Рабочая программа учебной дисциплины клиническая фармакология



Скачать 362.22 Kb.
страница1/4
Дата01.05.2016
Размер362.22 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИй медицинский университет им. Н.и.ПИРОГОВА»





УТВЕРЖДАЮ



Декан


Лечебного факультета

_________________ / Буромский И.В./

подпись ФИО





« » _________ 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

__________________________________________________________________

(наименование учебной дисциплины)

Специальность: 060101 лечебное дело
Форма обучения: очная, очно-заочная

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)


Продолжительность обучения: 6 лет (очная), 7 лет (очно-заочная)

(нормативный срок обучения)



l. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Индивидуализация выбора фармакотерапии на основе знания фармакодинамики, фармакокинетики, основ доказательной медицины, взаимодействия и нежелательных эффектов лекарств, в одной стороны, и формы, тяжести, особенностей течения заболевания, с другой стороны.


1.2. ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент приобретает знания об основных разделах клинической фармакологии, её понятиях, терминах и принципах; клинико-фармакологической характеристике основных групп лекарственных препаратов; рациональном выборе конкретных лекарственных средств для лечения основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний.


1.3. ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен уметь назначить и обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

Общая нагрузка: очное обучение - 136 часа, аудиторных – 76 часов,

для самостоятельной работы – 60 часов

очно-заочное обучение - 86 час, аудиторных – 76 часов,

для самостоятельной работы – 10 часов.



Лекции по клинической фармакологии

N

Темы

Кол-во часов

1.

Основные понятия фармакодинамики и фармакокинетики.

4

2.

Побочные эффекты лекарственных препаратов.

3

3.

Взаимодействие лекарственных препаратов.

3

4.

Клиническая фармакология антиаритмических препаратов.

3

5.

Лечение бронхообструктивного синдрома.

3

6-7.

Клиническая фармакология антибактериальных препаратов (2 части).

6

8.

Клиническая фармакология антитромботических препаратов.

3

9.

Клиническая фармакология глюкокортикоидов.

3




Всего__28____Практические_занятия_по_клинической_фармакологии'>Всего

28



Практические занятия по клинической фармакологии

N

Темы

Кол-во часов

1.

Основные понятия фармакодинамики и фармакокинетики. Алгоритм выбора лекарственных препаратов.

3,6

2.

Выбор лекарственной терапии при стенокардии напряжения.

4,6

3.

Выбор лекарственной терапии при гипертонической болезни

4,6

4.

Выбор лекарственной терапии при сердечной недостаточности.

4,6

5.

Выбор лекарственной терапии при лечении бронхообструктивного синдрома.

4,6

6.

Клиническая фармакология антибактериальных препаратов.

4,6

7.

Выбор антибактериальной терапии при инфекционных процессах различной локализации.

4,6

8.

Выбор лекарственной терапии при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

4,6

9.

Клиническая фармакология противовоспалительных препаратов.

4,6

10.

Разбор клинико-фармакологических карт. Зачет

7,6




Всего

48


Самостоятельная работа студентов по клинической фармакологии




Тема

дневное отд.

(часы)


вечернее отд.

(часы)


1.

Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных средств. Фармаконадзор. Основы фармакогенетики.

6




2.

Выбор лекарственной терапии при ИБС.

6

2

3.

Выбор лекарственной терапии при артериальной гипертонии.

6

4.

Выбор лекарственной терапии при хронической сердечной недостаточности.

6

5.

Выбор лекарственной терапии при лечении бронхообструктивного синдрома.

6

2

6.

Выбор антибактериальной терапии при инфекциях верхних и нижних дыхатель-ных путей

6

4

7.

Выбор антибактериальной терапии при мочевой инфекции

6

8.

Выбор антибактериальной терапии при инфекцион-ном эндокардите.

6

9.

Выбор лекарственной терапии при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

6

2

10.

Клиническая фармакология нестероид-ных противовоспалительных препаратов. Особенности выбора препаратов.

6







Всего

60

10

ТЕМАТИЧЕСКОЙ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1.

Основные понятия фармакодинамики и фармакокинетики. Алгоритм выбора лекарственных препаратов. Краткое содержание.

Цель: На основе знаний фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных препаратов и принципов доказательной медицины с учетом патофизиологических механизмов патологических состояний научить студентов проводить выбор рациональной фармакотерапии.

На занятии по данной теме основное внимание уделяется значению основных понятий фармакодинамики и фармакокинетики для выбора лекарственной терапии. Со студентами обсуждается алгоритм выбора фармакотерапии, состоящий из 4-х этапов.

1. Выбор круга препаратов, показанных при данном заболевании, (синдроме) с учетом:

а) этиологии и патогенеза болезни (синдрома)

б) механизма действия препаратов.

2. Сужение круга выбранных препаратов с учетом: возраста, сопутствующей патологии, аллергологического анамнеза, показателей исходной гемодинамики и т.д.

3. Окончательный выбор 1-2 препаратов, определение пути введения, режима и дозы на основании знания фармакокинетики препаратов и с учетом тяжести состояния больного.

4. Выбор критерий и сроков для оценки эффективности и безопасность проводимой терапии.

Далее обсуждаются принципы комбинированной терапии с учетом взаимодействия лекарственных препаратов.

За время пребывания на цикле студенты ежедневно проводят курацию одного тематического больного, осуществляют экспертную оценку назначенного лечения, оценивают его эффективность и безопасность. По результатам работы оформляется клинико-фармакологическая карта, которую студент защищает во время зачета.
ТЕМА 2.

Выбор антиангинальной терапии при стенокардии напряжения.

Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии антиангинальных препаратов, достижений доказательной медицины проводить рациональный выбор терапии при стенокардии напряжения.

Патофизиологические механизмы стенокардии как основа применения антиангинальных препаратовв. Классификация антиангинальных препаратов, основные вопросы фармакодинамики и фармакокинетики. Основные классы препаратов для лечения ИБС. Вопросы дифференцированного выбора с учетом тяжести стенокардии, показателей исходной гемодинамики, сопутствующих заболеваний. Принципы лечения стабильной стенокардии и ИБС. Вопросы оценки эффективности антиангинальной терапии.
ТЕМА 3.

Выбор лекарственной терапии при артериальной гипертонии.

Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии гипотензивных препаратов, достижений доказательной медицины проводить рациональный выбор фармакотерапии при артериальной гипертонии.

Современный патогенез эссенциальной артериальной гипертензии. Основные и дополнительные классы гипотензивных средств с позиции доказательной медицины. Фармакодинамика и фармакокинетика гипотензивных препаратов. Вопросы дифференцированного выбора гипотензивных препаратов с учетом типа гемодинамики, активности ренин-ангиотензин-альдостероновой системы, поражения органов-мишеней (сердце, почки, сосуды) и ассоциируемых клинических состояний. Принципы фармакотерапии АГ, рациональные комбинации гипотензивных препаратов. ЛС для лечения гипертонических кризов. Критерии и сроки оценки эффективности гипотензивной терапии.
ТЕМА 4.

Выбор лекарственной терапии при хронической сердечной недостаточности.

Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии сердечно-сосудистых препаратов и принципов доказательной медицины проводить выбор фармакотерапии при сердечной недостаточности.

Патогенез развития хронической сердечной недостаточности как основа патогенетического применения фармакологических средств. Основные, дополнительные и вспомогательные классы препаратов для лечения ХСН с позиции доказательной медицины. Принципы дифференцированного лечения. Фармакодинамика и фармакокинетика сердечных гликозидов, диуретиков и др. средств для лечения ХСН. Принципы дозирования, контроль эффективности и безопасности лечения ХСН. Особенности фармакотерапии острой сердечной недостаточности.
ТЕМА 5.

Выбор лекарственной терапии при лечении бронхообструктивного синдрома.

Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии препаратов, влияющих на бронхиальную проходимость и прогноз заболевания, проводить выбор фармакотерапии при бронхообструктивном синдроме.

Механизм нарушения бронхиальной проводимости как основа применения мембраностабилизаторов, бронходилятаторов и муколитиков. Классификация бронходилятаторов. Принципы выбора препарата, определение путей введения и рационального режима дозирования препаратов с учетом степени и уровня бронхоспазма, показателей центральной гемодинамики, данных фармакокинетики. Ступенчатый подход выбора лекарственных средств при бронхиальной астме. Лечение астматического статуса. Побочные реакции и лекарственные взаимодействия. Методы оценки эффективности и безопасности.
ТЕМА 6-7.

Клиническая фармакология антибактериальных препаратов. Выбор антибактериальной терапии при инфекционных процессах различной локализации.

Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии антибактериальных препаратов проводить рациональный выбор фармакотерапии при инфекциях респираторной системы, мочевой системы, инфекционном эндокардите.

Классификация и точка приложения антибактериальных средств. Алгоритм рационального выбора и определение режима дозирования антимикробного препарата в зависимости от вида возбудителя заболевания, его чувствительности, локализации очага воспаления, особенностей формирования микробной устойчивости и клинической фармакологии препаратов. Коррекция антибактериальной терапии при хронической почечной и печеночной недостаточности. Побочные эффекты и возможные лекарственные взаимодействия. Оценка эффективности и безопасности антимикробной терапии.
ТЕМА 8.

Выбор лекарственной терапии при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии препаратов, влияющих на кислотность и Н. pylori проводить выбор фармакотерапии при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Патофизиологические механизмы развития пептических язв как основа выбора антисекреторных препаратов. Значение Н. рylori в этиологии и патогенезе язвообразования. Классификация противоязвенных препаратов. Фармакодинамика, фармакокинетика. Принципы выбора препаратов, определение путей введения и рационального режима дозирования с учетом степени и типа нарушения желудочной секреции. Принципы лечения язвенной болезни, диспепсии, гастро-эзофагеальной рефлюксной болезни. Схемы эрадикационной терапии Н. pylori. Побочные эффекты и возможные лекарственные взаимодействия. Методы оценка эффективности и безопасности.
ТЕМА 9.

Клиническая фармакология противовоспалительных препаратов.

Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии противовоспалительных препаратов проводить выбор фармакотерапии при острых и хронических воспалительных процессах.

Классификация стероидных и нестероидных противовоспалительных препаратов. Основные механизмы противовоспалительного, жаропонижающего и анальгезирующего действия. Принципы выбора и определение режима дозирования противовоспалительных средств с учетом особенностей воспалительного процесса: локализации, интенсивности, состояния ЖКТ, системы кровообращения; фармакокинетики лекарственного препарата. Основные принципы лечения ревматических болезней. Диагностика, коррекция и профилактика побочных эффектов. Вопросы лекарственного взаимодействия. Методы оценки эффективности и безопасности.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 10.

Промежуточная аттестация (зачет).

Цель: закрепление полученных знаний и навыков рационального выбора и оценки эффективности лекарственной терапии.

Проводится тестовый контроль знаний, сдача практических навыков, собеседование по результатам подготовки клинико-фармакологической карты курируемого пациента ( см. Приложение 1).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
Цель: приобретение знаний по выбору лекарственных средств для проведения рациональной эффективной и безопасной фармакотерапии по нозологиям основного курса.

Задачи:


  • Изучить имеющиеся научные данные по разделам общей и частной клинической фармакологии классов препаратов, алгоритмы выбора и принципы фармакотерапии заболеваний и синдромов основного курса по клинической фармакологии с позиций доказательной медицины.

  • Закрепить знания о фармакодинамике и фармакокинетике лекарственных средств, методах оценки эффективности и безопасности при проведении фармакотерапии по нозологиям основного курса.

  • Отработать знания и умения, необходимые для проведения эффективной фармакотерапии, а также адекватных методов контроля по нозологиям основного курса.

  • Закрепить подход к рациональному выбору лекарственных средств при проведении фармакотерапии на основе принципов доказательной медицины по нозологиям основного курса.

Требования к уровню освоения: студент должен знать клинико-фармакологическую характеристику лекарственных средств и принципы их выбора при заболеваниях и синдромах основного курса; студент должен уметь проводить фармакотерапию основных нозологий с оценкой эффективности и безопасности; студент должен иметь представление по современным вопросам фармакогенетики, фармакоэкономики, этическим аспектам применения ЛС, принципам доказательной медицины в области рационального выбора ЛС. Для освоения навыков студент готовит клинико-фармакологическую карту курируемого пациента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ
Основная:

1. Ю.Б.Белоусов. Клиническая фармакология и фармакотерапия (3-е издание). /М., МИА, 2010 г.

2. Общие вопросы клинической фармакологии (учебное пособие). Под ред. Белоусова Ю.Б., Леоновой М.В. / М., РГМУ 2010 г

3. Клиническая фармакология кардиоваскулярных препаратов (учебное пособие в 2-х частях). Под ред. Белоусова Ю.Б., Леоновой М.В. / М., РГМУ 2009 г, 2013 г.

4. Клиническая фармакология антибактериальных, противовоспалительных средств и кортикостероидов (учебное пособие). Под ред. Белоусова Ю.Б., Леоновой М.В. / М., РГМУ 2012 г


Каталог: fileadmin -> rsmu -> img
img -> Основные направления научной деятельности
img -> Основные результаты научной деятельности
img -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биохимия»
img -> Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
img -> Программа по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений
img -> Примерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся по специальностям
img -> Рабочая программа учебной дисциплины «неврология и нейрохирургия»
img -> Вопросы по внутренним болезням, входящие в билеты по переводным экзаменам на 4 курсе дневного и 5 курсе вечернего отделений. Болезни сердечно – сосудистой системы
img -> Лекция «психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
img -> Вопросы к экзамену по терапии (разделам гастроэнтерологии и пульмонологии) 2015-2016г

Скачать 362.22 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница