Политические и правовые учения
в Соединенных Штатах Америки в XVIII—XIX вв.
§ 1. Становление американской политико-правовой мысли
В социально-политической истории английских поселенчес-
ких колоний в Северной Америке выделяются два характерных
периода, которые в известной мере разграничивают и ход
идейной полемики по вопросам права, общественного и полити-
ческого устройства. Первый период приходится на начало
XVII в. и простирается до середины XVIII в., а второй охваты-
вает период войны за независимость, выработки конституции и
первых шагов по ее реализации в жизни независимого государ-
ства (вторая половина XVIII в.).
Колонизация Северной Америки англичанами осуществля-
лась в обстановке военного соперничества с Голландией, Фран-
цией и отчасти с Испанией. Она сопровождалась самоотвержен-
ной борьбой с угрозой голодной смерти и болезнями, а также
неудачными попытками обратить в рабство индейцев. В числе
первых поселенцев наряду с крестьянской и ремесленной бед-
нотой находились предприимчивые торговцы и предпринимате-
ли-авантюристы, мечтавшие найти новые источники дохода в
виде месторождений или скоплений золота, как это было у
испанцев. При всем несовпадении интересов и статуса колонис-
тов-поселенцев их во многом объединяло желание обрести здесь
“землю обетованную”, т. е. такое место, где можно было бы жить
в полном согласии с заповедями первых христиан— иметь
чистую совесть, питаться плодами собственного труда и т.д.
Однако под влиянием социального неравенства и конфликтов
эти устремления получили самые различные истолкования и
формы реальной трансформации.
Одним из источников напряженности стал идейный и полити-
ко-организационный конфликт между англиканской церковью и
протестантскими общинами, который был завезен из метропо-
лии наиболее радикальными представителями последних. Про-
тестанты-пуритане (от лат. и англ. — “чистый”, “истинный”)
обвиняли англиканскую церковь в том, что она все еще не
избавилась от многих пороков римско-католической церкви.
Протестанты считали себя истинными реформаторами церкви и
церковных дел и требовали дальнейшего ее очищения от поро-
ков или излишеств. Они оправдывали свое название общей
отрицательной позицией к показной роскоши в быту и церков-
ных обрядах, их отличало скрупулезное соблюдение заповедей
бережливости и воздержанности. Однако самыми волнующими
пунктами разногласий были не вопросы вероучения, а различия
в церковных обрядах, расходах на содержание церковного
храма и его служителей.
Часть пуритан, происходивших из привилегированных и
зажиточных семей, претендовали в своих общинах на руководя-
щую роль и соответствующие должности, а после “очищения”
англиканской церкви и пересмотра ее политического статуса —
на аналогичную роль в делах по управлению колонией. Они
отстаивали, в частности, более широкое социально-политичес-
кое назначение церковной организации. В этом случае все
основные проблемы религиозной жизни тесно переплетались с
проблемами политико-управленческими, которые тем самым
становились предметом заботы пасторов и пресвитеров. Пресви-
теры (выбранные из мирян старосты общины) охотно поддержи-
вали единообразие культовых обрядов и ревниво относились к.
полномочиям таких коллективных собраний, как местные и
общие съезды (синоды) представителей общин.
Более радикальные пуританские секты считали англиканс-
кую церковь испорченной безнадежно, а кальвинистские прин-
ципы пресвитерианской церковной организации (пресвитеры,
синоды) противоречащими источнику и “закону законов” веры —
Священному Писанию. Для них общность веры некоторого числа
людей, как правило живущих по соседству,— самое важное
основание для объединения в церковную общину, где единствен-
ным духовным руководителем должен быть сам Иисус Христос.
Вступление в такую церковную общину (конгрегацию) добро-
вольно—достаточно заявить о желании стать ее членами и
признать взаимное соглашение о вере (ковенант). Пастор (про-
поведник), староста и дьякон избирались конгрегацией боль-
шинством голосов.
Если умеренные пуритане (просвитериане) различали вслед
за Кальвином два разряда верующих (избранных к спасению и
остальных, осужденных на божью кару), то радикалы исходили
из того, что сама принадлежность к церкви является своего рода
предопределением к спасению, во всяком случае ступенью к
“очищению” и превращению в праведников (“святых”). Привер-
женцы радикального пуританизма получили название “сепара-
тистов”, “индепендентов” (независимых), “диссидентов” (отще-
пенцев, раскольников), “конгрегационалистов” и др.
§ 1. Становление американской политико-правовой мысли
Наибольшим гонениям со стороны королевской власти и
англиканской церкви подвергались местные сепаратисты, а в
меньшей мере преследовались умеренные пуритане, так назы-
ваемые конформисты (от англ.— “соглашаться”, “подчинять-
ся”). Нелояльных священников-англикан отстраняли от дол-
жности. Многие общины сепаратистов были вынуждены скры-
вать свои взгляды и обычаи либо эмигрировать в Голландию и
колонии. Так, группа английских эмигрантов-пуритан из Гол-
ландии вошла в историю под именем “отцов-пилигримов”,
которые искали и нашли в Америке свою землю обетованную.
Еще до того, как сойти с корабля на берег, они составили
Соглашение, в котором было зафиксировано намерение “тор-
жественно и взаимно” объединиться в “гражданский и полити-
ческий организм для поддержания среди нас лучшего порядка
и безопасности, а также для достижения вышеуказанных целей;
а в силу этого мы создадим и введем такие справедливые и
одинаковые для всех законы, ордонансы, акты, установления и
административные учреждения, которые в то или иное время
будут считаться наиболее подходящими и соответствующими
всеобщему благу колонии и которым мы обещаем следовать и
подчиняться”.
Первое публичное издание текста Соглашения было подго-
товлено и выпущено в годы войны США за независимость, а
после принятия Конституции страны американские историки
стали обращаться к Соглашению как важному первоисточнику
американской конституционной истории, как первому в истории
опыту и образцу составления общественного договора об обра-
зовании государства, его организации и деятельности. Однако
подобное истолкование корней американского конституциона-
лизма не лишено известных натяжек и противоречий. Дело в
том, что “святые” лейденской сепаратистской общины совсем не
помышляли отвергать власть английского короля или объявлять
о своей независимости по отношению к метрополии или лондон-
ским купцам, с помощью которых они смогли покинуть Европу.
В самом Соглашении цель путешествия связывалась с основа-
нием колонии в северной части Виргинии “во славу Божию —
для распространения христианской веры и славы нашего короля
и отечества”. День высадки пилигримов торжественно отмеча-
ется в США ежегодно 22 декабря и носит название “День отцов-
пилигримов”.
Характерным примером “земли призвания” стала колония
конгрегационалистов в Массачусетском заливе с центром в
Бостоне, который называли Новым Иерусалимом Нового Изра-
иля, оправдывая претензию местных поселенцев на создание
новой церкви и нового общества с опорой на “истинную веру” и
“праведную жизнь”. Видный представитель “пуританской уто-
пии” (выражение американского историка В. Паррингтона)
умеренный пуританин Джон Уинтроп предпринял усилия к
тому, чтобы социальная и административно-судебная политика
руководителей общины колонистов проводилась в духе строгих
догматов пуританской теократии. Возглавив эту церковь-госу-
дарство в 1630 г., он в течение 20 лет ополчался на безудержное
расточительство, излишества, иные пороки и часто сетовал на
то, что “источники знания и веры столь загрязнены, что люди,
оцеживая комара, проглатывают верблюда”. Нападая на демок-
ратические идеи и проекты реформ, он утверждал, что опасно
передавать государственные дела и правосудие народным кол-
легиальным органам, поскольку “лучшие всегда в меньшинстве,
а среди этих лучших в меньшинстве рассудительные”.
Административные и судебные функции осуществлялись
совместными усилиями магистратов (чиновников) и священни-
ков, причем их контроль распространялся на все стороны жизни
колонистов. Идейной основой для соучастия священников в
делах по управлению колонией послужили слова пророка из
Ветхого Завета: “...Господь судия нам, Господь законодатель
наш, Господь царь наш; Он спасет нас”. Пуританская теократия
быстро выродилась в авторитаризм губернатора и олигархию
магистратов и священников. Эти перемены вызвали сильное
сопротивление фрименов (свободных колонистов-арендаторов),
которые воспользовались своими правами участников собрания
колонистов с тем, чтобы ограничить власть магистратов, сделать
людей, занимающих чиновные должности, подконтрольными,
сменяемыми и в некоторых случаях избираемыми тайны”
голосованием. Таким образом, принципы пресвитерианской ор-
ганизации общины столкнулись здесь с принципами конгрега-
ционалистской общины, для которой характерны три принципа
право каждого члена общины на участие в управлении; автоно-
мия местной церкви; независимость общины от высшего церков-
ного авторитета. Священнослужители здесь выбирались члена-
ми общины путем свободного голосования.
Идеям и практике олигархии священников и магистрата
противостояло также учение индепендентов о священстве всех
верующих и о республике как общей заботе о благе всех и
каждого, но без предоставления кому бы то ни было особых прав
и привилегий. В организации и деятельности самой общины
характерным стало широкое использование института пропо-
ведников (новшество пуритан, вознамерившихся преодолеть
несамостоятельность и безынициативность “бессловесных свя-
щенников”) использование принципа веротерпимости, допуска-
ющего инакомыслие и свободный поиск истины, а также пред-
ставления о государстве как о корпорации, призванной обслу-
живать интересы общества и ответственной во всех своих
действиях перед волей большинства. Эти неординарные по-
ложения доктрины индепендентов распространялись в Америке
талантливыми проповедниками и мыслителями — Т. Хукером
из Хартверда (первая половина XVII в.) и Р. Уильямсом из
Сейлема (середина XVII в.).
Хукер зарекомендовал себя гибким прагматиком. Он критико-
вал цензовые ограничения в избирательных правах и своеволие
местной теократии с позиций “здравого смысла всего народа”
либо идеи народного суверенитета, извлекаемой из библейских
текстов.
Роджер Уильяме (1603—1689) прошел долгий и трудный путь
духовных исканий. Он начал его членом англиканской общины,
затем становился попеременно сепаратистом, баптистом и не-
предубежденным “искателем”. Он говорил о себе в конце жизни,
что все еще не нашел удовлетворительного ответа на вопрос, что
есть истинная церковь. Эта позиция роднит его с реформатора-
ми-пуританами периода английской революции, такими как
О. Кромвель и Дж. Мильтон. Трансцедентный мистический
характер его философских воззрений уживался в нем с пытли-
востью экспериментатора и с надеждой на то, что непредубеж-
денный подход к новым идеям поведет к созданию более
свободного общества, что дух христианской любви уравнивает
самых ничтожных и самых великих и что дух доброй воли
способен направить деятельность государства во имя демокра-
тически толкуемого общественного интереса (республики).
Уильямс вслед за апостолом Павлом рассматривал государ-
ство и его власть как божественное установление, имеющее
целью охранять спокойствие народа во всем, что касается жизни
и имущества граждан. Но этим его назначение не ограничивает-
ся. Каждый законно избранный либо законно принявший до-
лжность государственный служитель является одновременно
служителем божиим и служителем народным. При этом неваж-
но, к какому народу он принадлежит. Отсюда следовало, что
всякий магистрат, вмешивающийся в дела, которые ему не
могут быть доверены народом, превышает свои полномочия.
Учреждение власти производится на основе согласия поддан-
ных и подразумевает их равенство перед законом. Уильямс
допускал возможность изменения такого договора под влиянием
разногласий и необходимости примирить конфликтующие тре-
бования, а также в силу необходимости согласования принципов
общественной жизни с требованиями природы, разума, справед-
ливости и целесообразности.
Много внимания он уделил проповеди терпимости к вероуче-
ниям и к вероисповеданию отдельного человека. Государствен-
ные религии в его представлении — это своеобразные полити-
ческие установления, целью которых следует считать укрепле-
ние государственной власти. Государство само наделяется властью
принуждать лишь под тем непременным условием, что таким
путем обеспечивается справедливость. Правительство, приме-
няющее власть, удерживает свои полномочия не насилием, а
единственно путем компромисса и посредничества, а также
апелляции к здравому смыслу граждан. Государство в трактов-
ке Уильямса походит на огромную корпорацию, призванную
служить всему обществу. Наиболее предпочтительной формой
правления для него является та, при которой будет сброшено
железное ярмо хищных епископов-англикан с их папистскими
обрядами и будут разбиты цепи, выкованные пресвитериански-
ми тиранами, отменена церковная десятина и существуют
многие другие аналогичные “привилегии”, входящие в состав
“сладкого напитка свободы”.
Идеи Уильямса предвосхитили в ряде важных положений
доктрину радикальных республиканцев периода американской
революции, в частности по таким вопросам, как осуществление
народного суверенитета, истолкование смысла общественного
договора, необходимость периодического уточнения конститу-
ции и др.
Идеи пуританских политических философов о народном су-
веренитете и демократическом республиканизме нашли свое
практическое воплощение в ходе создания конституционных
учреждений. Этот процесс отмечен таким памятным событием,
как принятие Соглашения на корабле “Мэйфлауэр” (майский
цветок, боярышник) в 1621 г. отцами-пилигримами, и обеспечи-
вался вначале совместными усилиями метрополии, губернато-
ров колоний и собраниями представителей поселенцев. Наибо-
лее значительными конституционными установлениями этого
периода стали “Основные уложения”, провозглашенные в Кон-
нектикуте в 1639 г., и особенно так называемая Массачусетская
хартия вольностей (1641 и 1648 гг.). В 1641 г. в Массачусетсе при
участии Натаниэля Уорда, большого знатока английского права,
был составлен Свод свобод, в котором были зафиксированы
многие свободы, известные английской конституционной прак-
тике со времен Великой хартии вольностей и более поздним
актам и прецедентам. Среди них упоминались равенство перед
законом, право на справедливое разбирательство судом при-
сяжных, принцип состязательности в суде, право на свободу
передвижения, право на адвокатскую защиту, гарантия права
апелляции. Здесь же была предусмотрена гарантия от жесто-
ких и варварских наказаний, которая стала нормой права в
Соединенном королевстве только после принятия Билля о
правах 1689 г.
После того как правящая пресвитерианская верхушка проде-
монстрировала свой “сверхалчный дух произвольной власти” и
практически отказалась соблюдать Свод свобод, фримены обра-
тились к губернатору с петицией, где содержалось требование
соблюдать права англичан, и добились выработки и принятия
нового, дополненного и более детализированного свода под
названием “Законы и свободы” (1648 г.). Этот свод послужил
образцом для составителей законов в других колониях. Истори-
ки склонны считать его первым современным кодексом всего
западного мира. Принцип ограничения произвола законодате-
лей или чиновников путем гарантированного обеспечения прав
и свобод граждан стал концептуально ясным в конституционной
теории конца XVIII в. К этому же времени в самом Массачусетсе
появляется конституция (1780 г.), в которой со всей определен-
ностью провозглашается один из принципов организации право-
вого государства — “правление законов, а не людей” (в ее
составлении принял участие Дж. Адамс).
Вторая половина XVIII в. отмечена обострением конфликтов
метрополии и колоний, переименовавших себя в штаты (т. е.
государства), на почве налогообложения. После окончания Се-
милетней войны в 1763 г. Англия прибегла к прямому налогооб-
ложению североамериканских колоний, которые воспротиви-
лись этому и выдвинули ряд аргументов конституционно-право-
вого характера. Наиболее очевидным было возражение со ссыл-
кой на опыт британской конституционной практики, в соответ-
ствии с которой введение налогов недопустимо без согласия
представителей налогоплательщиков в парламенте. Некоторые
публицисты использовали в обоснование прав и свобод амери-
канцев естественно-правовые идеи С. Пуфендорфа и Дж. Локка.
Первым, кто выдвинул аргумент о том, что жители колоний как
свободные подданные короны наделены всеми “врожденными
правами и свободами англичан” и потому вправе иметь своих
представителей в законодательных собраниях (к таковым он
относил колониальные ассамблеи), стал Джон Дикинсон (позд-
нее эти идеи наиболее успешно развил Т. Джефферсон). Свое-
образную позицию занял Б. Франклин, который с 1766 г.
развивал концепцию гомруля (самоуправления) и доказывал,
что эмиграция англичан в Америку означала их полный разрыв.
с законами и Конституцией Англии. По этой логике колонисты
уже не могли считаться британскими подданными в силу самого
факта переселения в Новый Свет и потому не должны подчи-
няться решениям британского парламента.
Естественно-правовая аргументация, т. е. апелляция к “естес-
твенным и неотчуждаемым правам человека” вне зависимости
от его государственной принадлежности, усилилась в Америке.
с 1744 г., когда стало очевидным нежелание английского парла-
мента пойти на уступки. В политических памфлетах Джона
Адамса, Томаса Джефферсона и Александра Гамильтона поли-
тические требования поселенцев-колонистов получили главным
образом естественно-правовое обоснование. Незадолго до тор-
жественного объявления Декларации независимости США
(4 июля 1776 г.) мысль о неотчуждаемых и естественных правах
получила признание не только в публицистике, но также и в
политических и конституционных документах. В Декларации
прав Виргинии от 12 июня 1776 г., написанной Джорджем
Мейсоном и отредактированной Джеймсом Мэдисоном, впервые
было официально закреплено, что все люди от природы свобод-
ны, независимы и обладают некоторыми неотчуждаемыми пра-
вами, от которых они не могут отречься, вступая в общество, и
которых они не могут лишить свое потомство, а именно —
правами на жизнь и свободу, а также на стремление к достиже-
нию счастья и безопасности (ст. 1). Далее говорилось о том, что
народ имеет право сменять такое правительство, которое не
отвечает своему назначению — обеспечивать достижение все-
общего блага и безопасности.
Декларация независимости, написанная Т. Джефферсоном
при участии Б. Франклина и Дж. Адамса и принятая едино-
гласно всеми 13 штатами, воспроизводит логику и аргументацию
естественных и неотчуждаемых прав человека. Она начиналась
обоснованием причин и правовых оснований для обособления
колоний и смены формы правительственной власти. “Когда по
коду человеческих событий одному народу становится необхо-
димым расторгнуть политические узы, связывающие его с
другим народом, и занять среди держав мира обособленное и
равное положение, на которое он имеет право согласно законам
природы и ее Творца, то общепринятое уважение к мнению
человечества требует изложения причин, побуждающих его к
отделению”. Далее шло перечисление “неотчуждаемых прав”, в
котором “собственность” из локковской триады естественных
прав — “жизнь, свобода, собственность” — заменена на “пра-
во стать счастливым”. Это, с одной стороны, соответствовало
аристотелевскому пониманию одной из важнейших целей объ-
единения и общения людей в государстве и вместе с тем было в
духе просветительского понимания значения свободы для само-
совершенствования человека и полного развития его способнос-
тей. Известно также, что Джефферсон не советовал своему
другу генералу Лафайету включать право собственности во
французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.
В редакции Джефферсона обоснование неотчуждаемых прав
было дано в следующем виде (в скобках изложены места, снятые
при внесении правки Б. Франклином и Дж. Адамсом); “Мы
считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы
равными; они наделены их Творцом определенными (приро-
жденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых отно-
сится право на жизнь, свободу и стремление к счастью; для
обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие
на себя отправление справедливой власти с согласия управля-
емых; если какая-либо форма правления разрушает эти при-
нципы, то право народа состоит в том, чтобы изменить или
упразднить ее и установить новую правительственную власть,
закладывающую в свое основание такие принципы и организу-
ющую свои полномочия в такой форме, какие, по мнению народа,
кажутся более всего подходящими для обеспечения его безопас-
ности и счастья”. Далее говорилось о том, что благоразумие
подсказывает не менять существующих форм правления “вслед-
ствие маловажных и преходящих причин”. Кроме того, опыт
прошлого также свидетельствует о том, что “люди скорее
претерпят зло, пока оно терпимо, нежели станут исправляться
при помощи отмены привычных для себя форм”. Однако потреб-
ность в смене правительственной власти становится необходи-
мой и неотложной с того момента, когда власть обнаруживает
свое намерение подчинить народ своему произвольному или
абсолютному деспотизму. “Но когда длинный ряд злоупотребле-
ний и узурпаций (начатых в известный период), неизменно
преследующих одну и ту же цель, обнаруживает намерение
подчинить народ абсолютному деспотизму, народ вправе, это его
обязанность свергнуть такую правительственную власть и во
имя будущей безопасности обеспечить себя новыми стражами”.
На основе такого толкования идей естественно-правовой те-
ории был сформулирован и провозглашен конституционный
принцип народного суверенитета и права народа на политичес-
кое самоопределение и независимое существование.
Другим важным итогом теоретических новаций середины
70-х гг. стало уточнение и перетолкование принципа разделения
властей. В 1776 г. Джон Адамс в памфлете “Мысли о правитель-
ственной власти” наряду с аргументацией в пользу достоинств
двухпалатной легислатуры выдвинул ряд предложений в поль-
зу дополнения идеи обособления властей идеей системы сдер-
жек и противовесов, согласно которой во имя достижения.
равновесия между соперничающими или конфликтующими влас-
тями желательно не только обособление, но также и частичное
совмещение тех или иных полномочий, подлежащих и обособле-
ник), и уравновешиванию. Так, например, если исполнительная
власть будет полностью отстранена от осуществления законода-
тельной функции, то, по вполне реалистичному и точному
суждению Адамса, возникнет противостояние с легислатурой и
распри не закончатся только соперничеством, поскольку вся
власть, законодательная и исполнительная, может быть узурпи-
рована сильнейшим в конфликте. Судебная власть в этом случае
не сможет выполнять роль посредника и тем более поддержи-
вать результативное равновесие между соперничающими влас-
тями и неизбежно будет стеснена одной из этих властей.
Период борьбы за независимость (1775—1783 гг.) ознамено-
вался созданием Конфедерации штатов, однако с окончанием
войны возникла потребность укрепить союз штатов и создать
более эффективное федеральное правительство. Для реализа-
ции этой новой задачи в мае 1787 г. был создан конституционный
Конвент. Он выработал проект федеральной Конституции, кото-
рая закрепила республиканский строй, ликвидировала все со-
словные привилегии, отменила дворянские титулы и звания,
включила в себя систему обеспечения равновесия обособленных
и взаимодействующих властей— законодательной, исполни-
тельной и судебной. После того как Верховный суд закрепил за
собой в 1803 г. право конституционного надзора, все основные
стадии американской революции (война за независимость, вы-
работка исходных начал нового государственного устройства и
претворение их в жизнь) получили свое логическое завершение.
Следующие важные новации в политической жизни связаны
с идейно-политической борьбой периода гражданской войны
1861—1865 гг., а также с общим ходом социальной эволюции от
аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндус-
триальному обществу.
XIX в. насыщен особенно крупными политическими конфлик-
тами и переменами в жизни американской нации— угроза
развала федерального союза на восьмом десятке независимого
существования, отмена рабства, неравномерное и конфликтное
развитие аграрного и индустриального секторов экономики,
имперские амбиции и политика аннексий. Перемены и новации
в области политической и правовой мысли были менее значи-
тельными. Общее направление перемен в этой области можно
сформулировать как переход от идей локковского индивидуа-
лизма и пуританского республиканизма к либеральному праг-
матизму в области юриспруденции и политической науки.
Поделитесь с Вашими друзьями: |