МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
И ОБРАЗОВАНИЯ
ФГБОУ ВО «БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
им. В.Р. ФИЛИППОВА»
Кафедра электрификации и автоматизации сельского хозяйства
М.Б.Балданов
учебно – методическое ПОСОБИЕ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «тЕХНИЧЕСКАЯ ТЕРМОДИНАМИКА»
для студентов направлений подготовки: 140100.62 - Теплоэнергетика и теплотехника
Улан Удэ 2014
УДК 536.24
Балданов М.Б. Учебно – методическое пособие для проведения лабораторных работ по технической термодинамике. Улан –Удэ Из – во БГСХА.-34 с.
Приведены основные определения и расчетные соотношения по основам теплопередачи.
Представлены схемы лабораторных установок. Изложены методики проведения лабораторных работ и обработки опытных данных.
Для контроля знаний студентов предложены вопросы.
Рецензент – Дамбиев Ц.Ц.., д – р техн.наук, профессор, заведующий кафедрой «Тепловые станции» ВСГУТУ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лабораторная работа № 1
Определение теплопроводности материала методом цилиндрического слоя ..4
Лабораторная работа № 2
Определение степени черноты поверхности методом двух эталонов………... 9
Лабораторная работа № 3
Исследование свободно-конвективной теплоотдачи от горизонтального цилиндра к воздуху……………………………………………………………...14
Лабораторная работа № 4
Исследование теплоотдачи к воздуху при вынужденной конвекции………..21
Лабораторная работа № 5
Электротепловая аналогия……………………………………………………...28
Литература …………………………....................................................................34
Лабораторная работа № 1
Определение теплопроводности материалА
методом цилиндрического слоя
Теплопроводность – это один из способов передачи теплоты от более нагретых элементов тела к менее нагретым. В газах теплопроводность осуществляется путем диффузии молекул и атомов; в жидкостях и твердых диэлектриках – за счет упругих волн; в металлах – путем диффузии свободных электронов.
Опыт показывает, что перенос теплоты зависит от распределения температуры в теле. Совокупность значений температур в объеме тела в данный момент времени определяется уравнением трехмерного температурного поля
, (1.1)
где x, y, z – координаты; - текущее время.
При стационарном (установившемся) режиме , тогда для одномерного температурного поля и уравнение (1.1) принимает вид:
. (1.2)
Градиент температуры – это вектор, нормальный к изотермической поверхности и направленный в сторону возрастания температуры:
. (1.3)
Удельный тепловой поток (плотность теплового потока), Вт/м2:
. (1.4)
Здесь – теплопроводность среды, Вт/(м·К); – падение температуры между изотермическими поверхностями, К; – расстояние между изотермическими поверхностями, м.
Из формулы (1.4) теплопроводность, Вт/(м·К):
, (1.5)
то есть, физический смысл теплопроводности – это теплота, переданная через единицу поверхности в единицу времени при падении температуры на 1 К на длине в 1 м. Она является физической характеристикой вещества и ее можно найти для конкретных материалов в справочных таблицах.
Теплопроводности разных сред значительно отличаются: для металлов = 10…400 Вт/(мК); для жидкостей – = 0,07…0,7 Вт/(мК); для газов – = 0,006…0,6 Вт/(мК). Теплоизоляционным называется материал, для которого 0,25 Вт/(мК).
По закону Фурье, Вт/м2:
. (1.6)
Тепловой поток q также является векторной величиной. Знак «–» в законе Фурье означает противоположную направленность векторов теплового потока и градиента температуры.
В лабораторной работе теплопроводности материалов определяются методом цилиндрического слоя при стационарном тепловом режиме. Для этого исследуемый материал помещается между двумя металлическими цилиндрами. Внутри меньшего цилиндра установлен электронагреватель. В установившемся режиме вся теплота Q проходит через цилиндрический слой материала, Вт:
, (1.7)
Цель работы
Закрепление теоретических знаний по теплопроводности, практическое освоение метода цилиндрического слоя, проведение эксперимента и сопоставление полученных результатов со справочными данными.
Методика выполнения работы
1.1. Схема лабораторной установки
Схема установки приведена на рис. 1.2. Исследуемый слой материала 8 помещен между двумя коаксиальными металлическими трубами. Во внутренней трубе установлен электрический нагреватель 7, создающий равномерный тепловой поток. Мощность, потребляемая нагревателем, регулируется лабораторным автотрансформатором 12 и определяется по результатам измерения тока амперметром 10 и напряжения вольтметром 11. Показания термопар снимаются с потенциометра 15.
Предварительного изучив литературу и ознакомившись с устройством лабораторной установки можно приступить к проведению опыта. После установления стационарного режима показания термопар, вольтметра и амперметров заносят в таблицу измерений (табл. 1.1).
Рис. 1.1. Cхема экспериментальной установки:
1…3 – внутренние термопары; 4…6 – наружные термопары; 7 – электронагреватель;
8 – цилиндрический слой исследуемого материала; 9 – теплоизоляция; 10 – амперметр;
11 – вольтметр; 12 – трансформатор; 13 – сигнальная лампа; 14 – выключатель;
15 – потенциометр; 16 – переключатель термопар
Таблица 1.1 - Таблица измерений
На основании измеренных значений проводят расчеты, результаты которых заносят в табл. 1.2. Теплопроводность материала вычисляется по формуле, полученной из выражения (1.7), а теплота Q определяется по электрической мощности, потребляемой нагревателем.
Средние температуры внутренних поверхностей вычисляются по показаниям термопар 1…3, 7…9, 13…15, температуры наружных поверхностей – по показаниям термопар 4…6, 10…12, 16…18. Полученные значения теплопроводностей следует отнести к средним температурам материалов.
Относительная погрешность расчета теплопроводности материала методом цилиндрического слоя определяется как среднеквадратичная величина из соотношения:
, (1.8)
где , , , , – абсолютные погрешности измерения отдельных величин, которые можно принять равными = 0,5 Вт, = 0,25 мм, = 0,5 С, = 0,5 мм.
На основании проведенных расчетов делают вывод о возможности практического применения исследуемых материалов.
Таблица 1.2 - Таблица расчетов
Поделитесь с Вашими друзьями: |