по направлению подготовки 06.03.01 Биология (бакалавриат) профиль «Биомедицина» Цель дисциплины: обучение студентов общим закономерностям развития и структурно-функциональной организации иммунной системы человека в норме и при иммунопатологии.
Задачи дисциплины:1) дать студентам полное и стройное представление об иммунологии как предмете в целом, сформировать представление о структуре и механизмах функционирования и регуляции иммунной системы человека и экспериментальных животных; 2) рассмотреть основополагающие разделы общей, частной и клинической иммунологии, необходимые для понимания патологии иммунной системы; 3) дать современные представления о механизмах развития и иммунопатогенезе иммунодефицитных, аутоиммунных и других болезней иммунной системы и принципах иммунокорригирующей терапии; 4) научить основным методам экспериментальной иммунологии, методам оценки иммунного статуса человека и выявления (иммунодиагностики) иммунных нарушений; 5) научить принципам моделирования нормальных и патологических иммунных процессов на организменном, клеточном и молекулярном уровнях; 6) сформировать представление о воздействии экологически неблагоприятных факторов на иммунную систему (иммуноэкология); 7) формирование навыков изучения научной литературы, подготовки и выступления с докладом (презентация) по отдельным темам иммунологии.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО: дисциплина «Иммунология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин ООП ВПО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (бакалавриат) профиль «Биомедицина».
Содержание дисциплины:Основные этапы развития иммунологии. Нобелевские лауреаты в области иммунологии. Врожденный и адаптивный иммунитет. Современные представления о клеточных (макрофаги, нейтрофилы, дендритные клетки, NK клетки, тучные клетки) и гуморальных (комплемент, цитокины, хемокины, катионные противомикробные пептиды) факторах врожденного иммунитета. Паттерн-распознающие рецепторы врожденного иммунитета, их роль в физиологических и патологических реакциях врожденного иммунитета. Подходы к регуляции врожденного иммунитета. Структурно-функциональная характеристика иммунной системы. Основные клеточные элементы иммунной системы: лимфоциты и их субпопуляции. Характеристика основных субпопуляций Т (Т-хелперы: Th1, Th2, Th17, Т-регуляторные, Т-цитотоксические) и В лимфоцитов (В1 и В2 лимфоциты). Эмбриогенез и онтогенез иммунной системы. Адаптация иммунной системы новорожденного. Иммунопоэз и иммуногенез. Понятие о гемопоэтической стволовой клетке. Основные этапы развития Т- и В-лимфоцитов. Антиген-распознающие рецепторы Т- и В-клеток. Система гистосовместимости человека (HLA), организация, биологическое значение. Роль молекул HLA в межклеточных взаимодействиях. HLA, трансплантация, связь с болезнями. Методы идентификации генов и молекул HLA. Антигенпредставляющие клетки, характеристика. Иммуный ответ, основные стадии, регуляция иммунного ответа. Понятие о медиаторах иммунной системы. Цитокины: свойства, рецепторы, клетки продуценты. Роль цитокинов в регуляции процессов дифференцировки и репарации в норме и при патологии. Методы определения цитокинов. Цитокины как лекарственные средства. Межклеточные взаимодействия основа функционирования иммунной системы. Феномен «двойного распознавания». Иммунологический синапс. Клеточная цитотоксичность. Антителогенез. Роль иммуноглобулинов разных классов в иммунном ответе. Возрастные особенности антителогенеза. Моноклональные антитела получение, применение в лабораторной и клинической практике. Роль апоптоза в иммунных процессах. Иммунная память. Иммунные механизмы повреждения тканей. Оценка иммунного статуса человека, возрастные особенности. Методы иммунодиагностики. Основные иммуно-опосредованные болезни: врожденные иммунодефициты аутоиммунные, аллергические, лимфопролиферативные заболевания.
Общая трудоемкость освоения дисциплинысоставляет 5 зачетных единиц.