Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дагестанская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе,
профессор _____________ C.Н.Мамаев
подпись
“______”_____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
для специальности 310502 «педиатрия»
факультет педиатрический
кафедра ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
квалификация выпускника «специалист»
форма обучения очная
курс 3-4
семестр 6-7
всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) - 5
лекции 32 ч.
практические (семинарские) занятия 64 ч.
самостоятельная работа 48 ч.
экзамен 7 (семестр)
зачет 6 (семестр)
Махачкала 2014 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки 060103 «педиатрия»
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры
оперативной хирургии и топографической анатомии от «15» января 2014г. Протокол № 118
Заведующий кафедрой _________________________ (Ахмадудинов М.Г.)
подпись ФИО
Рабочая программа согласована
1.Директор НМБ ДГМА _________________ (_______________________)
2.УМО _______________________ (_______________________)
3.Зам. декана по____курсу________________ (_______________________)
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета
От «____» _________________ 20___ г. Протокол № __________
Председатель СФ ________________________ (____________________ )
Составители:
Зав.кафедрой оперативной хирургии и
топографической анатомии, д.м.н., профессор _______ Ахмадудинов М.Г.
Доцент кафедры оперативной хирургии и
топографической анатомии, д.м.н. Рагимов Г.С.
Доцент кафедры оперативной хирургии и
топографической анатомии, к.м.н. Киблаев И.Г.
Рецензенты:
Зав кафедрой анатомии человека, д.м.н ___________ Гусейнов Т.С.
Профессор кафедры хирургических боленей
Педиатрического, стоматологического и
медико-профилактического факультетов к.м.н. __________ Далгатов Г.М. ___________
-
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии требованиями ФГОС ВПО по специальности подготовки 060103 «педиатрия», с учетом рекомендаций примерной (типовой) учебной программы дисциплины.
1. Цели и задачи изучения дисциплины:
Цель – анатомо-хирургическая подготовка студентов, необходимая для последующих занятий на клинических кафедрах и при самостоятельной врачебной деятельности.
Курс оперативной хирургии и топографической анатомии преследует цель – дать анатомо-физиологические основы оперативных доступов и приемов с учетом индивидуальной изменчивости органов и систем человека.
При изучении оперативной хирургии студенты приобретают навыки выполнения ряда несложных вмешательств: например, первичной хирургической обработки ран, остановки кровотечения, пункции суставов, плевральных полостей. Усваивают последовательность и технику выполнения ряда экстренных операций, а также показания и принципы выполнения современных сложных хирургических вмешательств.
Оперативная хирургия и топографическая анатомия преподаются одновременно, первая на фоне второй.
Задачи:
-
формирование у студентов знаний топографической анатомии областей, органов и систем, обратив особое внимание на клинически важные анатомо-функциональные особенности детского возраста.
-
формирование у студентов умений применять полученные топографо-анатомические знания для обоснования диагноза, объяснения особенностей течения патологических процессов, решения диагностических и оперативно-хирургических задач.
-
овладение студентами элементарными оперативными действиями и некоторыми типовыми хирургическими приемами.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин.
Основные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения дисциплины формируются:
-
в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык;
-
в цикле математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология;
-
в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: гигиена; пропедевтика внутренних болезней; дерматовенерология; общая хирургия, лучевая диагностика; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.
Является предшествующей для изучения дисциплин: патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия; медицинская реабилитация; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия; оториноларингология; офтальмология; судебная медицина; акушерство и гинекология; педиатрия; пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; фтизиатрия; поликлиническая терапия; общая хирургия, лучевая диагностика; анестезиология, реанимация, интенсивная терапия; факультетская хирургия, урология; госпитальная хирургия, детская хирургия; стоматология; онкология, лучевая терапия; травматология, ортопедия.
2.1. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП
№п/п
|
Наименование обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины,
необходимых для изучения обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.
|
Патологическая анатомия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.
|
Педиатрия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3.
|
Общая хирургия, лучевая диагностика
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4.
|
Факультетская хирургия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5.
|
Госпитальная хирургия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6.
|
Онкология, лучевая терапия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7.
|
Урология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8.
|
Отоларингология
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
9.
|
Офтальмология
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
10.
|
Стоматология
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
11.
|
Детская хирургия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
12.
|
Неврология, нейрохирургия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
13.
|
Травмотология и ортопедия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
14.
|
Акушерство и гинекология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
15.
|
Пропедевтика внутренних болезней
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
16.
|
Факультетская терапия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
17.
|
Поликлиническая терапия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
18.
|
Госпитальная терапия, эндокринология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
19.
|
Фтизиатрия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
20.
|
Судебная медицина
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
21.
|
Анестезиология, реанимация
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.
Вид учебной работы
|
Всего
часов / зачетных единиц
|
Семестр
|
VI
|
VII
|
Аудиторные занятия (всего)
|
96
|
36
|
60
|
В том числе:
|
|
|
|
Лекция (Л)
|
32
|
12
|
20
|
Практические занятия (ПЗ)
|
64
|
24
|
40
|
Семинары (С)
|
|
-
|
-
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
-
|
-
|
Самостоятельная работа (всего)
|
48
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
Рефераты
|
|
|
|
Подготовка к экзамену и работа с биологическим материалом
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
|
Экзамен
|
|
36
|
Общая трудоемкость дисциплины составляет по ФГОС ВПО
часов
зачетных единиц
|
180
|
|
|
5
|
4. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способности и готовности реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками (ПК-1);
способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способности и готовности проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);
способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка, для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);
способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 31).
способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
-
общий принцип послойного строения человеческого тела;
-
топографическую анатомию конкретных областей;
-
клиническую анатомию внутренних органов, клетчаточных пространств, сосудисто-нервных образований, костей и крупных суставов, слабых мест брюшной стенки;
-
коллатеральное кровообращение при нарушении проходимости магистральных кровеносных сосудов;
-
зоны двигательной и чувствительной иннервации крупными нервами;
-
возрастные особенности строения, формы и положения органов;
-
наиболее частые встречаемые пороки развития – их сущность и принципы хирургической коррекции;
-
показания, технику выполнения простых экстренных хирургических вмешательств: хирургическим инструментарием;
-
первичная хирургическая обработка ран;
-
шейная вагосимпатическая блокада по А.В.Вишневскому;
-
резекционная трепанация черепа;
-
трахеостомия;
-
вскрытие абсцесса молочной железы;
-
ушивание проникающей раны плевральной полости;,
-
аппендэктомия;
-
ушивание раны брюшной стенки;
-
костно-пластическая трепанация черепа;
-
радикальная мастэктомия;
-
ушивание раны сердца;
-
ревизия органов брюшной полости;
-
резекция кишки;
-
формирование желудочно-кишечных анастомозов;
-
пилоропластика по Фреде-Рамштедту;
-
резекция желудка по способу Бильрот -1;
-
резекция желудка по способу Бильрот-2;
-
резекция желудка по способу в модификации Гофмейстера-Финстерера;
-
гастростомия по Вицелю и Кадеру;
-
холецистэктомия;
-
спленэктомия;
-
нефрэктомия;
-
формирование желчнопузырного свища;
-
шов печени;
-
формирование свища мочевого пузыря;
-
основные этапы ампутации конечностей;
Уметь:
-
использовать знания по топографической анатомии:
-
для обоснования диагноза;
-
для выбора рационального доступа;
-
для способа хирургического вмешательства;
-
для предупреждения интраоперационных ошибок и осложнений, обусловленных возрастными и топографоанатомическими особенностями области;
-
пользоваться общим и некоторым специальным хирургическим инструментарием;
-
выполнять на биологическом (учебном) материале отдельные хирургические приемы и операции:
-
послойное разъединение мягких тканей:
-
кожи;
-
подкожной клетчатки;
-
фасции;
-
мышц;
-
париетальной брюшины;
-
завязать простой (женский) узел;
-
морской узел;
-
двойной хирургический узел
-
аподактильный узел;
-
послойно зашивать кожную рану;
-
наложить швы на рану мышцы;
-
снять кожные швы;
-
выполнить тазовую блокаду по Школьникову-Селиванову;
-
выполнить венесекцию;
-
обнажить: плечевую; лучевую; локтевую артерии;
-
сшить нерв; сухожилие;
-
перевязать кровеносный сосуд;
-
выполнить экзартикуляцию фаланг пальцев кисти и стопы;
-
ушить рану желудка, тонкой кишки;
-
сделать разрез для вскрытия панариция;
-
сделать разрезы для вскрытия флегмон кисти;
-
сделать разрезы для вскрытия флегмон стопы.
Владеть:
-
обработкой рук перед операцией
-
надеть стерильный халат;
-
обработкой операционного поля;
-
обложить операционное поле стерильными простынями.
основными положениями хирургической техники:
-
рассечение кожи с подкожной клетчаткой, фасций, апоневрозов, мышц;
-
окончательную остановку кровотечения в ране и перевязку сосуда на протяжении;
-
наложение швов на кожу с подкожной клетчаткой, на фасции, апоневрозы, сосуды и нервы, на полые органы (желудок, кишечник), серозные оболочки;
-
наложением швов:
-
узловой, непрерывный, непрерывный обвивной, матрацный, П-образный, косметический, кишечный.
5.Образовательные технологии
Обучение складывается из аудиторных занятий (96ч.), включающих лекционный курс (28 ч.), практические занятия и самостоятельную работу студентов (48ч.).
Тематика лекций охватывает, прежде всего, общие теоретические проблемы оперативной хирургии и топографической анатомии. В ряде лекций рассматриваются важные, с практической точки зрения, вопросы частной оперативной хирургии. Лекции оснащаются комплектами диапозитивов, таблицами, рентгенограммами, муляжами, демонстрируются современная сшивающая аппаратура.
Практические занятия являются основной формой изучения конкретных, частных разделов оперативной хирургии и топографической анатомии (клиническая анатомия конкретных областей и органов, техника выполнения основных этапов операции и т.д.). Основополагающим принципом изучения дисциплины является самостоятельное – под контролем преподавателя – послойное анатомическое препарирование тканей конкретной области трупа взрослого человека и ребенка с детальным анализом (обсуждением) всех клинически значимых образований расположенных в каждом слое области. Наряду с этим на занятиях широко используется музейные влажные препараты, подготовленные к занятию (например, верхняя и нижняя конечности, препарат по Шору, учебные муляжи, цветные таблицы, рентгенограммы, слайды и т.п.). Важной задачей практических занятий является не только приобретение знаний по клинической анатомии, приобретение умений, но и применение знаний по клинической анатомии при решении клинических проблем диагностики, выборе рациональных методов обследования и хирургических способов лечения, но и освоение общей оперативной техники, то есть получение практических навыков и умений, что является существенной частью анатомо-хирургической подготовки студентов. Отработка мануальных навыков производится на практических занятиях во время операции, которую выполняют студенты на трупах в учебных классах кафедры или в паталогоанатомических отделениях. Ряд операций студенты выполняют на животных.
Преподавание топографической анатомии и оперативной хирургии осуществляется на лекциях, практических занятиях и в экспериментальной операционной. В связи с ограниченностью времени, отведенного на изучение дисциплины, а также во избежание дублирования, четко разделен материал между лекциями и практическими занятиями.
Лекции носят узловой, обобщающий характер, отражают новейшие достижения науки, показывают роль отечественных ученых в развитии топографической анатомии и оперативной хирургии, освещают материал, который недостаточно полно изложен или отсутствует в учебниках.
При изложении топографической анатомии особое внимание уделяется вопросам индивидуальной и возрастной изменчивости органов и систем, возможности прижизненного их исследования с помощью современной аппаратуры и оборудования - компьютерной томографии, ультразвуковых, радиоизотопных, рентгеноконтрастных и других исследований. Подчеркивается значение полученных данных для практической медицины (например, для диагностики заболеваний, индивидуализации оперативных вмешательств).
В лекциях освещаются вопросы физиологической реакции организма в ответ на оперативное вмешательство - для обоснования техники выполнения современных операций. Так как травматичность операции определяется не только тяжестью анатомических повреждений, но и физиологическими расстройствами, то, характеризуя тот или иной хирургический прием (операцию), следует указывать на степень опасности, патофизиологические реакции, происходящие в организме, его системах, органах при данном оперативном вмешательстве.
Практические занятия со студентами являются определяющими при изучении предмета. Наиболее оправданной является цикловая форма преподавания, позволяющая сформировать у студентов целостное представление о дисциплине. Основное внимание на практических занятиях уделяется организации самостоятельной работы студентов: окончатому препарированию трупа, изучению мышечно-фасциальных лож, топографической анатомии органов, сосудисто-нервных образований с использованием для этих целей демонстративных и музейных препаратов, рентгенограмм и других учебных материалов с последующим обсуждением узловых вопросов темы, связывая их с запросами клиники.
С целью повышения наглядности преподавания, особенно разделов по оперативной хирургии, на лекциях и практических занятиях используются учебные кинофильмы, слайды, таблицы.
II.Формы промежуточной аттестации
Формой промежуточного контроля является экзамен, который рекомендуется проводить в три этапа:
-
выполнение тестовых заданий на бумажном или электронном носителе,
-
прием практических навыков и умений на манекенах и муляжах,
-
собеседование по вопросам экзаменационного билета и ситуационных задач.
III. учебная программа дисциплины:
1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование
раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
Код компетенций
|
1
|
2
|
3
|
1
|
1.
|
Введение. Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии
|
Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии, место дисциплины в системе высшего медицинского образования. Роль российских ученых в становлении и развитии отечественной школы топографической анатомии и оперативной хирургии. Отечественные школы топографо-анатомов и хирургов. Основные понятия топографической анатомии: область и ее границы, проекция анатомических образований на поверхность, голотопия, скелетотопия, синтопия органов, фасциальные влагалища, сосудисто-нервные образования, клетчаточные пространства, коллатеральное кровообращение. Учение об индивидуальной изменчивости органов и систем человека. Современные методы исследования топографической анатомии в клинических условиях и на трупе человека.)
|
ОК-1
ПК-3
ПК-7
ПК-16
|
|
|
Оперативная хирургия и ее задачи. Учение о хирургических операциях. Классификации хирургических операций. Элементарные хирургические действия, хирургические приемы, этапы операции. Хирургический инструментарий, и его классификация, современная диагностическая и лечебная аппаратура. Характеристика шовного материала. Способы местного обезболивания.
Общие принципы первичной хирургической обработки ран. Понятия о симультанных, микрохирургических, эндоскопических, эндоваскулярных, косметических и эстетических операциях.
Особенности операций у детей.
Общие принципы пересадки органов и тканей: ауто-, изо-, алло- и ксенотрансплантация.
Способы свободной пересадки кожи.
Понятие о пересадке органов, подборе пар допор-рецепиент, об иммунологической реакции отторжения трансплантата и способах ее подавления.
Понятие об искуственных органах и эндопротезировании.
|
|
2.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия конечностей.
2.1. Топографическая анатомия верхней конечности.
Надплечье: подключичная, дельтовидная, лопаточная, подмышечная области.
Области плеча, локтя, предплечья и кисти.
Плечевой, локтевой и лучезапястный суставы.
2.2. Топографическая анатомия нижней конечности.
Ягодичная область, области бедра, колена, голени, стопы. Тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.
|
Общая характеристика областей у взрослых и детей. Границы, области, внешние ориентиры: костные выступы, борозды, ямки, складки кожи, проекция органов и сосудисто-нервных образований на поверхность кожи.
Топографо-анатомические слои:
а) кожа: толщина, подвижность, выраженность волосяного покрова, направление кожных линий Лангера, иннервация сегментами спинного мозга и кожными нервами;
б) подкожная клетчатка: выраженность, деление на слои, кровеносные сосуды и нервы;
в)поверхностная фасция: выраженность, особенности анатомического строения;
г) собственная фасция: особенности анатомического строения, мышечно-фасциальные ложа;
д) мышцы: деление на группы ( и/или слои), межмышечные клетчаточные пространства, распространение гнойных затеков, сухожильно-связочные образования межмышечные пространства, борозды, отверстия, каналы и их содержимое;
е) кости и крупные суставы: суставные поверхности, капсула сустава, слизистые сумки и завороты, слабые места, прилегающие к капсуле сустава сосудисто-нервные образования и сухожилия мышц. Слабые места в капсуле сустава.
Сосудисто-нервные пучки: состав, источники их формирования и синтопия элементов, ветви, анастомозы. Зоны чувствительной и двигательной иннервации.
Регионарные лимфатические узлы.
Коллатеральное кровоснабжение конечностей. Поверхностная и глубокая система вен.
Положение отломков при переломах костей верхней и нижней конечности. Особенности строения и переломов трубчатых костей у детей.
|
ОК-1
ПК-3,
ПК-7, ПК-16,
ПК- 31
|
|
2.3. Оперативная хирургия верхней и нижней конечностей
|
1. Принципы и техника первичной хирургической обработки ран конечностей. Операции при гнойных заболеваниях мягких тканей. Разрезы при флегмонах кисти и панарициях. Вскрытие флегмон надплечья, плеча, предплечья, ягодичной области, бедра, голени и стопы.
2. Операции на сосудах. Анатомо-физиологическое обоснование. Хирургический инструментарий и аппаратура. Венепункция и венесекция. Катетеризация магистральных сосудов. Перевязка сосудов в ране и на протяжении. Сосудистый шов, пластические и реконструктивные операции на сосудах, эндоваскулярная хирургия, операции при аневризмах, при варикозном расширении вен и посттромбофлебитическом синдроме. Понятие о микрохирургической технике в сосудистой хирургии.
3. Операции на нервах и сухожилиях. Блокада нервных стволов и сплетений, шов нерва, понятие о невротомии, невролизе, неврэктомии и пластических операциях на нервах. Шов сухожилий по Ланге, Кюнео.
4. Операции на суставах. Пункция и артротомия плечевого, локтевого, лучезапястного, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов, артротомия плечевого и коленного суставов.
5. Операции на костях. Понятия об остеотомии, резекции кости, операции при остеомиелите трубчатых костей конечностей. Скелетное вытяжение, остеосинтез: экстрамедулярный, интрамедулярный и внеочаговый. Операции по поводу врожденных пороков развития конечностей: синдактилии, врожденного вывиха бедра, косолапости.
6. Ампутации конечностей. Общие принципы усечения конечностей. Виды ампутаций в зависимости от времени выполнения, формы разреза, состава тканей, входящих в состав лоскутов. Методы обработки сосудов, нервов, кости и надкостницы. Основные этапы операции, принципы формирования ампутационной культи. Порочная культя. Особенности ампутации у детей. Усечения пальцев кисти. Кинематизация (фалангизация) культи предплечья и кисти. Реплантация пальцев кисти и стопы.
|
|
3.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия головы.
3.1. Топографическая анатомия мозгового отдела головы
|
1. Границы, области: лобно-теменно-затылочная, височная, область сосцевидного отростка. Слои и их характеристика, сосуды и нервы, клетчаточные пространства. Строение костей свода черепа и сосцевидного отростка у взрослых и у детей.
2. Наружное и внутреннее основание черепа. Содержимое полости черепа: головной мозг: полушария большого мозга: доли, борозды, извилины; мозговой ствол, черепно-мозговые нервы и их топография. Оболочки головного мозга. Эпидуральное и подоболочечные пространства. Особенности артериального кровоснабжения и венозного оттока от головного мозга, ликворная система головного мозга. Схемы черепно-мозговой топографии. Хирургическая анатомия врожденных мозговых грыж и гидроцефалии.
|
ОК-1
ПК-3,
ПК-7, ПК-16,
ПК- 31
|
|
3.2. Топографическая анатомия лицевого отдела головы.
|
1. Боковая область лица. Слои мягких тканей и их топографо-анатомическая характеристика. Жировое тело щеки. Артериальное кровоснабжение областей лица и венозный отток, иннервация. Проекция ветвей лицевого нерва, протока околоушной железы, мест выхода ветвей тройничного нерва из костных каналов. Регионарные лимфатические узлы лица.
2. Околоушножевательная область. Занижнечелюстная ямка, околоушная железа, сосудисто-нервные образования, окологлоточные клетчаточные пространства. . 3.Глубокая область лица. Крыловидное венозное сплетение и его роль в гематогенном пути распространения инфекции. Верхнечелюстная артерия, нижнечелюстной нерв и их ветви, клетчаточные пространства, распространение гнойных затеков в соседние области. Подглазничная и подподбородочная области.
|
ОК-1
ПК-3,
ПК-7, ПК-16,
ПК- 31
|
|
3.3. Оперативная хирургия головы.
|
1. Анатомо-физиологическое обоснование оперативных вмешательств на мозговом отделе головы, хирургический инструментарий и аппаратура.
2.Первичная хирургическая обработка непроникающих и проникающих ран. Способы остановки кровотечения при повреждении мягких тканей, костей свода черепа, средней артерии твердой мозговой оболочки, венозных пазух, сосудов мозга.
3.Резекционная и костно-пластическая трепанации черепа, операции при вдавленных переломах черепа у детей, пластика дефектов костей свода черепа, трепанация сосцевидного отростка. Понятие о хирургическом лечении абсцессов мозга, о дренирующих операциях при гидроцефалии, краниостенозе, врожденных черепно-мозговых грыжах, о стереотаксических операциях на головном мозге.
4.Первичная хирургическая обработка ран челюстно-лицевой области.
5.Вскрытие флегмон челюстно-лицевой области.
6. Понятие о косметических и эстетических операциях на лице.
|
|
4.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи.
4.1. Топографическая анатомия шеи
|
1. Топографическая анатомия треугольников шеи и межмышечных промежутков.
2.Клиническая анатомия органов шеи: гортани, глотки, пищевода, трахеи, щитовидной, паращитовидных и поднижнечелюстных желез.
3. Хирургическая анатомия врожденных пороков: срединных и боковых кист и свищей, мышечной кривошеи.
|
ОК-1
ПК-3,
ПК-7, ПК-16,
ПК- 31
|
|
4.2.Оперативная хирургия шеи.
|
1. Анатомо-физиологическое обоснование хирургических вмешательств на шее. Хирургический инструментарий.
2. Первичная хирургическая обработка ран. Шейная вагосимпатическая блокада по А. В. Вишневскому, блокада плечевого сплетения по Куленкампфу, пункция и катетеризация подключичной вены. Обнажение и катетеризация грудного протока.
3. Доступы к сонным и подключичным артериям. Пластические и реконструктивные операции на сонных, подключичных и позвоночных артериях.
4. Операции на трахее, щитовидной железе, пищеводе. Операции при деформациях шеи, врожденных свищах и кистах шеи. Косметические операции на шее.
5. Вскрытие поверхностных и глубоких флегмон шеи.
|
|
5.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия груди.
5.1. Топографическая анатомия груди.
|
1. Грудная стенка. Границы, внешние ориентиры, проекция плевры, органов, клапанов сердца, аорты, легочного ствола и крупных сосудов на грудную стенку. Индивидуальные, половые, возрастные различия формы груди.
2. Диафрагма, ее строения, слабые места диафрагмы. Особенности грудной стенки у детей; пороки развития грудной клетки.
3. Молочная железа: ее строение, клетчаточные пространства, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфатические узлы. Пороки развития молочной железы.
4. Грудная полость. Плевральные полости, синусы, межплевральные поля, легкие, трахея и бронхи.
5. Средостение, границы, деление. Клиническая анатомия вилочковой железы, сердца, грудной аорты, легочного ствола, полых вен. Врожденные пороки сердца и сосудов: открытый артериальный проток, коарктация аорты, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок, стеноз легочной артерии. Клиническая анатомия трахеи, бронхов,клиническая анатомия органов и сосудов заднего средостения.
|
ОК-1
ПК-3,
ПК-7, ПК-16,
ПК- 31
|
|
5.2. Оперативная хирургия груди.
|
1. Анатомо-физиологическое обоснование оперативных вмешательств. Хирургический инструментарий и аппаратура.
2. Операции на молочной железе при злокачественных и доброкачественных опухолях. Понятие о пластических и эстетических операциях на молочной железе. Разрезы при гнойных маститах.
3. Пункция плевральной полости. Виды торакотомий. Оперативные вмешательства при проникающих ранениях грудной клетки и клапанном пневмотораксе.
4. Понятия о хирургических способах лечения лечение острой и хронической эмпиемы плевры и абсцессов легких. Понятие о пульмонэктомии, лобэктомии, сегментэктомии.
5. Внеплевральный и чрезплевральные доступы к сердцу. Пункция перикарда, перикардиотомия. Шов сердца. Принципы операций при врожденных и приобретенных пороках сердца и крупных сосудов, при ишемической болезни сердца. Понятие об экстракорпоральном кровообращении и пересадке сердца.
6. Удаление инородных тел из пищевода. Бужирование пищевода. Оперативные доступы к грудному отделу пищевода. Понятие о трансплевральной резекции пищевода, о современных способах эзофагопластики. Понятие об операциях по поводу стеноза, атрезии пищевода и трахеально-пищеводных свищах у детей. Вскрытие гнойных медиастинитов.
|
|
6.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота.
6.1.Передняя боковая стенка живота и диафрагмы.
|
Границы, внешние ориентиры, проекция органов и сосудисто-нервных образований у взрослых и у детей. Индивидуальные и возрастные различия форм живота. Отделы живота: передняя боковая стенка, брюшная полость, поясничная область и забрюшинное пространство. Диафрагма, её строение, слабые места диафрагмы.
|
ОК-1 ПК-3,
ПК-7, ПК-16,
ПК-31
|
|
6.2. Оперативная хирургия передней боковой стенки живота.
|
Топографическая анатомия: белой линии живота, прямых мышц и боковой стенки живота. Топографо-анатомические предпосылки образования грыж белой линии живота, пупочных, паховых. Хирургическая анатомия грыж живота: пупочных, косых, прямых паховых, скользящих, врожденных. Послеоперационные грыжи. Пороки развития передней брюшной стенки: свищи пупка, грыжи пупочного канатика.
1. Анатомо-физиологическое обоснование оперативных вмешательств. Хирургический инструментарий и аппаратура.
2. Операции по поводу грыж передней брюшной стенки: паховых, бедренных, пупочных, пупочного канатика, белой линии живота.
3. Новокаиновая блокада семенного канатика и круглой связки матки. Пункция живота (парацентез), лапароскопия, трансумбилькальная портогепатография, спленопортография.
4. Лапаротомия, виды и их сравнительная оценка.
|
|
|
6.3. Топографическая анатомия брюшной полости.
|
Строение и функция брюшины, этажи,сумки,пазухи, каналы, карманы. Клиническая анатомия брюшного отдела пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки, тонкой и толстой кишок, печени, желчного пузыря и внепеченочных желчных протоков, селезенки, поджелудочной железы. Особенности артериального кровоснабжения органов и венозного оттока крови. Иннервация органов, регионарные лимфатические узлы.
|
|
|
6.4. Оперативная хирургия брюшной полости
|
1. Ревизия брюшной полости при проникающих ранениях. Теоретические основы и способы наложения кишечных швов. Резекция петель тонкой и толстой кишок с анастомозами "конец в конец", "бок в бок", "конец в бок". Аппендэктомия и особенности ее выполнения у детей, удаление Меккелева дивертикула. Каловый свищ, противоестественное заднепроходное отверстие. Операции при мегаколон и болезни Гиршпрунга.
2. Операции на желудке. Ушивание прободной язвы, гастротомия, гастростомия, гастроентеростомия, резекция желудка по Бильрот-1 и Бильрот-2, по Гофмейстеру-Финстереру, ваготомия, дренирующие операции. Хирургическое лечение врожденного пилоростеноза.
3. Операции на печени и желчных путях. Блокада круглой связки печени, шов раны печени, анатомическая и атипическая резекция печени; понятие о хирургическом лечение абсцессов печени; портальной гипертензии. Холецистэктомия, холецистостомия, формирование билиодигестивных анастомозов. Операции при атрезиях желчных протоков. Понятие о пересадки печени.
4. Операции на селезенке. Шов селезенки, спленэктомия, резекция селезенки при травматических повреждениях.
5. Операции на поджелудочной железе Доступы к поджелудочной железе. Понятия об операциях при остром и хроническом панкреатите, абсцессах и кистах.
|
|
7.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области и забрюшинного пространства.
7.1.Топографическая анатомия поясничной области и забрюшинного пространства.
|
1. Границы, внешние ориентиры. Проекция органов и крупных сосудов забрюшинного пространства на кожу передней брюшной стенки и поясничной области. Индивидуальные и возрастные особенности. Срединные и боковые отделы, слои и их характеристика, сосуды, нервы. Слабые места, клетчаточные пространства.
2. Киническая анатомия почек, надпочечников и мочеточников. Особенности формы, размеров и положения органов у детей. Пороки развития почек и мочеточников.
3. Топографическая анатомия брюшного отдела аорты, нижней полой вены, парной и полунепарной вен, грудного протока, поясничного сплетения и его нервов, симпатических стволов и сплетений.
|
ОК-1 ПК-3,
ПК-7, ПК-16,
ПК- 31
|
7.2. Оперативная хирургия поясничной области и забрюшинного пространства.
|
1. Анатомо-физиологическое обоснование операций на поясничной области и забрюшинном пространстве. Хирургический инструментарий и аппаратура.
2. Новокаиновая паранефральная блокада. Шов почки, резекция почки, нефропексия, пиелотомия, нефрэктомия. Понятие о трансплантации почек, об аппарате "искусственная почка", способах лечения нефрогенной гипертонии.
3. Шов мочеточника, пластические операции при дефектах мочеточников, операции при врожденных пороках развития почек и мочеточников.
|
|
8.
|
Малый таз и промежность.
8.1. Топографическая анатомия малого таза
|
1. Индивидуальные, половые и возрастные особенности строения стенок таза и тазового дна. Этажи малого таза. Ход брюшины в мужском и женском тазу, фасции и клетчаточные пространства таза. Внутренние подвздошные сосуды, крестцовое сплетении, лимфатический аппарат.
2. Клиническая анатомия мочевого пузыря, предстательной железы, семенных пузырьков, семявыносящих протоков, матки и ее придатков, мочеточников, прямой кишки, висцеральные и пристеночные клетчаточные пространства, Особенности строения, формы и положения органов малого таза у детей. Хирургическая анатомия пороков развития органов малого таза.
|
ОК-1 ПК-3,
ПК-7, ПК-16,
ПК- 31
|
8.2. Топографическая анатомия промежности.
|
Границы, области. Мочеполовой и анальный треугольники: слои и их характеристика, сосудисто-нервные образования и клетчаточные пространства. Наружные половые органы у мужчин и женщин. Промежностная часть прямой кишки, особенности артериального кровоснабжения и венозного оттока, регионарные лимфатические узлы. Хирургическая анатомия пороков развития промежности.
|
|
8.3. Оперативная хирургия малого таза и промежности.
|
1. Анатомо-физиологическое обоснование оперативных вмешательств. Хирургический инструментарий и аппаратура.
2. Блокада полового нерва, внутритазовая блокада по Школьникову-Селиванову.
3. Операции на мочевом пузыре: пункция мочевого пузыря, цистотомия, цистостомия, ушивание ран пузыря. Понятие о пластике мочевого пузыря, об операциях по поводу экстрофии и дивертикуле мочевого пузыря.
4. Операции на предстательной железе по поводу аденомы и рака предстательной железы.
5. Пункция прямокишечно-маточного углубления, кольпотомия, операции при нарушенной внематочной беременности.
6. Операции по поводу геморроя, выпадения прямой кишки и атрезий кишки и анального отверстия.
7. Операции при неопущении яичка; водянке оболочек яичка и семенного канатика, при фимозе и парафимозе. Понятие об операциях при мужском и женском бесплодии.
|
|
2.Перечень практических навыков, которые необходимо освоить студенту.
Отработка мануальных навыков производится на практических занятиях во время операции, которую выполняют студенты на трупах в учебных классах кафедры или в патологоанатомических отделениях. Ряд операций студенты имитируют на муляжах.
-
Остановка кровотечения из сонной артерии ( пальцевое прижатие)
-
Остановка кровотечения из бедренной артерии (пальцевое прижатие)
-
Остановка кровотечения из подключичной артерии (пальцевое прижатие)
-
Остановка кровотечения из плечевой артерии (пальцевое прижатие)
-
Перевязка наружной сонной артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)
-
Перевязка подключичной артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)
-
Перевязка подмышечной артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)
-
Перевязка плечевой артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)
-
Перевязка плечевой артерии в локтевой ямке (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)
-
Перевязка лучевой артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)
-
Перевязка локтевой артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)
-
Перевязка бедренной артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)
-
Перевязка передней большеберцовой артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)
-
Перевязка задней большеберцовой артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)
-
Перевязка подколенной артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)
-
Венесекция – (техника операции на стопе)
-
Пункция коленного сустава
-
Типичные разрезы при панарициях.
-
Типичные разрезы при гнойном мастите.
-
Пункция плевральной полости (показание, топографо- анатомические ориентиры)
-
Паранефральная блокада (показание, топографо- анатомические ориентиры)
-
Пункция мочевого пузыря (показание, топографо-анатомические ориентиры)
-
Пункция локтевого сустава
-
Пункция плечевого сустава
-
Пункция локтевого сустава
-
Пункция тазобедренного сустава
-
Трахеостомия (техника нижней трахеостомии)
-
Трахеостомия (осложнения во время трахеостомии)
-
Пункция живота (техника, осложнения)
-
Трахеостомия (показания к трахеостомии, рассекаемые слои)
-
Разрезы при панарициях
-
Вагосимпатическая блокада на шее по Вишневскому (показания, техника)
-
Разрезы при маститах (ретромаммарных)
-
Вагосимпатическая блокада на шее по Вишневскому (осложнения и тактика при них)
-
Разрезы при маститах (интрамаммарных)
-
Вагосимпатическая блокада на шее по Вишневскому (критерии правильного выполнения)
-
Проекция органов в правом подреберье (перечислить органы)
-
Пункция перикарда (в точке Ларрея, техника)
-
Проекция органов в левом подреберье (перечислить органы)
-
Пункция перикарда (техника, осложнения)
-
Проекция органов в левой повздошно-паховой области (перечислить органы)
-
Пункция плевральной полости (техника, осложнения)
-
Проекция органов в правой повздошно-паховой (перечислить органы)
-
Границы сердца (назвать границу и камеру сердца)
-
Проекция органов в пупочной области (перечислить органы)
IV. Рабочая программа дисциплины
1.Разделы дисциплины и виды занятий
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
ЛЗ
|
С
|
СРС
|
Всего
часов
|
1.
|
Введение. Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии
|
2
|
2
|
|
|
|
2
|
2.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия конечностей
|
6
|
12
|
|
|
|
18
|
3.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия головы
|
2
|
6
|
|
|
|
8
|
4.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи
|
2
|
4
|
|
|
|
6
|
5.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия груди
|
4
|
10
|
|
|
|
14
|
6.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота
|
10
|
20
|
|
|
|
30
|
7.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области и забрюшинного пространства
|
2
|
4
|
|
|
|
6
|
8.
|
Малый таз и оперативная хирургия таза и промежности
|
4
|
6
|
|
|
|
10
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |