Организационно-методический механизм создания электронных образовательных ресурсов



Скачать 231.63 Kb.
Дата09.09.2017
Размер231.63 Kb.











Организационно-методический механизм создания электронных образовательных ресурсов

Разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов является одним из важнейших рычагов в повышении качества подготовки специалистов. Целью создания электронных образовательных ресурсов в Самарском государственном университете является не создание системы дистанционного образования как самостоятельной формы, а как внедрение дистанционных технологий в классических формах организации образовательного процесса.

При использовании дистанционных образовательных технологий достаточно актуально стоит вопрос оценки качества получаемого образования, а также методов организации и эффективности воспитательной работы со студентами. По крайней мере, для студентов младших курсов, получающих первое высшее образование, ни один электронный курс, как бы он ни был хорош, не заменит полностью общение преподавателя и студента, а электронный учебник не заменит полностью чтение настоящей «бумажной» книги. Именно в живом контакте преподавателя и студента прививается культура общения и реализуются основные воспитательные функции. Электронные информационные ресурсы совершенно необходимы для самостоятельной работы студентов, наглядного сопровождения чтения классических лекций и сведения к минимуму рутинной части лекционного курса и практических занятий. Задача заключается в оптимальном сочетании использования электронных ресурсов, непосредственной работы с книгой и общения преподавателя с обучаемыми.

Процесс внедрения дистанционных технологий можно разделить на следующие основные стадии: первоначальное создание электронных ресурсов, использование в образовательном процессе, доработка ранее созданных ресурсов в связи с изменившимися условиями (актуализация), тиражирование (продажа) в другие организации с целью компенсации собственных затрат на разработку (окупаемость).

Учитывая важность электронных информационных ресурсов для обеспечения учебного процесса и внедрения дистанционных образовательных технологий, в Самарском государственном университете подготовлены соответствующие условия для их создания и использования. Создан работоспособный организационный механизм, объединяющий все стадии жизни электронных ресурсов. На рисунке 1 представлена структура такого организационного механизма.

Необходимыми условиями на стадии созданиях и актуализации электронных ресурсов являются следующие:

1. Нормативно-правовая база, стимулирующая и регламентирующая процессы создания электронных ресурсов.

2. Специалисты в предметных областях знаний, по которым создаются ресурсы.

3. Аппаратно-программные средства для создания ресурсов.

4. Специалисты в области компьютерных технологий создания электронных ресурсов и обеспечения их защиты.

На стадии создания электронных ресурсов необходима нормативно-правовая база, регламентирующая процессы разработки ресурсов. Такая база должна состоять из общероссийских законов, отраслевых нормативов, а также нормативов, разработанных в университете в установленном порядке. Нормативные документы должны предусматривать участие преподавателей в создании и использовании в учебном процессе электронных ресурсов при различных аттестациях преподавательского состава (переизбрании на очередной срок, различных поощрениях и т.п.). Все это даст дополнительные (кроме финансовых) стимулы для создания электронных ресурсов и их внедрение в учебный процесс. Разработку внутренних нормативов организует ректорат силами специализированных в области информационных технологий подразделений.

В качестве элементов внутренних нормативов можно считать настоящий документ, а также распоряжения ректора о централизованном выделении финансовых средств для поддержки процесса создания электронных ресурсов. Процесс создания электронных ресурсов регламентируется «Положением об организации разработки электронных учебных информационных ресурсов в Самарском государственном университете».

Для создания полноценных электронных мультимедийных ресурсов требуются специальные программные средства, а также соответствующая техника: компьютеры специальной конфигурации, сканеры, цифровые камеры, видео- аудиоаппаратура и другая техника. В связи с этим необходимы и соответствующим образом подготовленные компьютерные специалисты, в том числе и обладающие навыками методики представления информационного материала (компьютерные методисты). С другой стороны, от специалистов в предметных областях (преподавателей) требуются соответствующие знания компьютерных технологий (минимальные знания по работе с техническими и программными средствами и их возможностями). Таким образом, одним из ключевых моментов на стадии создания электронных ресурсов является подготовка специалистов. Подготовка специалистов организуется на базе созданного в университете факультета повышения квалификации преподавателей (ФПКП) и центра повышения квалификации и переподготовки специалистов (ЦПКиПС) в рамках курсов с выдачей соответствующих удостоверений о повышении квалификации.

На этапе разработки ресурсов привлекаются специалисты и аппаратно-программные средства специализированных подразделений: медиацентра, ИВЦ, лаборатории электронных изданий (ЛЭИ) библиотеки, издательства «Самарский университет», а также технические средства и специалисты кафедр и других подразделений. Медиацентр оснащен современными техническими средствами, необходимыми для разработки электронных ресурсов.

Необходимыми условиями на стадии использования электронных ресурсов являются следующие:

1. Нормативно-правовая база, стимулирующая и регламентирующая процессы внедрения и использования электронных ресурсов.

2. Специалисты в предметных областях знаний, имеющие навыки использования электронных ресурсов и технических средств.

3. Специалисты в области библиотечных технологий.

4. Специалисты в области организации хранения информационных ресурсов, организации доступа к ним и обеспечения защиты от несанкционированного доступа.

В рамках медиацентра создан сетевой компьютерный класс, оснащенный средствами мультимедиа, а также ряд мобильных мультимедийных рабочих станций с возможностью подключения к единой компьютерной сети в учебных аудиториях университета. Эти возможности позволяют использовать электронные ресурсы, как в дисплейных классах, так и в аудиториях.

Электронные ресурсы университета должны быть каталогизированы в фондах библиотеки. Эту работу осуществляют соответствующие специалисты научной библиотеки университета. Кроме того, библиотека имеет специальные залы доступа к электронным ресурсам.

Для организации хранения и доступа к электронным полнотекстовым информационным ресурсам, а также их защиты в библиотеке создана специализированная лаборатория электронных изданий (ЛЭИ), имеющая в своем распоряжении соответствующие сервера и другие технические средства.

Специалисты ИВЦ обеспечивают функционирование локальной сети и дисплейных классов для доступа к ресурсам. Специалисты ИАЦ обеспечивают функционирование внешних телекоммуникаций корпоративной информационной сети для удаленного доступа к ресурсам из филиалов и представительств университета.

При длительном использовании созданных электронных ресурсов возникает потребность в их доработке под изменившиеся условия (актуализацию). Объем работ по актуализации может быть достаточно велик и сравним со стадией первоначального создания.

Ректорат университета централизованно финансирует приобретение необходимых аппаратно-программных средств для обеспечения разработки и использования электронных ресурсов, а также оплату труда разработчиков наиболее важных ресурсов исходя из финансовых возможностей. Кроме того, кафедры и факультеты могут самостоятельно финансировать разработки в пределах своих финансовых возможностей.

Учитывая большие затраты на этапе создания электронных ресурсов, необходимо предусмотреть стадию возврата финансовых средств. Для этого необходимы специалисты в области рекламы и продаж. Полученные от продажи средства могут быть направлены на вознаграждения разработчикам, восстановление программно-технических средств и создание новых электронных ресурсов.



Реализация электронных ресурсов другим организациям может быть осуществлена в рамках созданного центра платных услуг в области информационных технологий (ЦПУ ИТ) на основании соответствующих договоров. Центр в рамках утвержденного Положения и прейскуранта цен имеет определенный механизм реализации товаров и услуг в области информационных технологий. В рамках ЦПУ ИТ можно получить (за оплату по прейскуранту) распечатки электронных ресурсов. Полученные за счет продажи средства направляются на оплату труда специалистов, а также покрытие других затрат в пределах утвержденных смет.
Каталог: docs -> metod
metod -> Синдром эмоционального выгорания
metod -> Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга
metod -> Преподаватель Ленских Ольга Викторовна 2015 г лекция № Иммунопатологические процессы. Аллергические реакции Вопросы, рассматриваемые в лекции
metod -> Методические рекомендации по проведению народных праздников, обрядов, игр, забав в весенне-летний период
metod -> Реферат неотложные (ургентные) состояния в психиатрии
metod -> Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга
metod -> Лекция №5 Стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство Рассматриваемые вопросы
metod -> Преподаватель Ленских Ольга Викторовна 2015 г лекция №6 Патофизиология боли Вопросы, рассматриваемые в лекции

Скачать 231.63 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница