Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования .
Цель – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Срок реализации программы 1 год.
Задачи, решаемые при реализации программы:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
Осуществление подготовки к изучению естественно- научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.
Организация учебного процесса – классноурочная. Для достижения образовательных целей используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический.
Предпочтительные формы учебного процесса: коллективная, групповая и индивидуальная.
Основными формами контроля являются: наблюдение за интеллектуальными способностями детей, тест, проверочная работа, практические задания. В рабочую программу добавлено 2 часа («Родной край – часть большой страны»-1час, «Современная Россия»-1час) т.к. годовой календарный график рассчитан на 35 учебных недель , т.е. на 70 часов соответствии с учебным планом школы.
Для реализации программного содержания используются:
Учебно-методический комплект для учащихся :
1. Плешаков А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2011.
2.Плешаков А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2012.
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество. Древний мир, Средние века. Повое время, Новейшее время;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь;
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края,
проводить наблюдения природных тел и явлении;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событии;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры пародов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Календарно-тематическое планирование.
Контрольных работ - 4
№п/п
|
Наименование раздела и тем. Содержание.
|
Часы учебного времени
|
Плановые сроки прохождения
|
Характеристика учебной деятельности учащихся
|
|
ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧСТВО (10 ч)
|
|
1
|
Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.
|
1
|
3.09
|
ЗНАТЬ: что изучает астрономия, география, история, экология.
УМЕТЬ: самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме.
|
|
2
|
Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.
|
1
|
7.09
|
ЗНАТЬ: Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года.
УМЕТЬ: соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.
|
|
3
|
Звездное небо – великая книга природы. Тест № 1 по теме «Мир глазами астронома»
|
1
|
10.09
|
ЗНАТЬ: небесные тела: звезды, планеты и спутники планет.
УМЕТЬ: проводить наблюдения природных тел и явлений.
|
|
4
|
Мир глазами географа.
Глобус и географическая карта.
|
1
|
14.09
|
ЗНАТЬ: способы изображения Земли с помощью глобуса и географической карты.
УМЕТЬ: пользоваться глобусом и географической картой.
|
|
5
|
Пояса Земли. Тест № 2
по теме «Мир глазами
географа»
|
1
|
17.09
|
ЗНАТЬ: название и расположение поясов земли.
УМЕТЬ: показывать их на географической карте.
|
|
6
|
Мир глазами историка.
|
1
|
21.09
|
ЗНАТЬ: как ведется счет лет в истории; исторические источники.
УМЕТЬ: соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.
|
|
7
|
Когда и где. История – путешествие вглубь
времен. Карта –
помощница. Тест № 3 по
теме «Мир глазами
историка»
|
1
|
24.09
|
ЗНАТЬ: особенности исторической карты.
УМЕТЬ: соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.
|
|
8
|
Прошлое и настоящее
глазами эколога
|
1
|
28.09
|
ЗНАТЬ: некоторые современные экологические проблемы планеты.
УМЕТЬ: в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости.
|
|
9
|
Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга.
|
1
|
1.10
|
ЗНАТЬ: меры, принимаемые для охраны природы; 2-3 названия исчезнувших животных; некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России.
УМЕТЬ: определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.
|
|
10
|
Обобщающий урок-игра по теме «Земля и человечество»
Контрольная работа «Земля и человечество»
|
1
|
5.10
|
ЗНАТЬ: представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России.
УМЕТЬ: в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
|
|
ПРИРОДА РОССИИ (10 ч)
|
|
11
|
Равнины и горы России.
|
1
|
8.10
|
ЗНАТЬ: важнейшие равнины и горы нашей страны.
УМЕТЬ: показывать на физической карте изучаемые географические объекты.
|
|
12
|
Моря, озера и реки России.
|
1
|
12.10
|
ЗНАТЬ: важнейшие моря, озера и реки нашей страны.
УМЕТЬ: показывать на физической карте изучаемые географические объекты.
|
|
13
|
Зона Арктических пустынь. Тест № 4 по теме «Зона арктических пустынь»
|
1
|
15.10
|
ЗНАТЬ: природные зоны России; признаки приспособленности организмов к условиям обитания в разных природных зонах.
УМЕТЬ: показывать изучаемые объекты на карте природных зон России; выявлять признаки приспособленности растений различных природных зон к условиям жизни.
|
|
14
|
Тундра. Тест № 5 по теме «Тундра»
|
1
|
19.10
|
ЗНАТЬ: природные зоны России; особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями.
УМЕТЬ: показывать изучаемые объекты на карте природных зон России; в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости.
|
|
15
|
Леса России.
|
1
|
22.10
|
ЗНАТЬ: причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная охота, неправильное поведение человека в природе, хозяйственная деятельность людей.
УМЕТЬ: определять возможные причины отрицательных изменений в природе.
|
|
16
|
Лес и человек. Проверочная работа за 1 четверть
|
1
|
26.10
|
ЗНАТЬ: некоторые современные экологические проблемы.
УМЕТЬ: предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения.
|
|
17
|
Зона степей. ест № 6по
теме «Зона степей».
|
1
|
29.10
|
ЗНАТЬ: некоторые современные экологические проблемы.
УМЕТЬ: определять возможные причины отрицательных изменений в природе.
|
|
18
|
Пустыни.
|
1
|
2.11
|
ЗНАТЬ: все пустыни, расположенные на территории Российской Федерации.
УМЕТЬ: показывать изучаемые объекты на географической карте.
|
|
19
|
У Чёрного моря. Тест № 7 по теме «У Черного моря»
|
1
|
12.11
|
ЗНАТЬ: правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
УМЕТЬ: соблюдать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость.
|
|
20
|
Экологическое равновесие.
|
1
|
16.11
|
|
|
Родной край – часть большой страны (15ч)
|
|
21
|
Наш край.
|
1
|
19.11
|
Должны знать:
особенности природы
своего края: формы земной поверхности,
полезные ископаемые, водоёмы,
природные сообщества;
выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.
Сравнивать изученные полезные ископаемые.
Различать типы почв.
Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона.
Сравнивать природные особенности леса и луга.
|
|
22
|
Поверхность нашего края.
|
1
|
23.11
|
|
23
|
Поверхность нашего края (экскурсия).
|
1
|
26.11
|
|
24
|
Водоёмы нашего края.
|
1
|
30.11
|
|
25
|
Наши подземные богатства.
|
1
|
3.12.
|
|
26
|
Охрана подземных богатств.
|
1
|
7.12
|
|
27
|
Земля – кормилица.
|
1
|
10.12
|
|
28
|
Жизнь леса.
|
1
|
14.12
|
|
29
|
Жизнь луга.
|
1
|
17.12
|
|
30
|
Жизнь пресного водоёма.
|
1
|
21.12
|
|
31
|
Жизнь пресного водоёма (экскурсия) .
|
1
|
24.12
|
|
32
|
Растениеводство в нашем крае. Контрольная работа №2 по теме «Родной край – часть большой страны».
|
1
|
28.12
|
|
33
|
Незаметные защитники урожая. Работа над ошибками.
|
1
|
11.01.
|
|
34
|
Животноводство в нашем крае.
|
1
|
14.01
|
|
18.01
|
|
|
35
|
Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны.
|
1
|
21.01
|
|
|
Страницы всемирной истории (5ч)
|
|
36
|
Начало истории человечества.
|
1
|
25.01
|
Знать
исторические
периоды: первобытное
общество,
Древний мир,
Средние века,
Новое время,
Новейшее время
|
|
37
|
Мир древности: далёкий и близкий.
|
1
|
28.01
|
|
38
|
Средние века: время рыцарей и замков.
|
1
|
1.02
|
|
39
|
Новое время: встреча Европы и Америки.
|
1
|
4.02
|
|
40
|
Новейшее время: история продолжается сегодня. Контрольная работа №3 по теме «Страницы всемирной истории»
|
1
|
8.02
|
|
Страницы истории Отечества (20ч)
|
|
41
|
Жизнь древних славян. Работа над ошибками.
|
1
|
11.02
|
Знать:
важнейшие события и великих людей
отечественной истории;
государственную символику и
государственные праздники
современной России.
Составлять план рассказа о событиях начала 20 века и рассказывать о них по плану.
Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны.
Сравнивать гербы России и СССР.
Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.
Обсуждать в чём значение победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.
Собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в регионе.
Готовить праздник ко дню Победы.
|
|
42
|
Во времена древней Руси.
|
1
|
15.02
|
|
43
|
Страна городов.
|
1
|
18.02
|
|
44
|
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
|
1
|
22.02
|
|
45
|
Трудные времена на Русской земле.
|
1
|
25.02
|
|
46
|
Русь расправляет крылья.
|
1
|
1.03
|
|
47
|
Куликовская битва.
|
1
|
4.03
|
|
48
|
Иван Третий.
|
1
|
11.03
|
|
49
|
Мастера печатных дел.
|
1
|
15.03
|
|
50
|
Патриоты России.
|
1
|
18.03
|
|
51
|
Пётр Великий
|
1
|
22.03
|
|
52
|
Михаил Васильевич Ломоносов
|
1
|
25.03
|
|
53
|
Екатерина Великая.
|
1
|
29.03
|
|
54
|
Отечественная война 1812года.
|
1
|
8.04
|
|
55
|
Страницы истории XIX века.
|
1
|
12.04
|
|
56
|
Россия вступает в XX век.
|
1
|
15.04
|
|
57
|
Страницы истории 20-30-х годов.
|
1
|
19.04
|
|
58
|
Великая война и Великая Победа.
|
1
|
22.04
|
|
59
|
Страна, открывшая путь в космос. Контрольная работа №4 по теме «Страницы истории Отечества».
|
1
|
26.04
|
|
60
|
Обобщение по разделу « Страницы истории Отечества». Работа над ошибками
|
1
|
29.04
|
|
|
Современная Россия (10ч)
|
|
61
|
Основной закон России и права человека.
|
1
|
3.05
|
Анализировать закреплённые в конституции права ребёнка.
Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.
Различать права и обязанности граждан.
Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой.
Отличать герб России от гербов других государств.
Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.
Знакомиться с регионами, городами, народами России.
|
|
62
|
«Дети имеют право на особую заботу и помощь»
|
1
|
6.05
|
|
63
|
Мы – граждане России.
|
1
|
10.05
|
|
64
|
Славные символы России.
|
1
|
13.05.
|
|
65
|
Такие разные праздники.
|
1
|
17.05
|
|
66
|
Путешествие по России.
|
1
|
20.05
|
|
67
|
Путешествие по России.
|
1
|
24.05
|
|
68
|
Путешествие по России.
|
1
|
27.05
|
|
69
|
Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)
|
1
|
31.05
|
|
70
|
Обобщение по разделу «Современная Россия»
|
1
|
31.05
|
|
Содержание программы
Земля и человечество (10).
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (14 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Формы и средства контроля
Контрольная работы №1 по теме«Земля и человечество».
1.Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы Вселенную в целом, называется
-экология
-астрономия
-география
- история
2.Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был
-Юрий Гагарин
-Нил Армстрон
-Алексей Леонов
3.Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется
-глобус
-географическая карта
4. Какое из данных созвездий – Большой пес?
5.Тепловой пояс , проходящий через экватор, называется
-полярный
-тропический
- умеренный
6.Ценные находки старины хранятся
-в архивах
- в музеях
7.В 1837 году была произведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?
-17,19,18,20
8. «Легкими нашей планеты» называют
-хвойные леса
-тропические леса
-широколиственные
9.Эмблему «Большая панда» имеет
-Гринпис
-Всемирный фонд дикой природы
10.Исторический центр Санкт- Петербурга –это
-природное население России
-культурное наследие России
11.дополни
-Наука, изучающая небесные тела…
-Наука, изучающая прошлое …
-Хранилище документов…
-Специалист, изучающий астрономия…
-Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения….
-Запись событий год за годом…
- Ученые, выкапывающие из земли удивительные находки…
Контрольная работа (тест) №2 по теме «Родной край – часть большой страны».
1. Черноморское побережье Кавказа расположено..
-в арктической зоне страны
-в лесной зоне
-в субтропической зоне
-в степной зоне
2. Субтропики –это
-обширная зона в центре страны
-обширная зона на востоке страны
-небольшая зона на побережье северных морей
-небольшая зона на побережье Черного моря
3. К овощным культурам относятся
-огурец, морковь, чеснок
-картофель, подсолнечник, лен
-овес, слива, астра
4.В животноводстве есть такие профессии
-овощевод
-зоотехник
-ветеринар
-пчеловод
5.В Черном море у побережья обитают
- киты, морские черепахи, тюлени
-медузы, крабы, морские коньки
-крокодилы, анаконды, котики
6. В парках и на улицах Черноморского побережья выращивают
-кипарисы, пальмы, магнолии
-липы, маки, джузгун
-полынь, типчак, ель
7.Выбери самую верную цепь питания
-зерна –полевка -скворец
-листья картофеля -колорадский жук –жужелица
8.О каком животном идет речь в описании; это самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей?
-морской конек
-дельфин
-кит
9.Какое растение описывается так: дерево- долгожитель, достигает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются в пищу?
-бук
-тис
-каштан
10.Крупный рогатый скот
-коровы
-0быки
-козы
-свиньи
11Растения, из зерен которых получают муку и пекут хлебобулочные изделия
-овес
-просо
-рожь
-пшеница
12.Найди лишний объект:
-краб, морской конек, дельфин, богомол
-кипарис, пальма, роза, магнолия
-абрикос, бук, персик, слива
-иглица, каштан, тис, самшит
Контрольная работа №3 по теме «Страницы всемирной истории»
Вариант№1
1.Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?
- история Новейшего времени
-история древнего мира
-первобытная история
2.В глубине пещер первобытный человек изображал
-животных
-людей
-растительность
3.На берегах какой реки возникло Египетское государство?
-Нил
-Дон
-Нева
4. Кто, согласно легенде, основал город Рим?
-Рем
-Ромул
-Марс
5. В Средневековье буддизм возник
- в Европе
-В Индии
-на Ближнем Востоке
6. В Средневековье, воина на конце, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли
-рыцарь
-ковбой
-оруженосец
7.Какой материк называют Новым Светом?
=Африка
-Америка
-Антарктида
8. Кто написал картину «Сикстинская мадонна»?
-Рафаэль Санти
-Леонардо да Винчи
-Даниэль Дефо
9.С какого года мы ведем отсчет истории Новейшего времени.?
-1917, 1920, 1900
10.Это техническое изобретение 20 века.
-паровоз
-автомобиль
-компьютер
Вариант №2
1.Какая эпоха в истории человечества является самой короткой?
-история средних веков
-история Новейшего времени
-история Древнего мира
2.Первые орудия труда первобытного человека были из
-камня
-металла
-дерева
3. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида
-Эхнатон
-Хеопс
-Тутанхамон
4. Холм в Афинах, находились главные храмы города
-Акрополь
-Агора
-Академия
5.Здания для молитвы у мусульман называют
-церкви, соборы
-буддистские храмы
-мусульманские мечети
6. Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гутанбергом, назывались
-литеры
-литавры
-лавры
7. Кто открыл Америку?
-Фернан Магеллан
-Христофор Колумб
-Михаил Лазарев
8. Кто автор книги «Робинзон Крузо»?
-Роберт Пири
-Фернан Магеллан
-Руаль Амудсен
Контрольная работа №4 по теме « Страницы истории Отечества».
Вариант 1
1. Русские, украинцы и белорусы произошли от
-восточных славян
-западных славян
-южных славян
2. Пергамент это материал для письма из
-березовой коры
-кожи
-папируса
3.Как называли город, который стойко и упорно сопротивлялся монголам?
-Новгород
-Киев
-Козельск
4.Как прозвали Московского князя Ивана Даниловича?
-Калита
-Красное Солнышко
-Невский
5.Кто автор «Грамматики», по которой учился Ломоносов?
-Метелей Смотрицкий
-Василий Бурцов
-Карион Штомин
6.Кто призвал русских людей в начале 18 века постоять за родную землю?
-Кирилл и МЕфодий
-Минин и Пожарский
-Царь Федор
7.На Сенатской площади в Санкт- Петербурге при Екатирине 2 был возведен памятник
- Минину и Пожарскому
-Суворову
-Медный всадник Петру 1
8.Кто в 1790 г стал командующим Черноморского флота?
-Ушаков
-Суворов
-Куткзов
9.Когда к власти пришла партия Большевиков?
-7 ноября 1914
-февраль 1917
-7 ноября 1917
10.Когда началась Великая Отечественная Война?
-1941
-1945
-1939
Вариант2
Русский князь, который прибил свой щит к воротам Царьграда?
-Игорь
-Олег
-Владимир
2.Славянскую азбуку создали
-Кирилл и Мефодий
-Минин и Пожарский
-Иоганн ГУтенберг
3. Что выплачивала Русь Орде?
-налог
-выкуп
-дань
4. Как звали князя, который дал битву на Куликовом поле.?
-Дмитрий
-Владимир
-Ярославль
5. На какой реке русская рать с Иваном 3 Встретилась с войском. Хана Ахмата?
-Нева
-Угра
-Дон
6. В каком году был заложен город на Неве?
1703, 1803, 1817
7.Город Санкт-Петербург начал строится с
-Петропавловского собора
-Крондштата
-Петропавловской крепости
8.Кто из военачальников стал генералиссимусом?
-Ушаков
-Суворов
-Кутузов
9. Когда началась первая мировая война?
1914, 1917,1922
10. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
300, 600,900
Перечень учебно-методических средств обучения
Технические средства обучения
|
1.
|
Компьютер с программным обеспечением
Мультимедийный проектор
Магнитная доска
Экспозиционный экран
Принтер лазерный ч/б
|
Д/Ф
Д
Д
Д
Д
|
Для фронтальной работы используется кабинет информатики
|
Оборудование класса
|
2.
|
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования .
|
К
Д
Д
Д
Д
|
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
|
-
Плешаков А.А. «Мир вокруг нас». Учебник для 4 класса, в двух частях, - М.: «Просвещение», 2012 год.
-
Плешаков А.А. «Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас»». 4 класс, в двух частях, М.: «Просвещение»
-
Плешаков А.А. «Тесты»
-
Рудниченко Л.И. «Методические рекомендации по курсу «Мир вокруг нас» к учебнику А.А. Плешакова для 4 класса», Волгоград: издательство «Учитель», 2009 год.
-
Плешаков А.А. Сборник «Концепция и программы для начальных классов». «Школа России», в 2-х частях, - Москва: издательство «Просвещение», 2010 год.
-
“Школа России”. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы
Министерство образования и науки Российской Федерации https://www.mon.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) https://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральное агентство по образованию (Рособразование)http://www.ed.gov.ru
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) https://www.fasi.gov.ruНациональный фонд подготовки кадров. Приоритетный национальный проект «Образование» и проект «Информатизация системы образования» https://portal.ntf.ru
Статистика российского образования https://stat.edu.ru
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ https://www.apkppro.ru
Национальное аккредитационное агентство в сфере образования https://www.nica.ru
Федеральный институт педагогических измерений https://www.fipi.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ https://fsu.mto.ru
Федеральный центр тестированияhttps://www.rustest.ru
Федеральные информационно-образовательные порталы
Федеральный портал «Российское образование»https://www.edu.ru.
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru.
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» https://www.law.edu.ru.
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»https://www.ict.edu.ru.
Российский портал открытого образования ht://www.openet.edu.ru.
Федеральный портал «Дополнительное образование детей» https://www.vidod.edu.ru.
Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» https://www.neo.edu.ru
Поделитесь с Вашими друзьями: |