ресурсы для врачей-интернов
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НЕОНАТОЛОГИЯ»
(интернатура)
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет послевузовского профессионального образования
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НЕОНАТОЛОГИЯ»
(интернатура)
Форма обучения: очная
Всего часов 2592 академических часа
Трудоемкость в зачетных единицах 72
Волгоград - 2012
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Неонатология» (интернатура) разработана сотрудниками кафедры:
педиатрии и неонатологии ФУВ ВолгГМУ (заведующий кафедрой- д.м.н.профессор Гавриков Л.К.)
детских болезней педиатрического факультета ВолгГМУ (заведующая кафедрой − д.м.н. Малюжинская Н.В.)
Рецензенты:
-
-
Л.В.Крамарь, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой детских инфекционных болезней ВолгГму
Утверждена Центральным Методическим Советом ВолгГМУ.
Протокол №1 от 12 сентября 2012г.
Условные обозначения:
-
обязательные дисциплины (ОД.И.00);
-
факультативные дисциплины (ФД.И.00);
-
обучающий симуляционный курс (ОСК.И.00);
-
практика (П.И.00);
-
интернатура (И).
СОДЕРЖАНИЕ
Состав рабочей группы и консультантов по разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Неонатология» (интернатура)...................................................................
|
4
|
Пояснительная записка..........................................................................................................
|
5
|
Требования к уровню подготовки врача-специалиста неонатолога, успешно освоившего основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «Неонатология» (интернатура)..........................................................................................................................
|
7
|
Общекультурные компетенции (ОК)
|
7
|
Профессиональные компетенции врача-специалиста неонатолога...................................
|
7
|
Квалификационная характеристика специалиста врача-неонатолога (перечень знаний, умений, владений и практических навыков врача-специалиста по неонатологии).........................................................................................................................
|
9
|
Рабочие программы дисциплин (модулей) образовательной программы послевузовского профессионального образования врачей по специальности «неонатология» (интернатура)..............................................................................................
|
18
|
Содержание рабочих программ дисциплин (модулей), индекс тем, элементов...............
|
18
|
ОД.О.01 Специальные дисциплины.....................................................................................
|
18
|
ОД.О.02 Смежные дисциплины............................................................................................
|
23
|
ОД.О.03. Фундаментальные дисциплины............................................................................
|
24
|
ОД.О.04. Дисциплины по выбору клинического интерна..................................................
|
26
|
ФД.О.00 Факультативные дисциплины................................................................................
|
27
|
Обучающий симуляционный курс (ОСК.И.00) послевузовского профессионального образования врачей по специальности «Неонатология» (интернатура)..........................................................................................................................
|
28
|
Программа практики послевузовского профессионального образования врачей по специальности «Неонатология» (интернатура)...................................................................
|
30
|
Учебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Неонатология» (интернатура)..........................................................................................................................
|
33
|
Список литературы.................................................................................................................
|
49
|
Законодательные и нормативно-правовые документы.......................................................
|
52
|
1. СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НЕОНАТОЛОГИЯ»
№
пп
|
Фамилия, имя, отчество
|
Ученая степень, звание
|
Занимаемая должность
|
Место работы
|
1
|
Гавриков
Леонид
Константинович
|
Д.м.н.
профессор
|
Заведующий кафедрой педиатрии и неонатологии ФУВ ВолгГМУ
|
ГБОУ ВПО ВолгГМУ
|
2
|
Малюжинская Наталья Владимировна
|
Д.м.н.
|
Заведующий кафедрой детских болезней педиатрического факультета ВолгГМУ
|
ГБОУ ВПО ВолгГМУ
|
3
|
Ергиева
Светлана
Ивановна
|
К.м.н., доцент
|
Доцент кафедры педиатрии и неонатологии ФУВ ВолгГМУ
|
ГБОУ ВПО ВолгГМУ
|
4
|
Петрова
Ирина
Владимировна
|
К.м.н., асс.
|
Ассистент кафедры детских болезней педиатрического факультета ВолгГМУ
|
ГБОУ ВПО ВолгГМУ
|
По методическим вопросам
|
1
|
Ковалева Марина Дмитриевна
|
Д.с.н.,
профессор
|
Декан ФППО
|
ГБОУ ВПО ВолгГМУ
|
2.
|
Дьяченко Тамара Сергеевна
|
к. м. н.
|
Заместитель декана ФППО по клинической интернатуре
|
ГБОУ ВПО ВолгГМУ
|
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Неонатология» (интернатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «неонатология» в послевузовском профессиональном образовании врачей.
Цель послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности неонатология– подготовка квалифицированного врача-специалиста неонатолога, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности по специальности неонатология.
Задачи обучения в интернатуре:
-
Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача , способного успешно решать свои профессиональные задачи.
-
Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-специалиста неонатолога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.
-
Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов.
-
Подготовить специалиста неонатолога к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при ургентных состояниях, провести профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья во все возрастные периоды жизни пациентов, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
-
Подготовить врача-специалиста неонатолога, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по профильной специальности и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.
-
Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу неонатологу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
Врач неонатолог в процессе подготовки в клинической интернатуре должен овладеть знаниями, умениями и навыками в соответствии с обязательным минимумом общих квалификационных требований для врача клинического профиля, квалификационными требованиями по специальности «неонатология», смежными специальностями (ультразвуковая диагностика, клиническая лабораторная диагностика, инфекционные болезни, фтизиатрия), правовыми и законодательными основами деятельности врача неонатолога; знаниями по предусмотренным фундаментальным дисциплинам, а также навыками работы со специальной литературой.
В интернатуру принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия». Обучение ведется с отрывом от основного места работы.
Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «неонатология» (интернатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики. Содержание образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «неонатология» (интернатура) представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики понеонатологии.
В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору интерна; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы, каждый элемент – на подэлементы.
За время обучения в интернатуре обучающиеся овладевают не только теорией, но и учатся применять свои знания в профессиональной деятельности. В программе практики предусмотрены: 1) практика в стационаре по избранной специальности; 2) практика в поликлинике.
Основная цель практики – закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-интерна, и формирование профессиональных компетенций врача-специалиста, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.
Практика в содержании основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интерна) составляет 63% учебного времени.
Другой важной составной частью образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Неонатология» (интернатура) является учебный план. Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-специалистанеонатолога, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.
Для реализации основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Неонатология» (интернатура) кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля); 2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
-
учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
-
клинические базы – ГБУЗ ВОДКБ, МУЗ КБ №5, ВОКПЦ№1 Г.Волжский, ВОКПЦ№2 г.Волгоград, МУЗ ДБ г.Волжский.
В процессе подготовки врача-специалиста неонатолога (интернатура) обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения. По окончании изучения каждого модуля проводится этапный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, защита квалификационных работ и др. Теоретическая подготовка врачей-специалистов (интернатура) предусматривает обязательное участие в семинарских занятиях, больничных научно-практических и патологоанатомических конференциях, а также самостоятельное изучение литературы по программе послевузовского профессионального образования врачей-специалистов по неонатологии, написание рефератов, используя для этого специальную медицинскую литературу и архивный материал отделения.
По окончании обучения в ординатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Неонатология» (интернатура). При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА- СПЕЦИАЛИСТА НЕОНАТОЛОГА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ОСНОВНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НЕОНАТОЛОГИЯ» (интернатура)
Врач-неонатолог должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
3.1. Общекультурные компетенции (ОК)
Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:
-
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности врача неонатолога (ОК-1);
-
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального неонатального содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-2);
-
способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции врача неонатолога (ОК-3);
-
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-4).
3.2. Профессиональные компетенции врача-специалиста-неонатолога
Профессиональные компетенции (ПК) характеризуются:
в диагностической деятельности:
-
способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области неонатологии (ПК-1);
-
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики в неонатологии (ПК-2);
-
способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем у детей, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в неонатологии (ПК-3);
в лечебной деятельности:
-
способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при заболеваниях; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения в неонатологии, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-4);
-
способностью и готовностью назначать больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии (ПК-5);
в реабилитационной деятельности:
-
способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) в неонатологии (ПК-6);
-
способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации больных (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии (ПК-7);
в профилактической деятельности:
-
способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья в неонатологии в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения (ПК-8);
-
способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии патологии у новорожденных, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний у детей, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам (ПК-9);
в организационно-управленческой деятельности:
-
способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций в неонатологии (ПК-10);
-
способностью и готовностью использовать знания организационной структуры неонатологической службы, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг эндокринологическим пациентам (ПК-11).
Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.
4. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА
ВРАЧА-НЕОНАТОЛОГА
В соответствии с приказом МЗ РФ №112-Н от 11.03.2008 «О номенклатуре специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» неонатология (код 040203) отнесена к основным специальностям.
Специальность врача-неонатолога может быть получена через обучение в интернатуре или клинической ординатуре.
Обязательные квалификационные требования к врачу-неонатологу подразумевают овладение им навыками и манипуляциями, перечисленными в разделе IV настоящего стандарта, а также овладение алгоритмом постановки диагноза и современными методами лечения болезней плода и новорожденного, основами смежных и фундаментальных дисциплин, положений по общественному здоровью и здравоохранению по программе, приведенной в разделе VIII настоящего стандарта.
Обязанности врача-неонатолога:
Врач-неонатолог обязан:
-
осуществлять эффективное и адекватное лечение болезней периода новорожденности и их осложнений;
-
свободно владеть методами экстренной и неотложной помощи новорожденным, выполнением диагностических и лечебных процедур в неонатологии;
-
знать новейшие методы профилактики, диагностики, лечения, абелитации и реабилитации новорожденных;
-
владеть планированием и анализом работы медицинских неонатальных служб, принципами сотрудничества с другими специалистами и медицинскими службами, страховыми компаниями, ассоциациями врачей, в том числе ассоциацией врачей-перинатологов;
-
свободно ориентироваться в вопросах организации перинатальной и неонатальной помощи и здравоохранения в целом, знать законы по охране здоровья населения, права, обязанности и ответственность врача.
Права врача-неонатолога:
Врач-неонатолог имеет право:
-
вносить предложения администрации по вопросам улучшения деятельности подразделения, организации и условий труда;
-
организовывать практические конференции, участвовать в совещаниях, конференциях, связанных с вопросами диагностики, фармакотерапии и лекарственного обеспечения в неонатальном периоде.
Ответственность врача-неонатолога:
Врач-неонатолог несет ответственность за лечебную, организационную деятельность и соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенических правил.
В соответствии с требованиями специальности врач-неонатолог должен знать и уметь:
1. Общие знания:
-
основы законодательства о здравоохранении, нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, правовые основы здравоохранения;
-
систему охраны материнства и детства в РФ; основные нормативные акты и приказы правительства в области охраны здоровья матери и ребенка;
-
организацию лечебно-профилактической помощи женщинам и новорожденным;
-
охрану здоровья и труда женщин;
-
рождаемость, планирование семьи и социальные аспекты здоровья беременных;
-
перинатальную смертность, ее структуру, причины и профилактику;
-
организацию антенатальной охраны плода;
-
роль женских консультаций в снижении перинатальной смертности; связь женских консультаций с детскими поликлиниками и родильными домами;
-
диспансеризацию беременных; группы риска, медико-генетическое консультирование;
-
принципы работы физиологических и специализированных родовспомогательных учреждений;
-
санитарно-эпидемиологический режим родильного дома;
-
организацию работы род. блока;
-
эпидемиологию и профилактику внутригоспитальной инфекции в родильных домах, отделениях для новорожденных детей;
-
организацию и принцип работы перинатальных центров;
-
организацию и принципы работы отделений новорожденных в родовспомогательных учреждениях;
-
выписку новорожденного на участок; показания и противопоказания к переводу в другие стационары; транспортировку больных новорожденных, недоношенных детей;
-
организацию и принципы работы отделений для патологии новорожденных детей; отделений хирургии новорожденных;
-
организацию и принципы работы отделений для выхаживания недоношенных детей и для патологии недоношенных;
-
организацию и принципы работы отделений реабилитации новорожденных детей с поражением центральной нервной системы;
-
организацию службы реанимации и интенсивной терапии для новорожденных и недоношенных детей;
-
организацию выхаживания недоношенных и маловесных детей;
-
организацию патологоанатомической службы;
-
основные лабораторные, функциональные и специальные методы исследования новорожденных;
-
показания к переводу новорожденных из родильного дома и стационаров в отделения (центры) реанимации и интенсивной терапии;
-
методы дезинфекции и стерилизации оборудования, аппаратуры и инструментария.
2. Общие умения:
-
прогнозировать и проводить мероприятия по коррекции состояния новорожденного, родившегося в гипоксии, или с клиникой внутричерепной родовой травмы и другими патологическими состояниями с учетом особенностей протекания родов у матери;
-
провести первичную реанимацию новорожденных и недоношенных детей, родившихся в асфиксии;
-
провести объективное исследование новорожденного;
-
оценить тяжесть состояния ребенка; оказать необходимую срочную помощь;
-
определить необходимость дополнительных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных и др.) и интерпретировать их результаты;
-
установить диагноз; обосновать схему, план и тактику ведения и лечения ребенка;
-
провести комплекс необходимых лечебно-профилактических мероприятий;
-
работать с оборудованием, лечебной и контрольно-диагностической аппаратурой (кувезами, лампами лучистого тепла и фототерапии, аппаратами ИВЛ, различными мониторами и др.);
-
выполнять мероприятия по диспансеризации детского населения;
-
проводить санитарно-просветительную работу и гигиеническое воспитание;
-
осуществлять наблюдение и ведение новорожденных на педиатрическом участке; патронаж; назначение профилактических и общеоздоровительных мероприятий;
-
осуществлять наблюдение и ведение недоношенных детей на педиатрическом участке;
-
оформить медицинскую документацию;
-
провести анализ перинатальной и неонатальной смертности.
3. Специальные знания и умения:
-
анатомо-физиологические особенности внутриутробного плода; иммунологические взаимоотношения матери и плода; роль плаценты;
-
диагностику пороков развития у внутриутробного плода;
-
влияние различных неблагоприятных экзогенных и эндогенных факторов (физических, химических, биологических и др.) в различные сроки беременности на внутриутробное развитие плода;
-
влияние осложнений течения беременности на плод и ребенка;
-
влияние поздних токсикозов на уровень перинатальной смертности;
-
иммунологическую несовместимость матери и плода;
-
влияние курения и алкоголя на плод;
-
перинатальную смертность и заболеваемость новорожденных у курящих матерей;
-
алкогольные эмбриофетопатии;
-
проницаемость лекарственных препаратов через плаценту; влияние на плод некоторых лекарственных препаратов при лечении заболеваний матери во время беременности;
-
невынашивание беременности и его профилактика;
-
перенашивание беременности и его влияние на плод и ребенка;
-
многоплодную беременность, ее влияние на плод и ребенка;
-
основные методы, используемые для определения состояния внутриутробного плода и его заболеваний;
-
роль вирусных инфекций в перинатальной патологии;
-
внутриутробные инфекции, их клиника, диагностика, лечение и профилактика;
-
физиологию и патологию плода в интранатальном периоде;
-
влияние патологии родового акта у матери на плод и ребенка (преждевременная отслойка плаценты, острая кровопотеря, быстрые или затяжные роды, оперативные вмешательства);
-
профилактика гипоксии плода и ребенка;
-
оценка новорожденного по шкале Апгар;
-
физиологию и уход за новорожденным переношенным ребенком;
-
парафизиологические состояния новорожденных;
-
метаболические особенности периода адаптации;
-
физиологию и особенности ухода за недоношенным ребенком;
-
дети малого веса при рождении;
-
группы новорожденных высокого риска;
-
вскармливание доношенного ребенка;
-
вскармливание недоношенного ребенка.
Врач-неонатолог должен установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих состояниях и заболеваниях:
-
нарушения водно-солевого обмена (синдром обезвоживания, отечный синдром);
-
нарушения кислотно-основного обмена;
-
нарушения углеводного обмена;
-
нарушения билирубинового обмена; классификацию желтух, их диагностику и лечение; билирубиновую энцефалопатию;
-
гипоксические и травматические поражения центральной нервной системы;
-
менингиты, менингоэнцефалиты;
-
внутриутробные инфекции;
-
неотложные состояния, требующие интенсивной терапии (синдром дыхательных расстройств, шок, нарушения гемоликвородинамики II-III степени, острая надпочечниковая недостаточность, судорожный синдром, геморрагический синдром, гипертермический синдром, синдром обезвоживания II-III степени, отечный синдром II-III степени, острый анемический синдром);
-
неинфекционные поражения легких (идиопатический респираторный дистресс-синдром, аспирационный синдром); ателектазы; отечно-геморрагический синдром; болезнь гиалиновых мембран;
-
инфекционные поражения органов дыхания (острые респираторные вирусные заболевания, ларинготрахеит, бронхиолит, пневмонии);
-
пневмонии у недоношенных детей;
-
заболевания сердца (врожденные, пороки сердца, субэндокардиальный фиброэластоз, миокардиты и др.);
-
заболевания пищеварительной системы (дисбиоциноз, синдромы нарушенного кишечного всасывания, стоматиты различной этиологии, эзофагиты, гастродуодениты, энтероколиты и др.);
-
воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (первичные и вторичные пиелонефриты) и половых органов (вульвовагиниты, фимоз, баланиты);
-
нарушения эндокринной системы (заболевания щитовидной и паращитовидных желез, поражения надпочечников, диабетическая фетопатия и др.);
-
заболевания органов кроветворения (анемии различной этиологии: врожденные, постгеморрагические, постгемолитические при инфекционных заболеваниях);
-
нарушение системы гемостаза (геморрагическая болезнь новорожденных, синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания, тромбоцитопении, врожденный дефицит факторов свертывания крови);
-
анемии у недоношенных детей;
-
наследственные заболевания (врожденная гиперплазия коры надпочечников, фенилкетонурия, галактоземия, муковисцидоз и др.);
-
локализованные формы гнойно-воспалительных заболеваний (везикулопустулез, пузырчатка, мастит, парапроктит, конъюнктивит, дакриоцистит, омфалит и др.);
-
тяжелые формы гнойно-воспалительных заболеваний (флегмона, гнойный лимфаденит, гнойный паротит, остеомиелит, стафилококковые поражения легких, язвенно-некротический энтероколит, перитонит, сепсис);
-
особенности течения гнойно-септических инфекций у недоношенных детей (местные гнойные процессы, сепсис);
-
гипотрофию: внутриутробную и приобретенную;
-
фармакодинамику лекарственных препаратов, применяемых при неотложных состояниях у новорожденных детей (показания, дозы, механизм действия и побочные эффекты неингаляционных анестетиков, нейролептиков, транквилизаторов, барбитуратов, дыхательных аналептиков, гормонов, адреномиметиков и др.;
-
применить основные методы реанимации и интенсивной терапии (восстановление и поддержание свободной проходимости дыхательных путей, показания и противопоказания к различным методам оксигенотерапии и их осложнения, краниоцеребральная гипотермия, фототерапия, заменное переливание крови, гемосорбция и др.);
-
осуществить реанимацию новорожденных, родившихся в асфиксии;
-
осуществить инфузионную терапию при неотложных состояниях у новорожденных;
-
принять меры к предотвращению осложнений инфузионной терапии;
-
провести антибактериальную терапию;
-
оценить данные основных лабораторных, рентгенологических, электрофизиологических, биохимических, гематологических методов диагностики;
-
уметь при объективном обследовании выявить изменения мышечного тонуса, характер рефлексов новорожденных, время их редукции, формирование установочных рефлексов;
-
уметь обнаружить:
При родовой травме ЦНС: изменения в неврологическом статусе (изменения врожденных рефлексов, мышечного тонуса, наличие патологических признаков – тремор, судороги, наличие глазных симптомов – косоглазие, симптом «заходящего солнца», нистагм, напряжение и выбухание родничка, изменение конфигурации черепа, диастаз черепных швов).
При травме периферической нервной системы и спинного мозга: ограничение активных движений в руке, ассиметрию лица, кривошею, бульбарные расстройства, нарушение дыхания, поперхивания, ограничения движений в ногах, ослабление ладонных рефлексов и рефлексов опоры.
При травме мягких тканей, связок и костей: кривошею, нарушение функции суставов, ребер, кефалогематому, остаточные явления после травм мягких тканей (ягодиц, волосистой части головы, лица).
При внутриутробной гипоксии и асфиксии:
-
выявить возможные изменения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, признаки повышенной рефлекторной возбудимости, беспокойство, тремор, усиление врожденных рефлексов;
-
при осмотре обнаружить возможные изменения в состоянии родничков, размеров окружности головы;
-
назначить специальные методы исследования (рентгенография, УЗИ, КТ, МРТ и др.) и уметь оценить их результаты;
-
умение определить сроки направления на консультации к специалистам: неврологу, хирургу, ортопеду);
-
уметь проконтролировать эффективность лечения, назначенного специалистами;
-
уметь определить время профилактических прививок;
-
своевременно назначить скрининг-диагностику тяжелых заболеваний и проконтролировать их результаты;
-
своевременно информировать родителей о сущности заболевания новорожденного и предупредить о возможных тяжелых последствиях при несвоевременном и недостаточном лечении.
При рождении недоношенного ребенка:
-
уметь выявить анатомические и функциональные признаки недоношенности и незрелости;
-
уметь интерпретировать антропометрические данные;
-
уметь оценить неврологический статус;
-
определить направленность рисковых ситуаций;
-
назначить оптимальный санитарно-гигиенический режим, рациональное вскармливание;
-
выявить степень лактации у матери и провести ее коррекцию;
-
информировать родителей об особенностях недоношенных детей, подверженности их различным заболеваниям;
-
знания и умения по оказанию помощи недоношенным и маловесным детям в условиях поликлиники.
В смежных областях:
Хирургия новорожденных:
-
заболевания новорожденных, требующих хирургического вмешательства: врожденные пороки развития желудочно-кишечного тракта, клинические проявления различных видов непроходимости, принципы рентгенологического обследования новорожденных с подозрением на непроходимость, объем мероприятий по предупреждению осложнений и подготовка ребенка к операции; врожденные пороки развития легких; мочевыделительной, сердечно-сосудистой систем, спинного и головного мозга; опухоли: ортопедические заболевания и др.
4. Манипуляции:
-
первичный туалет новорожденного;
-
обработка пуповины и пупочной ранки;
-
венепункция и катетеризация вены пуповины;
-
санация верхних дыхательных путей, трахеи и главных бронхов;
-
интубация трахеи методом прямой ларингоскопии или вслепую по пальцу;
-
перкуссионный и вибрационный массаж грудной клетки;
-
вспомогательная ручная вентиляция;
-
аппаратная искусственная вентиляция легких (в родзале);
-
закрытый массаж сердца;
-
зондирование и промывание желудка;
-
определение группы крови, резус-принадлежности;
-
определение гемоглобина, гематокрита;
-
определение общего билирубина;
-
взятие капиллярной крови для анализа газов и КОС;
-
внутривенные вливания;
-
заменное переливание крови;
-
расчет дефицита воды, электролитов, гемоглобина, гематокрита и их коррекция;
-
коррекция КОС, дефицита белков, углеводов и жиров;
-
расчет питания.
ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
1. Государственная (итоговая) аттестация по основной профессиональной программе послевузовского профессионального образования по специальности «Неонатология» (интернатура) осуществляется посредством проведения экзамена и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-специалиста по педиатрии в соответствии с содержанием образовательной программы послевузовского профессионального образования.
2. Врач-интерн допускается к государственной (итоговой) аттестации после успешного освоения рабочих программ дисциплин (модулей), обучающего симуляционного курса и выполнения программы практики в объеме, предусмотренном учебным планом.
3. Лица, освоившие основную профессиональную программу послевузовского профессионального образования по специальности «Неонатология» (интернатура) и успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, получают документ государственного образца (сертификат).
5. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НЕОНАТОЛОГИЯ» (интернатура)
5.1. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ),
ИНДЕКС ТЕМ, ЭЛЕМЕНТОВ.
ОД.И.ОО Обязательные дисциплины
5.1.1. ОД.И .О1 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
Поделитесь с Вашими друзьями: |