2012-2013
Элективный курс
«Органический мир. Химия жизни»
10 класс.
Автор Свинарева Н.А.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Органический мир. Химия жизни» предназначена для учащихся 10-х классов.
Основные идеи курса: повышение познавательного интереса учащихся к предмету, расширение знаний по химии, соблюдение правил техники безопасности при работе с веществами в быту, воспитание самодисциплины, уверенности в своих силах.
Целью курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора дальнейшего естественнонаучного профиля обучения.
Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская направленность, которая включает в себя такие элементы как наблюдение, выдвижение гипотез, проведение химического эксперимента, математическая обработка данных, анализ информационных источников.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой органических веществ, имеющих огромное значение для жизни человека. Это нефть, каменный уголь, жиры, белки, углеводы, витамины, ферменты, гормоны, лекарства. Эти вещества имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуры, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы, знакомит с галереей великих химиков, которые внесли огромный вклад в изучение и развитие представлений об органических веществах.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.
Богатый исторический материал способствует повышению интереса к химии развитию внутренней мотивации учения.
Курс дает возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствую формированию специальных умений и навыков безопасной работы с веществами и оборудованием.
Курс предполагает использование коммуникативных умений – сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов. Проектные работы позволяют сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивать их творческие способности.
Изучив данный элективный курс, школьники расширят свои знания об органических веществах, окружающих их в повседневной жизни, об экологических проблемах современности, приобретут дополнительные навыки ведения химического эксперимента.
Курс направлен на поддержку познавательного интереса учащихся к предмету, формирование химической грамотности, устранение хемофобии, на формирование основ здорового и безопасного образа жизни.
Курс рассчитан на 35 часов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Тема занятия
|
Рассматриваемые вопросы
|
Эксперимент, демонстрация
|
Домашнее задание
|
1
|
История возникновения органической химии. Основоположники науки. Витализм.
|
Органическая химия в древнем мире, в средние века. Работы Ар-Рази, Арнальдо из Вилановы, Раймунда Луллия, Парацельса, Минзихта, Либавия, Берцелиуса, Велера, Бертло и др.
|
Д. Портретная галерея химиков
|
Инд. задания по теме.
|
2
|
Природные источники органических веществ. Метаморфозы.
|
Нефть, каменный уголь, природный и попутный нефтяной газы, их нахождение в природе, состав, способы переработки, значение для жизни человека.
|
Д. Образцы природных источников органических веществ
|
ИЗ: «Крупнейшие месторождения нефти в мире»
«Центры угольной промышленности»
«Нефтехимическое производство»
|
3
|
Имена органических соединений
|
Попытки классификации и номенклатуры веществ. Номенклатура ИЮПАК, тривиальная, рациональная номенклатура.
|
|
ИЗ: «ИЮПАК: цели и задачи союза»
|
4
|
Дети черного золота
|
Алканы, алкены, алкины, алкадиены. Их источники, особые свойства, роль в жизни человека.
|
Коллекция: «Нефть и продукты ее переработки»
|
ИЗ «Масло голландских алхимиков», «Этилен в овощехранилище», «Снег, который горит»
|
5
|
Бензол и его царство.
|
Бензол и его производные: толуол, бензальдегид, бензойная кислота, нитросоединения, фенолы.
|
Д. Бензол и его производные.
|
ИЗ «Благовонный бальзам», «Бензойная кислота в пищевой промышленности», «Пикриновая кислота», «Тротиловый эквивалент»
|
6
|
Спирты.
|
Свойства винного спирта, его получение. История виноделия. Действие спирта на организм человека. Роль спирта в медицине. Древесный спирт. Глицерин.
|
Д. Лекарственные средства – спиртовые настойки
|
ИЗ: «Использование спирта на войне», «Спиртовые настойки: для чего их используют?»,
«Ядовитый напиток», «Действие метанола на организм человека», «Применение глицерина», «Нитроглицерин в кардиологии»
|
7
|
Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны
|
Образование этаналя в организме человека, его действие на организм. Свойства фомальдегида. Ацетон.
|
К. Раствор формалина и ацетона.
|
ИЗ «Применение формалина во врачебной практике», «Ацетон – растворитель и не только»
|
8
|
Органические кислоты. Старые знакомые.
|
Карбоновые кислоты в природе. Их функции и биороль. Муравьиная, уксусная, яблочная, лимонная и др. кислоты
|
Коллекция различных плодов, имеющих кислый вкус.
|
ИЗ «Кислота из муравьев», «Чем полезен щавель?», «Цитрусовые кислоты», «Ледяная кислота»
|
9
|
Сложные эфиры. В мире запахов.
|
Их роль в парфюмерии, пищевой промышленности. Эфирные масла.
|
|
ИЗ «Запахи ягод, фруктов и цветов», «Композиторы духов»
|
10
|
Практическая работа №1 по теме: «Получение сложного эфира»
|
Оформление работы
|
11
|
Полимеры.
|
Полимеры в медицине, в бытовой жизни человека.
|
Д. Образцы полимеров.
|
ИЗ «Резиновые перчатки: какие и зачем?»
«Силикон, его свойства и функции»
«Латекс в медицинском деле»
|
12
|
Биологическое топливо. Жиры
|
Животные и растительные жиры. Реакции Шевреля и Бертло. Биороль и функции в организме. Питание человека. Шоколад.
|
Д. Образцы жиров.
|
ИЗ: «Использование масел и жиров человеком», «Жиры, энергия, питание», «Почему верблюды выносливы?», «Сколько и каких жиров надо человеку?»
|
13
|
Практическая работа №2 по теме:
«Свойства растительного масла»
|
Оформление работы
|
14
|
На сладкое. Углеводы.
|
Моносахариды: глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза. Дисахариды: сахароза, мальтоза, целлобиоза, лактоза. Полисахариды: крахмал и целлюлоза
|
Д. Образцы углеводов
|
ИЗ «Значение углеводов», «История открытия углеводов», «кто самый сладкий?», «Тростниковый или свекловичный?», «Бумага»
|
15
|
Практическая работа №3 по теме: «Углеводы»
|
Оформление работы
|
16
|
Узнаваемые по запаху. Амины.
|
Амины, анилин.
|
Д. Уротропин
|
|
17
|
Аминокислоты.
|
Аминокислоты заменимые и незаменимые. Их свойства, нахождение в природе. Образование пептидов.
|
|
|
18
|
Практическая работа №4 по теме: «Изучение свойств аминокислоты (на примере глицина)»
|
Оформление работы
|
19
|
Азбука живой материи. Белки.
|
Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Работы Фишера, Полинга и др. ученых. Отличия в структуре, свойствах протеидов и протеинов. Примеры соединений.
|
Д. Наглядные пособия: «Структура белка»
|
ИЗ «Ученые о структуре белка»
|
20
|
Функции белков
|
Пластическая, транспортная, защитная, энергетическая, каталитическая, сократительная, регуляторная функции белков.
|
|
ИЗ «Коллаген», «Миозин», «Гемоглобин», «Инсулин»,
«γ-глобулин»,
«Рибонуклеаза».
|
21
|
Ферменты – на все руки мастера.
|
Нахождение в природе, биороль, особенности ферментов
|
|
ИЗ «Мальтоза», «Каталаза», «Папаин», «Фицин», «Пепсин» и др.
|
22
|
Практическая работа №6 по теме: «Действие ферментов на различные вещества»
|
Действие амилазы слюны на крахмал.
Действие дегидрогеназы на метиленовый синий.
Действие каталазы на пероксид водорода
|
Оформление работы
|
23
|
Гормоны.
|
Свойства гормонов, их классификация. Стероидные, белковые гормоны, гормоны щитовидной железы и надпочечников.
|
|
ИЗ «Андрогены. Тестостерон», «Адреналин», «Эстрогены», «Сахарный диабет и инсулин»
|
24
|
Полезное и приятное. Витамины
|
Водо- и жирорастворимые витамины, их функции, нахождение в природе, продуктах питания.
|
|
ИЗ «Витамин А», «Витамины группы В», «Аскорбинка из глюкозы»,
«Витамин Е»,
«Витамин Д»,
«Витамин РР»
|
25
|
Токсины и вирусы
|
Токсикология. Токсины. Действие на живой организм. Как им противостоять
|
|
ИЗ «Болезнь века – ВИЧ»
|
26
|
Лекарства
|
Лекарства в древнем мире. Анестетики, антисептики, анальгетики, антибиотики.
|
|
ИЗ «Булгаков. Морфий», «Вакцины Пастера», «Флеминг. Пенициллин»
|
27
|
Практическая работа №7
«Анализ лекарственных препаратов»
|
Анализ производных салициловой кислоты,
n-аминофенола.
|
Оформление работы
|
28
|
Жизненные гетероциклы.
|
Гетероциклические соединения. Пятичленные гетероциклы. Пиррол. Пиррол, его свойства. Производные пиррола – порфирины – гем, хлорофилл, билирубин, имидазол
|
|
ИЗ «Средство от головной боли и яд, убивающий лошадь»
|
29
|
Азотсодержащий собрат бензола. Пиридин.
|
Пиридин, его свойства. Пиридиновые основания. Азотистые основания в составе нуклеотидов
|
|
ИЗ «Сахарин. Слаще сахара»
|
30
|
Хранитель наследственной информации.
|
ДНК и РНК. Строение и роль в живых организмах. Установление структуры молекул.
|
|
ИЗ «Сестры – близнецы», «Прогулка по хромосоме», «РНК-вирусы»
|
31
|
Мутации: генетическая информация под угрозой.
|
Болезни, возникающие в результате мутаций, изменений в структуре ДНК.
|
|
ИЗ «Гемофилия – проклятие дома Романовых»
|
32
|
Главный аккумулятор энергии. АТФ
|
Жизнь и энергия Химическая структура и биороль АТФ.
|
|
ИЗ «Почему корове повезло больше, чем человеку?», «Судьба жиров и белков»
|
33
|
Химия в ванной комнате. Арсенал Мойдодыра.
|
Мыло, шампуни, зубная паста.
|
|
ИЗ «Да здравствует мыло душистое!», «Кое - что о шампунях», «Зубные пасты от «А» до «Я»
|
34
|
Яды и противоядия: с древности до наших дней.
|
История открытия ядов и противоядий.
|
|
ИЗ «Синильная кислота и цианиды»
|
35
|
Заключительное занятие. Круглый стол.
|
|
|
|
Содержание программы
История возникновения органической химии. Основоположники науки. Витализм. Природные источники органических веществ. Номенклатура ИЮПАК, тривиальная, рациональная номенклатура.
Алканы, алкены, алкины, алкадиены. Их источники, особые свойства, роль в жизни человека. Бензол и его производные.
Спирты. Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты в природе, их функции и биороль. Муравьиная, уксусная, яблочная, лимонная и др. кислоты. Сложные эфиры, их роль в парфюмерии, пищевой промышленности. Эфирные масла.
Полимеры. Полимеры в медицине, в бытовой жизни человека.
Животные и растительные жиры. Углеводы. Моносахариды: глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза. Дисахариды: сахароза, мальтоза, целлобиоза, лактоза. Полисахариды: крахмал и целлюлоза.
Амины. Аминокисло, их свойства, нахождение в природе. Образование пептидов. Белки, их структура и функции.
Ферменты, нахождение в природе, биороль, особенности. Гормоны, свойства гормонов, их классификация. Витамины водо- и жирорастворимые, их функции, нахождение в природе, продуктах питания.
Токсины и вирусы, их действие на живой организм. Токсикология. Лекарства: анестетики, антисептики, анальгетики, антибиотики.
Гетероциклические соединения. Пиррол. Пиридин. ДНК и РНК: строение и роль в живых организмах. АТФ, химическая структура и биороль.
Мыло, шампуни, зубная паста.
Яды и противоядия.
Учебно-методическое обеспечение.
-
Энциклопедия для детей. Т.17. Химия. / глав. Ред. В.Володин; вед.науч.ред.И.Леенсон. – М.: Аванта+, 2005.
-
Энциклопедический словарь юного химика / В.А.Крицман, В.В. Станцо. – М.: Педагогика, 1982.
-
Колтун М. Мир химии. - М.: Детская литература, 1988.
-
Леенсон И.А. Занимательная химия.- М.:РОСМЭН, 1999.
-
Аликберова Л. Занимательная химия: книга для учащихся, учителей, родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
-
Александрова М.А. Игровые сценарии обучения по предметам естественно-научного цикла: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
-
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008
-
Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009
-
Булатова О.С. Искусство современного урока: учебное пособие. – М.: Академия, 2008
-
Голдовская Л.Ф. Химия окружающей среды. – М.: Мир; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
-
Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. – М.: 5 за знания, 2007
-
Сергеева М.П. Внеклассная работа по химии: вечера, факультативные и кружковые занятия. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2001
-
Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А., Богомолова Н.В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 1999.
-
CD: Электронная энциклопедия «Кругосвет», Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
-
Медиаресурсы (https://school-collection.edu.ru/):
-
Инновационный учебный материал «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс»
-
Инновационный учебный материал «Лента времени «Химия жизни»
-
Инновационный учебный материал «История научного эксперимента»
-
Электронные издания: ежемесячные научно-популярные журналы «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», энциклопедия «Кругосвет».
-
Предметная коллекция «Неорганическая химия. Видеоопыты».
-
Коллекция «Памятники науки и техники в собраниях Политехнического музея»
Поделитесь с Вашими друзьями: |