Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Институт истории, международных отношений и социальных технологий
Кафедра социальной работы и педагогики
Курсовая работа
Социальная работа с пожилыми людьми: разработка инструментария исследования
Научный руководитель:
к.социол.н., доцент
Андрющенко О.Е.
Выполнила:
Василян Диана Арташесовна
студент гр. СРб-121
Волгоград 2014
Содержание
Введение 2
Глава 1. Пожилые люди как объект исследования в социальной работе 4
1.1.Социальные проблемы пожилых людей и учреждения, призванные оказывать помощь при их решении 4
1.2.Особенности и технологии социальной работы с пожилыми людьми 11
Глава 2. Инструментарий исследования по проблемам пожилых и старых людей. 18
2.1 Анкетный опрос как инструментарий исследования. 18
2.2 Разработка и апробация анкеты на категории пожилых граждан города Волгограда 24
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Приложение 33
Введение
Многие десятилетия в развитых странах мира наблюдалась социально-демографическая тенденция возрастания доли пожилых людей. По данным Росстата в России ситуация начала изменяться в июне 2013 года, когда уровень рождаемости стал приблизительно равен уровню смертности. Однако доля пожилых людей всё же велика, что обуславливает актуальность данной темы. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74, к старому — от 75 до 89 лет, а к долгожителям — 90 лет и старше.
Последствием процесса старения является рост потребности в социальных услугах. В работе с пожилыми людьми влияет ряд факторов социального и психологического характера, которые связаны с образом жизни, уровнем жизни, возможностями и желанием заниматься трудовой деятельностью, состоянием здоровья и социально-бытовыми условиями.
Всё больше растёт спрос на услуги постоянного ухода на дому, медицинские услуги, что очень затратно для пожилого человека и его семьи. Из этого следует то, что требуется более эффективная работа учреждений социального обслуживания по организации помощи пожилым людям.
Социальному работнику важно уметь составить анкету по выявлению проблем категории граждан, с которой он работает, это поможет лучше осознать, какие применять методы в решении тех или иных проблем и какой должен быть подход к клиенту. В данном случаи разработана и проверена в действии анкета, предназначенная для опроса пожилых и старых людей.
Степень разработанности проблемы. Вопросы по проблемам пожилых и старых людей разрабатывались различными исследователями, среди которых можно отметить следующих: А.Б. Кокин, А.Ю. Львова, А.Ю. Нагорнова,
Н.Ф. Дементьева, Р.В. Золоев, С.М. Жучкова, С.Ю. Молчанов, Е.А. Усачёва и другие.
Важным источником по данной проблеме являются и периодические издания, особенно журналы по тематике социальной работы с пожилыми людьми. Авторами, рассматривающими данную проблему, являются:
З.Н. Хисматуллина, А.Н. Тычкин, Н.Ф. Басов, С.Б. Денисов,
Е.Н. Тужилкина, О.В. Ахалина и многие другие.
В трудах этих исследований данная тема раскрыта в несколько ином аспекте, а именно рассматриваются методологические проблемы пожилых людей, проблемы необходимости учёта психологических особенностей при работе с ними, рассматривается специфика социально-педагогической работы с людьми пожилого возраста. Но существует необходимость выявления проблем пожилых людей методом анкетирования, чтобы в дальнейшем с учётом его результатов совершенствовать существующие и разрабатывать новые технологии работы с ними.
Объектом изучения является категория пожилых граждан, нуждающихся в услугах социальных служб.
Предмет исследования – анкета, которая позволяет выявить проблемы данной категории лиц.
Цель работы: разработать анкету, с её помощью выявить проблемы пожилых людей, сделать выводы об эффективности анкеты.
Задачи:
1. Выявить основные проблемы пожилых и старых людей.
2. Рассмотреть технологии и методы работы с людьми пожилого возраста.
3. Раскрыть сущность и виды эмпирического исследования, подробно остановившись на анкете, так как она используется в данной работе в качестве инструментария исследования.
4. Разработать анкету для опроса данной категории людей, проверить её в действии и сделать выводы об её эффективности.
Инструментарием исследования служила анкета из 18 вопросов. Во второй главе будут представлены результаты проведённого мною опроса среди пожилых людей города Волгограда и на их основании сделаны соответствующие выводы.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых логически разделена на два параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Пожилые люди как объект исследования в социальной работе
Социальные проблемы пожилых людей и учреждения, призванные оказывать помощь при их решении
Благополучие человека в пожилом возрасте обусловлено влиянием различных факторов. Большое значение приобретает сохранение здоровья, возможность самостоятельно себя обслуживать, длительно передвигаться. Также имеет место экономический фактор, выражающийся в уровне благосостояния, наличии желаемого материального дохода.
Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение в прошлом и настоящем, особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой области опираться на научный подход. Поэтому существует необходимость индивидуального подхода в работе с пожилыми.
С выходом на пенсию прекращается активная трудовая профессиональная деятельность, сужается круг общения, ухудшается физическое состояние, всё это вызывает необратимый комплекс психологических, ценностных, мотивационных изменений, которые, в конце концов, приводят к возникновению нового ритма жизни. Прежде всего, утрачивается социальная полнота жизни, т.к. ограничивается количество и качество связей пожилого человека с обществом.1
Всё это оказывает существенное влияние на психологические особенности пожилых людей. Изменения касаются эмоций, в эмоциональном поведении пожилого человека нередко могут присутствовать неконтролируемые реакции, сильное нервное возбуждение. Они могут проявляться также в психическом упадке (снижение психической энергетики, ослабление психического и жизненного тонуса), депрессии, ипохондрии, скуке, страхе (бедности, болезни, старости, смерти и т.д.).
Изменение социального статуса пожилого человека вызывается прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменением ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Хоть эти изменения происходят постепенно, у пожилых людей возникают психологические проблемы. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности - все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако они заполняют собой всё его индивидуальное пространство и время. Так, приход врача - это событие, которое может заполнить весь день. Поход в магазин тоже событие, к которому нужно тщательно подготовиться. Событие, которое воспринимается молодыми как незначительный эпизод, для старого человека может стать делом целого дня.
Ключевым образом социальный статус меняет невостребованность пожилого человека. Его потенциал чаще всего внешне не соответствует (или же мало соответствует) менталитету нового поколения.
Один из самых негативных факторов, влияющих на социальное самочувствие пожилых людей, на состояние их здоровья, на психологическое восприятие происходящих событий, - это одиночество. Специалистам по социальной работе следует учитывать, что пожилые люди нынешнего поколения воспитывались в условиях социалистических общественных отношений, ориентированных на коллективность. Потому одиночество для них может быть особо болезненно. Пожилым людям нужно обязательно давать возможность заниматься каким-либо важным и полезным делом. К примеру, в стационарном учреждении соц. обслуживания могут помочь в этом лечебно-трудовые мастерские.
Важный фактор, влияющий на положение пожилых людей, - супружество. Смерть одного из супругов обычно тяжело травмирует другого, изменяя его образ жизни и поведение.
Чувство одиночества - очень тяжелое переживание, связанное с утратой существенных жизненных ценностей или близкого человека, переживание покинутости, брошенности. Одиночество в старости может обуславливаться отсутствием родственников, детей, внуков, супругов, а также отдельным проживанием от молодых членов семьи. Нередко старые люди бывают полностью лишены человеческого общения, но и бывают случаи, когда даже будучи под одной крышей с семьёй, пожилой человек бывает не менее одинок. Наличие семьи не решает проблемы одиночества в старости так же, как одинокий образ жизни вовсе не обязательно приводит к одиночеству: многие старые люди ведут активную общественную жизнь, общаются с родными и друзьями.
Далее рассмотрим типы одиноких пожилых и старых людей.2
Первый тип составляют «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими отношениями. Они редко с кем-либо контактируют (к примеру, с соседями). Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Они склонны обвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попадают разведённые.
Второй тип – «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают не-
достаток в близкой привязанности. По сравнению с другими одинокими
стариками, они наиболее социально активны. Они считают своё одиночество преходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие. Среди них большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке.
Третий тип – «пассивно и устойчиво одинокие». Они испытывают недостаток в общении, но смиряются со своим положением, принимают его как неизбежность. Большинство среди них - овдовевшие пожилые люди.
Одной из основных проблем пожилого и старого человека также является проблема здоровья. Одним из главных показателей состояния здоровья может использоваться снижение качества жизнедеятельности, которому подвержены пожилые люди. Оно часто порождается уровнем заболеваемости у пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте – в 6 раз выше, чем у молодых. Это хронические заболевания (суставные, сердечнососудистые и др.), понижение слуха, зрения, ортопедические проблемы. По статистике, каждый третий человек после шестидесяти лет сталкивается с атеросклерозом сосудов головного мозга, нарастанием атеросклеротических изменений психики, что, как известно, включает в себя и нарушения памяти. В среднем на одного пожилого больного России приходится от 2 до 4 заболеваний, отсюда и немалые затраты на лечение.
Из рассмотренных выше проблем вытекает следующая - недостаточные возможности справляться в повседневном быту, положение немощных стариков. В особенности это касается людей данной категории, проживающих в сельской местности.
Ко всему вышесказанному можно добавить, что существуют стереотипы восприятия пожилых и престарелых людей. Причём существующие сегодня в обществе стереотипы по отношению к данной возрастной группе часто противоречивы. Их нередко считают и мудрыми и «выжившими из ума» людьми; добродушными и постоянно брюзжащими по любому пустяку; проявляющими заботу об окружающих и равнодушными ко всему.
Не смотря на эти стереотипы можно с уверенностью утверждать, что именно в «третьем возрасте» у людей усиливаются, искажаются присущие им индивидуальные особенности: экономный человек становится скрягой, осторожный – подозрительным, консерватор – брюзгой, тонко чувствующий – капризным.
Следует отметить, что нельзя всех пожилых и престарелых людей объединять в одну возрастную группу. Нужно учитывать состояние физического и психического здоровья, факторы старения. Порой работающая или только что вышедшая на пенсию женщина, которой может быть лет шестьдесят, ещё относительно полна сил заботиться о своих восьмидесятилетних родителях, чьё здоровье может быть действительно очень слабым. Эти люди относятся к разным поколениям и возрастным когортам. Лучше всего их разделять следующим образом: от 60 до 74 лет; от 75 до 89 лет и 90 лет и старше (по классификации Всемирной организации здравоохранения, как уже было сказано выше).
Далее перейдём к учреждениям социального обслуживания пожилых и старых людей. В Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях реализуется новый подход к созданию сети учреждений, призванных удовлетворять потребности пожилых людей в социальных услугах. Характерными чертами такого подхода, отвечающего требованиям гражданского общества, являются сочетание специализированной социальной помощи с оказанием комплекса множества дополнительных, в том числе социокультурных, досуговых услуг; развитие, наряду со стационарным, полустационарного и внестационарного обслуживания пожилых людей и расширение сети соответствующих учреждений; соединение возможностей специализированных учреждений с мощной социализирующей поддержкой со стороны семьи и общественных организаций.
Стационарные учреждения, благодаря однородности состава клиентов,
сходству их потребностей и интересов, обеспечивают комфортную среду жизнедеятельности, благоприятную психологическую атмосферу, постоянный медицинский контроль и уход. Это позволяет более эффективно решать проблему психологической и социокультурной адаптации пожилых людей к изменившимся условиям проживания. К государственным учреждениям социально-бытового обслуживания данного типа относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, хосписы (которые обычно организуются при больницах и предназначаются для проведения курса поддерживающего лечения тяжелобольных). Значительно изменились причины, побуждающие пожилых людей поступать в дома-интернаты. Основная причина – это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе. Такое положение накладывает отпечаток и на профиль домов-интернатов для престарелых, которые, в большей мере, становятся учреждениями со значительным объемом медицинской помощи.3
Полустационары получили широкое распространение в российских регионах со сложной социально-экономической ситуацией, значительной численностью пожилых людей и преобладанием сельского населения. Сюда относятся отделения дневного (ночного) пребывания, которые создаются при органах социальной защиты населения. Они предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пожилых людей, организации их отдыха, привлечения к посильному труду, поддержания активного образа жизни, а также для содействия в организации правовых услуг.
Также существует практика социального обслуживания на дому (постоянного или временного), основной целью которого является максимальное продление нахождения пожилых людей в привычной для них среде обитания, поддержание их личностного и социального статуса, защита их прав и законных интересов.
Многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения, требуют проведения определённых мероприятий не только по обеспечению пожилым гарантированного минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации личности его потенциала в старости.
Итак, с наступлением пожилого возраста человек сталкивается с рядом проблем различного характера. Таковыми являются проблемы, связанные со здоровьем, изменение социального статуса, проблема одиночества, ухудшение материального положения, ограничение возможностей справляться в повседневном быту и другие. Оказанием помощи тем пожилым и старым людям, которые в ней нуждаются, занимаются учреждения различного типа (стационарные, полустационарные, внестационарные).
Особенности и технологии социальной работы с пожилыми людьми
Когда пожилой человек попадает в отдел социальной службы, он становится клиентом. Его появление означает, что наступает ответственность социального работника по совершению действий ради него.
Организационно-методическая социальная работа с пожилыми и старыми людьми включает в себя: определение проблематики обращения пожилого человека к социальному работнику; постановку социального диагноза и планирование социальной помощи; объединение усилий с другими специалистами с целью наиболее полного разрешения возникшей проблемы; социальную работу с семьей пожилого человека.
Во время работы с пожилым клиентом, прежде всего, социальному работнику необходимо получить ответы на следующие вопросы: а) в чём заключается проблема б) почему она является проблемой; в) почему эта проблема представляет важность на данный момент. Перед тем, как приступать к последующим действиям, социальному работнику необходимо соответствующими вопросами снять пассивность клиента в принятии ситуации, восстановить его инициативу, добиваться сотрудничества с его стороны.4
Диагностирование проблемы начинается с небольшого интервью, которое займёт минимум час, т.к. проблему следует подробно разъяснить. Нужно охватить аспекты здоровья, повседневной жизнедеятельности, эмоциональные потребности клиента, выражающиеся в депрессии, тревоге или недостатке общения. Взвешивание всех этих фактов дает понимание степени трудности проблемы. Центральное место здесь занимает получение информации о клиенте, что возможно в результате обследования клиента, условий, в которых он живёт, особенностей питания, окружения, религиозных взглядов и духовных интересов.
При диагностировании клиента социальному работнику необходимо:
- определить значимость ситуации для клиента;
- определить его сильные и слабые стороны;
- уравновесить его желания и потребности;
- согласовать предоставляемые услуги и приемлемые изменения у тех, кто связан с ситуацией клиента.
Следующим этапом является фаза разработки стратегий:
- по решению данных проблем;
- по профилактике их появления в будущем;
- по возобновлению или пополнению ресурсов, которые могут понадобиться при появлении проблем в будущем, которых не удастся избежать.
Работа с семьёй является одной из основных составляющих в социальной работе с пожилым клиентом. Начинается с выявления особенностей семьи, её повседневной жизнедеятельности, внутрисемейных отношений, включая взаимоотношения поколений. Любые изменения в жизни пожилого человека, принятие каких-либо важных решений должны согласовываться с семьёй, нужно учитывать её реакцию на различного рода действия.
Для вступления в контакт с пожилым клиентом социальный работник должен обладать рядом необходимых качеств. Отношения, в первую очередь, строятся на уважении, взаимопонимании, эмпатии и теплоте. Особое внимание нужно уделять людям, у которых общение затруднено. Перед началом разговора следует тактично установить, нет ли каких проявлений глухоты, слепоты, речевых трудностей. Очень важно проявлять терпимость к собеседнику.
В начале обсуждения проблемы требуется прояснить следующие моменты:
1) какие действия следует предпринять социальному работнику на начальном этапе решения проблемы;
2) какие ресурсы потребуются;
3) кто является участниками в обсуждении;
4) какова желаемая цель и минимальная цель;
5) какие будут дальнейшие действия;
6) сколько потребуется времени.
Одна из основных задач, которые стоят перед социальным работником – защита интересов клиента. Это система действий по его поддержке. Очень важна максимальная активность самого клиента. Пожилые люди могут потерять веру в свои силы, поэтому следует внушить им веру в себя, стараться как можно больше содвигать на активные действия, при этом, чтобы они чувствовали поддержку со стороны социального работника.
Целевой подход - одна из форм непосредственной работы с клиентом. Значение целевого подхода состоит в том, что:
- подход основывается на достижении соглашения и установлении контакта между социальным работником и клиентом;
- клиент и социальный работник вместе определяют главную проблему и решают, с чего начать;
- задается лимит времени, за которое планируется достигнуть каких-либо результатов;
- действия, которые должны предприниматься в дальнейшем, разбиваются в индивидуальные задания и распределяются между клиентом и социальным работником;
- анализ прогресса и установка следующего блока заданий позволяют вовлечь что-то из уже достигнутого, а это, в свою очередь, хороший способ повысить эффективность вмешательства в социальной работе.
Целевой подход плохо применяется в случаях, где имеются проблемы в психическом здоровье клиента, тяжелые ментальные отклонения и дефекты, т.е. где сам клиент не способен принять проблему и то, как с ней работать. Во многих же других случаях этот метод достаточно полезен, он обеспечивает более четкую сосредоточенность на проблеме клиента. Также эффективно его применение в работе с членами семьи и представителями других профессий для выявления спектра трудностей и поиска решений.5
Обратимся к методам работы с людьми пожилого возраста.6
1. Метод беседы. Беседа должна строиться на принципах доброжелательности, максимальной естественности и непринужденности. К ней необходимо готовиться: 1) ясно представлять цель; 2) разработать план беседы; 3) продумать примерные вопросы.
Принципами беседы являются:
- Ограничение речи социального работника.
- Социальный работник ни в коем случае не должен «давить» на клиента, давать ему или его действиям оценки, осуждать.
К особенностям речи социального работника во время беседы с клиентом относятся:
1) приближение к речи клиента, освобождение речи от профессиональных терминов;
2) краткость и точность высказываний;
3) встраивание в речь клиента самых простых вопросов для развития дальнейшего диалога.
2. Метод ролевых игр. Ролевая игра – это проигрывание участниками конкретной ситуации. Ситуации берутся из жизни, из практики семейных отношений и отражают определенную сторону этих отношений, как правило, содержащую конфликт. В ситуации излагаются исходные объективные данные, описываются действующие лица и их характеристики. Слушателям предлагается принять на себя роли действующих лиц и проиграть ситуацию так, как они себе её представляют.
Роли могут быть пассивные (участник будет полностью следовать инструкции) или активные (даются только общие сведения, а участник имеет полную свободу действий).
Примерные темы ролевых игр для пожилых людей определяются их социальными ролями в семье.
3. Метод социально-психологического тренинга. Предусматривает общее воздействие на личность, создает оптимальные условия для регуляции целостного организма, а также способствует повышению эмоциональной устойчивости участников группы.
Этот метод оказывает активизирующий эффект, который обусловлен созданием особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей понимание пожилыми людьми того, какие индивидуальные и групповые психологические события разворачиваются в процессах межличностного общения, каким образом каждый из участников влияет на других, какова роль при этом совместной деятельности и каково её содержание.
4. Метод самокоррекции. Является высокоэффективным методом при работе с пожилыми людьми. Включает в себя ряд звеньев: принятие индивидом цели, учет условий деятельности, её программирование, оценку результатов и коррекцию. Реализация этих звеньев предполагает наличие определенного отношения пожилого человека к своим поступкам и действиям, рациональное использование своих индивидуальных возможностей. В основе самокоррекции действий и поступков лежат различные социальные механизмы проявления и взаимодействия индивидуальных особенностей. Один из механизмов заключается в использовании пожилыми людьми своих благоприятных возможностей, сильных сторон.
Сфера деятельности социальных работников в решении разнообразных вопросов, связанных с пожилыми и старыми людьми, крайне обширна. Зачастую даже при самой жесткой её регламентации возникают неожиданные ситуации и проблемы, которые требуют моментального принятия решения. К социальным работникам предъявляются высокие требования. Он должен обладать следующими качествами: 7
- нравственность – потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро и приносить людям благо;
- честность;
- объективность – избегать излишней эмоциональности в оценке проблем клиента;
- справедливость (несмотря на собственные симпатии и антипатии);
- тактичность – качество личности, которой приходится иметь дело с людьми слабыми, больными, раздраженными, чье самолюбие уже в достаточной мере задето теми или иными обстоятельствами, в которых они находятся;
- терпимость – моральное качество, характеризующееся уважительным отношением к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей, умение принимать их такими, какие они есть;
- внимательность и наблюдательность;
- выдержка и самообладание;
- доброта и любовь к людям;
- коммуникабельность – способность быстро и правильно строить общение;
- оптимизм и сила воли;
- эмоциональная устойчивость – самообладание, способность к саморегуляции, что позволяет социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности;
- стремление к самосовершенствованию;
- творческое мышление.
Социальному работнику нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения со старыми клиентами. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между старыми людьми и социальными работниками. Особенно недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, быстрая речь также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и могут препятствовать установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.8
Никогда нельзя забывать о том, что самым острым напоминанием старому человеку о беспомощности, бесправности и полной зависимости служит отсутствие информации «по его делу». Проявляя интерес к мелочам повседневной жизни, которые так важны для старых людей, предлагая им выбор, необходимо способствовать самостоятельности и активности хотя бы в делах обыденных, повседневных. Именно такой подход способствует формированию и укреплению в старых людях чувства комфортности, благополучия и благодарности к социальному работнику. Социальный работник обязан уже при первом знакомстве уведомить пожилого клиента о том, какими социальными полномочиями обладает в оказании ему помощи и разрешении тревожащих его вопросов.
Таким образом, мы рассмотрели технологии и методы работы с людьми пожилого возраста. Следуя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что для специалиста по социальной работе, занимающегося проблемами пожилых людей, имеет значение целый ряд факторов социального и психологического плана, связанных с образом жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями. Для того чтобы работать с людьми старшего возраста, нужно знать их социальное положение в прошлом и настоящем, особенности психики, материальные и духовные потребности и в этой области опираться на научный подход.
Глава 2. Инструментарий исследования по проблемам пожилых и старых людей. 2.1 Анкетный опрос как инструментарий исследования.
Эмпирическое исследование — это система логически последовательных процедур, которые связаны друг с другом целью получения достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для их дальнейшего использования в практике. В зависимости от критерия, который берется за основание классификации, можно выделить разные виды эмпирического исследования. В зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба, который охватывают события, различают пробное, описательное и аналитическое исследования. По методу, который применяется при сборе данных, различают опрос, наблюдение, эксперимент. По объему охвата объекта исследования типы исследования делятся на сплошные и выборочные. По месту проведения бывают полевые (естественные) и лабораторные исследования.
Исследование бывает пилотажное, оно представляет собой исследование по «укороченному» плану.9 Здесь используются малые выборки, не в полной степени проводится сбор информации, полученную информацию можно анализировать только по наиболее значимым критериям. Если проблема, по которой проводится пилотажное исследование, хорошо изучена, инструментарий исследования хорошо оттачивается, устраняются мелкие недостатки. Проведение данного вида исследования способствует избеганию сбора информации по вопросам, ответы респондентов на которые не подлежат анализу, неоднозначны, невнятны. Для исследования в недостаточно разработанной сфере пилотажное исследование предоставляет информацию для уточнения многих пунктов программы, что в дальнейшем обеспечивает немалую экономию ресурсов.
Пилотаж полезен для:
- тестирования инструментария, в котором исследователь вполне уверен;
- усовершенствования инструментария в ситуации, когда предмет исследования хуже известен исследователю.
В первом случае инструментарий проходит предварительное испытание в своем окончательном варианте. Во втором исследователь может захотеть поэкспериментировать с разными вариантами инструмента, чтобы узнать, какой из них удобнее в работе. Предварительное тестирование такого типа может включать в себя:
- тестирование различных словесных формулировок и форм вопросов;
- апробирование анкеты, которая предназначена для заполнения респондентом самостоятельно, для выявления возможных трудностей её заполнения в процессе живого общения с респондентом.
- употребление открытых вопросов для выявления типичных ответов, которые затем можно будет включить в набор ответов на закрытые вопросы, с тем, чтобы использовать последние в окончательном варианте.
Пилотаж можно считать генеральной репетицией к главному исследованию. Он позволяет сделать первые выводы об успешности этапа подготовки к нему и об ожидаемых результатах. В ходе такого опроса собирается методическая информация, то есть информация о качестве разработанного инструментария. Проверяются все организационные и методические условия будущего исследования, а именно доступность необходимых документов, отношение респондентов к опросу и их реакция на анкетные вопросы. Оценивая качества методики опроса, важно регистрировать любые затруднения респондента, вызванные техникой заполнения, непониманием смысла вопросов или отдельных слов. Учитываются также все замечания и наблюдения анкетеров о недостатках, которые им удалось обнаружить.10
Анкета – основной инструмент опроса, представляющий собой социологический документ, который содержит структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования.
Под анкетными вопросами специалисты понимают все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной или отрицательной формулировках, а также предлагаемые варианты ответов.11
Началом анкетной беседы служит введение (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация, которая его проводит, объясняется техника заполнения анкеты. Затем располагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Кроме своей прямой познавательной задачи они обеспечивают «завязку» беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Их задача — заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем. Сложные вопросы, которые требуют размышлений, работы памяти, размещают в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться. Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями» внимания.
При разработке основной части анкеты следует обратить внимание на тип вопросов (формат ответов), их содержание и число, последовательность представления вопросов в анкете, наличие контрольных вопросов. Базисная часть анкеты, если она правильно разработана, состоит из содержательных блоков, которые посвящены какой-то одной теме, каждый из них строится по той же схеме, что и анкета в целом.
В любом тематическом блоке вопросы строятся по определенной логике. Вначале идет фильтрующий вопрос, предназначенный для отсеивания некомпетентных респондентов. В уважительной форме исследователь выясняет, имеет ли данный респондент прямое отношение к данной проблеме.
Вопросы не должны содержать неясные для респондента термины и понятия. Анкета считается грамотно составленной, если соблюдены два основных правила: формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, а сама анкета должна соответствовать возможностям респондента как источника информации (например, нельзя предъявлять непосильных требований к памяти, аналитическим способностям респондента или унижать чувство собственного достоинства).
Автор социологической анкеты обращается к большой совокупности неизвестных людей, поэтому вопросы анкеты должны быть одинаково понятны различным социально-демографическим группам респондентов: молодым и пожилым, людям с высшим и средним образованием, горожанам и селянам.
Анкетные вопросы можно классифицировать по самым разнообразным основаниям. Вопросы о фактических данных выясняют информацию о том, что люди знают (например, «Каков доход на одного человека в Вашей семье?»). В вопросах о мнениях и убеждениях речь идет о том, что люди думают по поводу того, что они знают или считают, что знают. Опрос общественного мнения может дать прямую информацию, касающуюся лично опрашиваемого, либо косвенную, затрагивающую других.
Когда задаются простые вопросы, имеется не только большая вероятность быть понятыми респондентом, но и получение поверхностной информации. Последствия сложных вопросов противоположны. Выбор формулировки зависит не только от цели исследования, но и от квалификации исследователя. Собрав простые вопросы и выстроив их надлежащим образом, мы получим более точную, хотя и менее широкую, информацию о проблеме.
Обычно все вопросы в анкете классифицируют следующим образом:
1. по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента);
2. по форме (открытые и закрытые, открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить неповторимость его индивидуального сознания, языка, стиля, а закрытые предполагают наличие готовых вариантов ответов, которые разрабатываются до начала опроса с использованием теоретических знаний по данной проблеме);
3. по методической функции (основные и неосновные, вопросы-фильтры, и др.);
4. по отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные);
5. по технике заполнения (трудные, сложные).
В описанной классификации все виды анкетных вопросов — специализированные. Каждый вид выполняет отведенную ему роль, занимает строго однозначное место в иерархии или композиции анкеты.
Обратим особое внимание на вопросы-фильтры. Это чисто функциональные элементы с целью отсекать тех, кто не может отвечать.12 Они отсеивают не относящихся к данному вопросу или анкете в целом респондентов. Надобность в них возникает в том случае, когда исследователю важно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности респондентов, а лишь к их части. В роли такого специального распределителя и выступают вопросы-фильтры. После ответа на такой вопрос следует задать несколько вопросов, посвященных только этой группе людей. Вопросы-фильтры относятся к классу не основных вопросов социологической анкеты, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса.
Когда нет вопросов-фильтров, а выборка неоднородна (например, в нее попали и семейные, и холостые), велика опасность искажения информации. К примеру, об изменениях в семье будут отвечать и те, у кого ее нет. В таком случаи вопросы заданы не тем людям, для кого они были предназначены. Иногда вопросом-фильтром служит и само название инструмента, например — анкета для категории пожилых лиц.
При составлении анкеты важно помнить о том, что одни и те же вопросы, если расположить их в разной последовательности, могут дать неодинаковую информацию. Следующий принцип касается распределения ответов по степени их трудности. Его можно сформулировать так: от простого к сложному. Определяя содержание вопросов, необходимо учесть следующие обстоятельства. Вопрос должен быть сфокусирован на одной проблеме или теме, быть кратким и понятным. Все респонденты должны понимать заданный вопрос однозначно и отвечать именно на него, а не на свои варианты его домысливания. Вопросы следует формулировать в нейтральной тональности, без некоей положительной или отрицательной оценки рассматриваемой проблемы, формулировка вопроса не должна склонять респондента к ответу, желаемому для исследователя.
Первые вопросы особенно важны. Если респондент не сможет легко ответить на них или найдет их неинтересными, он может отказаться отвечать на остальную часть анкеты. Далее следуют более сложные вопросы. Два-три наиболее сложных из них, требующих размышлений и работы памяти, размещаются в середине. Завершается анкета более простыми вопросами.
Таким образом, мы раскрыли сущность и виды эмпирического исследования, подробно остановившись на анкете. Рассмотрели её структуру, правила разработки, нюансы, которые нужно при этом учитывать, виды анкетных вопросов, порядок и специфику их составления.
2.2 Разработка и апробация анкеты на категории пожилых граждан города Волгограда
Для выявления основных проблем пожилых людей и дальнейшего совершенствования технологий работы с ними была разработана анкета, состоящая из 17 вопросов (см. приложение). Она была апробирована на пожилых и старых людях города Волгограда.
По методу, который применяется при сборе данных, исследование было опросным. По объему охвата объекта исследования - выборочным. По месту проведения - полевым. По глубине анализа социальной проблемы и масштаба – пробным или пилотажным, поэтому было опрошено 10 респондентов. Как уже было сказано, пилотаж можно считать генеральной репетицией к главному исследованию. Он позволил сделать выводы об успешности этапа подготовки к нему и об ожидаемых результатах. Проверялось отношение респондентов к опросу и их реакция на анкетные вопросы, фиксировались затруднения при ответе.
В основном опрашиваемые охотно отвечали на вопросы, абсолютно все предпочли прослушивать вопросы и устно давать ответы, не смотря на то, что бланки анкет были напечатаны крупным шрифтом.
Далее перейдём к анализу полученных в ходе опроса данных. Выделим основные получившиеся показатели:
-
7 из 10 опрошенных живут одни, двое – с семьями сыновей, и один проживает с супругой.
-
8 из 10 не испытывают затруднений в передвижении и самообслуживании, оставшиеся двое испытывают, но кое-как с ними справляются.
-
У двоих респондентов проблем со здоровьем нет, остальные имеют проблемы разного рода: повышенное/пониженное давление, болезнь, связанная с ногами, что затрудняет передвижение, осложнения после пережитого инсульта, склероз, гипертания.
-
Из всех опрошенных только один респондент имеет группу инвалидности (инвалид 2 группы).
-
2 из 10 работают неполный рабочий день, другие 2 респондента работают у себя на огороде и занимаются продажей выращенных на нём продуктов питания, остальные трудовой деятельностью не занимаются.
-
5 опрошенных получают ветеранские льготы, один респондент – льготы за инвалидность, оставшиеся 4 человека льгот не имеют.
-
Никто из опрошенных не пользовался услугами социальных служб.
-
1 из 10 респондентов нуждается в социальном обслуживании на дому.
-
7 из 10 вполне хватает на полноценное существование материальная поддержка государства в виде пенсии субсидий и других видов помощи, остальным хватает, но им приходится экономить.
-
8 из 10 респондентов не испытывают чувство одиночества, так как они в хороших отношениях со своими родными и часто с ними общаются, а вот оставшимся двоим общения не достаёт, не смотря на хорошие взаимоотношения.
-
4 опрошенных практически каждый день общаются со знакомыми/родными, другие 4 – несколько раз в неделю, оставшиеся 2 респондента общаются с ними реже (например, при случайных встречах).
-
4 из 10 очень редко посещают культурные центры, остальные и вовсе не посещают их.
Исходя из результатов выше, можно отметить, что большая часть респондентов не являются одинокими, несмотря на то, что многие из них проживают одни, так как они активно поддерживают связь с родными и знакомыми.
В анкете имеются вопросы по оценке деятельности социальных служб, но никто из опрашиваемых не пользовался их услугами, поэтому, чтобы получить ответы на эти вопросы, следует посетить учреждения социального обслуживания пожилых и старых людей и опрашивать их там.
Среди респондентов есть один человек, который нуждается в социальном обслуживании на дому, но таковую помощь не получает. Из этого следует, что он плохо информирован по данному вопросу. Социальным службам необходимо проводить мероприятия по осведомлению граждан в их правах на получение помощи, размещая при этом объявления в газетах, на телевидении, радио и других средствах массовой информации.
Также необходимо организовывать досуг не только пожилым и старым людям, которые проживают в стационарных и полустационарных центрах социального обслуживания, но и тем, кто в услугах данных учреждений не нуждается. Так как по результатам анкетирования они не имеют возможности посещать культурные центры.
Таким образом, мы пришли к тому, что пробная анкета прошла своё испытание, так как затруднений при ответах на вопросы у респондентов практически не было. Но она всё же нуждается в доработке. Можно добавить ещё несколько вопросов, а судя по аналогичным ответам на некоторые вопросы, их можно сделать закрытыми, чтобы опрашиваемому было проще дать ответ и можно было сэкономить время. А вопросы, касаемые деятельности учреждений социального обслуживания следует убрать. Для клиентов таких учреждений можно составить другую анкету, включив в неё эти вопросы.
Заключение
Итак, подведём итоги данной работы. В работе был рассмотрен различный спектр проблем пожилых и старых людей, деятельность учреждений, которые должны способствовать их решению, основные методы и технологии работы с пожилыми и старыми людьми.
Прекращение активной трудовой профессиональной деятельности ведёт к сужению круга общения. Со вступлением в пожилой возраст ухудшается физическое состояние, меняются ценности, утрачивается социальная полнота жизни. Именно с учётом всех этих особенностей и с выявлением исходящих отсюда проблем у лиц пожилого возраста и строится социальная работа с ними.
Наблюдается тенденция старения населения, которая ещё с XIX века продолжается в развитых и развивающихся странах, из которой вытекает необходимость совершенствования социального обслуживания данной категории лиц.
Можно отметить, что суть социальной работы с людьми «третьего возраста» заключается в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, достойного поведения. Она должна обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, создать хорошую атмосферу для достойной поддержки их возможностей. Как отмечают отечественные специалисты в области социальной работы
Л. И. Савинов и Н. В. Герасимова – «социальные работники должны ориентироваться на распространение конструктивных, высоконравственных, экономически и социально обоснованных технологий подготовки к пожилому возрасту. Цель их усилий – содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем».
Социальная работа с пожилыми людьми несёт в себе ещё одну немаловажную функцию, а именно способствует выявлению положительного потенциала лиц данной категории, помогает оценить накопленный практический опыт.
В рамках данной работы была разработана анкета по проблемам пожилых и старых людей. Так как исследование было пилотажным, мы не можем оценивать положение лиц «третьего возраста» всего города Волгограда. Как уже было сказано, в опросе участвовало 10 респондентов, поэтому выводы были сделаны лишь о положении пожилых и старых людей Красноармейского района города Волгограда.
Анкета в действии хорошо себя показала, позволила выявить, что большинство опрошенных часто общаются с родными, однако не имеют возможности посещать культурные центры и плохо осведомлены о деятельности социальных служб. Если анкету немного доработать, а именно сделать некоторые вопросы закрытыми и убрать вопросы о деятельности социальных служб, так как их услугами никто из опрошенных не пользовался, её можно будет использовать в более масштабных исследованиях. Были сделаны определённые выводы и на их основе были разработаны варианты решения различных проблем, которые перечислены выше.
Список используемой литературы
1.Авдонина, Л. П. Проблема оказания медико-социальной и психолого-социальной помощи пожилым людям в Российской Федерации /
Л. П. Авдонина, Е. А. Берецкая // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы.-2009.-№1.-С. 26-31.
2.Албегова, И. Ф. Влияние здоровья пожилых людей на процессы их адаптации к условиям проживания в домах-интернатах / И. Ф. Албегова,
А. В. Попова // Социология медицины.-2010.-№2.-С. 35-38.
3.Ахалина, О. В. К вопросу об особенностях деятельности современных реабилитационных центров в работе с пожилыми людьми / О. В. Ахалина // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.-2012.-№13.-С. 56-59.
4.Ахалина, О. В. Организационно-методические аспекты социальной работы с пожилыми людьми / О. В. Ахалина // Культура. Духовность. Общество.-2012.-№1.-С. 229-234.
5.Басов, Н. Ф. Учёт психологических особенностей людей пожилого возраста в социальной работе / Н. Ф. Басов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.-2013.-№3.-С. 153-156.
6.Бондарева, Е. В. Анализ досуга пожилых людей / Е. В. Бондарева // Молодой ученый.-2009.-№6.-С. 149-150.
7.Васильчиков, В. М. Политические аспекты деятельности государства по социальной адаптации пожилых людей / В. М. Васильчиков, Л. Я. Чикарина // Труд и социальные отношения.-2009.-№9.-С. 59-64.
8.Грачева, А. С. О комплексном подходе оказания медицинской и социальной помощи пожилым людям / А. С. Грачева // Вестник Росздравнадзора.-2011.-№1.-С. 4-11.
9.Денисов, С. Б. Теоретические и методологические проблемы социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми / С. Б. Денисов,
Е. Н. Тужилкина // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования.-2011.-№3.-С. 82-85.
10.Дьяченко, Л. И. Пожилые люди – проблемы и перспективы /
Л. И. Дьяченко // Альманах современной науки и образования.-2009.-№1.-С. 72-73.
11.Елин, К. М. Основные пути развития сферы социального обеспечения людей пенсионного возраста в России / К. М. Елин // Мир современной науки.-2012.-№5.-С. 61-66.
12.Елютина, М. Э. Ситуации помощи пожилым людям: социологический анализ / М. Э. Елютина // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки.-2010.-№1.-С. 235-241.
13.Кокин, А. Б. Специфика социально-педагогической деятельности с людьми пожилого возраста / А. Б. Кокин, А. Ю. Львова // Мир науки, культуры, образования.-2011.-№5.-С. 183-184.
14.Куницына, Н. М. К вопросу об анализе качества жизни и биологического возраста у людей пожилого возраста / Н. М. Куницына,
К. В. Перелыгин, К. И. Жиглатова, Г. И. Гурко // Фундаментальные исследования.-2011.-№6.-С. 89-93.
15.Литвак, Р. А. Использование технологии социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах / Р. А. Литвак,
Т. А. Калугина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств.-2013.-№4.-С. 170-174.
16.Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков,
А. И. Кравченко – Москва : ИНФРА-М, 2004. – 281 с.
17.Миннигалеева, Г. А. Особенности социально-педагогической работы с пожилыми людьми в учреждениях социального обслуживания нестационарного и полустационарного типа / Г. А. Миннигалеева // Отечественный журнал социальной работы.-2012.-№2.-С. 155-162.
18.Молчанова, С. Ю. Социально-педагогические услуги пожилым людям: подходы к оценке качества / С. Ю. Молчанова, Е. А. Усачева // Управленческое консультирование.-2014.-№1.-С. 78-84.
19.Мороз, И. Н. Мнение специалистов об организации медико-социальной помощи на дому пожилым людям / И. Н. Мороз, Т. Г. Светлович // Медико-биологические проблемы жизнедеятельности.-2013.-№2.-С. 138-142.
20.Овсянникова, Н. В. Современные технологии социальной работы с пожилыми людьми в рамках стратегии городского развития /
Н. В. Овсянникова // Наука – промышленности и сервису.-2013.-№8.-С. 362-369.
21.Румянцева, Е. С. Социальная политика и специфика решения проблем активизации проблем пожилых людей в современном российском обществе /
Е. С. Румянцева // Социально-экономические явления и процессы.-2010.-№3.-С. 291-195.
22.Санжарова, Т. В. Социальное обеспечение пожилых людей, вышедших на пенсию / Т. В. Санжарова // Социальное и пенсионное право.-2009.-№1.-С. 32-33.
23.Смолькин, А. А. Бедность и социальный статус пожилых людей в современной России / А. А. Смолькин // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.-2010.-№3.-С. 181-195.
24.Сорокина, С. В. Инновационные формы и методы работы с пожилыми людьми / С. В. Сорокина // Управление городом: теория и практика.-2012.-№1.-С. 66-70.
25.Старчикова, М. В. Пожилые люди: социальное самочувствие /
М. В. Старчикова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество.-2010.-№2.-С. 221-226.
26.Темиргалиева, Ю. Е. Научные подходы к социально-психологической адаптации пожилых людей / Ю. Е. Темиргалиева // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета.-2010.-№11.-С. 64-68.
27.Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учебно-методическое пособие / А. Ю. Нагорнова – Ульяновск : УлГПУ, 2012. – 138 с.
28.Тычкин, А. Н. Система профессиональной помощи пожилым и стареющим людям / А. Н. Тычкин // Социальная политика и социология.-2010.-№2.-С. 87-198.
29.Халина, Н. В. Ценностные ориентации людей пожилого возраста и их представления и ценностных ориентациях значимых других / Н. В. Халина // Известия Российского государственного педагогического университета им.
А. И. Герцена.-2009.-№102.С. 408-411.
30.Хисматуллина, З. Н. Организационно-методическая и социальная работа с пожилыми и старыми людьми / З. Н. Хисматуллина // Вестник казанского технологического университета.-2010.-№3.-С. 31-41.
31.Черняк, Е. М. Пожилые люди как социально-демографическая общность / Е. М. Черняк // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования.-2010.-№3.-С. 82-94.
32.Черняк, Е. М. Пожилой человек в семье / Е. М. Черняк // Вестник Мордовского университета.-2010.-№2.-С. 148-150.
Приложение
Анкета.
Здравствуйте, уважаемый респондент!
Я, Василян Диана Арташесовна, студентка ВолГУ института истории, международных отношений и социальных технологий, обучающаяся по специальности социальная работа, с помощью данной анкеты хочу выявить основные проблемы пожилых людей, её результаты будут использованы в курсовой работе. В анкете 18 вопросов, некоторые из них содержат варианты ответа. Обведите нужный или впишите ответ в отведённом для него поле. Анкетирование анонимное, ваши данные указывать в анкете не надо.
1. Укажите, пожалуйста, Ваш пол.
1) женский
2) мужской
2. Ваш возраст (полных лет) _______
3. Пожалуйста, укажите, с кем Вы проживаете __________________________________________________________
4. Испытываете ли Вы затруднения в передвижении и самообслуживании?
1) Да, без посторонней помощи обходиться не могу
2) Да, но кое-как справляюсь
3) Нет
4) Другое__________________________________________________
5. Есть ли у Вас проблемы со здоровьем? Если да, то какие?
__________________________________________________________
6. Имеете ли Вы группу инвалидности?
1) Да, инвалид 1 группы
2) Да, инвалид 2 группы
3) Да, инвалид 3 группы
4) Нет
5) Другое__________________________________________________
7. Занимаетесь ли Вы трудовой деятельностью?
1) Да, работаю полный рабочий день
2) Да, работаю неполный рабочий день
3) Нет
4) Другое _________________________________________________
8. Получаете ли Вы какие-либо социальные пособия, пользуетесь ли льготами? Если да, то какие?
__________________________________________________________
9. Пользовались ли Вы услугами социальных служб? (Если нет, переход к вопросу 12)
__________________________________________________________
10. Какого вида помощь Вам оказали?
__________________________________________________________
11. Удовлетворены ли Вы качеством оказания помощи?
__________________________________________________________
12. Нуждаетесь ли Вы в социальном обслуживании на дому?
1) Да
2) Нет
13. Хватают ли Вам на полноценное существование пенсия, пособия, субсидии и другие средства материальной поддержки государства?
1) Да, вполне хватают
2) Да, но приходится экономить
3) Нет
14. Какие у Вас взаимоотношения с членами семьи, с которыми Вы проживаете? (Если живёте одни, то ничего не отмечайте и переходите к вопросу 15)
1) Хорошие, мы часто общаемся
2) Хорошие, но общения с ними не достаёт
3) Отношения нейтральные
4) Плохие, мы часто ссоримся
5) Другое__________________________________________________
15. Какие у Вас взаимоотношения с ближайшими родственниками? (Если Вы живёте с молодым поколением, то ничего не отмечайте и переходите к вопросу 16)
1) Хорошие, они меня часто навещают
2) Хорошие, но навещают редко
3) Нейтральные, практически не видимся
4) Плохие
5) Другое__________________________________________________
16. Как часто Вы встречаетесь с друзьями, подругами, соседями, родственниками? (Например, случайные встречи или же походы на запланированные мероприятия)
17. Как часто Вы посещаете такие культурные центры, как музеи, выставки, концерты, библиотеки и т. д.?
1)Регулярно посещаю
2) Иногда
3) Очень редко
4) Не посещаю
5) Другое__________________________________________________
Благодарю за участие!
Поделитесь с Вашими друзьями: |