Учебное пособие для преподавателей медицинских и фармацевтических вузов. Под общей редакцией В. Н. Ярыгина. М.: Ргму, 2005. 76 с



Скачать 287.58 Kb.
Дата03.05.2016
Размер287.58 Kb.
ТипУчебное пособие
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ





Утверждено

Ученым Советом РГМУ

17 января 2005 г. протокол № 5

Ректор РГМУ академик РАМН, профессор



В.Н. Ярыгин


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

СО СТУДЕНТАМИ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ РОССИИ

(опыт Российского государственного медицинского университета)
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для преподавателей медицинских и фармацевтических вузов

Под общей редакцией В.Н. Ярыгина


Р е ц е н з е н т ы:

доктор философских наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации А.П. Федоркина

доктор педагогических наук, академик РАЕН, профессор кафедры педагогики и медицинской психологии ММА им. И.М. Сеченова И.И. Косарев
А в т о р ы:

профессор, проректор РГМУ В.Г. Владимиров

профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии РГМУ М.С. Дианкина

доцент кафедры педагогики и психологии РГМУ А.Г. Кальченко

доцент, помощник проректора по воспитательной работе Ю.С. Архангельская

Воспитательная работа со студентами в медицинских вузах России (опыт Российского государственного медицинского университета). Учебное пособие для преподавателей медицинских и фармацевтических вузов. Под общей редакцией В.Н. Ярыгина. - М.: РГМУ, 2005.- 76 с.

ISBN 5-88458-083-5
Учебное пособие представляет системное изложение целей, задач, основных направлений, форм и методов воспитательной работы со студентами; формулирует ее актуальные особенности и возможности психолого-педагогического обеспечения воспитательного процесса.

ISBN 5-88458-083-5 © ГОУ ВПО Российский государственный медицинский университет Росздрава, 2005


Раздел 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (август, 1996) выдвигает в качестве основной задачи вуза следующее положение: «Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования».

Исходя из этого, нами была сформулирована цель данной концепции – осуществление системного подхода к воспитательной работе со студентами медицинского вуза.

Эта цель выдвигает ряд задач:



  1. выявление структурных компонентов личности, определяющих основные направления воспитательной работы;

  2. разработка концептуальных основ системы воспитания (определение целей, задач, форм и методов его осуществления);

  3. осуществление информационного, научно-методического и психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса;

  4. определение организационной структуры и организационного обеспечения воспитательной работы в вузе.

Понятие личности врача так же, как и личности вообще, комплексное, многоуровневое и многоплановое. Оно включает: его способности, разностороннюю культуру и гражданскую практику. Определяющим показателем эффективности формирования специалиста является оценка его личностных качеств и профессиональной компетентности. Каждое личностное качество формируется и проявляется в триединстве знаний, убеждений и практической деятельности.

Важными задачами профессиональной подготовки в медицинском вузе являются формирование комплексного научного мировоззрения, высокой психолого-педагогической культуры и выработка активной жизненной позиции будущего врача. «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001гг.» (утверждена приказом Минобразования РФ от 18 октября 1999 г. №574) ориентирует воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности.

Разработанная нами схема включает основные качества личности, которые, в свою очередь, наполняются конкретными личностными свойствами (схема 1). Указанные качества личности имеют равную смысловую значимость, т.к. они теснейшим образом взаимосвязаны, активно дополняют друг друга и в процессе развития личности непрерывно переплетаются. Все блоки могут быть расположены в любой последовательности, т.к. в основе формирования личности может лежать, например, ее физическое здоровье или нравственное совершенство и т.д.

Вся система воспитательной работы должна способствовать накоплению знаний, приобретению умений и навыков, практического опыта, а, следовательно, гражданскому и профессиональному становлению будущего специалиста. В основе этой системы лежат следующие принципы воспитания:



  • единство профессионального, гражданского, нравственного и физического развития личности специалиста;

  • непрерывность, преемственность и последовательность воспитательного процесса;

  • координация деятельности администрации, научно-педагогических и студенческих коллективов.

Принцип единства профессионального, гражданского и нравственного развития приобретает особую актуальность в деле организации воспитательного процесса в медицинском вузе, поскольку нравственные и профессиональные категории являются равнозначными составляющими профессионального долга врача. Физическое же здоровье врача – необходимое условие его успешной профессиональной деятельности.

Таким образом, мы выделили четыре основные качества личности и внутри каждого из них те личностные свойства, которые должны быть сформированы. Эти качества определяют основные направления учебно-воспитательной работы в медицинском вузе, а также цели и задачи каждого направления в отдельности.

Схема 1

Структурированная модель личности студента


ВОСПИТАНИЕ

ЛИЧНОСТИ

Образованной


Физически здоровой


Экологически

грамотной


Профессионально

компетентной


Культурно развитой


Этически


Деонтологически


Нравственно

-

совершенной


Ориентированной

на семейные

ценности


Граждански

активной


Патриотически и

интернационально

убежденной


Социально

ориентированной


Занимающейся

физкультурой и

спортом


Ведущей здо

ровый

образ жизни и его

пропаганду


Мы изучили и обобщили опыт воспитательной работы многих вузов России и большинства подразделений РГМУ (деканатов, кафедр, общественных объединений) и предлагаем набор форм и методов воспитательной работы, которые могут быть использованы.

Задача формирования социально-ориентированной личности, то есть личности социально-компетентной, способной к самоопределению и самореализации в социуме, осознающей свою ответственность перед собой и перед другими, предполагает формирование активной гражданской позиции, высокого патриотического и интернационального сознания, ориентацию на семью и семейные ценности как на основной институт воспроизводства полноценного члена общества.
Гражданское воспитание направлено на формирование гражданственности - сложного системного личностного качества, включающего:


  • комплекс знаний, развивающих правовую и политическую культуру, и механизмы сотрудничества гражданина с государственными органами и общественными организациями,

  • совокупность ценностей, убеждений и установок человека, определяющих его гражданско-правовое поведение в демократическом обществе,

  • систему навыков, обеспечивающих участие индивида в общественно-политической жизни.

Важнейшей составляющей понятия гражданственности является политическая культура врача, формирования которой требуют открытость общества, многопартийность, плюрализм мнений и расширение методов политического взаимодействия. Политическая культура предполагает глубокие и разносторонние политические знания, устойчивые личностные политические убеждения и корректное, соответствующее понятию «интеллигент» политическое поведение.

Профессиональный долг врача вовлекает его в самую гущу политических событий, в условиях которых он должен стать эталоном корректного демократического поведения, отвечающего высокому званию гражданина.

Основополагающим направлением воспитания гражданственности является изучение социально-гуманитарных дисциплин, цель которых - всесторонние многоаспектные знания как фундамент формирования целостного научного мировоззрения, предполагающего новые характеристики мышления и действий человека. Так развивается личность, определившая свое место в обществе, осознающая последствия своей профессиональной и общественной деятельности.

Гражданское воспитание призвано способствовать активному включению молодых людей в процесс демократического преобразования общества: это участие студентов в работе молодежных и студенческих организаций, работа студенческого профкома, развитие системы студенческого соуправления и т.д.

Становлению активной гражданской позиции призвано содействовать также воспитание духа корпоративности в университете, чтобы каждый студент ощущал себя частью своего вуза, испытывал чувство ответственности и сопричастности к его делам, принимал активное участие в представлении и формировании положительного имиджа РГМУ.

Гражданская позиция – прежде всего гуманистическая позиция, основанная на самоценности личности.


Цель: формирование гражданственности - сознательного и активного выполнения гражданского долга и адекватной реализации своих гражданских прав.

Задачи:

  1. Правовое и политическое просвещение студентов РГМУ.

  2. Формирование чувства уважения к государству и его гражданам.

  3. Становление активной гражданской позиции.

  4. Создание корпоративного духа в Университете.

Формы и методы:

  • Изучение курсов философии, истории Отечества, политологии, истории медицины и права.

  • Отражение в лекционном материале научных, практических и общественных достижений преподавателей и выпускников РГМУ.

  • Осуществление личностно-ориентированной направленности преподавания общетеоретических и клинических дисциплин.

  • Участие в работе общественных организаций и объединений, в органах студенческого управления, которыми являются:

    • студенческие советы,

    • студенческий профком,

    • студенческое научное общество,

    • советы старост и т.д.

  • Проведение теоретической конференции с участием заслуженных работников здравоохранения «Роль врача в общественной жизни».

  • Организация конкурса отличников на звание лауреата стипендии ректора РГМУ.

  • Работа студентов в детских домах Юго-Западного административного округа.

  • Проведение студентами 4-го курса врачебно-педагогических наблюдений в школах Юго-Западного административного округа.

  • Деятельность Ассоциации выпускников РГМУ.

  • Организация встреч выпускников РГМУ.

  • Посвящение в студенты и торжественный выпуск студентов РГМУ.

  • Регулярное проведение совещаний деканов со старостами курсов и групп.

  • Организация «Горячей линии» ректората по актуальным проблемам студенческой жизни.

  • Организация и проведение в ректорате брифингов для студенческого актива.

  • Публикации в газете "Медицинский вестник" материалов о достижениях коллектива и перспективах работы РГМУ:

    • научных открытиях ученых РГМУ,

    • присвоении ученых званий,

    • новых направлениях научно-исследовательской деятельности кафедр и т.д.

  • Организация и проведение мероприятий, посвященных 100-летию РГМУ (Приложение 2).

  • Организация в газете "Медицинский вестник" рубрики "Навстречу 100-летию РГМУ".

  • Введение в курс лекций дополнительного материала, связанного с историей Университета и его кафедр.

  • Проведение конкурса студенческих работ, посвященного 100-летию РГМУ.

  • Организация фотовыставки, посвященной 100-летию РГМУ "Я знаю и люблю РГМУ".


Патриотическое и интернациональное воспитание является стержнем гражданского воспитания. В многонациональной стране патриотизм неразрывно связан с понятием «интернационализм» и должен выступать как единое комплексное качество личности, воплощающее:

    • любовь к Отечеству и преданность ему,

    • знание его истории и культуры,

    • стремление своими действиями служить интересам Отечества,

    • готовность успешно выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины в мирное и военное время.

Необходимость подъема и развития национального самосознания требует восстановления и повышения социального статуса патриотического воспитания. Документы и государственные программы, посвященные патриотическому воспитанию граждан, рассматривают возрождение и развитие патриотизма как важную цель и социальную ценность, основу духовно-нравственного единства Отечества.

Решение указанных задач наиболее значимо для подготовки врачей – представителей базовой профессии в рамках любой системы общественно-политических отношений. В личности врача любовь к своей Родине должна неразрывно соединяться с любовью к своему народу. Любовь к своим соотечественникам у врача проявляется в борьбе за здоровье нации, соединяется с выполнением своих профессиональных, психолого-просветительских и социально-организаторских функций.


Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»).

Задачи:

  1. Воспитание высокого патриотического сознания, чувства любви и уважения к Родине и своему народу.

  2. Формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и своей страны.

  3. Усвоение межнациональных и национальных ценностей, понимание и уважение к культурно-духовному наследию и достижениям других народов.

  4. Подготовка будущих врачей к работе в условиях медицины катастроф.

  5. Военная подготовка студентов к принятию воинской присяги.

Формы и методы:

  • Изучение истории и культуры своего Отечества в курсах философии, культурологии, истории Отечества, истории медицины, политологии и права.

  • Мероприятия, посвященные 60-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне.

  • Шефство студентов 1-го курса над мемориалом студентам и сотрудникам РГМУ, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

  • Шефская работа с ветеранами – участниками войн и трудового фронта.

  • Подготовка рефератов по вопросам деятельности военно-медицинской службы в годы Великой Отечественной войны, участия медиков в борьбе с экстремальными ситуациями в мирное время.

  • Проведение конкурса студенческих реферативных работ «Пою мое Отечество».

  • Работа университетского Музея истории медицины и здравоохранения.

  • Проведение в День Победы митингов и возложение цветов к мемориалу студентам и сотрудникам РГМУ, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

  • Работа клуба исторической реконструкции.

  • Организация и проведение фотовыставок "Мой любимый город", "Мой вуз".

  • Создание клуба «Молодой москвич».

  • Тематические занятия в исторических музеях Москвы.

  • Проведение студенческой конференции «Медики – герои Великой Отечественной войны».

  • Создание поисковых отрядов и организация походов по местам боев Великой Отечественной войны.

  • Организация архивной группы, поиск документов, изучение истории 2-го МОЛГМИ – РГМУ.

  • Проведение Круглого стола на тему «Патриотизм: вчера, сегодня, завтра».


Семейное воспитание способствует формированию семьянина – человека, ориентированного на семейные ценности, реализующего их в повседневной жизни.

Образование и семья – два важнейших социальных института, осуществляющих социализацию личности. Любовь к Родине начинается с любви к матери, и семья, по своей сути, способствует формированию полноценного чувства гражданственности и патриотизма.

В семье формируются и реализуются материальные и духовные потребности человека, создаются и поддерживаются традиции, закладываются основы его культуры, основы формирования индивида как личности. Профессиональная подготовка студента-медика опирается на усвоенные с младенческих лет понятия добра и уважения друг к другу, приобретенные навыки терпения и межличностного общения, проявления чувства ответственности и долга перед близкими людьми, готовности помочь и поддержать их в любую минуту. Недостаточное внимание к семейному воспитанию на практике приводит к нивелированию семейных ценностей и кризису семьи, снижающему ее социальный статус, личностную самооценку и возможности самореализации человека.

Демографическая обстановка в медицинских вузах способствует созданию молодых студенческих семей, сталкивающихся со значительными проблемами (отсутствие собственного жилья, жизнь в общежитии, минимальный материальный достаток, неустроенный быт, трудности с рождением ребенка и полноценным обеспечением жизни), минимизация которых является одной из существенных задач администрации и общественных организаций Университета.

Осуществляя профессиональную подготовку врача-лечебника и клинического психолога, кафедры вуза с научных позиций раскрывают важнейшие особенности и требования врачебного проникновения в семейную жизнь. Таким образом, в процессе обучения и воспитания студенты профессионально и личностно готовятся к реализации собственной семейной жизни и помощи в этой реализации своим пациентам.
Цель: повышение статуса семьи, основной ячейки общества, в сознании и жизни студентов.

Задачи:


  1. Просветительская работа со студентами по вопросам семьи и брака.

  2. Формирование положительной установки на семью и основные семейные ценности.

  3. Профессиональная подготовка студентов к работе с детьми и их родителями в учреждениях практического здравоохранения.

  4. Практическая подготовка юношей и девушек к организации семейного быта.

  5. Подготовка студентов к реализации роли родителей.

  6. Поддержка студенческих семей.

  7. Профилактика разводов в студенческой среде.

Формы и методы:

  • Знакомство с основами семейной психологии и семейного права в курсах общей психологии и педагогики, биомедицинской этики, социологии, медицинской психологии, права, акушерства и гинекологии, клинических дисциплин педиатрического факультета.

  • Проведение социологических исследований по проблемам брачно-семейных установок студенческой молодежи.

  • Организация работы сектора студенческой семьи в рамках социально-психологической службы Университета.

  • Организация клуба «Молодая семья».

  • Проведение Праздника молодой семьи.

  • Организация диспутов и круглых столов по вопросам планирования семьи на кафедрах акушерства и гинекологии.

  • Проведение вечеров отдыха и дискотек для студенческих семей.

  • Организация общественных детских садов для студенческих семей.

  • Организация консультативной медицинской помощи для детей студентов.

  • Отдых молодых семей в студенческом профилактории.

  • Освещение жизни студенческих семей в газете «Медицинский вестник», создание рубрики «Моя семья».



Профессиональное воспитание формирует профессионализм - комплексное качество, включающее:


- высокий уровень профессиональной деятельности,

- развитие личности в процессе осуществления труда,

- ее индивидуальный творческий вклад в профессию, в повышение престижа профессии врача в обществе.

В формировании профессионализма сливаются в единое целое два важнейших процесса, составляющих суть высшей школы, – обучение и воспитание студента, развитие его личности и подготовка профессионала высокого уровня.



Изменяющиеся условия деятельности врача ХХI века на основе бурного развития медико-биологической науки и информационных технологий, системного совершенствования практики здравоохранения и перехода к непрерывному типу медицинского образования требуют создания новой модели профессии врача. Ее основными компонентами являются:

  1. владение здоровьекорригирующими, здоровьесберегающими, здоровьеприбавляющими технологиями, связанными с технизацией, биологизацией, экологизацией, химизацией, информатизацией, психологизацией деятельности врача, позволяющее осуществлять информированное партнерство «врач - больной»;

  2. широкое профессиональное мышление врача, включающее клинический, профессионально-этический, экологический, генетический, информационно-технократический стили;

  3. готовность к работе во всех учреждениях и организациях службы охраны здоровья: первичной медико-санитарной помощи, семейной медицины, специализированной медицинской помощи, центрах высоких медицинских технологий.

Для современного постиндустриального информационного общества необходима профессионально образованная и гармонично развитая личность, способная: адаптироваться в условиях реальной жизни в сложном динамичном мире; брать на себя ответственность за свои решения в условиях свободы выбора; ориентироваться и инициативно действовать в мобильном и многомерном обществе; распоряжаться своими знаниями во благо себе и другим.
Цель: комплексная подготовка студента к выполнению всесторонних профессиональных функций.

Задачи:

  1. Овладение комплексом профессиональных медицинских знаний, умений и навыков на основе государственных образовательных стандартов.

  2. Формирование передового типа мышления врача.

  3. Воспитание нравственно-деонтологических качеств, чувства долга и ответственности.

  4. Развитие познавательной активности, формирование культуры умственного труда.

Формы и методы:

  • Глубокое и всестороннее изучение теоретических, предклинических и клинических дисциплин.

  • Широкое внедрение типа развивающего обучения в учебный процесс кафедр и курсов.

  • Организация помощи студентам в усвоении специфики вузовского обучения. Введение электива «Учись эффективно учиться».

  • Проведение лекций по основам библиотековедения и библиографии.

  • Создание в библиотеке постоянно обновляющейся экспозиции новинок учебной литературы.

  • Работа Студенческого научного общества (Приложение 3).

  • Проведение ежегодной студенческой научной Пироговской конференции.

  • Участие студентов в научных конференциях, проводимых кафедрами.

  • Проведение олимпиад и конкурсов по предметам.

  • Пропаганда вклада ученых РГМУ в развитие медицины (выступления в газете, встречи со студентами и т.д.).

  • Проведение Дней кафедр.

  • Проведение расширенных заседаний кафедр совместно со студенческим активом.

  • Проведение Дней главных специалистов Комитета здравоохранения г. Москвы.

  • Организация встреч студентов с руководством и сотрудниками медицинских и научно-исследовательских учреждений г. Москвы.

  • Проведение Дней открытых дверей по факультетам.

  • Поощрение отличников и хорошо успевающих студентов.

  • Организация конкурса отличников на звание лауреата стипендии ректора РГМУ и других именных стипендий.

  • Проведение слета отличников.

  • Организация смотров-конкурсов на лучшую группу Университета. Регулярное освещение хода смотров-конкурсов в печати.

  • Работа старостатов по контролю и помощи плохо успевающим студентам.

  • Ознакомление в период производственной практики со структурами базовых учреждений, их задачами и конкретными формами работы.

  • Дежурства в больницах, участие в профилактических медицинских осмотрах школьников и взрослого населения.

  • Содействие в трудоустройстве выпускников Университета.

  • Создание студенческих медицинских отрядов для организации диспансеризации различных групп населения.

  • Участие в мероприятиях ассоциации студентов-медиков.

  • Работа в Московском хосписе №1.



Культурное развитие является обязательной составляющей всех структурных компонентов личности. Сегодня уровень культуры и образования населения - один из ключевых ресурсов национального совершенствования и успешной конкуренции страны на мировом рынке.


Будущий медик должен обладать не только профессиональной, но и общей культурой, определение которой дает В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Культура - обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вместо обрабатывать, возделывать, образовывать» [8]. Необходимо отметить, что понятие «культура» выступает как в широком, так и в узком смысле этого слова. Культура в широком смысле является интегративной характеристикой личности и включает все ее аспекты от мышления до деятельности. В этом случае можно говорить о сформированности профессиональной культуры, политической культуры, нравственного поведения, общедеятельностной культуры и т.д., что освещается в других разделах данной концепции воспитательной работы со студентами. Мы считаем правильным обратить внимание в этом аспекте на две составляющие общеличностной культуры: психолого-педагогическую и эстетическую культуру.

Базовым компонентом профессиональной культуры врача является психолого-педагогическая культура, включающая:



    • всесторонние психолого-педагогические знания,

    • гуманистические убеждения,

    • глубокое владение психолого-педагогическими методиками профессионального взаимодействия и воздействия на личность пациента.

Расширение психолого-педагогических функций врача связано с ростом социально-психологической напряженности в стране и мире, резким возрастанием психосоматических, нервно-психических, ятрогенных заболеваний, пограничных психических состояний человеческого организма, крайним следствием чего может являться увеличение суицидов в разном возрасте. Врач – почти единственный профессионал, обязанный взять на себя решение этих вопросов в процессе работы с пациентами. Врач должен уметь найти индивидуальный подход к больному, выбрать правильную тактику общения, мобилизовать не только его физические, но и психические возможности в борьбе против недуга, что позволит лечить не болезнь, а больного.

Врачу необходимо хорошо изучить основные отрасли психологии: общую, педагогическую, возрастную, социальную, медицинскую; овладеть методиками психодиагностики, психокоррекции, психотренинга, психоанализа; хорошо знать свой психический статус и грамотно оценить психический статус больного. И это особенно актуально сегодня, когда происходит процесс социализации профессии врача, то есть переход его деятельности из системы «человек – человек» в систему «человек – общество».

Эстетическая культура человека базируется на его способностях, интересах, стремлении к прекрасному и умению их реализовывать. Местонахождение медицинских вузов в крупных городах создает условия реализации эстетических потребностей и вкусов студентов через их приобщение к театрам, концертам, музеям и выставкам.

Важной составляющей гармоничного развития личности выступает сформированная эстетическая культура, включающая эстетическое сознание и эстетическую деятельность, а именно:



  • знание истории искусства, его основных направлений, творчества выдающихся мастеров, достижений современной культуры;

  • способность и умение эмоционально воспринимать явления жизни и искусства;

  • проявление творческих способностей и талантов в разных областях культуры и искусства.


Цель: создание оптимальных условий и педагогическая помощь в становлении и развитии психолого-педагогической и эстетической культуры студентов.

Задачи:

  1. Психолого-педагогическое и эстетическое просвещение студентов.

  2. Формирование психолого-педагогического и эстетического сознания юношей и девушек.

  3. Педагогическая помощь в совершенствовании навыков межличностного и коллективного общения.

  4. Воспитание эстетического вкуса.

  5. Создание условий для творческого саморазвития личности.

  6. Организация досуга и проведения свободного времени молодежи.

Формы и методы:

  • Изучение курсов философии, психологии и педагогики, медицинской психологии, культурологии.

  • Организация социально-психологической службы РГМУ.

  • Проведение конференций, диспутов, круглых столов по психолого-педагогической проблематике.

  • Организация психодиагностики, психотренингов студентов.

  • Создание клуба молодых преподавателей «Факел» и их работа со студентами.

  • Проведение тематических вечеров:

    • Новый год,

    • Татьянин день,

    • День первокурсника,

    • выпускные вечера и т.д.

  • Проведение конкурса "Мисс РГМУ".

  • Проведение конкурса художественной самодеятельности первокурсников «Алло, мы ищем таланты!»

  • Работа ДК «Медик».

  • Работа клуба команд КВН.

  • Проведение фотовыставок "Студенческая весна", "Летний отдых" и др.

  • Организация Клуба любителей русского языка и поэзии.

  • Организация встреч выпускников РГМУ «Возьмемся за руки, друзья!»

  • Организация ежегодных встреч выпускников Московского факультета.

  • Работа студенческого театра.

  • Регулярные экскурсии студентов в музеи, на выставки, знакомство с архитектурными и культурными памятниками столицы.

  • Организация посещения студентами театров и концертов.

  • Проведение встреч и организация тематических вечеров с участием деятелей культуры и искусства.



Экологическое образование осуществляет подготовку эколога в широком смысле этого слова – личность, обладающую:


    • всесторонними экологическими знаниями,

    • сформированным типом экологического мышления,

    • способностью бороться за сохранение благоприятной природной и социальной среды.

Экологическая составляющая является важным структурным компонентом профессии врача, т.к. лечение человека, восстановление его здоровья требуют создания благоприятной экологической обстановки в обществе и природной среде. Эти вопросы врач должен решать в высшей степени профессионально: с использованием широких экологических знаний и практических умений определения приоритетов деятельности по защите человека и природной среды; с разработкой мер, направленных на уменьшение вредных воздействий; с построением оптимальных систем мониторинга состояния окружающей природной среды.

Позитивная региональная экология является важнейшим фактором, формирующим здоровье нации. Следовательно, профессиональная подготовка врача предполагает его подготовку к борьбе с двумя группами заболеваний, связанных с экологией: экологически обусловленных и экологически зависимых (Приложение 4).

Общественная активность врача может и должна проявляться в его активной борьбе специалиста за здоровую глобальную и региональную экологию.

Борьба за глобальную экологию начинается с улучшения экологической среды вуза, что каждый студент должен воспринимать как свою личную задачу.



Цель: подготовка врача к профессиональной борьбе с экологически зависимыми заболеваниями и за безопасную экологию.


Задачи:

  1. Экологическое просвещение студентов.

  2. Пропаганда и агитация за экологически здоровый образ жизни.

  3. Подготовка к осуществлению профилактики экологически зависимых профессиональных заболеваний.

  4. Формирование чувства ответственности за улучшение территориальной природной и социальной экологии.

  5. Профессиональное участие студентов в совершенствовании территориальной природной и социальной экологии.

Формы и методы:

  • Изучение курсов гигиены и основ экологии человека, общественного здоровья и здравоохранения, биологии, биоэтики и т.д.

  • Усвоение в учебном процессе понятий «экология» и «экологические проблемы».

  • Участие в разработке и осуществлении экологических программ и проектов.

  • Подготовка и проведение теоретических и практических студенческих конференций по проблемам экологии человека.

  • Освоение форм и методов борьбы за здоровый образ жизни.

  • Осуществление мониторинга состояния окружающей среды.

  • Совершенствование экологической среды Университета, проведение дней экологии в РГМУ.

  • Озеленение территории Университета и кафедр.

  • Создание национальных двориков-ландшафтов различных стран на территории Университета и студенческого городка «Медик».



Нравственное воспитание формирует нравственность врача – важнейший способ нормативной регуляции поведения и сознания человека и профессионала во всех сферах общественной жизни: в труде, в науке, в быту.

Принцип единства профессионального, гражданского и нравственного воспитания является основой комплексного подхода к всестороннему развитию личности. Сущность нравственной культуры определяется органическим единством этических знаний, моральных убеждений, способностей к нравственному поведению и активности их проявления в реальных условиях. Для успешной реализации целей нравственного развития личности необходимы два важнейших условия: постоянное образование студента и своевременное включение его в систему общественных, политических и нравственных отношений. Это дает возможность для проявления общественной активности и приобретения самостоятельного опыта реализации ведущих моральных качеств.

Формирование моральных качеств является непременным условием подготовки человека к любой профессиональной деятельности, особенно деятельности специалиста-медика, работающего в системе «человек – человек»

В медицинском вузе процесс нравственного воспитания осуществляется в


двух основных направлениях: нравственно-этическом и нравственно-деонтологическом. Основой профессиональной деонтологии врача являются общечеловеческие ценности, выражающиеся в таких личностных качествах, как гуманизм, милосердие, долг, готовность к самопожертвованию, любовь к профессии, осознанность профессионального выбора и ответственность, коммуникативная компетентность, уважение к людям, эмпатия.

Нравственные и профессиональные категории смыкаются в выполнении врачом профессионального долга, являющегося и правовой нормой по отношению к медицинским работникам.



Закрепление навыков профессионального и этического выбора – также важнейшая составляющая нравственно-гражданского воспитания.
Цель: формирование глубокой нравственной культуры личности, проявляющейся в повседневной жизни и врачебной деятельности, межличностном и профессиональном общении.

Задачи:

  1. Освоение основ этических знаний.

  2. Изучение истории и теории профессиональной биомедицинской этики.

  3. Определение взаимозависимости морального сознания и врачебного профессионализма.

  4. Раскрытие механизма взаимосвязи личности и общества, этики и науки, морали и религии.

  5. Определение взаимозависимости морального сознания и здорового образа жизни.

  6. Утверждение нравственных принципов в сознании и поведении студентов.

  7. Создание условий нравственного выбора в процессе учебной и профессиональной практической деятельности.

Формы и методы:

  • Изучение курсов философии, культурологии, биомедицинской этики, истории медицины, психологии и педагогики.

  • Включение вопросов медицинской деонтологии в тематические планы лекций и практических занятий теоретических и клинических кафедр.

  • Регулярное проведение научно-практических университетских конференций «Этика и медицина: проблемы взаимодействия».

  • Расширение тематики научных студенческих работ по проблемам этических оснований врачебной деятельности, например:

  • философия любви,

  • эволюция философских взглядов на сущность медицины у врачей-философов,

  • проблема эвтаназии в истории философии,

  • альтруизм во врачебной деятельности,

  • эвтаназия – моральные, правовые и социальные аспекты,

  • анализ различных аспектов проблемы эвтаназии,

  • этика в медицине критических состояний,

  • демография: биоэтический аспект,

  • этические проблемы в трансплантологии,

  • биоэтические проблемы СПИДа,

  • проблема эвтаназии в мировых религиях,

  • биоэтическая проблема использования стволовых клеток,

  • проблема клонирования.

  • Закрепление студентами этических медицинских навыков в процессе прохождения врачебной практики.

  • Проведение выставок и подготовка обзоров литературы по проблемам этики и медицинской деонтологии в библиотеке РГМУ.

  • Публикация в газете «Медицинский вестник» материалов по вопросам врачебной этики и медицинской деонтологии.

  • Пропаганда здорового образа жизни (борьба с алкоголизмом, курением и наркоманией).

  • Создание условий для формирования благоприятного нравственного климата в студенческих группах.

  • Закрепление знаний, полученных по медицинской этике и деонтологии в процессе прохождения медсестринской и врачебной практики.

  • Заключение договора о сотрудничестве и организация шефства студентов РГМУ над пациентами Первого Московского хосписа.

  • Проведение занятий в Московском хосписе №1 по теме «Смерть и умирание. Проблемы эвтаназии».

  • Привлечение студентов к участию в волонтерском движении по уходу за пациентами в хосписе, за детьми-сиротами и т.д.

  • Проведение диспутов «Нравственность и мораль в современном обществе».

  • Изучение нравственных аспектов врачебной и научной деятельности выдающихся ученых-медиков. Проведение диспутов и круглых столов на эту тему.

  • Проведение конференций, диспутов, круглых столов на тему «Мораль и религия».

  • Клубные занятия по теме профессионального и бытового этикета.



Физическое воспитание направлено на развитие здоровой личности, для которой характерно состояние полного физического, психологического и социального благополучия, т.е. высокое качество жизни. Главным резервом здоровья человека является образ жизни, соединяющий человека с обществом, включающий его в систему общественных отношений, определяющий качество, уклад и стиль жизни.


Подготовка будущего врача предполагает не только организацию собственного здорового образа жизни, но и его становление как пропагандиста и проводника наряду с общей культурой, физической культурой, знаниями, умениями и навыками ведения здорового образа жизни.

Физическое здоровье является основой успешной личности:



    • планирующей свою жизненную карьеру,

    • соблюдающей гигиену тела,

    • имеющей высокую общую физическую подготовку,

    • осуществляющей рациональное сбалансированное питание и профилактику заболеваний,

    • реализующей сексуальную активность и психоэмоциональную регуляцию,

    • ведущей борьбу со стрессами и вредными привычками,

    • широко использующей здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии.


Цель: главным резервом укрепления здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, формирование здорового образа жизни - основная цель воспитания физически крепкого человека (Приложение 5).

Задачи:

  1. Формирование взгляда на здоровье как на одну из главных жизненных ценностей.

  2. Воспитание чувства долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих.

  3. Формирование мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом.

  4. Обеспечение возможностей для занятий физкультурой и спортом.

  5. Обеспечение безопасной и здоровой среды обучения.

  6. Организация работы по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения.

  7. Обучение методам самоконтроля физической подготовки, физического развития и функционального состояния организма.

Формы и методы:

  • Изучение теоретических, методических и организационных основ физического воспитания и оздоровления в курсах реабилитации и спортивной медицины, физического воспитания, общественного здоровья и здравоохранения, гигиены и основ экологии человека.

  • Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.

  • Подготовка и чтение цикла лекций "Новая идеология воспитания врача как проводника здорового образа жизни".

  • Подготовка и проведение научно-практической конференции «Наркомания: причины и последствия».

  • Подготовка и чтение лекционного курса по истории Олимпийского движения и успехов российских спортсменов.

  • Регулярный мониторинг состояния здоровья студентов и студенческих коллективов.

  • Организация работы спортивных клубов и секций.

  • Организация встреч ректората с ведущими спортсменами Университета.

  • Систематическое привлечение контингента студентов РГМУ к занятиям физической культурой и спортом.

  • Проведение спортивно-патриотического праздника, посвященного Дню Победы.

  • Проведение турнира по сумо на кубок ректора РГМУ.

  • Организация выступлений сборных команд РГМУ на городских, всероссийских и международных соревнованиях.

  • Организация регулярных сборов для подготовки сборных команд на базе "Конаково".

  • Организация и проведение акции "День без сигареты".

  • Организация работы туристического клуба "Кукушка".

  • Организация отдыха студентов в период зимних и летних каникул на базе «Конаково» и других спортивных базах.







Каталог: fileadmin -> rsmu -> img -> about rsmu -> departments
departments -> Основные направления научной деятельности
departments -> Основные результаты научной деятельности
departments -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биохимия»
departments -> Длительная терапия периндоприлом и амлодипином у пожилых с артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца и сахарным диабетом 2 типа в условиях поликлиники 14. 00. 53 геронтология и гериатрия
departments -> Рабочей программы дисциплины «Офтальмология» по направлению подготовки «Стоматология»
departments -> Рабочей программы дисциплины «Фармакогнозия» по направлению подготовки
departments -> Рабочей программы дисциплины «Основы технологии биологически активных добавок, гомеопатических и косметических средств»
departments -> Рабочей программы дисциплины «Иммунология» по направлению подготовки 06. 03. 01 Биология (бакалавриат) профиль «Биомедицина»
departments -> Экзамен по допуску к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала: медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра участковая, медицинская сестра процедурной
departments -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биофизика»

Скачать 287.58 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница