СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5
| условия реализации программы учебной дисциплины |
11
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
12
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Медико-биологические основы обучения и воспитания детей
с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 050710 Специальное дошкольное образование
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: принадлежит к профессиональному циклу (раздел общепрофессиональные дисциплины).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять знания по генетике, общей патологии, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при изучении профессиональных модулей и в процессе профессиональной деятельности;
правильно интерпретировать и применять основные понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при совместной работе с медицинским персоналом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные термины и понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения;
основы генетики;
общее учение о здоровье и болезнях;
внешние и внутренние факторы болезней человека;
причины, условия возникновения болезней человека;
роль конституции и наследственности в патологии;
стадии и исходы болезней человека;
общую характеристику типовых патологических процессов;
основы общей патологии;
основы детской невропатологии;
основы психопатологии детского возраста;
основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часов;
самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
78
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
52
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
-
|
контрольные работы
|
3
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
26
|
в том числе:
|
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
|
|
реферирование
конспектирование
Домашняя работа:
Составление опорных схем
Анализ ситуаций
Решение задач.
Подготовка сообщений
Оформление таблиц
Индивидуальные домашние задания
|
2
2
2
4
2
4
2
8
|
Итоговая аттестация в форме устного экзамена
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем
|
Максимальная учебная нагрузка на студента
|
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
|
Самостоятельная работа студента
|
всего лек
|
лекции
|
практические занятия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Раздел 1. Основы генетики
|
12
|
8
|
8
|
-
|
4
|
Тема 1.1. Общая характеристика наследственных болезней
|
4
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Тема 1.2. Наследственно обусловленные формы дизонтогенеза у детей.
|
8
|
6
|
6
|
-
|
2
|
Раздел 2. Основы общей патологии
|
15
|
10
|
10
|
-
|
5
|
Тема 2.1. Общее учение о болезни
|
6
|
4
|
4
|
-
|
2
|
Тема 2.2. Этнология и патогенез
|
4
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Тема 2.3. Роль конституции и возраста в патологии
|
5
|
4
|
4
|
-
|
1
|
Раздел 3. Основы детской невропато-логии
|
18
|
12
|
12
|
-
|
6
|
Тема 3.1. Развитие неравно-психических функций в условиях патологии.
|
3
|
2
|
2
|
-
|
1
|
Тема 3.2. Методы исследования нервной системы.
|
3
|
2
|
2
|
-
|
1
|
Тема 3.3. Неврологические симптомы и синдромы.
|
5
|
3
|
3
|
-
|
2
|
Тема 3.4. Болезни нервной системы
|
7
|
5
|
5
|
-
|
2
|
Раздел 4. Основы психопатологии детского возраста
|
18
|
12
|
12
|
-
|
6
|
Тема 4. 1. Общие сведения о психических заболеваниях
|
5
|
3
|
3
|
-
|
2
|
Тема 4.2. Симптомы психических расстройств
|
6
|
4
|
4
|
-
|
2
|
Тема 4.3. Синдромы психических расстройств
|
7
|
5
|
5
|
-
|
2
|
Раздел 5. Основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения
|
15
|
10
|
10
|
-
|
5
|
Тема 5.1. Анатомия, физиология и патология органов слуха
|
5
|
3
|
3
|
-
|
2
|
Тема 5.2. Анатомия, физиология и патология органов речи
|
5
|
3
|
3
|
-
|
2
|
Тема 5.3. Анатомия, физиология и патология органов зрения
|
5
|
4
|
4
|
-
|
1
|
Всего
|
78
|
52
|
52
|
-
|
26
|
Устный экзамен – 6 семестр
|
|
|
|
|
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физиологии, анатомии и гигиены.
Оборудование учебного кабинета: количество посадочных мест (30), рабочее место преподавателя, демонстрационное оборудование в соответствии с паспортом кабинета.
Технические средства обучения: в соответствии с паспортом кабинета.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Богомильский М. Р., Орлова О. С. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи /М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. -
М.: Авторская академия, - 2008. - 400 с.
-
Гуровец Г.В. Детская невропатология. Учебное пособие для ССУЗов/ Г.В.Гуровец. – М.: Владос, 2010.- 303 с.
-
Дудина Е.А., Куфтерин С.М. Основы общей патологии: Учебное пособие. / Дудина Е.А., Куфтерин С.М. М.: Чайковский,2003
-
Ласков В.Б. Основы детской неврологии: учебное пособие Медицинская литература от издательства: Феникс / Ласков В.Б. 2008.- 285
-
Общая патология: учеб. Пособ./под ред. В.П. Михайлова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007.- 224 с.
-
Ходасевич, Леонид Сергеевич. Конспекты лекций по курсу общей патологии и тератологии.- М.: Физическая культура, 2005. - 227 с.
-
Швырев, Александр Андреевич. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования.- Изд. 2-е. - Ростов н./ Д., 2005. - 411 с.
-
Шипицына Л. М., Вартанян И. А. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения : учебник для студентов педагогических вузов/ Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян М.: Академия ИЦ, 2008.-430 с.
-
Яссман Л.В., Данюков В.Н. - Основы детской психопатологии / Л.В Яссман, В.Н. Данюков М.: Олимп, Инфра-М. -1999. – 256 с.
Дополнительные источники:
-
Вихрук Т.И. Основы тератологии и наследственной патологии / Вихрук Т.И., Лисовский В.А., Сологуб Е.Б. - М.: Советский спорт, 2001.
-
Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста Учебник для вузов. – Санкт-Петербург. – Спецлит. – 2001. – 463 с.
-
Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
-
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
-
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста.- СПб., 2001. - 750 с.
-
Трошин В. Д. Нервные заболевания детей и подростков: профилактика и методы лечения. - М., 2006.-239 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Образовательное учреждение, реализующее подготовку по данной учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных домашних и аудиторных заданий. Обучение по учебной дисциплине медико-биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья завершается промежуточной аттестацией в форме устного экзамена, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить преподаватели образовательного учреждения, представители общественных организаций, работодатели (руководители и педагоги ДОУ).
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять знания по генетике, общей патологии, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при изучении профессиональных модулей и в процессе профессиональной деятельности;
правильно интерпретировать и применять основные понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при совместной работе с медицинским персоналом;
|
Оценка: само- и взаимооценка
Экспертная оценка деятельности
Промежуточный контроль.
Анализ ситуационных задач.
Защита реферативных сообщений.
Контрольные работы
Устный опрос.
Итоговый контроль – устный экзамен.
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные термины и понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения;
основы генетики;
общее учение о здоровье и болезнях;
внешние и внутренние факторы болезней человека;
причины, условия возникновения болезней человека;
роль конституции и наследственности в патологии;
стадии и исходы болезней человека;
общую характеристику типовых патологических процессов;
основы общей патологии;
основы детской невропатологии;
основы психопатологии детского возраста;
основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения.
|
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
|
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
|
балл (отметка)
|
вербальный аналог
|
90 ÷ 100
|
5
|
отлично
|
80 ÷ 89
|
4
|
хорошо
|
70 ÷ 79
|
3
|
удовлетворительно
|
менее 70
|
2
|
не удовлетворительно
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |