Рабочая программа по оперативной хирургии и топографической анатомии для специальности 310502



страница1/2
Дата25.04.2016
Размер479 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

профессор _____________ C.Н.Мамаев

подпись


“______”_____________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

для специальности 310502 «педиатрия»

факультет педиатрический

кафедра ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

квалификация выпускника «специалист»

форма обучения очная

курс 3-4

семестр 6-7

всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) - 5

лекции 32 ч.

практические (семинарские) занятия 64 ч.

самостоятельная работа 48 ч.

экзамен 7 (семестр)

зачет 6 (семестр)

Махачкала 2014 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки 060103 «педиатрия»

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

оперативной хирургии и топографической анатомии от «15» января 2014г. Протокол № 118

Заведующий кафедрой _________________________ (Ахмадудинов М.Г.)

подпись ФИО

Рабочая программа согласована

1.Директор НМБ ДГМА _________________ (_______________________)

2.УМО _______________________ (_______________________)

3.Зам. декана по____курсу________________ (_______________________)

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета

От «____» _________________ 20___ г. Протокол № __________

Председатель СФ ________________________ (____________________ )

Составители:

Зав.кафедрой оперативной хирургии и

топографической анатомии, д.м.н., профессор _______ Ахмадудинов М.Г.

Доцент кафедры оперативной хирургии и

топографической анатомии, д.м.н. Рагимов Г.С.

Доцент кафедры оперативной хирургии и

топографической анатомии, к.м.н. Киблаев И.Г.

Рецензенты:

Зав кафедрой анатомии человека, д.м.н ___________ Гусейнов Т.С.

Профессор кафедры хирургических боленей

Педиатрического, стоматологического и

медико-профилактического факультетов к.м.н. __________ Далгатов Г.М. ___________


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии требованиями ФГОС ВПО по специальности подготовки 060103 «педиатрия», с учетом рекомендаций примерной (типовой) учебной программы дисциплины.
1. Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель – анатомо-хирургическая подготовка студентов, необходимая для последующих занятий на клинических кафедрах и при самостоятельной врачебной деятельности.

Курс оперативной хирургии и топографической анатомии преследует цель – дать анатомо-физиологические основы оперативных доступов и приемов с учетом индивидуальной изменчивости органов и систем человека.

При изучении оперативной хирургии студенты приобретают навыки выполнения ряда несложных вмешательств: например, первичной хирургической обработки ран, остановки кровотечения, пункции суставов, плевральных полостей. Усваивают последовательность и технику выполнения ряда экстренных операций, а также показания и принципы выполнения современных сложных хирургических вмешательств.

Оперативная хирургия и топографическая анатомия преподаются одновременно, первая на фоне второй.



Задачи:

  • формирование у студентов знаний топографической анатомии областей, органов и систем, обратив особое внимание на клинически важные анатомо-функциональные особенности детского возраста.

  • формирование у студентов умений применять полученные топографо-анатомические знания для обоснования диагноза, объяснения особенностей течения патологических процессов, решения диагностических и оперативно-хирургических задач.

  • овладение студентами элементарными оперативными действиями и некоторыми типовыми хирургическими приемами.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин.



Основные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  • в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык;

  • в цикле математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология;

  • в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: гигиена; пропедевтика внутренних болезней; дерматовенерология; общая хирургия, лучевая диагностика; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.

Является предшествующей для изучения дисциплин: патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия; медицинская реабилитация; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия; оториноларингология; офтальмология; судебная медицина; акушерство и гинекология; педиатрия; пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; фтизиатрия; поликлиническая терапия; общая хирургия, лучевая диагностика; анестезиология, реанимация, интенсивная терапия; факультетская хирургия, урология; госпитальная хирургия, детская хирургия; стоматология; онкология, лучевая терапия; травматология, ортопедия.
2.1. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП

п/п

Наименование обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины,

необходимых для изучения обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Патологическая анатомия

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Педиатрия

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Общая хирургия, лучевая диагностика

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

Факультетская хирургия

+

+

+

+

+

+

+

+

5.

Госпитальная хирургия

+

+

+

+

+

+

+

+

6.

Онкология, лучевая терапия

+

+

+

+

+

+

+

+

7.

Урология

+

+

+

+

+

+

+

+

8.

Отоларингология







+

+

+

+







9.

Офтальмология

+




+

+

+










10.

Стоматология

+




+

+

+










11.

Детская хирургия

+

+

+

+

+

+

+

+

12.

Неврология, нейрохирургия

+

+

+

+

+

+

+

+

13.

Травмотология и ортопедия

+

+

+

+

+

+

+

+

14.

Акушерство и гинекология

+

+

+

+

+

+

+

+

15.

Пропедевтика внутренних болезней

+

+

+

+

+

+

+

+

16.

Факультетская терапия

+

+

+

+

+

+

+

+

17.

Поликлиническая терапия

+

+

+

+

+

+

+

+

18.

Госпитальная терапия, эндокринология

+

+

+

+

+

+

+

+

19.

Фтизиатрия

+

+

+

+

+

+

+

+

20.

Судебная медицина

+

+

+

+

+

+

+

+

21.

Анестезиология, реанимация

+

+

+

+

+

+

+

+



3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.




Вид учебной работы

Всего

часов / зачетных единиц

Семестр

VI

VII

Аудиторные занятия (всего)

96

36

60

В том числе:










Лекция (Л)

32

12

20

Практические занятия (ПЗ)

64

24

40

Семинары (С)




-

-

Лабораторные работы (ЛР)




-

-

Самостоятельная работа (всего)

48







В том числе:










Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Рефераты










Подготовка к экзамену и работа с биологическим материалом










Вид промежуточной аттестации

Экзамен




36

Общая трудоемкость дисциплины составляет по ФГОС ВПО

часов


зачетных единиц

180







5



4. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способности и готовности реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками (ПК-1);

способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способности и готовности проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);

способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка, для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 31).

способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

  • общий принцип послойного строения человеческого тела;

  • топографическую анатомию конкретных областей;

  • клиническую анатомию внутренних органов, клетчаточных пространств, сосудисто-нервных образований, костей и крупных суставов, слабых мест брюшной стенки;

  • коллатеральное кровообращение при нарушении проходимости магистральных кровеносных сосудов;

  • зоны двигательной и чувствительной иннервации крупными нервами;

  • возрастные особенности строения, формы и положения органов;

  • наиболее частые встречаемые пороки развития – их сущность и принципы хирургической коррекции;

  • показания, технику выполнения простых экстренных хирургических вмешательств: хирургическим инструментарием;

  • первичная хирургическая обработка ран;

  • шейная вагосимпатическая блокада по А.В.Вишневскому;

  • резекционная трепанация черепа;

  • трахеостомия;

  • вскрытие абсцесса молочной железы;

  • ушивание проникающей раны плевральной полости;,

  • аппендэктомия;

  • ушивание раны брюшной стенки;

  • костно-пластическая трепанация черепа;

  • радикальная мастэктомия;

  • ушивание раны сердца;

  • ревизия органов брюшной полости;

  • резекция кишки;

  • формирование желудочно-кишечных анастомозов;

  • пилоропластика по Фреде-Рамштедту;

  • резекция желудка по способу Бильрот -1;

  • резекция желудка по способу Бильрот-2;

  • резекция желудка по способу в модификации Гофмейстера-Финстерера;

  • гастростомия по Вицелю и Кадеру;

  • холецистэктомия;

  • спленэктомия;

  • нефрэктомия;

  • формирование желчнопузырного свища;

  • шов печени;

  • формирование свища мочевого пузыря;

  • основные этапы ампутации конечностей;


Уметь:

  • использовать знания по топографической анатомии:

  • для обоснования диагноза;

  • для выбора рационального доступа;

  • для способа хирургического вмешательства;

  • для предупреждения интраоперационных ошибок и осложнений, обусловленных возрастными и топографоанатомическими особенностями области;

  • пользоваться общим и некоторым специальным хирургическим инструментарием;

  • выполнять на биологическом (учебном) материале отдельные хирургические приемы и операции:

  • послойное разъединение мягких тканей:

  • кожи;

  • подкожной клетчатки;

  • фасции;

  • мышц;

  • париетальной брюшины;

  • завязать простой (женский) узел;

  • морской узел;

  • двойной хирургический узел

  • аподактильный узел;

  • послойно зашивать кожную рану;

  • наложить швы на рану мышцы;

  • снять кожные швы;

  • выполнить тазовую блокаду по Школьникову-Селиванову;

  • выполнить венесекцию;

  • обнажить: плечевую; лучевую; локтевую артерии;

  • сшить нерв; сухожилие;

  • перевязать кровеносный сосуд;

  • выполнить экзартикуляцию фаланг пальцев кисти и стопы;

  • ушить рану желудка, тонкой кишки;

  • сделать разрез для вскрытия панариция;

  • сделать разрезы для вскрытия флегмон кисти;

  • сделать разрезы для вскрытия флегмон стопы.

Владеть:

  • обработкой рук перед операцией

  • надеть стерильный халат;

  • обработкой операционного поля;

  • обложить операционное поле стерильными простынями.

основными положениями хирургической техники:

  • рассечение кожи с подкожной клетчаткой, фасций, апоневрозов, мышц;

  • окончательную остановку кровотечения в ране и перевязку сосуда на протяжении;

  • наложение швов на кожу с подкожной клетчаткой, на фасции, апоневрозы, сосуды и нервы, на полые органы (желудок, кишечник), серозные оболочки;

  • наложением швов:

  • узловой, непрерывный, непрерывный обвивной, матрацный, П-образный, косметический, кишечный.


5.Образовательные технологии

Обучение складывается из аудиторных занятий (96ч.), включающих лекционный курс (28 ч.), практические занятия и самостоятельную работу студентов (48ч.).

Тематика лекций охватывает, прежде всего, общие теоретические проблемы оперативной хирургии и топографической анатомии. В ряде лекций рассматриваются важные, с практической точки зрения, вопросы частной оперативной хирургии. Лекции оснащаются комплектами диапозитивов, таблицами, рентгенограммами, муляжами, демонстрируются современная сшивающая аппаратура.

Практические занятия являются основной формой изучения конкретных, частных разделов оперативной хирургии и топографической анатомии (клиническая анатомия конкретных областей и органов, техника выполнения основных этапов операции и т.д.). Основополагающим принципом изучения дисциплины является самостоятельное – под контролем преподавателя – послойное анатомическое препарирование тканей конкретной области трупа взрослого человека и ребенка с детальным анализом (обсуждением) всех клинически значимых образований расположенных в каждом слое области. Наряду с этим на занятиях широко используется музейные влажные препараты, подготовленные к занятию (например, верхняя и нижняя конечности, препарат по Шору, учебные муляжи, цветные таблицы, рентгенограммы, слайды и т.п.). Важной задачей практических занятий является не только приобретение знаний по клинической анатомии, приобретение умений, но и применение знаний по клинической анатомии при решении клинических проблем диагностики, выборе рациональных методов обследования и хирургических способов лечения, но и освоение общей оперативной техники, то есть получение практических навыков и умений, что является существенной частью анатомо-хирургической подготовки студентов. Отработка мануальных навыков производится на практических занятиях во время операции, которую выполняют студенты на трупах в учебных классах кафедры или в паталогоанатомических отделениях. Ряд операций студенты выполняют на животных.

Преподавание топографической анатомии и оперативной хирургии осуществляется на лекциях, практических занятиях и в экспериментальной операционной. В связи с ограниченностью времени, отведенного на изучение дисциплины, а также во избежание дублирования, четко разделен материал между лекциями и практическими занятиями.

Лекции носят узловой, обобщающий характер, отражают новейшие достижения науки, показывают роль отечественных ученых в развитии топографической анатомии и оперативной хирургии, освещают материал, который недостаточно полно изложен или отсутствует в учебниках.

При изложении топографической анатомии особое внимание уделяется вопросам индивидуальной и возрастной изменчивости органов и систем, возможности прижизненного их исследования с помощью современной аппаратуры и оборудования - компьютерной томографии, ультразвуковых, радиоизотопных, рентгеноконтрастных и других исследований. Подчеркивается значение полученных данных для практической медицины (например, для диагностики заболеваний, индивидуализации оперативных вмешательств).

В лекциях освещаются вопросы физиологической реакции организма в ответ на оперативное вмешательство - для обоснования техники выполнения современных операций. Так как травматичность операции определяется не только тяжестью анатомических повреждений, но и физиологическими расстройствами, то, характеризуя тот или иной хирургический прием (операцию), следует указывать на степень опасности, патофизиологические реакции, происходящие в организме, его системах, органах при данном оперативном вмешательстве.

Практические занятия со студентами являются определяющими при изучении предмета. Наиболее оправданной является цикловая форма преподавания, позволяющая сформировать у студентов целостное представление о дисциплине. Основное внимание на практических занятиях уделяется организации самостоятельной работы студентов: окончатому препарированию трупа, изучению мышечно-фасциальных лож, топографической анатомии органов, сосудисто-нервных образований с использованием для этих целей демонстративных и музейных препаратов, рентгенограмм и других учебных материалов с последующим обсуждением узловых вопросов темы, связывая их с запросами клиники.

С целью повышения наглядности преподавания, особенно разделов по оперативной хирургии, на лекциях и практических занятиях используются учебные кинофильмы, слайды, таблицы.



II.Формы промежуточной аттестации

Формой промежуточного контроля является экзамен, который рекомендуется проводить в три этапа:



  • выполнение тестовых заданий на бумажном или электронном носителе,

  • прием практических навыков и умений на манекенах и муляжах,

  • собеседование по вопросам экзаменационного билета и ситуационных задач.


III. учебная программа дисциплины:

1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела

Код компетенций




1

2

3

1

1.

Введение. Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии

Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии, место дисциплины в системе высшего медицинского образования. Роль российских ученых в становлении и развитии отечественной школы топографической анатомии и оперативной хирургии. Отечественные школы топографо-анатомов и хирургов. Основные понятия топографической анатомии: область и ее границы, проекция анатомических образований на поверхность, голотопия, скелетотопия, синтопия органов, фасциальные влагалища, сосудисто-нервные образования, клетчаточные пространства, коллатеральное кровообращение. Учение об индивидуальной изменчивости органов и систем человека. Современные методы исследования топографической анатомии в клинических условиях и на трупе человека.)

ОК-1

ПК-3


ПК-7

ПК-16









Оперативная хирургия и ее задачи. Учение о хирургических операциях. Классификации хирургических операций. Элементарные хирургические действия, хирургические приемы, этапы операции. Хирургический инструментарий, и его классификация, современная диагностическая и лечебная аппаратура. Характеристика шовного материала. Способы местного обезболивания.

Общие принципы первичной хирургической обработки ран. Понятия о симультанных, микрохирургических, эндоскопических, эндоваскулярных, косметических и эстетических операциях.

Особенности операций у детей.

Общие принципы пересадки органов и тканей: ауто-, изо-, алло- и ксенотрансплантация.

Способы свободной пересадки кожи.

Понятие о пересадке органов, подборе пар допор-рецепиент, об иммунологической реакции отторжения трансплантата и способах ее подавления.

Понятие об искуственных органах и эндопротезировании.





2.



Топографическая анатомия и оперативная хирургия конечностей.

2.1. Топографическая анатомия верхней конечности.

Надплечье: подключичная, дельтовидная, лопаточная, подмышечная области.

Области плеча, локтя, предплечья и кисти.

Плечевой, локтевой и лучезапястный суставы.

2.2. Топографическая анатомия нижней конечности.

Ягодичная область, области бедра, колена, голени, стопы. Тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.


Общая характеристика областей у взрослых и детей. Границы, области, внешние ориентиры: костные выступы, борозды, ямки, складки кожи, проекция органов и сосудисто-нервных образований на поверхность кожи.

Топографо-анатомические слои:

а) кожа: толщина, подвижность, выраженность волосяного покрова, направление кожных линий Лангера, иннервация сегментами спинного мозга и кожными нервами;

б) подкожная клетчатка: выраженность, деление на слои, кровеносные сосуды и нервы;

в)поверхностная фасция: выраженность, особенности анатомического строения;

г) собственная фасция: особенности анатомического строения, мышечно-фасциальные ложа;

д) мышцы: деление на группы ( и/или слои), межмышечные клетчаточные пространства, распространение гнойных затеков, сухожильно-связочные образования межмышечные пространства, борозды, отверстия, каналы и их содержимое;

е) кости и крупные суставы: суставные поверхности, капсула сустава, слизистые сумки и завороты, слабые места, прилегающие к капсуле сустава сосудисто-нервные образования и сухожилия мышц. Слабые места в капсуле сустава.

Сосудисто-нервные пучки: состав, источники их формирования и синтопия элементов, ветви, анастомозы. Зоны чувствительной и двигательной иннервации.

Регионарные лимфатические узлы.

Коллатеральное кровоснабжение конечностей. Поверхностная и глубокая система вен.

Положение отломков при переломах костей верхней и нижней конечности. Особенности строения и переломов трубчатых костей у детей.


ОК-1


ПК-3,

ПК-7, ПК-16,

ПК- 31





2.3. Оперативная хирургия верхней и нижней конечностей

1. Принципы и техника первичной хирургической обработки ран конечностей. Операции при гнойных заболеваниях мягких тканей. Разрезы при флегмонах кисти и панарициях. Вскрытие флегмон надплечья, плеча, предплечья, ягодичной области, бедра, голени и стопы.

2. Операции на сосудах. Анатомо-физиологическое обоснование. Хирургический инструментарий и аппаратура. Венепункция и венесекция. Катетеризация магистральных сосудов. Перевязка сосудов в ране и на протяжении. Сосудистый шов, пластические и реконструктивные операции на сосудах, эндоваскулярная хирургия, операции при аневризмах, при варикозном расширении вен и посттромбофлебитическом синдроме. Понятие о микрохирургической технике в сосудистой хирургии.

3. Операции на нервах и сухожилиях. Блокада нервных стволов и сплетений, шов нерва, понятие о невротомии, невролизе, неврэктомии и пластических операциях на нервах. Шов сухожилий по Ланге, Кюнео.

4. Операции на суставах. Пункция и артротомия плечевого, локтевого, лучезапястного, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов, артротомия плечевого и коленного суставов.

5. Операции на костях. Понятия об остеотомии, резекции кости, операции при остеомиелите трубчатых костей конечностей. Скелетное вытяжение, остеосинтез: экстрамедулярный, интрамедулярный и внеочаговый. Операции по поводу врожденных пороков развития конечностей: синдактилии, врожденного вывиха бедра, косолапости.

6. Ампутации конечностей. Общие принципы усечения конечностей. Виды ампутаций в зависимости от времени выполнения, формы разреза, состава тканей, входящих в состав лоскутов. Методы обработки сосудов, нервов, кости и надкостницы. Основные этапы операции, принципы формирования ампутационной культи. Порочная культя. Особенности ампутации у детей. Усечения пальцев кисти. Кинематизация (фалангизация) культи предплечья и кисти. Реплантация пальцев кисти и стопы.






3.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия головы.

3.1. Топографическая анатомия мозгового отдела головы



1. Границы, области: лобно-теменно-затылочная, височная, область сосцевидного отростка. Слои и их характеристика, сосуды и нервы, клетчаточные пространства. Строение костей свода черепа и сосцевидного отростка у взрослых и у детей.

2. Наружное и внутреннее основание черепа. Содержимое полости черепа: головной мозг: полушария большого мозга: доли, борозды, извилины; мозговой ствол, черепно-мозговые нервы и их топография. Оболочки головного мозга. Эпидуральное и подоболочечные пространства. Особенности артериального кровоснабжения и венозного оттока от головного мозга, ликворная система головного мозга. Схемы черепно-мозговой топографии. Хирургическая анатомия врожденных мозговых грыж и гидроцефалии.



ОК-1

ПК-3,


ПК-7, ПК-16,

ПК- 31





3.2. Топографическая анатомия лицевого отдела головы.

1. Боковая область лица. Слои мягких тканей и их топографо-анатомическая характеристика. Жировое тело щеки. Артериальное кровоснабжение областей лица и венозный отток, иннервация. Проекция ветвей лицевого нерва, протока околоушной железы, мест выхода ветвей тройничного нерва из костных каналов. Регионарные лимфатические узлы лица.

2. Околоушножевательная область. Занижнечелюстная ямка, околоушная железа, сосудисто-нервные образования, окологлоточные клетчаточные пространства. . 3.Глубокая область лица. Крыловидное венозное сплетение и его роль в гематогенном пути распространения инфекции. Верхнечелюстная артерия, нижнечелюстной нерв и их ветви, клетчаточные пространства, распространение гнойных затеков в соседние области. Подглазничная и подподбородочная области.



ОК-1

ПК-3,


ПК-7, ПК-16,

ПК- 31





3.3. Оперативная хирургия головы.

1. Анатомо-физиологическое обоснование оперативных вмешательств на мозговом отделе головы, хирургический инструментарий и аппаратура.

2.Первичная хирургическая обработка непроникающих и проникающих ран. Способы остановки кровотечения при повреждении мягких тканей, костей свода черепа, средней артерии твердой мозговой оболочки, венозных пазух, сосудов мозга.

3.Резекционная и костно-пластическая трепанации черепа, операции при вдавленных переломах черепа у детей, пластика дефектов костей свода черепа, трепанация сосцевидного отростка. Понятие о хирургическом лечении абсцессов мозга, о дренирующих операциях при гидроцефалии, краниостенозе, врожденных черепно-мозговых грыжах, о стереотаксических операциях на головном мозге.

4.Первичная хирургическая обработка ран челюстно-лицевой области.

5.Вскрытие флегмон челюстно-лицевой области.

6. Понятие о косметических и эстетических операциях на лице.






4.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи.

4.1. Топографическая анатомия шеи



1. Топографическая анатомия треугольников шеи и межмышечных промежутков.

2.Клиническая анатомия органов шеи: гортани, глотки, пищевода, трахеи, щитовидной, паращитовидных и поднижнечелюстных желез.

3. Хирургическая анатомия врожденных пороков: срединных и боковых кист и свищей, мышечной кривошеи.


ОК-1

ПК-3,


ПК-7, ПК-16,

ПК- 31





4.2.Оперативная хирургия шеи.

1. Анатомо-физиологическое обоснование хирургических вмешательств на шее. Хирургический инструментарий.

2. Первичная хирургическая обработка ран. Шейная вагосимпатическая блокада по А. В. Вишневскому, блокада плечевого сплетения по Куленкампфу, пункция и катетеризация подключичной вены. Обнажение и катетеризация грудного протока.

3. Доступы к сонным и подключичным артериям. Пластические и реконструктивные операции на сонных, подключичных и позвоночных артериях.

4. Операции на трахее, щитовидной железе, пищеводе. Операции при деформациях шеи, врожденных свищах и кистах шеи. Косметические операции на шее.

5. Вскрытие поверхностных и глубоких флегмон шеи.





5.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия груди.

5.1. Топографическая анатомия груди.



1. Грудная стенка. Границы, внешние ориентиры, проекция плевры, органов, клапанов сердца, аорты, легочного ствола и крупных сосудов на грудную стенку. Индивидуальные, половые, возрастные различия формы груди.

2. Диафрагма, ее строения, слабые места диафрагмы. Особенности грудной стенки у детей; пороки развития грудной клетки.

3. Молочная железа: ее строение, клетчаточные пространства, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфатические узлы. Пороки развития молочной железы.

4. Грудная полость. Плевральные полости, синусы, межплевральные поля, легкие, трахея и бронхи.

5. Средостение, границы, деление. Клиническая анатомия вилочковой железы, сердца, грудной аорты, легочного ствола, полых вен. Врожденные пороки сердца и сосудов: открытый артериальный проток, коарктация аорты, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок, стеноз легочной артерии. Клиническая анатомия трахеи, бронхов,клиническая анатомия органов и сосудов заднего средостения.


ОК-1

ПК-3,


ПК-7, ПК-16,

ПК- 31





5.2. Оперативная хирургия груди.

1. Анатомо-физиологическое обоснование оперативных вмешательств. Хирургический инструментарий и аппаратура.

2. Операции на молочной железе при злокачественных и доброкачественных опухолях. Понятие о пластических и эстетических операциях на молочной железе. Разрезы при гнойных маститах.

3. Пункция плевральной полости. Виды торакотомий. Оперативные вмешательства при проникающих ранениях грудной клетки и клапанном пневмотораксе.

4. Понятия о хирургических способах лечения лечение острой и хронической эмпиемы плевры и абсцессов легких. Понятие о пульмонэктомии, лобэктомии, сегментэктомии.

5. Внеплевральный и чрезплевральные доступы к сердцу. Пункция перикарда, перикардиотомия. Шов сердца. Принципы операций при врожденных и приобретенных пороках сердца и крупных сосудов, при ишемической болезни сердца. Понятие об экстракорпоральном кровообращении и пересадке сердца.

6. Удаление инородных тел из пищевода. Бужирование пищевода. Оперативные доступы к грудному отделу пищевода. Понятие о трансплевральной резекции пищевода, о современных способах эзофагопластики. Понятие об операциях по поводу стеноза, атрезии пищевода и трахеально-пищеводных свищах у детей. Вскрытие гнойных медиастинитов.






6.


Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота.

6.1.Передняя боковая стенка живота и диафрагмы.



Границы, внешние ориентиры, проекция органов и сосудисто-нервных образований у взрослых и у детей. Индивидуальные и возрастные различия форм живота. Отделы живота: передняя боковая стенка, брюшная полость, поясничная область и забрюшинное пространство. Диафрагма, её строение, слабые места диафрагмы.

ОК-1 ПК-3,

ПК-7, ПК-16,

ПК-31





6.2. Оперативная хирургия передней боковой стенки живота.

Топографическая анатомия: белой линии живота, прямых мышц и боковой стенки живота. Топографо-анатомические предпосылки образования грыж белой линии живота, пупочных, паховых. Хирургическая анатомия грыж живота: пупочных, косых, прямых паховых, скользящих, врожденных. Послеоперационные грыжи. Пороки развития передней брюшной стенки: свищи пупка, грыжи пупочного канатика.

1. Анатомо-физиологическое обоснование оперативных вмешательств. Хирургический инструментарий и аппаратура.

2. Операции по поводу грыж передней брюшной стенки: паховых, бедренных, пупочных, пупочного канатика, белой линии живота.

3. Новокаиновая блокада семенного канатика и круглой связки матки. Пункция живота (парацентез), лапароскопия, трансумбилькальная портогепатография, спленопортография.

4. Лапаротомия, виды и их сравнительная оценка.








6.3. Топографическая анатомия брюшной полости.


Строение и функция брюшины, этажи,сумки,пазухи, каналы, карманы. Клиническая анатомия брюшного отдела пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки, тонкой и толстой кишок, печени, желчного пузыря и внепеченочных желчных протоков, селезенки, поджелудочной железы. Особенности артериального кровоснабжения органов и венозного оттока крови. Иннервация органов, регионарные лимфатические узлы.







6.4. Оперативная хирургия брюшной полости

1. Ревизия брюшной полости при проникающих ранениях. Теоретические основы и способы наложения кишечных швов. Резекция петель тонкой и толстой кишок с анастомозами "конец в конец", "бок в бок", "конец в бок". Аппендэктомия и особенности ее выполнения у детей, удаление Меккелева дивертикула. Каловый свищ, противоестественное заднепроходное отверстие. Операции при мегаколон и болезни Гиршпрунга.

2. Операции на желудке. Ушивание прободной язвы, гастротомия, гастростомия, гастроентеростомия, резекция желудка по Бильрот-1 и Бильрот-2, по Гофмейстеру-Финстереру, ваготомия, дренирующие операции. Хирургическое лечение врожденного пилоростеноза.

3. Операции на печени и желчных путях. Блокада круглой связки печени, шов раны печени, анатомическая и атипическая резекция печени; понятие о хирургическом лечение абсцессов печени; портальной гипертензии. Холецистэктомия, холецистостомия, формирование билиодигестивных анастомозов. Операции при атрезиях желчных протоков. Понятие о пересадки печени.

4. Операции на селезенке. Шов селезенки, спленэктомия, резекция селезенки при травматических повреждениях.

5. Операции на поджелудочной железе Доступы к поджелудочной железе. Понятия об операциях при остром и хроническом панкреатите, абсцессах и кистах.





7.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области и забрюшинного пространства.

7.1.Топографическая анатомия поясничной области и забрюшинного пространства.

1. Границы, внешние ориентиры. Проекция органов и крупных сосудов забрюшинного пространства на кожу передней брюшной стенки и поясничной области. Индивидуальные и возрастные особенности. Срединные и боковые отделы, слои и их характеристика, сосуды, нервы. Слабые места, клетчаточные пространства.

2. Киническая анатомия почек, надпочечников и мочеточников. Особенности формы, размеров и положения органов у детей. Пороки развития почек и мочеточников.

3. Топографическая анатомия брюшного отдела аорты, нижней полой вены, парной и полунепарной вен, грудного протока, поясничного сплетения и его нервов, симпатических стволов и сплетений.


ОК-1 ПК-3,

ПК-7, ПК-16,

ПК- 31


7.2. Оперативная хирургия поясничной области и забрюшинного пространства.

1. Анатомо-физиологическое обоснование операций на поясничной области и забрюшинном пространстве. Хирургический инструментарий и аппаратура.

2. Новокаиновая паранефральная блокада. Шов почки, резекция почки, нефропексия, пиелотомия, нефрэктомия. Понятие о трансплантации почек, об аппарате "искусственная почка", способах лечения нефрогенной гипертонии.

3. Шов мочеточника, пластические операции при дефектах мочеточников, операции при врожденных пороках развития почек и мочеточников.





8.

Малый таз и промежность.

8.1. Топографическая анатомия малого таза



1. Индивидуальные, половые и возрастные особенности строения стенок таза и тазового дна. Этажи малого таза. Ход брюшины в мужском и женском тазу, фасции и клетчаточные пространства таза. Внутренние подвздошные сосуды, крестцовое сплетении, лимфатический аппарат.

2. Клиническая анатомия мочевого пузыря, предстательной железы, семенных пузырьков, семявыносящих протоков, матки и ее придатков, мочеточников, прямой кишки, висцеральные и пристеночные клетчаточные пространства, Особенности строения, формы и положения органов малого таза у детей. Хирургическая анатомия пороков развития органов малого таза.



ОК-1 ПК-3,

ПК-7, ПК-16,

ПК- 31


8.2. Топографическая анатомия промежности.

Границы, области. Мочеполовой и анальный треугольники: слои и их характеристика, сосудисто-нервные образования и клетчаточные пространства. Наружные половые органы у мужчин и женщин. Промежностная часть прямой кишки, особенности артериального кровоснабжения и венозного оттока, регионарные лимфатические узлы. Хирургическая анатомия пороков развития промежности.




8.3. Оперативная хирургия малого таза и промежности.

1. Анатомо-физиологическое обоснование оперативных вмешательств. Хирургический инструментарий и аппаратура.

2. Блокада полового нерва, внутритазовая блокада по Школьникову-Селиванову.

3. Операции на мочевом пузыре: пункция мочевого пузыря, цистотомия, цистостомия, ушивание ран пузыря. Понятие о пластике мочевого пузыря, об операциях по поводу экстрофии и дивертикуле мочевого пузыря.

4. Операции на предстательной железе по поводу аденомы и рака предстательной железы.

5. Пункция прямокишечно-маточного углубления, кольпотомия, операции при нарушенной внематочной беременности.

6. Операции по поводу геморроя, выпадения прямой кишки и атрезий кишки и анального отверстия.

7. Операции при неопущении яичка; водянке оболочек яичка и семенного канатика, при фимозе и парафимозе. Понятие об операциях при мужском и женском бесплодии.







2.Перечень практических навыков, которые необходимо освоить студенту.

Отработка мануальных навыков производится на практических занятиях во время операции, которую выполняют студенты на трупах в учебных классах кафедры или в патологоанатомических отделениях. Ряд операций студенты имитируют на муляжах.



  1. Остановка кровотечения из сонной артерии ( пальцевое прижатие)

  2. Остановка кровотечения из бедренной артерии (пальцевое прижатие)

  3. Остановка кровотечения из подключичной артерии (пальцевое прижатие)

  4. Остановка кровотечения из плечевой артерии (пальцевое прижатие)

  5. Перевязка наружной сонной артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)

  6. Перевязка подключичной артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)

  7. Перевязка подмышечной артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)

  8. Перевязка плечевой артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)

  9. Перевязка плечевой артерии в локтевой ямке (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)

  10. Перевязка лучевой артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)

  11. Перевязка локтевой артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)

  12. Перевязка бедренной артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)

  13. Перевязка передней большеберцовой артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)

  14. Перевязка задней большеберцовой артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)

  15. Перевязка подколенной артерии (проекционная линия, коллатеральное кровообращение)

  16. Венесекция – (техника операции на стопе)

  17. Пункция коленного сустава

  18. Типичные разрезы при панарициях.

  19. Типичные разрезы при гнойном мастите.

  20. Пункция плевральной полости (показание, топографо- анатомические ориентиры)

  21. Паранефральная блокада (показание, топографо- анатомические ориентиры)

  22. Пункция мочевого пузыря (показание, топографо-анатомические ориентиры)

  23. Пункция локтевого сустава

  24. Пункция плечевого сустава

  25. Пункция локтевого сустава

  26. Пункция тазобедренного сустава

  27. Трахеостомия (техника нижней трахеостомии)

  28. Трахеостомия (осложнения во время трахеостомии)

  29. Пункция живота (техника, осложнения)

  30. Трахеостомия (показания к трахеостомии, рассекаемые слои)

  31. Разрезы при панарициях

  32. Вагосимпатическая блокада на шее по Вишневскому (показания, техника)

  33. Разрезы при маститах (ретромаммарных)

  34. Вагосимпатическая блокада на шее по Вишневскому (осложнения и тактика при них)

  35. Разрезы при маститах (интрамаммарных)

  36. Вагосимпатическая блокада на шее по Вишневскому (критерии правильного выполнения)

  37. Проекция органов в правом подреберье (перечислить органы)

  38. Пункция перикарда (в точке Ларрея, техника)

  39. Проекция органов в левом подреберье (перечислить органы)

  40. Пункция перикарда (техника, осложнения)

  41. Проекция органов в левой повздошно-паховой области (перечислить органы)

  42. Пункция плевральной полости (техника, осложнения)

  43. Проекция органов в правой повздошно-паховой (перечислить органы)

  44. Границы сердца (назвать границу и камеру сердца)

  45. Проекция органов в пупочной области (перечислить органы)

IV. Рабочая программа дисциплины

1.Разделы дисциплины и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

ЛЗ

С

СРС

Всего

часов

1.

Введение. Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии

2

2










2

2.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия конечностей

6

12










18

3.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия головы

2

6










8

4.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи

2

4










6

5.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия груди

4

10










14

6.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота

10

20










30

7.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области и забрюшинного пространства

2

4










6

8.

Малый таз и оперативная хирургия таза и промежности

4

6










10

Каталог: files -> chairs
chairs -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
chairs -> Пояснительная записка 5 Цели и задачи освоения дисциплины
chairs -> 1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины Цели и задачи изучения дисциплины
chairs -> Методические разработки к практическим занятиям по иммунологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов
chairs -> Рабочая программа «факультетская терапия. Профессиональные болезни»
chairs -> Рабочая программа учебной дисциплины «нервные болезни, нейрохирургия и медицинская генетика»
chairs -> Рабочая программа по госпитальной терапии профессионального цикла для специальности 060101 лечебное дело
chairs -> Правила написания психического статуса. Основные методы терапии Студент должен уметь: диагностировать эти патологические состояния у больных


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




©zodomed.ru 2024


    Главная страница