050100 Педагогическое образование (профиль Биология)
Аннотация
рабочей программы по дисциплине
«Физиология сенсорных систем»
Дисциплина относится к циклу Б.3 — Профессиональный цикл, дисциплина по выбору студента. № дисциплины в цикле -13 (Б.3.3.2). Код дисциплины из матрицы компетенций Б3.2.22.01
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 академических часов.
Цель дисциплины: приобретение студентами систематизированных знаний в области физиологии сенсорных систем, изучение теоретических и практических основ строения и функционирования сенсорных систем организма в период его роста и развития, что необходимо для осуществления профессиональной педагогической, культурно-просветительской, научно-исследовательской деятельности.
Задачи дисциплины:
– овладение студентами научными знаниями о строении и функционировании сенсорных систем в различные возрастные периоды;
– изучение анатомо-физиологических особенностей сенсорных систем организма на различных этапах его развития;
– освоение методов оценки и диагностики уровня развития, определения функциональных возможностей сенсорных систем;
– формирование представлений о связи здоровья человека с окружающей средой и образом жизни; овладения технологиями здоровьесбережения.
Основные дидактические единицы (разделы):
МОДУЛЬ 1. Общая физиология анализаторов.
Учение И.П.Павлова об анализаторах. Отделы анализатора. Рецептор, орган чувств, анализатор, сенсорная система. Классификация рецепторов по критериям: рецепции внутренних или внешних раздражений; природы адекватного раздражителя; характера ощущений; модальности; порогу раздражения; скорости адаптации; связи рецептора с сенсорным нейроном. Свойства рецепторов. Механизм возбуждения рецептора. Рецепторные и генераторные потенциалы. Кодирование сигналов в рецепторах. Функциональные свойства и особенности организации проводникового отдела анализаторов (многоуровневость, многоканальность, специфические и неспецифические пути передачи информации). Участие проводникового отдела в проведении и переработке афферентных возбуждений. Особенности организации коркового отдела анализаторов. Функциональные различия нейронов, входящих в состав разных корковых зон. Представление о моно- и полимодальности нейронов, о механизме взаимодействия сенсорных систем (конвергенция и дивергенция возбуждений, латеральное и возвратное торможение, медиаторное взаимодействие, синтез синаптических рецепторов). Свойства анализаторов. Кодирование информации в различных отделах сенсорных систем. Соотношение интенсивности раздражения и интенсивности ощущения. Закон Вебера-Фехнера. Основные способы регулирования деятельности сенсорных систем на основе использования разных форм торможения нисходящих влияний от вышележащих отделов к нижележащим. Понятие функциональной мобильности рецепторов. Адаптация анализаторов.
МОДУЛЬ 2. Частная физиология анализаторов
Морфо-функциональная характеристика отделов зрительного анализатора. Поля зрения и острота зрения. Методы их определения. Рефракция, аккомодация и адаптация глаза. Механизмы этих процессов, их аномалии (астигматизм, близорукость, дальнозоркость, пресбиопия). Зрачковый рефлекс. Механизмы рецепции и восприятия цвета. Основные виды нарушения восприятия цвета. Слуховой анализатор. Звукоулавливающие образования, звукопроводящие пути и звуковоспринимающий аппарат. Механизмы рецепции звука. Бинауральный слух. Методы исследования слуха. Общая морфологическая и функциональная организация отделов кожного анализатора. Тактильная и температурная сенсорные системы. Классификация тактильных рецепторов, их структурно-функциональные различия. Методы исследования тактильной сенсорной системы. Понятие пространственного порога тактильной чувствительности. Классификация терморецепторов. Методы исследования температурного анализатора. Общая морфологическая и функциональная организация отделов вкусового анализатора. Рецепторы вкусового анализатора. Вкусовая почка, вкусовые сосочки. Виды вкусовых сосочков языка. Механизм рецепции и восприятия вкуса. Методы исследования вкусовой сенсорной системы (густометрия и функциональная мобильность). Общая морфологическая и функциональная организация отделов обонятельного анализатора. Механизм рецепции и восприятия запаха. Методы исследования обонятельной сенсорной системы (ольфактометрия). Роль взаимодействия обонятельной и других сенсорных систем в формировании вкусовых ощущений. Понятие боли, ноцицепции. Место боли в ФУС сохранения целостности организма. Функции боли. Классификация боли. Морфо-функциональная характеристика отделов болевого анализатора. Теории механизма возникновения боли (интенсивности, синхронизации афферентного потока, специфичности, воротного контроля, генераторов). Боль как интегративная реакция организма на повреждающее воздействие раздражителя. Компоненты болевой реакции. Роль таламуса и коры больших полушарий головного мозга в анализе болевого возбуждения. Сенсорно-дискриминативный и семантический анализ повреждающего воздействия. Понятия антиноцицепции и антиноцицептивной системы (АНЦС). Компоненты и функции АНЦС. Уровни АНЦС: система нисходящего тормозного контроля первичных афферентов и первых релейных ядер; лимбико-гипоталамический уровень; корковый уровень (вторичная соматосенсорная и орбито-фронтальная области коры больших полушарий). Нейрохимические и нейрофизиологические механизмы АНЦС. Пресинаптические и постсинаптические изменения при активации АНЦС. Понятие болевого порога. Алгометрия.
Формируемые компетенции:
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
общекультурные компетенции (ОК):
-
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
-
способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
-
способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
профессиональные компетенции (ПК):
-
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
-
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
-
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
-
методологические основы дисциплины «Физиология сенсорных систем»
-
особенности строения и функционирования сенсорных систем организма человека на различных этапах онтогенеза;
-
строение и законы функционирование высшей нервной деятельности;
-
механизмы сохранения физического и психического здоровья и влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья детей и подростков; принципы здорового образа жизни;
Уметь:
-
применять полученные знания в профессиональной деятельности в соответствии с потребностями и возможностями детей и подростков;
-
уметь оценивать психическое и физическое состояние здоровья детей и подростков;
-
учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития организма
-
учащихся в процессе воспитания и обучения;
-
использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;
Владеть:
-
методами сбора и обработки данных;
-
современными компьютерными и информационными технологиями;
-
методами оценки физического развития и функционального состояния организма;
-
методами комплексной оценки состояния здоровья.
Виды учебной работы: лекции, лабораторные занятия, семинарские занятия, самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается зачётом в V11-м семестре.
Разработчики:
заведующий кафедрой нормальной физиологии, д. м. н., профессор С. В. Клаучек,
к. м. н., доцент Е. В. Лифанова,
д. м. н., доцент Р. А. Кудрин
Поделитесь с Вашими друзьями: |