Рабочая программа преподавания учебной дисциплины «акушерство»



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.7 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
c:\users\zabid\desktop\акушерство геникалогии\скан\безимени-8.jpgc:\users\zabid\desktop\акушерство геникалогии\скан\безимени-9.jpg


Пояснительная записка

Данная рабочая программа преподавания учебной дисциплины «акушерство» для студентов стоматологического факультета Дагестанской государственной медицинской академии разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего образования (ВО) по специальности Стоматология (31.05.03) и типовой учебной программы по акушерству.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АКУШЕРСТВУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ Стоматолгического ФАКУЛЬТЕТА

Студент-стоматолог изучает акушерство, уже имея объем знаний по своей специальности, теоретическую и практическую подготовку по терапии и хирургии. При изучении акушерства особое внимание обращается на роль стоматолога в профилактике стоматологических заболеваний у женщин, влияние течения беременности и родов на развитие патологии зубочелюстной системы у детей, значение одонтогенной инфекции в развитии гнойно-септических осложнений у беременных и родильниц.

Врачу-стоматологу в своей практической деятельности постоянно приходится сталкиваться с заболеваниями полости рта, имеющими дисгормональное происхождение и поэтому диагностика и лечение этих заболеваний требуют знания акушерства и гинекологии.

Уметь оказывать помощь при неотложных состояниях должен врач любой специальности, особенно это важно в акушерстве, где от быстроты и умения врача зависят жизнь матери и плода.

Дисциплина акушерство и гинекология является клинической дисциплиной и предназначена для решения задач по первичному обследованию женщин с физиологическим и патологическим течением беременности, постановке предварительного диагноза, оказанию им первичной экстренной помощи и проведению реабилитационных мероприятий.

В связи с этим настоящая программа определяет объем знаний по акушерству, необходимых врачу, оканчивающему стоматологический факультет.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Цель преподавания дисциплины - подготовка врача-стоматолога, способного оказывать помощь при родовспоможении, и ориентироваться в клинических симптомах акушерско-гинекологических заболеваний для своевременного направления пациентки с целью оказания специализированной медицинской помощи.

Задачи преподавания дисциплины: - формирование у студентов понятий об изменениях в организме беременной женщины, о влиянии течения беременности на стоматологический статус женщин, о значении одонтогенной инфекции в развитии гнойно-септических осложнений у беременных, рожениц и родильниц, а также влиянии гормональных нарушений в организме женщины на состояние зубочелюстной системы при различных гинекологических заболеваниях.

- формирование у студентов умений по проведению профилактических мероприятий при наличии факторов риска стоматологического здоровья у женщин;

- обучение студентов правильной постановке предварительного диагноза у женщин и направлению женщин на обследование;

- обучение студентов лечению стоматологических заболеваний с учетом акушерско-гинекологического статуса при наличии сопутствующей акушерской и гинекологической патологии;

- обучение студентов диагностике неотложных состояниях в акушерско-гинекологической практике;

- обучение студентов оказанию неотложной помощи беременным, роженицам, родильницам.



В результате изучения курса по акушерству студенты должны

знать:

- методы диагностики беременности, клинические проявления беременности с помощью лабораторных и инструментальных методов исследования;

- способы определения сроков беременности, даты родов, дородового отпуска;

- определение критических сроков беременности, этапы развития эмбриона/плода;

- об изменениях, происходящих в организме женщины во время беременности;

- об осложненном течении беременности (ранний токсикоз, гестоз, анемия, инфекции);

- определение уровня потребности в стоматологической помощи во время беременности;

- об особенностях течения стоматологических заболеваний во время беременности;

- об изменениях в полости рта у женщины во время беременности;

- об изменениях в зубо-челюстной системе женщин при эстрогендефицитных состояниях;

- о факторах, влияющих на стоматологическое здоровье женщин во время беременности;

- об изменении общего и местного иммунитета в полости рта у беременных женщин при гестозе и влиянии на стоматологический статус женщины и состояние плода;

- о формировании зубо-челюстной системы плода,

- об изменении минерального обмена во время беременности и влиянии на состояние зубочелюстной системы женщины и развитие зубочелюстной и костной систем плода;

- о характере повреждающего действия лекарственных препаратов в антенатальном периоде;

- о способах применения местных анестетиков, общего наркоза при беременности;

- об объемах стоматологических вмешательств в различные сроки беременности;

- о состоянии тканей пародонта при эстрогендефицитных состояниях у женщин.



Уметь:

- проводить с больными и беременными женщинами и их родственниками профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды; пропагандировать здоровый образ жизни;

- анализировать и оценивать влияние факторов образа жизни, окружающей среды состояние здоровья женщин и организацию акушерско-гинекологической помощи;

- направить беременных женщин на проведение стоматологических профилактических процедур;

- использовать полученные знания по акушерству и гинекологии при стоматологическом обследовании беременных, кормящих женщин и гинекологических больных;

- правильно и своевременно проводить профилактику, диагностику и лечение кариеса, гингивита, пародонтита у беременных и кормящих женщин;

- учитывать факторы неблагоприятного воздействия стоматологических вмешательств на состояние матери и плода;

- при проведении стоматологического лечения учитывать гормональный статус и сопутствующую гинекологическую патологию в различные периоды жизни женщины;

- обучать беременных, кормящих женщин рациональной гигиене полости рта;

- собрать акушерско-гинекологической анамнез пациентки, включая данные о состоянии полости рта и зубов;

- провести объективное обследование пациентки (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение характеристик пульса, частоты дыхания и т.п.), направить её на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам;

- вести медицинскую документацию;

- формировать группы риска среди женщин с учетом гормонального фона;

- проводить первичную стоматологическую профилактику у женщин различных возрастных категорий;

- дать рекомендации по питанию беременных и кормящих женщин с учетом изменения минерального обмена во время беременности и в период грудного вскармливания;

- оказать неотложную помощь при родах;

- проводить пропаганду грудного вскармливания с целью общего благоприятного воздействия на рост и развитие новорожденного и правильного формирования у него зубочелюстной системы.

студент должен обладать навыками:

- методами определения общего состояния беременной с учетом анамнеза, течения беременности до оказания ей стоматологической помощи;

- методами оказания первой догоспитальной помощи при неотложных состояниях у беременных (преэклампсия, кровотечение);

- методами организации диспансерного наблюдения за беременной в стоматологическом кабинете женской консультации;

- проведением санитарно-просветительной работы среди беременных женщин по профилактике кариеса, заболеваний пародонта, одонтогенной инфекции, ортодонтических нарушений у детей;

- методами оказания помощи в экстренных ситуациях беременным и гинекологическим больным;

- методами оказания помощи при родах и в послеродовом периоде.

- методами обучения пациентов правилам медицинского поведения и гигиене полости рта.

1.2. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:

История философских учений: этика и деонтология в акушерстве и гинекологии, мировоззрение и медицина, законы диалектического материализма в медицине.

Анатомия: Анатомия малого и большого таза, возрастные особенности. Патологические формы тазов.

Гистология: эмбриогенез тканей и систем органов у плода.

Нормальная физиология: Регуляция кровообращения и гемопоэз у беременных. Механизм поддержки постоянства внутренней среды у беременных женщин.

Биология: генетика, паразитология. Человек и биосфера. Взаимосвязь экономического равновесия и здоровья матерей и их детей. Загрязнение атмосферы и гидросферы и их биологические последствия. Вопросы клинической генетики: наследование пола, группы крови и резус - фактора, врожденных и наследственных заболеваний.

Микробиология: вирусология, бактериология. Микст- инфекция. Значение микроорганизмов в развитии специфической и неспецифической инфекции гениталий.

Гигиена: Особенности рационального питания беременных, роль его в профилактике анемий алиментарного происхождения.

Биохимия: Изменения биохимических показателей при нормальной и патологической беременности.

Общая химия: минеральный состав плода и новорожденного, потребность в химических элементах, применение химических веществ в качестве лечебных средств в акушерстве, токсичность некоторых химических элементов для плода.

Физика с высшей математикой, информатикой, медицинской техникой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получающих отображение в медицине.

Патологическая физиология: вопросы патогенеза заболеваний, Современная схема кроветворения, особенности его при беременности. Патогенез анемий беременных, влияние на плод. Иммунологический конфликт.

Патологическая анатомия: морфологические изменения при заболеваниях гениталий.

Фармакология: Особенности фармакотерапии беременных, плодов и новорожденных.

Общественное здоровье и здравоохранение: история акушерства и гинекологии, перенатальная и материнская заболеваемость, летальность, смертность, статистические показатели в акушерстве и гинекологии, государственная система организации охраны
здоровья матери и ребенка, программа ВОЗ по улучшению здоровья матери и ребенка. Состояние здоровья женского населения и перспективы развития здравоохранения в стране и за рубежом. Организация медицинской помощи женщинам в различные возрастные периоды жизни. Формирование здорового образа жизни.

Пропедевтика внутренних болезней: анамнез и методика обследования больной, семиотика, этиопатогенез и клиника основных заболеваний, Экстрагенитальная патология и беременность. Влияние соматических заболеваний на беременность плод.

Хирургия: асептика и антисептика, гемотрансфузиология, хирургические заболевания. Геморрагический шок, его диаграмма.

Реаниматология и анестезиология: оказание неотложной и реанимационной помощи при жизнеугрожающих состояниях.

Рентгенология и радиология: вопросы рентгенологии и радиологии женской половой сферы.

1.3. Формы организации обучения и виды контроля:

Программа обучения по дисциплине «Акушерство» для студентов 3 курса стоматологического факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение двух семестров и включает в себя 10 лекций (21 час в V, VI семестре), 51 час аудиторной практической подготовки (V, VI семестры) и 36 часов внеаудиторной самостоятельной работы (всего 108 часов).

Лекционный курс читается профессором и доцентами кафедры и освещает наиболее важные разделы дисциплины. На лекциях демонстрируются клинические случаи, применяются современные информационные технологии и технические средства обучения.

Практические занятия проводятся всеми категориями профессорско-преподавательского состава с учетом сложности программы и опыта преподавателей кафедры. Количество студентов в клинической группе составляет 12-14 человек.

В ходе практического занятия студенты, самостоятельно и при участии преподавателя, решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых практических умений, отчитываются за проделанную работу. На кафедре установлена система учета знаний студентов – ежедневное тестирование и опрос, конечный контроль знаний (решение ситуационных задач), зачеты, УИРС, итоговое тестирование.

Работа на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов. По результатам учебной деятельности, студенты в соответствии с набранными баллами, по решению коллектива кафедры, могут освобождаться от проведения промежуточной аттестации (зачета).

Для решения задач образовательного процесса на кафедре имеется учебно-методический комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, учебно-методические пособия для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, сборники тестов, эталонов, ситуационных задач, перечень практических навыков, тем УИРС, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Самостоятельная работа студентов заключается в углубленном изучении теоретических вопросов по различным разделам акушерства и гинекологии и в совершенствовании практических навыков, осуществляемых под контролем консультантов – дежурных преподавателей, аспирантов, клинических ординаторов. Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на формирование у студентов основ врачебной этики и деонтологии, коммуникабельности, обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, умению вести себя с пациентками, сокурсниками, старшими, бережного отношения к инвентарю.



2. Содержание дисциплины:

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Факультет

Семестр

Количество

Часов

Лекции

Практические занятия

Самосто -

ятельная

работа

Стоматологический

V

55

11

26

18

VI

53

10

25

18

Всего




108

21

51

36

Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Хроническая сердечная недостаточность и депрессия у лиц пожилого возраста
files -> Ирвин Ялом Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы
files -> Оценка элементного статуса в определении нутриентной обеспеченности организма. Значение нарушений элементного статуса при различной патологии
files -> Проблема безопасности продуктов питания
files -> Примерная программа профессионального модуля
files -> Бета-адреноблокаторы в терапии артериальной гипертензии// Лечащий врач. 2015. № С. 12-14
files -> Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «научная медицинская библиотека»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница