективности, что отражалось на индикаторах вклада в национальный доход. Измерявшиеся одновременно критерии качества жизни целевых групп-получателей услуг некоммерческого сектора, были выше, чем в системах государственных учреждений. Все это побуждало искать методы повышения устойчивости организаций гражданского сектора, их влияния на общество и государство.

Так в конце 70-х годов сформировалась концепция социальных сетей. Сущность сетевого подхода состоит в утверждении значения социальной сети как особой формы социальной структуры, пронизывающей все сферы жизни современного общества. Социальная сеть – социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений) [6,5]. Сеть мобилизует и аккумулирует ресурсы сетевого сообщества, которые через систему личных контактов становятся доступными ее членам. Вхождение в сетевой мир означает приобщение к его ресурсам, т. е. можно говорить о наличии сетевого капитала, которым пользуются члены сети. При этом географическая удаленность уже не имеет большого значения: определяющим становилось виртуальное сообщество [7,2].

Характеризуя сетевой подход, эксперты выделяли его основные черты [4]:


  • организации сети – это составные элементы сети организаций

  • наличие межорганизационных взаимодействий, при которых происходит обмен ресурсами

  • решения принимаются в результате переговоров между организациями, направлены на стабилизацию ресурсных потоков

  • информация – властный ресурс.

Особо подчеркивается наличие в сети распределения и обмена ресурсами между организациями, координации для такого обмена; членская организация вынуждена взаимодействовать с другими для получения необходимых дефицитных ресурсов. Акцент делается на использовании современных информационных технологий для организации и коммуникации между различными структурами сети.

На этом фоне с 80-ых годов прошлого века сетевой подход внедряется в гражданское общество. Возникают сети некоммерческих организаций (НКО) на региональном, национальном и международном уровнях.

2

Геронтологические НКО России: ситуация 90-х


Законодательная активность середины 90-х годов, направленная на развитие гражданских организаций, безусловно, стимулировала рост числа НКО в России (ФЗ «Об общественных организациях» 1995 г., ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 1995 г., Закон города Москвы «О благотворительной деятельности» 1995 г., ФЗ «О некоммерческих организациях» 1996 .г.). Статистические данные того периода подтверждали позитивную динамику, в профильной структуре становящего российского гражданского сектора одно из ведущих мест принадлежало НКО сферы социальной поддержки населения [1].

В 1998-1999 гг. нами была предпринята первая попытка дать картину состояния сектора НКО, помогающего пожилым людям. Необходимо отметить, что тогда (как и сейчас, впрочем) в доступной литературе не было каких-либо данных о количественных и качественных показателях этого сектора. Будучи экспертом программы «Здоровье населения России» Института «Открытое общество», автор имел возможность проанализировать проекты НКО, поступавшие на конкурс «Геронтология/Гериатрия». Изучение того среза позволило сделать несколько основных выводов:



  • доля ГНКО в структуре всех НКО составила менее 1 %

  • большинство ГНКО осуществляло свою деятельность в регионах центральной России, при этом большая часть из них - в столичных городах

  • две трети этих НКО стремились реализовать свои проекты в сфере долговременной помощи пожилым

  • отмечен низкий удельный вес образовательных и волонтерских программ

  • более половины руководителей геронтологическими проектами были женщины.

Налицо, таким образом, имели место выраженные количественные и качественные диспропорции, характеризовавшие гражданский сектор в сфере геронтологического ухода. Личные наблюдения подтверждали данные анализа: сотрудникам региональных НКО, помогающим пожилым, не хватало специальных знаний и навыков, отсутствовали какие-либо методические пособия, возможности для обучения и повышения квалификации, обмена опытом. Организации сектора были оторваны друг от друга. Добавим к этому практическое отсутствие какой-либо финансовой поддержки. И все это - на фоне выраженных процессов демографического старения России!

Первичный анализ подсказывал: необходимы усилия для повышения профессионализма сотрудников сектора, привлечение финансирования, а также умение выражать и лоббировать интересы сектора на разных уровнях. Для реализации первого направления необходимо обучение персонала ГНКО, создание специализированных обучающих форм и методов, создание и внедрение моделей ухода за пожилыми, издание литературы. Говоря о финансировании деятельности ГНКО, уже тогда предполагалось наличие местных, региональных и национальных механизмов социального партнерства в рамках которых организации могли иметь поддержку для реализации проектов ухода. Что касалось способности выражать интересы всего сектора, как важного условия устойчивости его деятельности в интересах пожилых людей, вывод был четкий: «веление времени сейчас – консолидация ГНКО для дальнейшей интеграции в общество, для достойного партнерства с государственной системой социальной защиты пожилых сограждан» [1]. Создание национальной сети ГНКО было поставлено во главу угла.

3

Сеть ГНКО: первые контуры



В той, уже давней, работе, на которую мы ссылаемся, задаче создания сети была посвящена специальная глава - «Создание национальной сети ГНКО». Ниже некоторые основные положения:

  • слабость геронтологического сектора тормозит становление гражданского общества

  • становление сектора способствует развитию партнерских отношений с государственным и коммерческим секторами сферы геронтологического ухода

  • партнерство указанных секторов способствует решению сложных проблем комплексной поддержки уязвимых пожилых людей.

Выявлена следующая иерархия проблем:

  1. становление геронтологического сектора гражданского общества способствует его укреплению в целом

  2. качество жизни пожилых людей улучшится в результате развития региональных геронтологических НКО (ГНКО) и их партнерства с другими секторами

  3. необходимость выявления ГНКО, создания единого информационно-образовательного пространства, коммуникации и взаимодействия, включая обмен опытом, идеями; все это укрепляет существующие и способствует созданию новых организаций, помогающих пожилым.

В качестве первых основных шагов декларировалось следующее:

    • создать базу данных ГНКО, для чего предполагалось выявить, для начала, наиболее активные региональные организации

    • разработать структуру и создать профильный Ресурсный центр ГНКО, размещенный в Интернет для выполнения различных коммуникативных и информационно-образовательных функций:


Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Хроническая сердечная недостаточность: определение, классификация, диагностика
2012 -> План: Предмет экологической биохимии
2012 -> Реакция уротелиального эпителия мочевого пузыря при доброкачественной гиперплазии предстательной железы
2012 -> "Иммунопатология"
2012 -> Методическая разработка для ординаторов, обучающихся по специальности «аллергология и иммунология» Тема разработки: Первичные иммунодефициты
2012 -> Учебное пособие для врачей
2012 -> Медико-санитарной помощи в территориальной поликлинике для взрослого населения методические рекомендации
2012 -> Руководство для врачей Москва 2013
2012 -> Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для студентов: по специальности060501 Сестринское дело
2012 -> «Избранные вопросы внутренней медицины» 25-26 февраля 2016 г


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69




©zodomed.ru 2024


    Главная страница