1. Целью изучения дисциплины является: приобретение знаний общих закономерностей развития и структурно-функциональной
организации иммунной системы человека в норме и при иммунопатологии.
2. Задачи, решаемые в ходе освоения программы дисциплины:
приобретение студентами знаний об иммунологии как предмете в целом, формирование представлений об иммунной системе как одной из важнейших систем в организме;
обучение студентов важнейшим методам оценки различных звеньев врожденного и приобретенного иммунитета, позволяющим анализировать иммунный статус человека
обучение студентов распознаванию и умению выделить основные иммунные нарушения, лежащие в
основе иммунопатологического процесса, и обосновать их профилактику;
ознакомление студентов с принципами организации и работы иммунологической лаборатории;
формирование представлений о ведущей роли иммуногенетических факторов в развитии и функционировании иммунной системы;
формирование навыков изучения научной литературы, подготовки и выступления с докладом (презентация) по отдельным темам иммунологии;
формирование у
студента навыков общения с коллективом.
3. Место дисциплины в структуре ООП: Учебная дисциплина «Иммунология» изучается в 5 и 6 семестрах для студентов очной формы обучения и в 8 семестре для студентов очно-заочной формы обучения.
4. Перечень разделов дисциплины и их дидактическое содержание № п/п № компетенции Наименование раздела дисциплины Содержание раздела в дидактических единицах 1 2
3 4
1.
ОК-5
ОПК-1
ОПК-9
ПК-1
Введение в иммунологию
Определение иммунологии: предмет и задачи, основные этапы развития.
История иммунологии. Иммунология, как наука, изучающая функцию и структуру иммунной системы в норме и при патологии. Иммунитет как главная
функция иммунной системы.
Современное определение иммунитета.
Понятие «своего» и «несвоего» в иммунологии. Врожденный и адаптивный
(приобретенный) иммунитет. Объекты исследования в иммунологии. Место
иммунологии в структуре медицинских дисциплин. Структуры, распознаваемые иммунной системой - антигены, их физико-химическая характеристика и свойства.
2.
ОК-5
ОПК-9
ПК-1
ПК-5
ПК-6
Иммунная система
Структурно-функциональная характеристика иммунной системы.
Центральные и периферические органы иммунной системы. Иммунопоэз и иммуногенез. Онтогенез иммунной системы. Роль тимуса в иммунной системе, возрастные особенности.
Иммунные процессы в
слизистых и кожных покровах. Понятие о гемопоэтической стволовой клетке.
Основные клеточные элементы иммунной системы: лимфоциты и их субпопуляции, антиген-представляющие клетки, медиаторные и эффекторные клетки.
Миграция и рециркуляция клеток иммунной системы. Понятие о рецепторах, дифференцировочных (CD номенклатура) и других маркерах
Современные методы выделения и идентификации клеток иммунной системы.
3.
ОПК-9
ПК-1
ПК-5
ПК-6
Врожденный иммунитет
Определение. Современные представления о клеточных (макрофаги, нейтрофилы, дендритные клетки, NK клетки, тучные клетки) и гуморальных
(комплемент, цитокины, хемокины, катионные противомикробные пептиды) факторах врожденного иммунитета.
Рецепторы врожденного иммунитета.
Понятие о паттерн-распознающих рецепторах и их роли в физиологических и патологических реакциях врожденного иммунитета. Фагоцитоз, дыхательный взрыв, миграция, хемотаксис, адгезия.
Роль факторов врожденного иммунитета в противомикробной защите, воспалении и тканевой регенерации. Регуляция врожденного иммунитета.
4
ОПК-9
ПК-1
ПК-5
ПК-6
Адаптивный иммунитет Определение. Современные представления о клеточных
(иммунокомпетентные Т- и В- лимфоциты и их субпопуляции) и гуморальных (антитела) факторах адаптивного иммунитета. Стадии иммунного ответа (иммуногенез): переработка, презентация и распознавание антигена Т-клетками,
активация, дифференцировка, эффекторная стадия. Стадии развития Т- и В-лимфоцитов. Регуляция иммунного ответа. Характеристика субпопуляций Т-
(Т-хелперы: Th1, Th2, Th17, Т- регуляторные, Т-цитотоксические). В- клетки 1 и 2 типов. Антиген- распознающие рецепторы Т- и В-клеток.
Межклеточные взаимодействия основа функционирования иммунной системы.
Феномен «двойного распознавания».
Иммунологический синапс. Клеточная цитотоксичность. Антителогенез. Роль иммуноглобулинов разных классов в
иммунном ответе. Физико-химические и функциональные свойства антител, классы и подклассы антител.
Моноклональные антитела получение, свойства, применение в лабораторной и клинической практике. Роль апоптоза в иммунных процессах. Иммунная память.
Реакции адаптивного иммунитета в противоинфекционном, противоопухолевом, трансплантационном иммунитете.
5
ОПК-9
ПК-1
ПК-5
ПК-6
Система цитокинов
Понятие о медиаторах иммунной системы. Классификация цитокинов
(интерлейкины, интерфероны, колониестимулирующие факторы, факторы роста, хемокины, факторы некроза опухоли и другие). Система цитокинов: основные свойства, клетки продуценты, рецепторы. Цитокины про- и противовоспалительной природы, роль в развитии воспалительной реакции.
Цитокины Th1, Th2, Th17 клеток в регуляции дифференцировки и репарации в норме и при патологии.
Цитокины и апоптоз. Методы определения цитокинов. Цитокины как лекарственные средства.
6
ОПК-9
ПК-1
ПК-5
ПК-6
Основы иммуногенетики.
Главный комплекс гистосовместимости
HLA
Определение, история вопроса. HLA система человека, организация.
Понятие о генах и антигенах гистосовместимости.
Роль молекул HLA в межклеточных взаимодействиях. Биологическое значение HLA системы. HLA, трансплантация, связь с болезнями.
Методы идентификации генов и молекул
HLA. Генетическая природа разнообразия антител и Т-клеточных рецепторов. Генетические факторы и
основы персонализированной иммунологии.
7
ОПК-1;
ОПК-9
ПК-1
ПК-5;
ПК-6
Основы клинической иммунологии с аллергологией
Оценка иммунной системы человека, возрастные особенности.
Методы иммунодиагностики. Болезни иммунной системы (иммунодефицитные, аутоиммунные, аллергические, лимфопролиферативные заболевания).
Иммунологические механизмы повреждения тканей. Принципы иммунотропной терапии.
5.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).