ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И
СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ
|
Утверждено
Ученым Советом РГМУ
17 января 2005 г. протокол № 5
Ректор РГМУ академик РАМН, профессор
В.Н. Ярыгин
|
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
СО СТУДЕНТАМИ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ РОССИИ
(опыт Российского государственного медицинского университета)
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для преподавателей медицинских и фармацевтических вузов
Под общей редакцией В.Н. Ярыгина
Р е ц е н з е н т ы:
доктор философских наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации А.П. Федоркина
доктор педагогических наук, академик РАЕН, профессор кафедры педагогики и медицинской психологии ММА им. И.М. Сеченова И.И. Косарев
А в т о р ы:
профессор, проректор РГМУ В.Г. Владимиров
профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии РГМУ М.С. Дианкина
доцент кафедры педагогики и психологии РГМУ А.Г. Кальченко
доцент, помощник проректора по воспитательной работе Ю.С. Архангельская
Воспитательная работа со студентами в медицинских вузах России (опыт Российского государственного медицинского университета). Учебное пособие для преподавателей медицинских и фармацевтических вузов. Под общей редакцией В.Н. Ярыгина. - М.: РГМУ, 2005.- 76 с.
ISBN 5-88458-083-5
Учебное пособие представляет системное изложение целей, задач, основных направлений, форм и методов воспитательной работы со студентами; формулирует ее актуальные особенности и возможности психолого-педагогического обеспечения воспитательного процесса.
ISBN 5-88458-083-5 © ГОУ ВПО Российский государственный медицинский университет Росздрава, 2005
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (август, 1996) выдвигает в качестве основной задачи вуза следующее положение: «Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования».
Исходя из этого, нами была сформулирована цель данной концепции – осуществление системного подхода к воспитательной работе со студентами медицинского вуза.
Эта цель выдвигает ряд задач:
-
выявление структурных компонентов личности, определяющих основные направления воспитательной работы;
-
разработка концептуальных основ системы воспитания (определение целей, задач, форм и методов его осуществления);
-
осуществление информационного, научно-методического и психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса;
-
определение организационной структуры и организационного обеспечения воспитательной работы в вузе.
Понятие личности врача так же, как и личности вообще, комплексное, многоуровневое и многоплановое. Оно включает: его способности, разностороннюю культуру и гражданскую практику. Определяющим показателем эффективности формирования специалиста является оценка его личностных качеств и профессиональной компетентности. Каждое личностное качество формируется и проявляется в триединстве знаний, убеждений и практической деятельности.
Важными задачами профессиональной подготовки в медицинском вузе являются формирование комплексного научного мировоззрения, высокой психолого-педагогической культуры и выработка активной жизненной позиции будущего врача. «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001гг.» (утверждена приказом Минобразования РФ от 18 октября 1999 г. №574) ориентирует воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности.
Разработанная нами схема включает основные качества личности, которые, в свою очередь, наполняются конкретными личностными свойствами (схема 1). Указанные качества личности имеют равную смысловую значимость, т.к. они теснейшим образом взаимосвязаны, активно дополняют друг друга и в процессе развития личности непрерывно переплетаются. Все блоки могут быть расположены в любой последовательности, т.к. в основе формирования личности может лежать, например, ее физическое здоровье или нравственное совершенство и т.д.
Вся система воспитательной работы должна способствовать накоплению знаний, приобретению умений и навыков, практического опыта, а, следовательно, гражданскому и профессиональному становлению будущего специалиста. В основе этой системы лежат следующие принципы воспитания:
-
единство профессионального, гражданского, нравственного и физического развития личности специалиста;
-
непрерывность, преемственность и последовательность воспитательного процесса;
-
координация деятельности администрации, научно-педагогических и студенческих коллективов.
Принцип единства профессионального, гражданского и нравственного развития приобретает особую актуальность в деле организации воспитательного процесса в медицинском вузе, поскольку нравственные и профессиональные категории являются равнозначными составляющими профессионального долга врача. Физическое же здоровье врача – необходимое условие его успешной профессиональной деятельности.
Таким образом, мы выделили четыре основные качества личности и внутри каждого из них те личностные свойства, которые должны быть сформированы. Эти качества определяют основные направления учебно-воспитательной работы в медицинском вузе, а также цели и задачи каждого направления в отдельности.
Схема 1
Структурированная модель личности студента
ВОСПИТАНИЕ
ЛИЧНОСТИ
Образованной
Физически здоровой
Экологически
грамотной
Профессионально
компетентной
Культурно развитой
Этически
Деонтологически
Нравственно
-
совершенной
Ориентированной
на семейные
ценности
Граждански
активной
Патриотически и
интернационально
убежденной
Социально
ориентированной
Занимающейся
физкультурой и
спортом
Ведущей здо
ровый
образ жизни и его
пропаганду
Мы изучили и обобщили опыт воспитательной работы многих вузов России и большинства подразделений РГМУ (деканатов, кафедр, общественных объединений) и предлагаем набор форм и методов воспитательной работы, которые могут быть использованы.
Задача формирования социально-ориентированной личности, то есть личности социально-компетентной, способной к самоопределению и самореализации в социуме, осознающей свою ответственность перед собой и перед другими, предполагает формирование активной гражданской позиции, высокого патриотического и интернационального сознания, ориентацию на семью и семейные ценности как на основной институт воспроизводства полноценного члена общества.
Гражданское воспитание направлено на формирование гражданственности - сложного системного личностного качества, включающего:
-
комплекс знаний, развивающих правовую и политическую культуру, и механизмы сотрудничества гражданина с государственными органами и общественными организациями,
-
совокупность ценностей, убеждений и установок человека, определяющих его гражданско-правовое поведение в демократическом обществе,
-
систему навыков, обеспечивающих участие индивида в общественно-политической жизни.
Важнейшей составляющей понятия гражданственности является политическая культура врача, формирования которой требуют открытость общества, многопартийность, плюрализм мнений и расширение методов политического взаимодействия. Политическая культура предполагает глубокие и разносторонние политические знания, устойчивые личностные политические убеждения и корректное, соответствующее понятию «интеллигент» политическое поведение.
Профессиональный долг врача вовлекает его в самую гущу политических событий, в условиях которых он должен стать эталоном корректного демократического поведения, отвечающего высокому званию гражданина.
Основополагающим направлением воспитания гражданственности является изучение социально-гуманитарных дисциплин, цель которых - всесторонние многоаспектные знания как фундамент формирования целостного научного мировоззрения, предполагающего новые характеристики мышления и действий человека. Так развивается личность, определившая свое место в обществе, осознающая последствия своей профессиональной и общественной деятельности.
Гражданское воспитание призвано способствовать активному включению молодых людей в процесс демократического преобразования общества: это участие студентов в работе молодежных и студенческих организаций, работа студенческого профкома, развитие системы студенческого соуправления и т.д.
Становлению активной гражданской позиции призвано содействовать также воспитание духа корпоративности в университете, чтобы каждый студент ощущал себя частью своего вуза, испытывал чувство ответственности и сопричастности к его делам, принимал активное участие в представлении и формировании положительного имиджа РГМУ.
Гражданская позиция – прежде всего гуманистическая позиция, основанная на самоценности личности.
Цель: формирование гражданственности - сознательного и активного выполнения гражданского долга и адекватной реализации своих гражданских прав.
Задачи:
-
Правовое и политическое просвещение студентов РГМУ.
-
Формирование чувства уважения к государству и его гражданам.
-
Становление активной гражданской позиции.
-
Создание корпоративного духа в Университете.
Формы и методы:
-
Изучение курсов философии, истории Отечества, политологии, истории медицины и права.
-
Отражение в лекционном материале научных, практических и общественных достижений преподавателей и выпускников РГМУ.
-
Осуществление личностно-ориентированной направленности преподавания общетеоретических и клинических дисциплин.
-
Участие в работе общественных организаций и объединений, в органах студенческого управления, которыми являются:
-
студенческие советы,
-
студенческий профком,
-
студенческое научное общество,
-
советы старост и т.д.
-
Проведение теоретической конференции с участием заслуженных работников здравоохранения «Роль врача в общественной жизни».
-
Организация конкурса отличников на звание лауреата стипендии ректора РГМУ.
-
Работа студентов в детских домах Юго-Западного административного округа.
-
Проведение студентами 4-го курса врачебно-педагогических наблюдений в школах Юго-Западного административного округа.
-
Деятельность Ассоциации выпускников РГМУ.
-
Организация встреч выпускников РГМУ.
-
Посвящение в студенты и торжественный выпуск студентов РГМУ.
-
Регулярное проведение совещаний деканов со старостами курсов и групп.
-
Организация «Горячей линии» ректората по актуальным проблемам студенческой жизни.
-
Организация и проведение в ректорате брифингов для студенческого актива.
-
Публикации в газете "Медицинский вестник" материалов о достижениях коллектива и перспективах работы РГМУ:
-
научных открытиях ученых РГМУ,
-
присвоении ученых званий,
-
новых направлениях научно-исследовательской деятельности кафедр и т.д.
-
Организация и проведение мероприятий, посвященных 100-летию РГМУ (Приложение 2).
-
Организация в газете "Медицинский вестник" рубрики "Навстречу 100-летию РГМУ".
-
Введение в курс лекций дополнительного материала, связанного с историей Университета и его кафедр.
-
Проведение конкурса студенческих работ, посвященного 100-летию РГМУ.
-
Организация фотовыставки, посвященной 100-летию РГМУ "Я знаю и люблю РГМУ".
Патриотическое и интернациональное воспитание является стержнем гражданского воспитания. В многонациональной стране патриотизм неразрывно связан с понятием «интернационализм» и должен выступать как единое комплексное качество личности, воплощающее:
-
любовь к Отечеству и преданность ему,
-
знание его истории и культуры,
-
стремление своими действиями служить интересам Отечества,
-
готовность успешно выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины в мирное и военное время.
Необходимость подъема и развития национального самосознания требует восстановления и повышения социального статуса патриотического воспитания. Документы и государственные программы, посвященные патриотическому воспитанию граждан, рассматривают возрождение и развитие патриотизма как важную цель и социальную ценность, основу духовно-нравственного единства Отечества.
Решение указанных задач наиболее значимо для подготовки врачей – представителей базовой профессии в рамках любой системы общественно-политических отношений. В личности врача любовь к своей Родине должна неразрывно соединяться с любовью к своему народу. Любовь к своим соотечественникам у врача проявляется в борьбе за здоровье нации, соединяется с выполнением своих профессиональных, психолого-просветительских и социально-организаторских функций.
Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»).
Задачи:
-
Воспитание высокого патриотического сознания, чувства любви и уважения к Родине и своему народу.
-
Формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и своей страны.
-
Усвоение межнациональных и национальных ценностей, понимание и уважение к культурно-духовному наследию и достижениям других народов.
-
Подготовка будущих врачей к работе в условиях медицины катастроф.
-
Военная подготовка студентов к принятию воинской присяги.
Формы и методы:
-
Изучение истории и культуры своего Отечества в курсах философии, культурологии, истории Отечества, истории медицины, политологии и права.
-
Мероприятия, посвященные 60-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне.
-
Шефство студентов 1-го курса над мемориалом студентам и сотрудникам РГМУ, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
-
Шефская работа с ветеранами – участниками войн и трудового фронта.
-
Подготовка рефератов по вопросам деятельности военно-медицинской службы в годы Великой Отечественной войны, участия медиков в борьбе с экстремальными ситуациями в мирное время.
-
Проведение конкурса студенческих реферативных работ «Пою мое Отечество».
-
Работа университетского Музея истории медицины и здравоохранения.
-
Проведение в День Победы митингов и возложение цветов к мемориалу студентам и сотрудникам РГМУ, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
-
Работа клуба исторической реконструкции.
-
Организация и проведение фотовыставок "Мой любимый город", "Мой вуз".
-
Создание клуба «Молодой москвич».
-
Тематические занятия в исторических музеях Москвы.
-
Проведение студенческой конференции «Медики – герои Великой Отечественной войны».
-
Создание поисковых отрядов и организация походов по местам боев Великой Отечественной войны.
-
Организация архивной группы, поиск документов, изучение истории 2-го МОЛГМИ – РГМУ.
-
Проведение Круглого стола на тему «Патриотизм: вчера, сегодня, завтра».
Семейное воспитание способствует формированию семьянина – человека, ориентированного на семейные ценности, реализующего их в повседневной жизни.
Образование и семья – два важнейших социальных института, осуществляющих социализацию личности. Любовь к Родине начинается с любви к матери, и семья, по своей сути, способствует формированию полноценного чувства гражданственности и патриотизма.
В семье формируются и реализуются материальные и духовные потребности человека, создаются и поддерживаются традиции, закладываются основы его культуры, основы формирования индивида как личности. Профессиональная подготовка студента-медика опирается на усвоенные с младенческих лет понятия добра и уважения друг к другу, приобретенные навыки терпения и межличностного общения, проявления чувства ответственности и долга перед близкими людьми, готовности помочь и поддержать их в любую минуту. Недостаточное внимание к семейному воспитанию на практике приводит к нивелированию семейных ценностей и кризису семьи, снижающему ее социальный статус, личностную самооценку и возможности самореализации человека.
Демографическая обстановка в медицинских вузах способствует созданию молодых студенческих семей, сталкивающихся со значительными проблемами (отсутствие собственного жилья, жизнь в общежитии, минимальный материальный достаток, неустроенный быт, трудности с рождением ребенка и полноценным обеспечением жизни), минимизация которых является одной из существенных задач администрации и общественных организаций Университета.
Осуществляя профессиональную подготовку врача-лечебника и клинического психолога, кафедры вуза с научных позиций раскрывают важнейшие особенности и требования врачебного проникновения в семейную жизнь. Таким образом, в процессе обучения и воспитания студенты профессионально и личностно готовятся к реализации собственной семейной жизни и помощи в этой реализации своим пациентам.
Цель: повышение статуса семьи, основной ячейки общества, в сознании и жизни студентов.
Задачи:
-
Просветительская работа со студентами по вопросам семьи и брака.
-
Формирование положительной установки на семью и основные семейные ценности.
-
Профессиональная подготовка студентов к работе с детьми и их родителями в учреждениях практического здравоохранения.
-
Практическая подготовка юношей и девушек к организации семейного быта.
-
Подготовка студентов к реализации роли родителей.
-
Поддержка студенческих семей.
-
Профилактика разводов в студенческой среде.
Формы и методы:
-
Знакомство с основами семейной психологии и семейного права в курсах общей психологии и педагогики, биомедицинской этики, социологии, медицинской психологии, права, акушерства и гинекологии, клинических дисциплин педиатрического факультета.
-
Проведение социологических исследований по проблемам брачно-семейных установок студенческой молодежи.
-
Организация работы сектора студенческой семьи в рамках социально-психологической службы Университета.
-
Организация клуба «Молодая семья».
-
Проведение Праздника молодой семьи.
-
Организация диспутов и круглых столов по вопросам планирования семьи на кафедрах акушерства и гинекологии.
-
Проведение вечеров отдыха и дискотек для студенческих семей.
-
Организация общественных детских садов для студенческих семей.
-
Организация консультативной медицинской помощи для детей студентов.
-
Отдых молодых семей в студенческом профилактории.
-
Освещение жизни студенческих семей в газете «Медицинский вестник», создание рубрики «Моя семья».
Профессиональное воспитание формирует профессионализм - комплексное качество, включающее:
- высокий уровень профессиональной деятельности,
- развитие личности в процессе осуществления труда,
- ее индивидуальный творческий вклад в профессию, в повышение престижа профессии врача в обществе.
В формировании профессионализма сливаются в единое целое два важнейших процесса, составляющих суть высшей школы, – обучение и воспитание студента, развитие его личности и подготовка профессионала высокого уровня.
Изменяющиеся условия деятельности врача ХХI века на основе бурного развития медико-биологической науки и информационных технологий, системного совершенствования практики здравоохранения и перехода к непрерывному типу медицинского образования требуют создания новой модели профессии врача. Ее основными компонентами являются:
-
владение здоровьекорригирующими, здоровьесберегающими, здоровьеприбавляющими технологиями, связанными с технизацией, биологизацией, экологизацией, химизацией, информатизацией, психологизацией деятельности врача, позволяющее осуществлять информированное партнерство «врач - больной»;
-
широкое профессиональное мышление врача, включающее клинический, профессионально-этический, экологический, генетический, информационно-технократический стили;
-
готовность к работе во всех учреждениях и организациях службы охраны здоровья: первичной медико-санитарной помощи, семейной медицины, специализированной медицинской помощи, центрах высоких медицинских технологий.
Для современного постиндустриального информационного общества необходима профессионально образованная и гармонично развитая личность, способная: адаптироваться в условиях реальной жизни в сложном динамичном мире; брать на себя ответственность за свои решения в условиях свободы выбора; ориентироваться и инициативно действовать в мобильном и многомерном обществе; распоряжаться своими знаниями во благо себе и другим.
Цель: комплексная подготовка студента к выполнению всесторонних профессиональных функций.
Задачи:
-
Овладение комплексом профессиональных медицинских знаний, умений и навыков на основе государственных образовательных стандартов.
-
Формирование передового типа мышления врача.
-
Воспитание нравственно-деонтологических качеств, чувства долга и ответственности.
-
Развитие познавательной активности, формирование культуры умственного труда.
Формы и методы:
-
Глубокое и всестороннее изучение теоретических, предклинических и клинических дисциплин.
-
Широкое внедрение типа развивающего обучения в учебный процесс кафедр и курсов.
-
Организация помощи студентам в усвоении специфики вузовского обучения. Введение электива «Учись эффективно учиться».
-
Проведение лекций по основам библиотековедения и библиографии.
-
Создание в библиотеке постоянно обновляющейся экспозиции новинок учебной литературы.
-
Работа Студенческого научного общества (Приложение 3).
-
Проведение ежегодной студенческой научной Пироговской конференции.
-
Участие студентов в научных конференциях, проводимых кафедрами.
-
Проведение олимпиад и конкурсов по предметам.
-
Пропаганда вклада ученых РГМУ в развитие медицины (выступления в газете, встречи со студентами и т.д.).
-
Проведение Дней кафедр.
-
Проведение расширенных заседаний кафедр совместно со студенческим активом.
-
Проведение Дней главных специалистов Комитета здравоохранения г. Москвы.
-
Организация встреч студентов с руководством и сотрудниками медицинских и научно-исследовательских учреждений г. Москвы.
-
Проведение Дней открытых дверей по факультетам.
-
Поощрение отличников и хорошо успевающих студентов.
-
Организация конкурса отличников на звание лауреата стипендии ректора РГМУ и других именных стипендий.
-
Проведение слета отличников.
-
Организация смотров-конкурсов на лучшую группу Университета. Регулярное освещение хода смотров-конкурсов в печати.
-
Работа старостатов по контролю и помощи плохо успевающим студентам.
-
Ознакомление в период производственной практики со структурами базовых учреждений, их задачами и конкретными формами работы.
-
Дежурства в больницах, участие в профилактических медицинских осмотрах школьников и взрослого населения.
-
Содействие в трудоустройстве выпускников Университета.
-
Создание студенческих медицинских отрядов для организации диспансеризации различных групп населения.
-
Участие в мероприятиях ассоциации студентов-медиков.
-
Работа в Московском хосписе №1.
Культурное развитие является обязательной составляющей всех структурных компонентов личности. Сегодня уровень культуры и образования населения - один из ключевых ресурсов национального совершенствования и успешной конкуренции страны на мировом рынке.
Будущий медик должен обладать не только профессиональной, но и общей культурой, определение которой дает В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Культура - обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вместо обрабатывать, возделывать, образовывать» [8]. Необходимо отметить, что понятие «культура» выступает как в широком, так и в узком смысле этого слова. Культура в широком смысле является интегративной характеристикой личности и включает все ее аспекты от мышления до деятельности. В этом случае можно говорить о сформированности профессиональной культуры, политической культуры, нравственного поведения, общедеятельностной культуры и т.д., что освещается в других разделах данной концепции воспитательной работы со студентами. Мы считаем правильным обратить внимание в этом аспекте на две составляющие общеличностной культуры: психолого-педагогическую и эстетическую культуру.
Базовым компонентом профессиональной культуры врача является психолого-педагогическая культура, включающая:
-
всесторонние психолого-педагогические знания,
-
гуманистические убеждения,
-
глубокое владение психолого-педагогическими методиками профессионального взаимодействия и воздействия на личность пациента.
Расширение психолого-педагогических функций врача связано с ростом социально-психологической напряженности в стране и мире, резким возрастанием психосоматических, нервно-психических, ятрогенных заболеваний, пограничных психических состояний человеческого организма, крайним следствием чего может являться увеличение суицидов в разном возрасте. Врач – почти единственный профессионал, обязанный взять на себя решение этих вопросов в процессе работы с пациентами. Врач должен уметь найти индивидуальный подход к больному, выбрать правильную тактику общения, мобилизовать не только его физические, но и психические возможности в борьбе против недуга, что позволит лечить не болезнь, а больного.
Врачу необходимо хорошо изучить основные отрасли психологии: общую, педагогическую, возрастную, социальную, медицинскую; овладеть методиками психодиагностики, психокоррекции, психотренинга, психоанализа; хорошо знать свой психический статус и грамотно оценить психический статус больного. И это особенно актуально сегодня, когда происходит процесс социализации профессии врача, то есть переход его деятельности из системы «человек – человек» в систему «человек – общество».
Эстетическая культура человека базируется на его способностях, интересах, стремлении к прекрасному и умению их реализовывать. Местонахождение медицинских вузов в крупных городах создает условия реализации эстетических потребностей и вкусов студентов через их приобщение к театрам, концертам, музеям и выставкам.
Важной составляющей гармоничного развития личности выступает сформированная эстетическая культура, включающая эстетическое сознание и эстетическую деятельность, а именно:
-
знание истории искусства, его основных направлений, творчества выдающихся мастеров, достижений современной культуры;
-
способность и умение эмоционально воспринимать явления жизни и искусства;
-
проявление творческих способностей и талантов в разных областях культуры и искусства.
Цель: создание оптимальных условий и педагогическая помощь в становлении и развитии психолого-педагогической и эстетической культуры студентов.
Задачи:
-
Психолого-педагогическое и эстетическое просвещение студентов.
-
Формирование психолого-педагогического и эстетического сознания юношей и девушек.
-
Педагогическая помощь в совершенствовании навыков межличностного и коллективного общения.
-
Воспитание эстетического вкуса.
-
Создание условий для творческого саморазвития личности.
-
Организация досуга и проведения свободного времени молодежи.
Формы и методы:
-
Изучение курсов философии, психологии и педагогики, медицинской психологии, культурологии.
-
Организация социально-психологической службы РГМУ.
-
Проведение конференций, диспутов, круглых столов по психолого-педагогической проблематике.
-
Организация психодиагностики, психотренингов студентов.
-
Создание клуба молодых преподавателей «Факел» и их работа со студентами.
-
Проведение тематических вечеров:
-
Новый год,
-
Татьянин день,
-
День первокурсника,
-
выпускные вечера и т.д.
-
Проведение конкурса "Мисс РГМУ".
-
Проведение конкурса художественной самодеятельности первокурсников «Алло, мы ищем таланты!»
-
Работа ДК «Медик».
-
Работа клуба команд КВН.
-
Проведение фотовыставок "Студенческая весна", "Летний отдых" и др.
-
Организация Клуба любителей русского языка и поэзии.
-
Организация встреч выпускников РГМУ «Возьмемся за руки, друзья!»
-
Организация ежегодных встреч выпускников Московского факультета.
-
Работа студенческого театра.
-
Регулярные экскурсии студентов в музеи, на выставки, знакомство с архитектурными и культурными памятниками столицы.
-
Организация посещения студентами театров и концертов.
-
Проведение встреч и организация тематических вечеров с участием деятелей культуры и искусства.
Экологическое образование осуществляет подготовку эколога в широком смысле этого слова – личность, обладающую: -
всесторонними экологическими знаниями,
-
сформированным типом экологического мышления,
-
способностью бороться за сохранение благоприятной природной и социальной среды.
Экологическая составляющая является важным структурным компонентом профессии врача, т.к. лечение человека, восстановление его здоровья требуют создания благоприятной экологической обстановки в обществе и природной среде. Эти вопросы врач должен решать в высшей степени профессионально: с использованием широких экологических знаний и практических умений определения приоритетов деятельности по защите человека и природной среды; с разработкой мер, направленных на уменьшение вредных воздействий; с построением оптимальных систем мониторинга состояния окружающей природной среды.
Позитивная региональная экология является важнейшим фактором, формирующим здоровье нации. Следовательно, профессиональная подготовка врача предполагает его подготовку к борьбе с двумя группами заболеваний, связанных с экологией: экологически обусловленных и экологически зависимых (Приложение 4).
Общественная активность врача может и должна проявляться в его активной борьбе специалиста за здоровую глобальную и региональную экологию.
Борьба за глобальную экологию начинается с улучшения экологической среды вуза, что каждый студент должен воспринимать как свою личную задачу.
Цель: подготовка врача к профессиональной борьбе с экологически зависимыми заболеваниями и за безопасную экологию.
Задачи:
-
Экологическое просвещение студентов.
-
Пропаганда и агитация за экологически здоровый образ жизни.
-
Подготовка к осуществлению профилактики экологически зависимых профессиональных заболеваний.
-
Формирование чувства ответственности за улучшение территориальной природной и социальной экологии.
-
Профессиональное участие студентов в совершенствовании территориальной природной и социальной экологии.
Формы и методы:
-
Изучение курсов гигиены и основ экологии человека, общественного здоровья и здравоохранения, биологии, биоэтики и т.д.
-
Усвоение в учебном процессе понятий «экология» и «экологические проблемы».
-
Участие в разработке и осуществлении экологических программ и проектов.
-
Подготовка и проведение теоретических и практических студенческих конференций по проблемам экологии человека.
-
Освоение форм и методов борьбы за здоровый образ жизни.
-
Осуществление мониторинга состояния окружающей среды.
-
Совершенствование экологической среды Университета, проведение дней экологии в РГМУ.
-
Озеленение территории Университета и кафедр.
-
Создание национальных двориков-ландшафтов различных стран на территории Университета и студенческого городка «Медик».
Нравственное воспитание формирует нравственность врача – важнейший способ нормативной регуляции поведения и сознания человека и профессионала во всех сферах общественной жизни: в труде, в науке, в быту. Принцип единства профессионального, гражданского и нравственного воспитания является основой комплексного подхода к всестороннему развитию личности. Сущность нравственной культуры определяется органическим единством этических знаний, моральных убеждений, способностей к нравственному поведению и активности их проявления в реальных условиях. Для успешной реализации целей нравственного развития личности необходимы два важнейших условия: постоянное образование студента и своевременное включение его в систему общественных, политических и нравственных отношений. Это дает возможность для проявления общественной активности и приобретения самостоятельного опыта реализации ведущих моральных качеств. Формирование моральных качеств является непременным условием подготовки человека к любой профессиональной деятельности, особенно деятельности специалиста-медика, работающего в системе «человек – человек» В медицинском вузе процесс нравственного воспитания осуществляется в
двух основных направлениях: нравственно-этическом и нравственно-деонтологическом. Основой профессиональной деонтологии врача являются общечеловеческие ценности, выражающиеся в таких личностных качествах, как гуманизм, милосердие, долг, готовность к самопожертвованию, любовь к профессии, осознанность профессионального выбора и ответственность, коммуникативная компетентность, уважение к людям, эмпатия.
Нравственные и профессиональные категории смыкаются в выполнении врачом профессионального долга, являющегося и правовой нормой по отношению к медицинским работникам.
Закрепление навыков профессионального и этического выбора – также важнейшая составляющая нравственно-гражданского воспитания.
Цель: формирование глубокой нравственной культуры личности, проявляющейся в повседневной жизни и врачебной деятельности, межличностном и профессиональном общении.
Задачи:
-
Освоение основ этических знаний.
-
Изучение истории и теории профессиональной биомедицинской этики.
-
Определение взаимозависимости морального сознания и врачебного профессионализма.
-
Раскрытие механизма взаимосвязи личности и общества, этики и науки, морали и религии.
-
Определение взаимозависимости морального сознания и здорового образа жизни.
-
Утверждение нравственных принципов в сознании и поведении студентов.
-
Создание условий нравственного выбора в процессе учебной и профессиональной практической деятельности.
Формы и методы:
-
Изучение курсов философии, культурологии, биомедицинской этики, истории медицины, психологии и педагогики.
-
Включение вопросов медицинской деонтологии в тематические планы лекций и практических занятий теоретических и клинических кафедр.
-
Регулярное проведение научно-практических университетских конференций «Этика и медицина: проблемы взаимодействия».
-
Расширение тематики научных студенческих работ по проблемам этических оснований врачебной деятельности, например:
-
философия любви,
-
эволюция философских взглядов на сущность медицины у врачей-философов,
-
проблема эвтаназии в истории философии,
-
альтруизм во врачебной деятельности,
-
эвтаназия – моральные, правовые и социальные аспекты,
-
анализ различных аспектов проблемы эвтаназии,
-
этика в медицине критических состояний,
-
демография: биоэтический аспект,
-
этические проблемы в трансплантологии,
-
биоэтические проблемы СПИДа,
-
проблема эвтаназии в мировых религиях,
-
биоэтическая проблема использования стволовых клеток,
-
проблема клонирования.
-
Закрепление студентами этических медицинских навыков в процессе прохождения врачебной практики.
-
Проведение выставок и подготовка обзоров литературы по проблемам этики и медицинской деонтологии в библиотеке РГМУ.
-
Публикация в газете «Медицинский вестник» материалов по вопросам врачебной этики и медицинской деонтологии.
-
Пропаганда здорового образа жизни (борьба с алкоголизмом, курением и наркоманией).
-
Создание условий для формирования благоприятного нравственного климата в студенческих группах.
-
Закрепление знаний, полученных по медицинской этике и деонтологии в процессе прохождения медсестринской и врачебной практики.
-
Заключение договора о сотрудничестве и организация шефства студентов РГМУ над пациентами Первого Московского хосписа.
-
Проведение занятий в Московском хосписе №1 по теме «Смерть и умирание. Проблемы эвтаназии».
-
Привлечение студентов к участию в волонтерском движении по уходу за пациентами в хосписе, за детьми-сиротами и т.д.
-
Проведение диспутов «Нравственность и мораль в современном обществе».
-
Изучение нравственных аспектов врачебной и научной деятельности выдающихся ученых-медиков. Проведение диспутов и круглых столов на эту тему.
-
Проведение конференций, диспутов, круглых столов на тему «Мораль и религия».
-
Клубные занятия по теме профессионального и бытового этикета.
Физическое воспитание направлено на развитие здоровой личности, для которой характерно состояние полного физического, психологического и социального благополучия, т.е. высокое качество жизни. Главным резервом здоровья человека является образ жизни, соединяющий человека с обществом, включающий его в систему общественных отношений, определяющий качество, уклад и стиль жизни.
Подготовка будущего врача предполагает не только организацию собственного здорового образа жизни, но и его становление как пропагандиста и проводника наряду с общей культурой, физической культурой, знаниями, умениями и навыками ведения здорового образа жизни.
Физическое здоровье является основой успешной личности:
-
планирующей свою жизненную карьеру,
-
соблюдающей гигиену тела,
-
имеющей высокую общую физическую подготовку,
-
осуществляющей рациональное сбалансированное питание и профилактику заболеваний,
-
реализующей сексуальную активность и психоэмоциональную регуляцию,
-
ведущей борьбу со стрессами и вредными привычками,
-
широко использующей здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии.
Цель: главным резервом укрепления здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, формирование здорового образа жизни - основная цель воспитания физически крепкого человека (Приложение 5).
Задачи:
-
Формирование взгляда на здоровье как на одну из главных жизненных ценностей.
-
Воспитание чувства долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих.
-
Формирование мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом.
-
Обеспечение возможностей для занятий физкультурой и спортом.
-
Обеспечение безопасной и здоровой среды обучения.
-
Организация работы по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения.
-
Обучение методам самоконтроля физической подготовки, физического развития и функционального состояния организма.
Формы и методы:
-
Изучение теоретических, методических и организационных основ физического воспитания и оздоровления в курсах реабилитации и спортивной медицины, физического воспитания, общественного здоровья и здравоохранения, гигиены и основ экологии человека.
-
Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.
-
Подготовка и чтение цикла лекций "Новая идеология воспитания врача как проводника здорового образа жизни".
-
Подготовка и проведение научно-практической конференции «Наркомания: причины и последствия».
-
Подготовка и чтение лекционного курса по истории Олимпийского движения и успехов российских спортсменов.
-
Регулярный мониторинг состояния здоровья студентов и студенческих коллективов.
-
Организация работы спортивных клубов и секций.
-
Организация встреч ректората с ведущими спортсменами Университета.
-
Систематическое привлечение контингента студентов РГМУ к занятиям физической культурой и спортом.
-
Проведение спортивно-патриотического праздника, посвященного Дню Победы.
-
Проведение турнира по сумо на кубок ректора РГМУ.
-
Организация выступлений сборных команд РГМУ на городских, всероссийских и международных соревнованиях.
-
Организация регулярных сборов для подготовки сборных команд на базе "Конаково".
-
Организация и проведение акции "День без сигареты".
-
Организация работы туристического клуба "Кукушка".
-
Организация отдыха студентов в период зимних и летних каникул на базе «Конаково» и других спортивных базах.
Поделитесь с Вашими друзьями: |