ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО СПЕЦИФИЧЕСКОЙ
ИНДИКАЦИИ И ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ОСОБО ОПАСНЫХ
И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ИНФЕКЦИЙ Введение В настоящее время подготовка медицинских работников по вопросам специфической индикации возбудителей особо опасных инфекций (ООИ) осуществляется в нашей стране довольно широко. Это определяется той большой ролью, которую играет индикация в системе профилактических мероприятий.
Широко осуществляется в нашей стране и обучение медицинских работников лабораторной диагностике особо опасных инфекций. Однако методической литературы по вопросам организации и методики проведения этих занятий почти нет.
Настоящие Методические рекомендации ставят своей целью дать в руки специалистов, осуществляющих подготовку медицинских работников на различных учебных базах (в институтах усовершенствования врачей, противочумных учреждениях, в отделах особо опасных инфекций республиканских, краевых и областных санитарно-эпидемиологических станций и других учреждений), основные материалы для организации и проведения занятий по специфической индикации и лабораторной диагностике особо опасных инфекционных заболеваний и глубоких микозов. Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ 1. Виды подготовки и подбор контингента слушателей Подготовка медицинских работников по индикации и лабораторной диагностике ООИ может вестись на курсах различной продолжительности, семинарах, а также путем инструктажей уже подготовленных ранее специалистов по отдельным узким вопросам.
Курсы и семинары необходимо проводить по программам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР или министерствами здравоохранения союзных республик, что позволит вести подготовку более полноценно и унифицированно. Однако в отдельных случаях, если необходимо провести семинар по какому-то новому или частному вопросу, знание которого необходимо определенному, относительно небольшому контингенту медицинских работников, специалисты учебной базы, на которой будут вестись занятия, могут сами составить программу семинара. Эта программа должна быть обсуждена специалистами учреждения, где находится учебная база, и утверждена его руководителем.
Важным для эффективной подготовки является правильный подбор контингента слушателей курсов и семинаров. Он должен быть по возможности однородным. Так, врачей и средних медицинских работников, за редким исключением, следует обучать раздельно. Бактериологов следует обучать отдельно от эпидемиологов, врачей-инфекционистов - отдельно от бактериологов и эпидемиологов, отдельно следует обучать и микологов и т.д.
Число слушателей, одновременно обучаемых на курсах и семинарах, может быть различным и будет зависеть в основном от возможностей (мощности) учебной базы. Однако нежелательно, чтобы оно было меньше 5 человек, особенно при подготовке по индикации патогенных микроорганизмов, поскольку в этом случае не представляется возможным эффективно провести ряд занятий, например учение по отбору проб для индикации, сортировке и подготовке проб к исследованию, по решению задач по индикации и т.п. Кроме того, одновременная подготовка всего по одному - два человека, как это бывает в ряде отделов ООИ областных СЭС, отнимает очень много времени у работников этих учреждений, лишает их возможности выполнять другую необходимую работу, затягивает сроки подготовки нуждающихся в этом специалистов и экономически крайне невыгодна. 2. Общая организация подготовки Если подготовка на курсах и семинарах проводится не в специальном учебном заведении, а в одном из медицинских учреждений (например, в ОблСЭС), то для этой подготовки выделяются преподаватели из числа наиболее опытных специалистов, знающих данные разделы работы, а также обслуживающий персонал (лаборанты, препараторы, санитарки). Для проведения занятий можно привлекать и специалистов других учреждений.
Для предупреждения возможного срыва занятий ввиду болезни или выезда преподавателя весьма желательно по каждой теме иметь основного лектора и дублера.
Для проведения практических занятий необходим один преподаватель на 5, максимум 7 слушателей.
Занятия должны проводиться по расписанию, которое составляется заранее на каждую неделю (при длительности семинара не более 10 дней расписание может быть составлено на весь срок работы) и вывешивается в помещении, где проводятся занятия. Один экземпляр расписания дается лицу, осуществляющему подготовку всего необходимого для работы.
В расписании должны быть указаны все разделы теоретических и практических занятий, которые будут проведены со слушателями, а также фамилии преподавателей, ведущих занятия, и отведенное на каждое занятие время (Приложение 3).
При составлении расписаний следует по возможности соблюдать следующие условия:
1) последовательность в освоении материала, переход от общих вопросов к частным;
2) примерно 1/3 занятий должен составлять теоретический курс и 2/3 - практика;
3) чтение лекций должно предшествовать практическим занятиям по данному разделу (желательно, чтобы лекции читались в тот же день или накануне проведения практических занятий);
4) лекции лучше читать в начале рабочего дня, а практические занятия проводить после лекции, если это возможно по ходу лабораторных исследований;
5) одновременно должно изучаться не более одного раздела программы. Это особенно касается практических занятий.
Допускается начинать изучение последующего раздела в конце срока изучения предыдущего раздела программы.
В лекциях следует излагать основные данные по изучаемому вопросу, принципиальные положения, основы методов лабораторной диагностики и индикации <*>. Детали методов исследования даются в объяснениях к практическим занятиям. Лекции целесообразно сопровождать демонстрацией наглядных пособий.
--------------------------------
<*> Здесь и далее по тексту имеется в виду специфическая индикация. Желательно, чтобы лекции предварительно апробировались и выборочно рецензировались.
При чтении лекции преподаватель должен учитывать контингент слушателей как по роду их специальности, так и по уровню подготовки.
При всех видах подготовки медицинских работников по вопросам индикации и лабораторной диагностики особо опасных инфекционных заболеваний большое внимание следует уделять обучению слушателей режиму работу (технике безопасности) с возбудителями ООИ и материалом, подозрительным на зараженность ими. Это возможно только в том случае, если на учебной базе будут созданы условия, обеспечивающие выполнение режима, и весь обслуживающий персонал будет строго выполнять режимные требования.
При подготовке медицинских работников на курсах и семинарах необходимо вести соответствующую документацию (Приложение 2). Необходимо также иметь утвержденный руководителем учреждения список лекторов и их дублеров и специалистов, ведущих те или иные разделы практических занятий. Эти документы, а также тетрадь (листы) для записи измерения температуры слушателей должны храниться в архиве учреждения.
После окончания курсов слушателям выдаются удостоверения, а по окончании семинаров - справки. На выдачу удостоверений должны составляться ведомости.
Проведение инструктажей также должно быть документировано записями в специальном журнале с подписями проинструктированного специалиста и лица, осуществляющего инструктаж.
Время начала и окончания занятий на курсах и семинарах отражается в приказах по учреждению, на базе которого проводится учебное мероприятие. 3. Помещение и оборудование Помещение, где проводится подготовка медицинских работников по индикации и лабораторной диагностике ООИ, должно обеспечивать возможность соблюдения режима работы с возбудителями особо опасных инфекций; как минимум, иметь место для снятия личной одежды и надевания спецодежды (санпропускник), комнату для проведения практических занятий, комнату для чтения лекций <*>, комнату для подготовки всего необходимого для обеспечения практических занятий с боксом для разливки питательных сред и помещение для работы с зараженными животными.
--------------------------------
<*> При отсутствии такой возможности читать лекции можно в том же помещении, где проводятся практические занятия, но при соблюдении определенных условий (см. раздел 2). Помещения, в которых проводятся занятия, должны быть светлыми, чистыми, хорошо вентилируемыми. В комнате для практических занятий каждому слушателю предоставляется отдельный стол, оборудованный всем необходимым для работы. Столы расставляются таким образом, чтобы преподаватели имели возможность наблюдать за всеми работающими.
Учебная база должна иметь необходимое оборудование и оснащение (Приложение 1), а также наглядные пособия и методические материалы: схемы индикации и лабораторной диагностики, тексты лекций, описание методик исследования, описи укладок, списки оборудования и бактериальных препаратов, необходимых для индикации и лабораторной диагностики, стенды с образцами препаратов для диагностики, экстренной профилактики и лечения, дезинфекционных средств, образцы защитных костюмов, основную литературу, картотеку рекомендуемой дополнительной литературы и т.д. 4. Организация практических занятий Практическим занятиям принадлежит решающая роль в подготовке полноценных специалистов по индикации бактериальных средств поражения и лабораторной диагностике особо опасных инфекционных заболеваний.
Практические занятия должны тщательно готовиться. Это значит, что все культуры микроорганизмов, питательные среды, реактивы, диагностические препараты, используемые на практических занятиях, предварительно должны проверяться на их пригодность для проведения анализа, постановки той или иной реакции. Например, перед практическим занятием по освоению методики обнаружения антител к чумному микробу с помощью РНГА эта реакция ставится накануне, включая контроли, с использованием всех тех ингредиентов, которые будут даны слушателям, в тех же разведениях, количествах и т.п.
При проведении практических занятий следует стремиться к тому, чтобы слушатели сами вели все исследования. Ограничиваться демонстрацией отдельных приемов работы или методов исследования можно только в исключительных случаях, например, когда нет достаточного количества необходимых ингредиентов или при недостатке времени, отведенного для занятия. В последнем случае демонстрируются только методы, второстепенные по своему значению или новые, еще недостаточно апробированные.
Следующим важным моментом является необходимость по возможности приближать условия практических занятий к условиям проводимых лабораторных исследований. Это касается как объектов, даваемых для исследования на наличие возбудителей тех или иных инфекций, так и их количеств, сроков исследования, сроков и характера ответов и т.п.
Если на практических занятиях для исследования на наличие одного и того же возбудителя инфекции даются два объекта (две задачи), то рекомендуется первый анализ вести классическим методом, а второй - с использованием не только классического, но и экспрессных и ускоренных методов, что способствует лучшему усвоению материала.
Перед началом каждого практического занятия преподаватель дает объяснение. В нем должны быть указаны содержание занятия (характер и задачи исследования) и методика работы (подробно, с полной конкретизацией всех этапов исследования). Например, если будет осваиваться метод обнаружения возбудителя чумы с помощью люминесцирующих антител, преподаватель рассказывает, как надо сделать мазки, в чем лучше их зафиксировать, какую люминесцирующую сыворотку (капсульно-соматическую или антифракционную) нужно в данном случае использовать и почему, в каком разведении ее взять, указать сроки обработки мазков сывороткой и т.д.
Если в один день на практических занятиях проводится не один, а два - три анализа или один анализ, но с использованием нескольких методов исследования, то преподаватель должен указать, в какой последовательности лучше вести работу в целях экономии времени и получения результатов экспрессных и ускоренных методов диагностики в необходимые сроки. Это не только позволяет уложиться с проведением исследований в отведенное для практических занятий время, но и приучает слушателей к правильной организации работы.
Основной формой проведения практических занятий при подготовке медицинских работников по индикации и лабораторной диагностике ООИ следует считать решение ими различного рода задач и проведение учений. Характер задач зависит от цели и содержания практических занятий.
В начале изучения методов индикации и лабораторной диагностики каждого из инфекционных заболеваний необходимо ознакомить слушателей с основными свойствами его возбудителя (морфологией, характером роста на искусственных питательных средах, биохимической активностью, дифференциальными признаками), что делается в виде демонстрации. Давать слушателям самим изучать свойства чистых культур микроорганизмов в большинстве случаев нецелесообразно - это отнимает очень много времени, тем более что слушатели тщательно знакомятся со свойствами возбудителей инфекций, осуществляя при решении задач идентификацию выделенных ими культур данных микроорганизмов.
Освоение методов и правил отбора проб для индикации и подготовки их к исследованию также проводится в процессе решения задач (учений), как это указано в специальных разделах настоящих Методических рекомендаций.
Очень большое значение имеет решение контрольных задач, когда слушатели ведут исследование на наличие возбудителей нескольких инфекционных болезней. Такие занятия, особенно на курсах и семинарах для врачей-бактериологов, вирусологов и микологов, должны проводиться обязательно.
В процессе практических занятий слушателей следует обучить ведению необходимой документации. Каждый из них ведет журнал движения культур микроорганизмов, составляет акты на выделенные культуры возбудителей особо опасных инфекций. По окончании курсов, семинара составляется акт на уничтожение всех числящихся за обучающимися культур микроорганизмов и посевов, который кроме обучающегося подписывают два преподавателя или преподаватель и лаборант.
Целесообразно, чтобы в процессе практических занятий слушатели сами убирали свои лабораторные столы и брали все необходимое для работы. Среды, диагностические препараты, реактивы даются им в готовом виде, разведенными до необходимой концентрации, если целью практического занятия не является освоение методики приготовления сред и подготовки других материалов для проведения исследования (например, необходимо, чтобы все слушатели освоили методику разведения сухих люминесцирующих сывороток до рабочего разведения, методику точного приготовления растворов антибиотиков, методику инактивации всех ингредиентов для РНГА и т.п.).
В процессе практических занятий слушатели, как правило, выполняют работу индивидуально. При заражении и вскрытии животных необходимо работать вдвоем, поочередно выполняя обязанности врача и лаборанта. При этом с каждой парой курсантов должен быть один преподаватель. 5. Методика оценки знаний Оценка знаний слушателей проводится путем опроса (зачета), в процессе проведения ими различных исследований на практических занятиях, в процессе тренировочных учений и по результатам решения контрольных задач (по индикации, перепрофилированию помещений под лабораторию для индикации и лабораторной диагностике ООИ и т.д.).
Опросы (зачеты) имеют цель не только выяснить степень усвоения материала, но и подвести итог данному разделу работы, систематизировать полученные слушателями знания. Поэтому на зачете должны одновременно присутствовать все обучающиеся и вопросы следует задавать в определенном порядке, лучше всего в том, как они излагались на лекции, чтобы разобрать все разделы. В процессе опроса, если это необходимо, преподаватель дополняет и углубляет ответы слушателей и отвечает на возникшие у них вопросы.
На курсах зачеты целесообразно проводить по каждому из основных разделов программы (например, по режиму, по методам и схеме индикации, по микробиологии и лабораторной диагностике каждой из изучаемых инфекций и т.п.). На семинаре достаточно провести один зачет.
В конце курсов любой продолжительности слушатели сдают заключительный экзамен. Раздел II. ОБУЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ РЕЖИМУ РАБОТЫ Вопросы режима работы с возбудителями ООИ следует освещать с первого дня занятий и не ослаблять внимание к этому разделу до конца обучения.
В том случае, если в процессе обучения используются не только вакцинные, но также с ослабленной вирулентностью и вирулентные штаммы возбудителей инфекционных заболеваний, слушатели, а также обслуживающий персонал должны быть своевременно провакцинированы. При проведении курсов продолжительностью не менее трех месяцев вакцинацию можно проводить на учебной базе, в первые дни после начала занятий. При более коротком сроке обучения слушателей вакцинируют по месту их работы с таким расчетом, чтобы к началу занятий с возбудителем данного инфекционного заболевания прошло не менее трех недель. Допускается одновременная вакцинация против чумы, туляремии и бруцеллеза. Все остальные требования режима должны выполняться слушателями независимо от того, с вирулентными или вакцинными штаммами возбудителей ООИ они работают.
Перед чтением лекций в помещении, где проводятся практические занятия, все культуры и посевы микроорганизмов должны быть убраны в термостаты и шкафы, столы продезинфицированы, слушатели обязаны снять халаты; записи лекции разрешается делать либо на специально выделяемых для этого столах, либо на выдвижных досках лабораторных столов. Перед началом практических занятий тетради с записями лекций следует вынести из помещения в специально отведенное для этой цели место.
Записи по ходу практических занятий слушатели делают на листах бумаги или в тонкой тетради простым карандашом и выносят их только после обеззараживания.
Следует приучать слушателей работать внимательно, спокойно, без суеты. До начала занятий они должны взять все необходимое, чтобы исключить излишнее хождение и не отвлекать внимание других работающих.
Преподаватели, ведущие занятие, должны постоянно находиться в помещении для занятий и кроме оказания консультативной помощи в проведении той или иной работы следить за выполнением режима: правильностью пользования спецодеждой, посадкой за столом, положением рук во время работы, правильностью выполнения манипуляций, тщательностью текущей и заключительной дезинфекции и т.п. Ни одно нарушение режима не должно оставаться без внимания.
Замечания слушателям следует делать индивидуально, но если невыполнение какого-либо требования режима касается нескольких человек или повторяется, следует разобрать это со всеми слушателями и еще раз объяснить, почему необходимо выполнение этого правила.
При авариях немедленно проводится весь комплекс необходимых мероприятий, за исключением изоляции и профилактического лечения, которые осуществляют только при работе с вирулентными штаммами возбудителей ООИ. Во всех случаях необходимо провести разбор причины аварии и мер по ликвидации ее последствий со всеми слушателями.
В конце каждого рабочего дня слушатели измеряют температуру, которая регистрируется в специальном журнале, ежедневно подписываемом преподавателем.
При обучении слушателей соблюдению правил режима работы с возбудителями ООИ общие положения режима, планировка и оборудование лаборатории и порядок работы в ней излагаются в виде лекций, остальные разделы рекомендуется давать в виде объяснения с одновременной демонстрацией преподавателем соответствующих приемов работы. После этого слушатели осваивают методики на специальных практических занятиях, а в дальнейшем закрепляют эти знания в процессе всего дальнейшего обучения при изучении методов диагностики и индикации возбудителей ООИ.
При теоретическом изложении материала по режиму работы с возбудителями ООИ необходимо ориентироваться на контингент слушателей. 1. Общие положения режима В этом разделе следует осветить следующие вопросы:
а) определение понятия "режим", сказав, что требования режима сформулированы в специальной Инструкции по режиму работы с материалом, зараженным или подозрительным на зараженность возбудителем чумы, холеры, сапа, мелиоидоза, натуральной оспы, сибирской язвы, туляремии и бруцеллеза (для противочумных учреждений, отделов особо опасных инфекций санитарно-эпидемиологических станций и институтов и других противоэпидемических и лечебно-профилактических учреждений), утвержденной Министерством здравоохранения СССР, и подчеркнуть необходимость ее выполнения при работе с возбудителями ООИ;
б) определение понятия "авария", связь нарушений требований режима с аварией (примеры);
в) требования, предъявляемые к учреждениям, ведущим работу с возбудителями особо опасных инфекций;
г) при каких условиях отдельные лица могут быть допущены к работе с возбудителями ООИ;
д) общие правила внутреннего распорядка;
е) изоляция сотрудников с повышенной температурой или явлениями гастроэнтерита до установления диагноза заболевания;
ж) вакцинация, экстренная профилактика (отдельно в отношении каждой инфекции, относящейся к особо опасным);
з) порядок выезда за пределы города, области. 2. Планировка и оборудование лаборатории и защитные костюмы При изложении данного раздела вначале следует остановиться на общих требованиях, предъявляемых к помещениям, в которых работают с возбудителями ООИ, - общих санитарно-гигиенических требованиях с учетом надежной изоляции от грызунов и эктопаразитов и возможности систематической текущей дезинфекции, а при необходимости - и полного обеззараживания.