Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных натуралистов»
Проект экологической тропы
«Вышневолоцкое Лукоморье»
Авторы проекта: коллектив педагогов и обучающихся МБОУ ДОД СЮН
Руководитель проекта:
Виноградова Елена Александровна – директор МБОУ ДОД СЮН
Тверская область
г. Вышний Волочек
2014 г.
Содержание
1. Введение ………..…………………………………………………………..……………2
2. План работы по созданию экологической тропы «Вышневолоцкое Лукоморье». …..6
3. Общая характеристика экологической тропы «Вышневолоцкое Лукоморье»….….... 7
4. Маршрут и информация для экскурсоводов по точкам осмотра…………...………….8
5. Участники проекта…….………………………………………………...……………….30
6. Результаты реализации проекта в 2014 году…………………………………………...31
7. Заключение ………………………...…………………………………………………….32
Использованные источники……...………………………………………………………...33
Приложение 1. Буклет экологической тропы …………………………………………... 34
Приложение 2. ПОЛОЖЕНИЕ о природоохранной акции «Птичья столовая»…….... 35
Приложение 3. ПОЛОЖЕНИЕ о природоохранной акции «Птичий городок»……….. 36
Приложение 4. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе экологических аншлагов и информацион-ных стендов для оформления экологической тропы "Вышневолоцкое Лукоморье».... 37
Приложение 5. ПОЛОЖЕНИЕ о выставке фоторабот «Природное наследие Земли Вышневолоцкой» …………………………………………………………………………..38
Приложение 6. Ксерокопия статьи «По тропе – к лукоморью»…………………………39
1.Введение.
Актуальность проекта.
Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.
Что означает слово «экология» и откуда оно происходит? «Экология» произошло от греческого oikos – дом, жилище, родина + logos – понятие, учение. В основном и первоначальном своем значении – одна из биологических дисциплин, наука, изучающая многочисленные связи населяющих землю организмов, как между собой, так и с окружающей средой.
Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье.
К сожалению далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина «чувство» ответственности за ее судьбу. Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентиров и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту обучающей тропы. Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, ранимость, а порой просто беззащитность перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, «просит нашей помощи, защиты и любви».
Эффективная работа образовательных учреждений по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологические тропы, которые позволяет школьнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д.
Планирование работы на экологической тропе можно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники, природоохранные акции. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Таким образом, с помощью экологической тропы можно грамотно использовать участок леса в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:
-
оздоровительную;
-
рекреационную;
-
учебно-просветительскую.
Цель проекта.
Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического знания, экологических чувств и экологической деятельности средствами экологической тропы.
Задачи проекта:
- воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия, эмоциональные впечатления;
- распространение знаний о природе среди посетителей разного возраста;
- развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;
- формирование у обучающихся основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
- развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- вовлечение детей и взрослых в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- развитие географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
- развитие творческих способностей детей.
Ожидаемый результат.
Создание специально оборудованного маршрута для учебных целей, экологического воспитания, организованного отдыха детей и взрослых.
Механизм выполнения.
Реализация данного проекта возможна при поддержке образовательных учреждений города, городского отдела образования, лесничества, предприятий города, средств массовой информации. Предусматривает работу с детьми разного возраста и их родителями. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Принципы, которые положены в основу работы на экологической тропе.
- принцип краеведения;
- принцип природосообразности;
- принцип научности и доступности понятий;
- принцип междисциплинарности и интеграции содержания.
Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.
Педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т. е. при соблюдении принципа природосообразности.
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.
Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.
Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному».
Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:
- природа – человеку (материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
- человек – природе (положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
- личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.
Этапы создания и оформления тропы.
Последовательность действий по созданию тропы может быть следующей:
-
детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
-
составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения).
-
фотографирование объектов (или рисунки) и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
-
изготовление информационных стендов для видовых точек, природоохранных знаков;
-
составление рекомендаций по использованию объектов экологической тропы для работы с детьми;
-
работа со СМИ;
-
проведение обзорных экскурсий;
-
разработка тематических экскурсий.
Требования к выбору маршрута тропы:
Привлекательность:
- красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность;
- тропа не должна быть похожа на другие;
- тропа не должна быть монотонной;
Доступность:
- необходимо, чтобы тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные дороги;
- трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности прохождения, чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.
Информативность:
- способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем.
Оборудованность экологической тропы:
Одним из мероприятий по охране природы на тропе является ее оборудование. Нельзя забывать также о комфортности пути и обеспечении безопасности путешественников. В лесном массиве прокладываются тропы, убирается мусор, спиливаются густой кустарник и падающие деревья, устанавливаются информационные стенды, указатели, смотровые вышки,
Правила поведения на экологической тропе:
В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый должен подчиняться определенным правилам.
Содержание работы групп по созданию экологической тропы.
Поисковики – любители и знатоки природы, занимаются исследованием местности, прокладкой маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута.
Составляют перечень объектов, расположенных в зоне тропы, и определяют примерную тематику научных и художественных текстов, призывов и обращений к посетителям леса, которые надо развесить на стендах и установить вдоль маршрута.
Организаторы – проводят конкурсы на лучший призыв, лозунг, экологический знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленный поисковиками. Условия конкурсов доводятся до сведения учащихся.
Изготовители – делают стенды, экологические знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами.
Экскурсоводы – подготавливаются из числа педагогов и старшеклассников. Подготовка экскурсоводов играет большую роль в овладении навыками самообразования. Ребята учатся работать с научной и публицистической литературой, устанавливать связи между знаниями по разным предметам, анализируют отчеты своих товарищей, которые включают исследовательскую, трудовую природоохранительную деятельность. Дальнейшая подготовка экскурсоводов связана с выходом на полностью оборудованную тропу. На этом этапе происходит слияние теоретических и конкретных знаний. Экскурсоводы учатся использовать в своих рассказах объекты природы, различные проявления антропогенной деятельности, тексты на стендах.
В целом, проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, личного участия школьников в охране природных богатств родного края.
-
План работы по созданию экологической тропы «Вышневолоцкое Лукоморье»
№
|
Мероприятия
|
Срок проведения
|
1.
|
Разработка проекта экологической тропы.
|
Сентябрь-октябрь 2014 г.
|
2.
|
Определение маршрута экологической тропы.
|
Сентябрь 2014 г.
|
3.
|
Сбор материалов и сведений по объектам экологической тропы.
|
Сентябрь – ноябрь 2014 г.
|
4.
|
Разработка макетов стендов для экологической тропы, символики тропы, буклетов.
|
Октябрь – ноябрь 2014 г.
|
5.
|
Создание сайта экологической тропы, его функционирование.
|
Октябрь 2014 г. – 2016 г.
|
6.
|
Акции «Муравейник», «Чистый берег».
|
Сентябрь – 2014 г.
|
7.
|
Официальное открытие тропы.
|
Весна 2015 г.
|
8.
|
Работы по оборудованию и благоустройству экологической тропы (установка стендов, указателей, другого оборудования, уборка территории).
|
Сентябрь 2014 г. – 2016 г.
|
9.
|
Проведение акций «Птичья столовая», «Птичий городок», конкурса экологических аншлагов и информационных стендов, выставки фоторабот «Природное наследие Земли Вышневолоцкой».
|
Ноябрь 2014 г. – апрель 2015 г.
|
10.
|
Подготовка экскурсоводов из числа старшеклассников
|
2015-2016 г.
|
10.
|
Обзорные экскурсии по экологической тропе «Вышневолоцкое Лукоморье».
|
Ноябрь 2014 – 2016 г.
|
11.
|
Организация природоохранной и исследовательской деятельности школьников на территории тропы.
|
Апрель-ноябрь 2015 г.
Апрель-ноябрь 2016 г.
|
11.
|
Разработка тематических экскурсий.
|
2015 -2016 г.
|
12.
|
Разработка паспорта тропы.
|
2015 г.
|
13.
|
Анализ проделанной работы.
|
Ноябрь – декабрь 2016 г.
|
-
Общая характеристика экологической тропы «Вышневолоцкое Лукоморье»
Название тропы
|
«Вышневолоцкое Лукоморье»
|
Местонахождение
|
Участок леса и берега водохранилища в поселке Кашарово на границе г. Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района
|
Авторы разработки
|
МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» (г. Вышний Волочек);
Вышневолоцкий отдел лесного хозяйства ГКУ «Фировское лесничество» Тверской области
|
Основная тематика тропы
|
Учебно-познавательная, комплексная
|
Характер маршрута
|
кольцевой
|
Назначение тропы
|
для школьников
|
Длина и продолжительность маршрута
|
4,5 км, 1 час 30 минут
|
Сроки функционирования
|
Пешеходные экскурсии: апрель-октябрь
Лыжные прогулки: декабрь-февраль
|
Максимальное количество человек в группе
|
25 человек
|
Возможность прохождения без экскурсовода
|
Нет, ведется работа по установке стендов и указателей
|
Особые правила поведения
|
Головной убор, спортивная одежда и обувь;
в весенне-летний период использовать средства защиты от клещей и насекомых;
возможна встреча гадюк
|
Возможные формы работы на экотропе
|
экологические экскурсии и беседы;
экологические конкурсы и выставки;
экологические акции;
обсуждение и проигрывание ситуаций;
школьные исследования
коллекционирование;
экологический музей;
проведение традиционных массовых мероприятий;
экологические игры;
инсценировки, театрализации и т. д.;
распространение рекламной продукции (буклетов, значков)
функционирование сайта тропы.
|
Информация об экотропе в сети Интернет
|
https://volochekecotropa.jimdo.com
https://vk.com/club77691775
|
4.Маршрут и информация для экскурсоводов по точкам осмотра.
Точка №1. Начало экологической тропы.
Начало экологической тропы расположено у детского оздоровительного лагеря «Чайка».
Название «Вышневолоцкое Лукоморье» для тропы выбрано не случайно. Слово «Лу-коморье» означает «изгиб морского берега», в фольклоре восточных славян — запо-ведное место на краю мира. Тропа создана на границе города и Вышневолоцкого района, возле поселка Кашарово в живописном лесу на берегу Вышневолоцкого водо-хранилища. На небольшой территории можно увидеть много уникального и инте-ресного: участки соснового, елового, смешанного леса и лесных культур, участок ландшафта, характеризующейся избыточном увлажнением - болото, одну из жем-чужин Вышневолоцкого района - рукотворное водохранилище, большие и загадочные домики трудяг муравьёв-муравейники, следы обитания и жизнедеятельности живот-ных, большое разнообразие редких видов флоры и фауны, растения, занесённые в Красную книгу Тверской области.
Правила поведения на тропе
- Постарайтесь не засорять лес. Все, что не разлагается в земле – унесите с собой из леса.
- Ничего не сливайте и не бросайте в природные водоемы. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.
- Старайтесь поменьше беспокоить обитателей леса, особенно в период гнездования и выкармливания потомства, не разрушайте гнезд, нор, логовищ. Не увозите в город молодых зверей, птенцов-слетков – без родителей они погибнут.
- Идя по тропе или находясь на остановке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите. Будете вести себя тихо – увидите больше и услышите больше.
- Не разжигайте костер в запрещенных местах леса - огонь может уничтожить его!
- Не делайте надписей на камнях и деревьях, стендах и указателях. Не надо оставлять после себя такую память на долгие времена.
- По возможности следуйте за экскурсоводом и не сходите с тропы.
- Не ломайте деревья. Их много в лесу, но они растут деревья медленно, всего по 20-30 см в год.
- Берите на память о природе тех мест, что Вы посетили, только фотографии и Ваши воспоминания. Это самое ценное, что природа может Вам подарить.
Точка № 2. Лесные почвы.
Осыпавшийся склон холма, на котором можно увидеть структуру подзолистой лесной почвы.
ПОДЗОЛИСТЫЕ ПОЧВЫ
Подзолистые почвы чаще всего формируются под хвойными лесами с вересковым или моховым покровом. Чаще всего встречаются на песках или суглинистых почвах. Хвойный лес ежегодно поставляет на поверхность почвы хвоинки, веточки, мхи. Эти остатки бедны золой и азотом и богаты трудноразлагаемыми органическими соеди-нениями (смолами и кислотами). Химический состав остатков, грибная микрофлора, медленное разложение в условиях низкой температуры и повышенной влажности приводит к тому, что в продуктах разложения преобладает креновая кислота. Лесная подстилка (АО) мощностью 1-5 см.
Атмосферная влага легко растворяет креновую кислоту и поступает вместе с ней в верхний слой почвы. Здесь креновая кислота действует на перегной, делает его растворимым и способствует вымыванию. Кроме того она воздействует на минераль-ную часть почвы, растворяя даже алюмосиликаты и вынося образующиеся вещества в нижние слои почвы. В итоге в верхних слоях остается только самый стойкий минерал – кварц. Под лесной подстилкой образуется белесый или серый горизонт, называемый подзолистым или горизонтом вымывания (А2). Его мощность до 25 см.
Выносимые из верхних слоев почвы гидраты железа и алюминия в слабокислой среде выпадают. И на некоторой глубине от поверхности формируется богатый окислами железа, алюминия и марганца горизонт вмывания (В). Его мощность до 40 см.
Ниже расположена материнская порода (С).
Точка № 3. Грибы трутовики.
Три живописных пня, на которых растут мох, лишайник и грибы трутовики.
ГРИБЫ ТРУТОВИКИ
Трутовые грибы – разрушители древесины, причем часто именно они часто оказываются причиной заболевания и последующей гибели живых деревьев. Мицелий гриба развивается в древесине живых или мертвых стволов, корней, пней. Грибы в больших количествах выделяют ферменты, разрушающие целлюлозу. Плодовые тела трутовых грибов довольно крупные, приросшие к субстрату. Размеры и формы сильно колеблются в зависимости от погоды, расположения и состояния субстрата. Окраска плодовых тел у разных видов тоже весьма разнообразна. На многолетних плодовых телах можно увидеть «годовые слои». На видовой состав и распространение грибов оказывает влияние лесообразующая порода, условия влажности, температуры и освещенности, хозяйственная эксплуатация леса человеком.
Пень
Пень — жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник — стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов - «солдатиков», муравьев.
Точка № 4. Лесохозяйственные вырубки.
Посетители могут увидеть участок лесных культур, на котором производились вырубки осветления и участок санитарных рубок, квартальную просеку и деляночные столбы.
Деляночный столб
Порядок нанесения надписей:
Номер квартала — номер выдела
Мероприятие — год
Номер делянки — площадь, га
Условные обозначения некоторых лесохозяйственных мероприятий
Сплошные рубки – СПР
Выборочные рубки – ВБР
Выборочные санитарные рубки – САНВ
Рубки ухода осветления – ОСВ
Прореживание – ПРЖ
Химический уход – ХИМ
Лесные культуры – ЛКЕ
Постоянный лесосемянной участок – ПЛСУ
Плантация новогодних елок - ПНЕ
Временный питомник - ВП
Мелиоративные канавы
Почвенные условия в лесу не всегда благоприятные. Особенно часто деревья стра-дают от избытка влаги. Корням деревьев, также как стволам и листьям требуется воз-дух. Основная масса корней располагается в почвенном слое, который имеет поры, заполненные воздухом. А если почве сырая, и такой слой невелик, то корневая система деревьев слабая и поверхностная. Рассчитывать на хороший урожай древесины в таких условиях не приходится. Однако если через канавы избыток влаги отвести с переув-лажненных земель в водоемы, то чахлый лес увеличивается в 3-5 раз. Кроме того, такие канавы уменьшают вред наносимый лесными пожарами.
Просеки
Часто в лесных массивах можно встретить специальные вырубки, через которые проходят линии электропередач, газопроводы и т.п. Такие же просеки используются для борьбы с распространением лесных пожаров. На таких участках очень сильно изменяется микроклимат: освещение, температура, увлажнение почвы. Поэтому здесь вместо лесной растительности можно встретить луговую или наблюдать процесс возобновления леса.
Точка № 5. Ельник.
ЕЛОВЫЕ ЛЕСА
Вечнозелёные темнохвойные леса с преобладанием ели в древесном ярусе. Чувстви-тельны к засухе, подвержены ветровалу из-за поверхностной корневой системы, стра-дают от низовых, пожаров вследствие повреждения огнём тонкой коры у стволов, не переносят застойного увлажнения почвы. Они отличаются высокой теневыносли-востью, но для нормального развития, особенно для плодоношения деревьев, нужда-ются в полном солнечном освещении. Сравнительно требовательны к почвенному пло-дородию, наивысшая их продуктивность отмечается на супесчаных и легкосугли-нистых почвах в районах с большим количество осадков при высокой обеспеченности теплом. Виду сильной затенённости, которую создают ели, растения елового леса дос-таточно теневыносливы. В местах, где почва хорошо дренирована и богата питатель-ными веществами, разрастается кислица – маленькое травянистое растение, формой листьев напоминающее клевер, за что лес и получил название «кисличник». Почва с более бедным составом рождает такую вкусную и полезную ягоду, как черника, за что и называют эти части леса – «черничником». Ну, а ельник – долгомошник – сплошь покрыт ковром мха – кукушкина льна, почва здесь самая бедная.
Ель
Одно из самых теневыносливых растений. Крона треугольная, с острой вершиной. Корневая система поверхностная и легко вырывается при сильном ветре. Цветет в мае, шишки раскрываются весной следующего года. Хвоя мелкая. Достигает высоты 30 м, предельный возраст до 500 лет. Древесина применяется для изготовления музыкаль-ных инструментов, выработки бумаги. Кора используется в кожевенной промыш-ленности. Семена служат пищей животным.
Кислица.
Каждый лист состоит из трех отдельных долек и похож на лист клевера. Дольки листа имеют интересное свойство - они могут складываться вдоль и поникать. Так бывает, когда кислицу где-нибудь в лесной прогалине некоторое время припекает солнце. Складываются листья и на ночь. Название «кислица» - не случайно. Наверное, многие знают, что если пожевать лист этого растения, ясно ощущается кислый вкус. Цветет кислица довольно рано весной - в начале или середине мая. В это время у нее появляются небольшие белые цветки с розовым оттенком. Цветки, как и листья, едва возвышаются лад поверхностью почвы. Если цветки нашего растения хорошо заметны благодаря своей белой окраске, то этого нельзя сказать о плодах. Их очень трудно заметить. Во всяком случае, они не бросаются в глаза. Плод представляет собой маленький зеленоватый шарик, который располагается на конце тонкого стебелька - на том самом месте, где весной был цветок. Этот шарик едва превышает по размерам конопляное зерно. Плоды кислицы обладают способностью активно выбрасывать, прямо-таки «выстреливать» семена.
Поделитесь с Вашими друзьями: |