МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА»
|
УТВЕРЖДАЮ
|
|
Декан лечебного факультета
___________ / ______________/
подпись ФИО
|
«30» августа 2011 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПЕДИАТРИЯ»
Уровень ОПП: специалист
Направление подготовки (специальность): медицинская биофизика (060102)
Форма обучения: очная
Сроки освоения ОПП: 360часов (10зачетных единиц)
Факультет: медико-биологический
Кафедра детских болезней лечебного факультета
Декaн фaкyльтетa ______________ проф., д.м.н. Ю.В. Балякин
пoдпись
Зaвeдyющая кaфедpoй ______________ проф., д.м.н. С.С. Паунова
пoдпись
Москва 2011
Цель дисциплины – формирование у обучающихся теоретических и практических знаний, умений и навыков диагностики, лечебной тактики, диспансеризации, профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний у детей раннего и старшего возраста и оказание неотложной помощи в зависимости от нозологии заболевания.
Задачами освоения дисциплины являются:
-
Ознакомить студентов с историей педиатрии и организацией лечебно-профилактической помощи детям в РФ, структурой заболеваемости и детской смертностью;
-
Сформировать представление у студентов о профилактической направленности в педиатрии и навыков общения со здоровым и больным ребенком и его родителями с соблюдением деонтологических норм;
-
Изучить анатомо-физиологические особенности органов и систем у детей, особенности их иммунитета, метаболизма и физиологических констант в возрастном аспекте, влияние питания, условий жизни, болезней детского возраста на здоровье во взрослом периоде жизни человека;
-
Научить диагностике и принципам терапии наиболее часто встречающихся заболеваний раннего и старшего детского возраста, а так же состояний, угрожающих жизни ребенка, с использованием биохимических, биофизических и математических методов исследования на современном этапе развития медицины и фундаментальных наук.
В формировании умений:
1. Выделить основные симптомы и синдромы заболевания. Сформулировать предварительный диагноз. Составить план лабораторно-инструментального обследования больного. Уметь оценить результаты проведенного обследования и определить тактику (принципы) лечения.
2. Работать с научной литературой, обобщать и систематизировать научные данные, готовить обзоры по современным научным проблемам в области педиатрии.
В воспитании навыков:
Здорового образа жизни (исключение вредных привычек, профилактика ИППП и ВИЧ, приводящих к рождению детей с различными пороками развития и врожденными иммунодефицитами).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина «Педиатрия» изучается в 10 семестре, относится к циклу профессиональных дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования «медицинская биофизика».
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
-
в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык);
-
в цикле математических, естественно - научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, биофизика химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия человека, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, нормальная и патологическая физиология, патологическая анатомия, фармакология);
-
в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, медицинская генетика, пропедевтика внутренних болезней, терапия, общая хирургия, неврология, реанимация и интенсивная терапия).
Полученные знания по педиатрии необходимо учитывать при выяснении сути патологического процесса у взрослых больных, так как многие болезни взрослых имеют начало в различные периоды детского возраста —
внутренние болезни,
нервные болезни,
психиатрия,
клинико-лабораторная диагностика.
2.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
№
п/п
|
Номер/
индекс
компетенции
|
Содержание компетенции (или ее части)
|
Оценочные средства в результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
|
Оценочные средства
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
1
|
Ок 3
|
Способен и готов к использованию историко-медицинской терминологии
|
|
Х
|
|
|
2
|
Ок 5
|
способен и готов работать, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений
|
Х
|
|
|
|
4
|
Ок-11
|
способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдения правил врачебной этики, сохранения врачебной тайны;
|
|
Х
|
|
|
Профессиональные компетенции
| -
|
Пк-1
|
способен и готов анализировать результаты естественно-научных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований.;
|
Х
|
|
|
| -
|
Пк-10
|
способен и готов использовать алгоритм диагностики детских заболеваний, выполнять и интерпретировать результаты лабораторных, инструментальных и других методов диагностики ;
|
|
Х
| -
|
| -
|
Пк-14
|
способнен и готов на основании адекватно проведенного общего клинического, лабораторного и инструментального обследования установить и правильно сформулировать диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ);
|
|
Х
| -
|
|
4.
|
Пк-22
|
способен и готов анализировать состояние здоровья населения, пропагандировать здоровый образ жизни, объяснять действие на здоровье человека вредных привычек и экологических факторов, необходимость профилактики различных заболеваний, и занятий физической культурой;
|
Х
|
|
|
|
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр № 9
|
часов
|
1
|
2
|
3
|
Аудиторные занятия (всего)
|
72
|
72
|
В том числе:
|
-
|
-
|
Лекции (Л)
|
10
|
10
|
Практические занятия (ПЗ)
|
62
|
62
|
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)
|
36
|
36
|
Реферат (Реф)
|
14
|
14
|
Презентация
|
10
|
10
|
Графические работы
|
12
|
12
|
Вид промежуточной аттестации
|
зачет (З)
|
З
|
ИТОГО: Общая трудоемкость
|
Часов 108
|
108
|
зач. ед. 3
|
3
|
3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Содержание разделов учебной дисциплины
-
№ п/п
|
№ семестра
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Содержание раздела
в дидактических единицах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
9
|
Периоды детского возраста.
Физическое и нервно-психическое развитие детей.
|
Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке и ее место в системе общей медицины.
Развитие детей.
Периоды детского возраста. Их характеристика.
Возрастная динамика антропометрических, психомоторных. Показатели физического развития ребенка и их характеристика по возрастам. Показатели нервно-психического развития детей.
|
2.
|
9
|
Питания ребёнка до одного года и старше
|
Естественное вскармливание Состав молозива, переходного и зрелого женского молока. Прикорм и необходимсть введения его детям. Способы расчета объема пищи для детей перврго полугодия жизни.
Понятие о смешанном и искусственном вскармливании. Молочные смеси. Продукты для детского питания.
Питание здоровых детей старше одного года.
|
3.
|
9
|
Пищеварительная система
|
Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта у детей первого года жизни.
Острые расстройства пищеварения у детей.
Виды токсикоза и эксикоза и степени дегидратации. Методы диагностики. Принципы терапии. (0,5 ДЕ)
Хронические расстройства питания. Классификация дистрофий. Клинические проявления, диагностика . Диетотерапия.
Пилороспазм. Пилоростеноз. Методы диагностики. Принципы терапии. (0,5 ДЕ)
Синдром нарушенного кишечного всасывания (мальабсорбции).
Гастрит. Гастродуоденит. Язвенная болезнь у детей. Методы клинико-параклинической диагностики. Особенности течения. Дискинезии желчевыводящих путей.
|
4.
|
9
|
Гепатобилиарная система.
|
Билирубиновый обмен. Классификация желтух. Клиника, лабораторная диагностика принципы терапии. Гемолитическая болезнь новорожденных (причины, клиника, диагностика, лечение, профилактика).
|
5.
|
9
|
Особенности Р-Са обмена у детей . Рахит и рахитоподобные заболевания.
|
Краткие сведения об особенностях фосфорно-кальциевого обмена у детей.
Рахит. Этиология, патогенез, классификация, клинико-биохимическая характеристика болезни. Диагностика. Лечение рахита. Специфическая и неспецифическая профилактика у доношенных и недоношенных детей. (1 ДЕ) Спазмофилия, судорожный синдром как проявления гипокальциемии на фоне острого рахита (клинико-лабораторные особенности, неотложная помощь). Рахитоподобные заболевания. Понятие. (0,5 ДЕ)
|
6.
|
9
|
Дыхательная система
|
Анатомо-физиологические особенности системы дыхания. Особенности этапов дыхания.
Дыхательная недостаточность.
Бронхообструктивный синдром. Клиника. Диагностика. Лечение.
Острые пневмонии. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиническая картина. Диагностика. Принципы терапии. Особенности стафилакокковой пневмонии у детей. Принципы лечения.
|
7.
|
9
|
Сердечно-сосудистая система
|
Особенности внутриутробного кровообращения. Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов в возрастном аспекте. Функциональные показатели сердечно-сосудистой деятельности в различные периоды детства
Понятие о недостаточности кровообращения в детском возрасте. Врожденные и приобретенные кардиопатии у детей различного возраста. Врожденные пороки сердца: классификация, диагностика, современные методы лечения.
|
8.
|
9
|
Органы мочеобразования и мочеотделения
|
Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей у детей. Особенности реабсорбции в канальцах различных веществ и процесс созревания этой функции после рождения ребенка.
Гломерулонефрит острый и хронический. Клинические формы болезни. Диагностика. Принципы лечения. Острая и хроническая почечная недостаточность. (0,5 ДЕ)
Пиелонефрит. Клиника у детей. Понятие о первичном и вторичном пиелонефрите. Врожденные аномалии развития мочевых путей; дифференциальный диагноз. Диагностика. Принципы терапии.
Тубулопатии у детей. Клинико-морфологические формы. Лабораторная диагностика. Принципы терапии.
|
9.
|
9
|
Органы кроветворения
|
Особенности формулы белой крови детей. Свертываемость крови, длительность кровотечения, осмотическая резистентность эритроцитов. Краткие сведения об обмене железа и микроэлементов в организме.
Анемии. Классификация.
Дефицитные анемии. Клиника, гематологические показатели. Принципы терапии.
Гемолитические анемии. Диагностика. Клиника.
Геморрагические диатезы. Классификация. Клинико-лабораторная диагностика различных видов геморрагических диатезов у детей. Основные принципы терапии. (0,5 ДЕ)
Острый и хронический лейкоз у детей. Клинико-морфологические варианты заболевания. Диагностика. Принципы лечения.(0,5 ДЕ). Типы лейкемоидных реакций.
|
10.
|
9
|
Эндокринная система
|
Эндокринная система. Роль и значение коррелятивных соотношений функций отдельных эндокринных желез в различные периоды детского возраста.
Гипотиреоз, врожденная и приобретенная формы. Методы диагностики. Принципы лечения.
Тиреотоксикоз. Основные клинические проявления. Лабораторная, радиоизотопная и инструментальная диагностика в дифференциальном диагнозе патологии щитовидной железы у детей.
Аутоиммунный тиреоидит (Хашимото). Клинка. Диагностика. Лечение.
СД типа 1. Генетика. Патогенез, клиника, диагностика. Принципы терапии.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |