Мир образов



страница1/15
Дата29.12.2019
Размер0.9 Mb.
ТипГлава
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Глава 2. МИР ОБРАЗОВ
Обладая способностью «накапливать в значениях своих единиц и передавать каждому новому члену этноса наиболее ценные элементы чувственного, умственного и деятельностного опыта предшествующих поколений» [Морковкин, Морковкина 1997, с. 38], язык стал мощным средством общения и инструментом познания, очертил совокупностью своих единиц часть образа мира. В словах, как и в грамматических структурах, «мы имеем кристалл языкового развития, застывший и не всегда прозрачный сгусток, факт истории языка. Но живая речь пользуется им по-своему, наводя на него свои лучи» [Булгаков 1999, с. 110]. Именно вопросам функционирования языковых единиц в текстах разных стилей и жанров посвящена данная глава монографии. Приобретение языковыми единицами специфических черт обусловлено прежде всего теми сферами деятельности человека, в которых используется язык: научной, художественной, публицистической, обыденной, – каждая из них располагает своими способами освоения действительности и особым арсеналом как уже сложившихся, так и формирующихся средств выражения. «Проходя» вместе с людьми, реализующими свои творческие возможности, через все духовные области, язык обнаруживает скрытые в нем возможности и обогащается новыми смыслами: «строй языка становится иным; его грамматика и законы формы характерным образом преобразуются в зависимости от того, служит ли он целям повседневной жизни, определенным целям логического познания или выступает как орган лирико-поэтиче­ского ощущения» [Кассирер 1998, с. 310].

Основное внимание в работах авторов этой главы уделяется описанию особенностей образов и средств их создания в различных типах текстов, выявлению чувственных и рациональных компонентов в формировании смысла, анализу языковых условий, благодаря которым в сознании читателя может быть воссоздан тот или иной образ. И хотя образы как ментальные сущности в личном сознании автора и читателя, в том числе исследователя, всегда имеют отличительные черты, но все же это варьирование ограничивается и предопределяется словесной тканью и общей установкой пишущего и читающего человека: быть понятым и желанием понять. Дифференциация образов может лежать и в другой плоскости, связанной с той средой, в которой они рождаются, со стилистической и жанровой принадлежностью текстов и дискурсов, общие черты которых, как и задачи, стоящие перед их авторами, приводят в каждом случае к созданию специфических типов образов.

В формировании содержания образов могут участвовать различные языковые единицы, но, несомненно, важнейшая роль принадлежит слову, которое может «одинаково выражать и чувственный образ и понятие» [Потебня 1976, с. 166], возбуждая в сознании читателя сходные картины и мысли и создавая в итоге представление об особом фрагменте действительности. Поэтому типы образов зависят от своего семантического пространства: мир поэтических образов отличается от мира научных или публицистических образов.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




©zodomed.ru 2024


    Главная страница