Родительское собрание в начальной школе
"Безопасность детей в быту"
Одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире различных опасностей. Охрана жизни и здоровья детей остается главной в школьном возрасте. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Поэтому педагогам и родителям необходимо сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.
Несчастные случаи с ребенком в быту происходят довольно часто. Что это: случайность или закономерность?
Основной путь в предупреждении непредвиденных ситуаций это соблюдение двух главных принципов охраны жизни и здоровья детей — создание "безопасного дома” для ребенка и повседневный кропотливый труд по воспитанию у детей правил по безопасности жизнедеятельности.
"Мой дом — моя крепость”, — гласит известная поговорка. Мы, взрослые, любим часто употреблять ее, и нередко забываем, что в нашем доме нас подстерегает много опасностей. Все больше появляется бытовых приборов, все сложнее становится наша домашняя аппаратура, постоянно расширяется и без того многочисленный арсенал различных химикатов бытового назначения.
Ребенок, который еще не знает, что для чего и зачем находиться дома разве может случиться несчастье там, где все так знакомо и привычно? А ведь каждый из предметов в доме таит для ребенка незримую опасность. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в розетку, либо развести костер в комнате или на кухне, а ребенок из озорства, любопытства или по недомыслию может. Порой, оставшись без присмотра, дети беспечно открывают краны, включают утюг, пытаются исследовать "внутренности” включенного пылесоса, пробуют бабушкино лекарство, оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов…
Завороженные мирным словом "дом”, мы не думаем об опасности и поэтому нередко пренебрегаем самыми элементарными мерами предосторожности в отношении своих детей, а порой и допускаем, такую беспечность о которой можно только сожалеть.
Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, мы, прежде всего сами должны ежеминутно являть достойные образцы в этом отношении. Ибо, как известно, и хороший и плохой примеры заразительны. Вместе с тем мы постоянно должны быть внимательными и собранными. По своей природе ребенок чрезвычайно любознателен, не говоря уже о том, что он быстро меняется в физическом и психическом плане.
Никто не спорит, уже в дошкольном возрасте ребенок должен хорошо знать, что ему можно, а что нельзя. И в этом отношении мнение взрослого всегда является решающим. Весь вопрос в том, как этого лучше добиться. Постоянно запрещая, вы, так или иначе, ограничиваете деятельность ребенка и, к сожалению, часто это делаете, ничего не предлагая взамен. А ведь сама суть ребенка — это непрерывное движение, высокая активность. Поэтому, если он все время слышит "нельзя”, это рано или поздно может дать совершенно обратный результат.
Дети в силу особенностей своей высшей нервной деятельности не могут постоянно длительно тормозить свои реакции, сидеть спокойно, как это от них порой требуют некоторые родители. Такое неизбежно вызывает перенапряжение процесса торможения и как следствие ведет к различного рода серьезным нарушениям поведения. При такой системе воспитания дети нередко становятся раздражительными, часто в ответ на непосильные для них требования затормозить свои действия отвечают бурной вспышкой возбуждения, бросаются на пол, бьют ногами или упрямо с криком требуют желаемого. И самое главное, очень часто добиваются своего — не всякая мать способна выдержать подобный натиск. Такая уступчивость может потом дорого обойтись. Ребенок поймет, что при известной доле настойчивости он способен достигнуть всего.
Тогда где же выход? А выход, как нам кажется, все в том же, в создании максимально безопасных условий для активной деятельности ребенка, ибо движения являются его физиологической потребностью, и в кропотливой воспитательной работе в постоянных занятиях с ребенком. И здесь от педагогов и родителей требуется немало изобретательности. Занимаясь с ребенком, играя с ним, можно достигнуть гораздо большего, нежели постоянно сдерживать и ограничивать проявления его активности.
"Игра не столько стихия, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым”, – подчеркивал Я.Корчак.
"Игра есть путь детей к познанию мира”, – говорил М. Горький.
Именно во время игр, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для воспитания ребёнка. При этом очень важно, чтобы игрушки и сами игры не только интересовали ребенка, но и чтобы в них обязательно были заложены элементы творчества. В противном случае малыш легко превращается из неутомимого исследователя в пассивного созерцателя. А бездействуя, он значительно меньше добывает фактических истин.
Возраст до десяти лет, пожалуй, один из самых интересных в жизни ребенка. Мышление его от предметного становится причинным. Никогда потом больше он не задаст вам столько вопросов. И все это вызвано насущной потребностью его неутомимого мозга возможностью скорее постичь окружающее. Л. Н. Толстой писал: "От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние”. Эти слова мы можем отнести и ко всей жизни ребенка.
С возрастом познавательные интересы ребенка все более утрачивают свою неустойчивость, и уже к 10 годам он начинает серьезнейшим образом относиться к материалу своей интеллектуальной работы. А вот насколько богатым оказался этот материал, опять-таки зависит от нас, взрослых.
Возраст от пяти до семи лет требует от воспитателей и родителей столь же большого внимания, как и прежде. В этот период от ребенка тоже можно ждать всяких курьезов и неожиданностей, но теперь эти проделки, если так можно выразиться, будут на более высоком "интеллектуальном уровне”. Он уже знает, как обращаться со спичками (видел у взрослых) и поэтому в своем действии может шагнуть на более высокую ступень – попробует изучить, что способно к горению. Электропечь, микроволновка, утюг его не страшат, так же как и, впрочем, телевизор с магнитофоном, и ему ничего не стоит попытаться их исследовать. По сравнению с этим забавы с ножом или острыми ножницами и порезы от неумелого и неосторожного обращения с ними можно будет причислить к разряду не самых страшных. Нужно, чтобы воспитатели и родители не только наблюдали за ребятами, но и по мере возможности через разнообразные виды деятельности направляли их энергию в безопасное русло. (Приложение 1)
Так же необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Познакомить их с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как экология оказывает влияние на здоровье человека и живую природу. Педагогам и родителям необходимо учить детей ответственному и бережному отношению к природе (кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнёзда, не ломать ветки, не разорять муравейники). Рассказать детям, какие опасности подстерегают их на природе (ядовитые грибы, растения, ягоды, животные и птицы, водоёмы и т.д.). Для закрепления этих правил полезно использовать дидактические настольные игры-классификации: съедобное, не съедобное; дикие или домашние и т.д. Необходимо рассказать детям, что не следует пить воду, где бы то ни было, без предварительной её обработки. Ребятам можно напомнить известную сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке ("не пей из копытца – козлёночком станешь”), которая поможет им осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.
Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию. Некоторые мамы и папы психологически исключают себя и своего ребенка из возможной трагедии. Они считают, что это может случиться с кем угодно, только не с их дочкой или сыном. Некоторые родители видят в травме непредвиденное несчастье. Может быть, жестоко говорить, что такая позиция удобна для взрослых, ибо снимает с них ответственность, но это так. (Приложение 2)
Поэтому охрана жизни и здоровья детей является важнейшей задача педагогических коллективов дошкольных учреждений, общественности, родителей.
Формирование у детей наблюдательности, внимания, умения быть предусмотрительными поможет предотвратить многие неприятности.
Работая с родителями, педагоги стараются, чтобы они были не пассивными созерцателями, а активно включались в работу по воспитанию детей.
Приложение 1
Поделитесь с Вашими друзьями: |