Элективный курс «Органический мир. Химия жизни»



Дата26.04.2016
Размер90 Kb.
ТипЭлективный курс
2012-2013

Элективный курс
«Органический мир. Химия жизни»

10 класс.

Автор Свинарева Н.А.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Органический мир. Химия жизни» предназначена для учащихся 10-х классов.

Основные идеи курса: повышение познавательного интереса учащихся к предмету, расширение знаний по химии, соблюдение правил техники безопасности при работе с веществами в быту, воспитание самодисциплины, уверенности в своих силах.

Целью курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора дальнейшего естественнонаучного профиля обучения.

Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская направленность, которая включает в себя такие элементы как наблюдение, выдвижение гипотез, проведение химического эксперимента, математическая обработка данных, анализ информационных источников.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой органических веществ, имеющих огромное значение для жизни человека. Это нефть, каменный уголь, жиры, белки, углеводы, витамины, ферменты, гормоны, лекарства. Эти вещества имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуры, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы, знакомит с галереей великих химиков, которые внесли огромный вклад в изучение и развитие представлений об органических веществах.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.

Богатый исторический материал способствует повышению интереса к химии развитию внутренней мотивации учения.

Курс дает возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствую формированию специальных умений и навыков безопасной работы с веществами и оборудованием.

Курс предполагает использование коммуникативных умений – сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов. Проектные работы позволяют сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивать их творческие способности.

Изучив данный элективный курс, школьники расширят свои знания об органических веществах, окружающих их в повседневной жизни, об экологических проблемах современности, приобретут дополнительные навыки ведения химического эксперимента.

Курс направлен на поддержку познавательного интереса учащихся к предмету, формирование химической грамотности, устранение хемофобии, на формирование основ здорового и безопасного образа жизни.

Курс рассчитан на 35 часов.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема занятия

Рассматриваемые вопросы

Эксперимент, демонстрация

Домашнее задание

1

История возникновения органической химии. Основоположники науки. Витализм.

Органическая химия в древнем мире, в средние века. Работы Ар-Рази, Арнальдо из Вилановы, Раймунда Луллия, Парацельса, Минзихта, Либавия, Берцелиуса, Велера, Бертло и др.

Д. Портретная галерея химиков

Инд. задания по теме.

2

Природные источники органических веществ. Метаморфозы.

Нефть, каменный уголь, природный и попутный нефтяной газы, их нахождение в природе, состав, способы переработки, значение для жизни человека.

Д. Образцы природных источников органических веществ

ИЗ: «Крупнейшие месторождения нефти в мире»

«Центры угольной промышленности»

«Нефтехимическое производство»


3

Имена органических соединений

Попытки классификации и номенклатуры веществ. Номенклатура ИЮПАК, тривиальная, рациональная номенклатура.




ИЗ: «ИЮПАК: цели и задачи союза»

4

Дети черного золота

Алканы, алкены, алкины, алкадиены. Их источники, особые свойства, роль в жизни человека.

Коллекция: «Нефть и продукты ее переработки»

ИЗ «Масло голландских алхимиков», «Этилен в овощехранилище», «Снег, который горит»

5

Бензол и его царство.

Бензол и его производные: толуол, бензальдегид, бензойная кислота, нитросоединения, фенолы.

Д. Бензол и его производные.

ИЗ «Благовонный бальзам», «Бензойная кислота в пищевой промышленности», «Пикриновая кислота», «Тротиловый эквивалент»

6

Спирты.

Свойства винного спирта, его получение. История виноделия. Действие спирта на организм человека. Роль спирта в медицине. Древесный спирт. Глицерин.

Д. Лекарственные средства – спиртовые настойки

ИЗ: «Использование спирта на войне», «Спиртовые настойки: для чего их используют?»,

«Ядовитый напиток», «Действие метанола на организм человека», «Применение глицерина», «Нитроглицерин в кардиологии»



7

Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны

Образование этаналя в организме человека, его действие на организм. Свойства фомальдегида. Ацетон.

К. Раствор формалина и ацетона.

ИЗ «Применение формалина во врачебной практике», «Ацетон – растворитель и не только»

8

Органические кислоты. Старые знакомые.

Карбоновые кислоты в природе. Их функции и биороль. Муравьиная, уксусная, яблочная, лимонная и др. кислоты

Коллекция различных плодов, имеющих кислый вкус.

ИЗ «Кислота из муравьев», «Чем полезен щавель?», «Цитрусовые кислоты», «Ледяная кислота»

9

Сложные эфиры. В мире запахов.

Их роль в парфюмерии, пищевой промышленности. Эфирные масла.




ИЗ «Запахи ягод, фруктов и цветов», «Композиторы духов»

10


Практическая работа №1 по теме: «Получение сложного эфира»

Оформление работы



11

Полимеры.

Полимеры в медицине, в бытовой жизни человека.

Д. Образцы полимеров.

ИЗ «Резиновые перчатки: какие и зачем?»

«Силикон, его свойства и функции»



«Латекс в медицинском деле»

12

Биологическое топливо. Жиры

Животные и растительные жиры. Реакции Шевреля и Бертло. Биороль и функции в организме. Питание человека. Шоколад.

Д. Образцы жиров.

ИЗ: «Использование масел и жиров человеком», «Жиры, энергия, питание», «Почему верблюды выносливы?», «Сколько и каких жиров надо человеку?»

13

Практическая работа №2 по теме:

«Свойства растительного масла»

Оформление работы

14

На сладкое. Углеводы.

Моносахариды: глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза. Дисахариды: сахароза, мальтоза, целлобиоза, лактоза. Полисахариды: крахмал и целлюлоза

Д. Образцы углеводов

ИЗ «Значение углеводов», «История открытия углеводов», «кто самый сладкий?», «Тростниковый или свекловичный?», «Бумага»

15

Практическая работа №3 по теме: «Углеводы»

Оформление работы

16

Узнаваемые по запаху. Амины.

Амины, анилин.

Д. Уротропин




17

Аминокислоты.

Аминокислоты заменимые и незаменимые. Их свойства, нахождение в природе. Образование пептидов.







18

Практическая работа №4 по теме: «Изучение свойств аминокислоты (на примере глицина)»

Оформление работы

19

Азбука живой материи. Белки.

Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Работы Фишера, Полинга и др. ученых. Отличия в структуре, свойствах протеидов и протеинов. Примеры соединений.

Д. Наглядные пособия: «Структура белка»

ИЗ «Ученые о структуре белка»

20

Функции белков

Пластическая, транспортная, защитная, энергетическая, каталитическая, сократительная, регуляторная функции белков.




ИЗ «Коллаген», «Миозин», «Гемоглобин», «Инсулин»,

«γ-глобулин»,

«Рибонуклеаза».


21

Ферменты – на все руки мастера.

Нахождение в природе, биороль, особенности ферментов




ИЗ «Мальтоза», «Каталаза», «Папаин», «Фицин», «Пепсин» и др.

22

Практическая работа №6 по теме: «Действие ферментов на различные вещества»

Действие амилазы слюны на крахмал.

Действие дегидрогеназы на метиленовый синий.

Действие каталазы на пероксид водорода


Оформление работы

23

Гормоны.

Свойства гормонов, их классификация. Стероидные, белковые гормоны, гормоны щитовидной железы и надпочечников.




ИЗ «Андрогены. Тестостерон», «Адреналин», «Эстрогены», «Сахарный диабет и инсулин»

24

Полезное и приятное. Витамины

Водо- и жирорастворимые витамины, их функции, нахождение в природе, продуктах питания.




ИЗ «Витамин А», «Витамины группы В», «Аскорбинка из глюкозы»,

«Витамин Е»,

«Витамин Д»,

«Витамин РР»



25

Токсины и вирусы

Токсикология. Токсины. Действие на живой организм. Как им противостоять




ИЗ «Болезнь века – ВИЧ»

26

Лекарства

Лекарства в древнем мире. Анестетики, антисептики, анальгетики, антибиотики.




ИЗ «Булгаков. Морфий», «Вакцины Пастера», «Флеминг. Пенициллин»

27

Практическая работа №7

«Анализ лекарственных препаратов»

Анализ производных салициловой кислоты,

n-аминофенола.



Оформление работы

28

Жизненные гетероциклы.

Гетероциклические соединения. Пятичленные гетероциклы. Пиррол. Пиррол, его свойства. Производные пиррола – порфирины – гем, хлорофилл, билирубин, имидазол




ИЗ «Средство от головной боли и яд, убивающий лошадь»

29

Азотсодержащий собрат бензола. Пиридин.

Пиридин, его свойства. Пиридиновые основания. Азотистые основания в составе нуклеотидов




ИЗ «Сахарин. Слаще сахара»

30

Хранитель наследственной информации.

ДНК и РНК. Строение и роль в живых организмах. Установление структуры молекул.




ИЗ «Сестры – близнецы», «Прогулка по хромосоме», «РНК-вирусы»

31

Мутации: генетическая информация под угрозой.

Болезни, возникающие в результате мутаций, изменений в структуре ДНК.




ИЗ «Гемофилия – проклятие дома Романовых»

32

Главный аккумулятор энергии. АТФ

Жизнь и энергия Химическая структура и биороль АТФ.




ИЗ «Почему корове повезло больше, чем человеку?», «Судьба жиров и белков»

33

Химия в ванной комнате. Арсенал Мойдодыра.

Мыло, шампуни, зубная паста.




ИЗ «Да здравствует мыло душистое!», «Кое - что о шампунях», «Зубные пасты от «А» до «Я»

34

Яды и противоядия: с древности до наших дней.

История открытия ядов и противоядий.




ИЗ «Синильная кислота и цианиды»

35

Заключительное занятие. Круглый стол.











Содержание программы
История возникновения органической химии. Основоположники науки. Витализм. Природные источники органических веществ. Номенклатура ИЮПАК, тривиальная, рациональная номенклатура.

Алканы, алкены, алкины, алкадиены. Их источники, особые свойства, роль в жизни человека. Бензол и его производные.

Спирты. Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты в природе, их функции и биороль. Муравьиная, уксусная, яблочная, лимонная и др. кислоты. Сложные эфиры, их роль в парфюмерии, пищевой промышленности. Эфирные масла.

Полимеры. Полимеры в медицине, в бытовой жизни человека.

Животные и растительные жиры. Углеводы. Моносахариды: глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза. Дисахариды: сахароза, мальтоза, целлобиоза, лактоза. Полисахариды: крахмал и целлюлоза.

Амины. Аминокисло, их свойства, нахождение в природе. Образование пептидов. Белки, их структура и функции.

Ферменты, нахождение в природе, биороль, особенности. Гормоны, свойства гормонов, их классификация. Витамины водо- и жирорастворимые, их функции, нахождение в природе, продуктах питания.

Токсины и вирусы, их действие на живой организм. Токсикология. Лекарства: анестетики, антисептики, анальгетики, антибиотики.

Гетероциклические соединения. Пиррол. Пиридин. ДНК и РНК: строение и роль в живых организмах. АТФ, химическая структура и биороль.

Мыло, шампуни, зубная паста.



Яды и противоядия.
Учебно-методическое обеспечение.


  1. Энциклопедия для детей. Т.17. Химия. / глав. Ред. В.Володин; вед.науч.ред.И.Леенсон. – М.: Аванта+, 2005.

  2. Энциклопедический словарь юного химика / В.А.Крицман, В.В. Станцо. – М.: Педагогика, 1982.

  3. Колтун М. Мир химии. - М.: Детская литература, 1988.

  4. Леенсон И.А. Занимательная химия.- М.:РОСМЭН, 1999.

  5. Аликберова Л. Занимательная химия: книга для учащихся, учителей, родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  6. Александрова М.А. Игровые сценарии обучения по предметам естественно-научного цикла: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008

  8. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009

  9. Булатова О.С. Искусство современного урока: учебное пособие. – М.: Академия, 2008

  10. Голдовская Л.Ф. Химия окружающей среды. – М.: Мир; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

  11. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. – М.: 5 за знания, 2007

  12. Сергеева М.П. Внеклассная работа по химии: вечера, факультативные и кружковые занятия. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2001

  13. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А., Богомолова Н.В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 1999.

  14. CD: Электронная энциклопедия «Кругосвет», Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  15. Медиаресурсы (https://school-collection.edu.ru/):

    • Инновационный учебный материал «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс»

    • Инновационный учебный материал «Лента времени «Химия жизни»

    • Инновационный учебный материал «История научного эксперимента»

    • Электронные издания: ежемесячные научно-популярные журналы «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», энциклопедия «Кругосвет».

    • Предметная коллекция «Неорганическая химия. Видеоопыты».

    • Коллекция «Памятники науки и техники в собраниях Политехнического музея»

Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Доброкачественная гиперплазия предстательной железы
2014 -> Сулейменов ержан абилхасимович комплексные немедикаментозные технологии медицинской реабилитации пациентов с возрастным андрогендефицитом
2014 -> Стандарты медицинской помощи в неврологии
2014 -> Нервная анорексия
2014 -> Аир: Часто используется как связующий элемент в заклинаниях или в заговорах, а сам по себе для контроля над личностью. Растущий в саду, аир принесет удачу садовнику и большой урожай растений поблизости. Акация


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница