МБОУ «Средняя школа №3»
Юмашева Д.В.
Высшая кв. категогия
Открытый урок в 10 классе
Тема урока: «Аминокислоты»
Цель урока: систематизировать знания учащихся о кислотах, аминах; дать представление об аминокислотах, познакомить со строением, амфотерными свойствами и применением аминокислот, биологическом значением.
Задачи:
обучающие
- показать значение аминокислот. Рассмотреть биологическую роль аминокислот;
- научить учащихся записывать структурные формулы аминокислот, давать им названия;
- уметь доказывать химические свойства аминокислот, записывать уравнения реакций.
развивающие
- развивать умение учащихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию между неорганическими и органическими веществами;
- продолжить развитие навыков самообразования и самооценки;
- развивать познавательный интерес учащихся, устанавливать межпредметные связи (с биологией);
- развивать практические навыки учащихся.
воспитательные
- воспитывать устойчивый интерес к предмету через изучение некоторых
моментов роли аминокислот для жизнедеятельности человека;
- воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Ход урока
I. Организационный момент.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это
деятельность»
Бернард Шоу.
Мы сегодня постараемся путем нашей совместной деятельности получить новые знания. На прошлых уроках мы познакомились с такими классами соединений как карбоновые кислоты и амины (отметить на доске). Сегодня мы ответим на вопрос, возможны ли органические соединения с карбоксильной и аминогруппой? (формулы) Какие свойства они проявляют? Какова их биологическая роль?
Тема нашего урока «Аминокислоты».
II. Изучение нового материала.
Итак, презентацию аминокислот проводит фирма «Химикон», в которой работают несколько отделов:
1. Исторический отдел
2. Управление химических веществ
3. Проектный институт
4. Химический завод
5. Химическая лаборатория
6. Отдел охраны здоровья
7. Аптека
Выступления каждого из отделов.
Исторический отдел
В 1745 г. итальянский ученый Беккари опубликовал отчет о работе, выполнений еще в 1728 г. Исследователь выделил из пшеничной муки клейкую массу, которую назвал клейковиной. Оказалось, что вещество растительного происхождения – клейковина - напоминало продукты, полученные из животных. Беккари сделал вывод о существовании особых веществ, присущих живым организмам.
Эти вещества образовывали вязкие, клейкие растворы, свертывались при нагревании, при их высушивании получалась роговидная масса, при сгорании ощущался запах паленой шерсти или рога и выделялся аммиак. Поскольку все эти свойства ранее были известны для яичного белка, то особый класс веществ получил название белков.
В 1820 г. французский химик Анри Браконно подвергал многочисленному действию серной кислоты кожу и другие ткани животных, затем нейтрализовал смесь, получил фильтрат, при выпаривании которого выпадали кристаллы вещества, которые он назвал – гликоколл (клеевым сахаром). Это и была первая аминокислота, выделяемая из белков. Ее структурная формула была установлена в 1846г.
В 1899 г. исследованием белков занялся немецкий химик – органик Эмиль Фишер подвергал гидролизу белок, содержащийся в молоке. В результате многочисленных исследований стало ясно: белки растительного, животного и микробного происхождения – построены из определенного количества аминокислот и только из них. К 1902 г. было известно 17 аминокислот, входящих в состав белка.
Управление химических веществ
Аминокислотами называются азотсодержащие соединения, в молекулах которых содержатся аминогруппа – NH2 и карбоксильная группа – СООН, связанные с углеводородным радикалом
Простейшим представителем этого класса является аминоэтановая или аминоуксусная кислота H2N – СН2 – СООН
Общая формула аминокислот:
H2N – CH – COOH
|
R
В биосинтезе белка в живых организмах участвуют 20 аминокислот (таблица 1).
Проектный институт
Изомерия аминокислот в основном выражается разным строением углеродной цепи и положением аминогруппы: (записываем на доске)
4 3 2 1
СН3 – СН2 – СН – СООН 2 – аминобутановая кислота
|
NH2
СН3
3 2 | 1
СН2 – СН – СООН 3- амино- 2- метилпропановая кислота
|
NH2
Кроме международной номенклатуры, употребляются еще названия аминокислот, в которых вместо цифр ставят буквы греческого алфавита: α, β, γ и.т.д.
Например: (записываем на доске)
γ β α
СН3 – СН2 – СН – СООН
|
NH2
α – аминобутановая кислота
Поделитесь с Вашими друзьями: |