Департамент научно-технологической политики и образования фгбоу впо б



страница1/16
Дата23.04.2016
Размер1.17 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

И ОБРАЗОВАНИЯ
ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р.Филиппова»

«Утверждаю»

и.о. декана ФВМ, к.в.н., доцент

_____________Содномов В.Ч.

Факультет ветеринарной медицины
Рассмотрен и рекомендован Одобрен и рекомендован

кафедрой паразитологии, методической комиссией

эпизоотологии и ОВД факультета ветеринарной

протокол №___ от______2013 г. Медицины

Заведующий кафедрой, Председатель метод. комиссии ,

д.в.н., профессор__________ д.в.н., доцент _____________

Евдокимов П.И. Мантатова Н.В.

«____» ___________2013 г. «____» _____________2013 г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни животных»

цикла С.3

Профессиональный цикл

для подготовки студентов очной и заочной формы обучения

по специальности 111801.65 – «Ветеринария»

Составитель: д.в.н, профессор Муруева Г.Б.

ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р.Филиппова»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета вет. медицины,

доцент ______В.Ч.Содномов

«_____»___________2013 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины



«Эпизоотология и инфекционные болезни животных»

цикла СД

по специальности 111801.65 – “Ветеринария”

Квалификация выпускника –ветеринарный врач
Форма обучения очная

 

Улан-Удэ, 2013


Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, примерных основных образовательных программ.

Программа обсуждена на заседании кафедры паразитологии, эпизоотологии и ОВД


Протокол №_____ от «_____»__________2013 г.
Зав. кафедрой, д.в.н, проф.____________ Евдокимов П.И.

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета

протокол №____ «__»_________201 г.

Председатель методической комиссии, доцент _____________ Мантатова Н.В.



№ п/п

На учебный год

Одобрено


на заседании кафедры

Утверждаю


Заведующий кафедрой

Протокол

Дата

Подпись

Дата

1.

2013/2014г.г.

№____

«__»__2013г




«__»__2013г


2.

2014/2015г.г.

№____

«__»__2014г




«__»__2014г


3.

2015/2016г.г.

№____

«__»__2015г




«__»__2015г


4.

2016/2017г.г.

№____

«__»__2016г




«__»__2016г


5.

2017/2018г.г.

№____

«__»__2017г




«__»__2017г



1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины: подготовка высококвалифицированных специалистов; формирование представлений о теоретических основах и практических знаниях по инфекционным болезням сельскохозяйственных животных; дать студентам знания об эпизоотологических закономерностях возникновения, проявления и распространения инфекционных болезней животных, средствах и способах профилактики и борьбы с ними.

Задачи: изучить основные разделы общей и частной эпизоотологии и ветеринарной санитарии, а именно:

по общей эпизоотологии изучить эпизоотологические аспекты инфекции и иммунитета, эпизоотический процесс и его движущие силы в различных природно-географических и социально-экономических условиях; эволюцию, номенклатуру и классификацию инфекционных болезней животных; приемы и методы эпизоотологического исследования;

по частной эпизоотологии изучить болезни общие для нескольких видов животных, болезни крупного рогатого скота и мелкого рогатого скота, болезни свиней, болезни лошадей, птиц и пушных зверей; их диагностику, лечение, общие и специфические профилактические и оздоровительные мероприятия;

по основам ветеринарной санитарии – дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию и их применение в практических условиях.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

 Учебная дисциплина «Эпизоотология и инфекционные болезни животных» - ветеринарная наука об объективных закономерностях возникновения, распространения и прекращения инфекционных болезней среди животных, методах их профилактики и ликвидации.

Функциональное назначение дисциплины состоит в приобретении знания об эпизоотологических закономерностях возникновения, проявления и распространения инфекционных животных, средствах и способах профилактики и борьбы с ними.

Программа составлена с учетом логической связи учебного плана – дисциплин инфекционного и общебиологического циклов (микробиология, вирусология, иммунология, паразитология, патологическая физиология, патологическая анатомия, зоогигиена и информатика).


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Эпизоотология является одной из ведущих клинических дисциплин тесно связанной с рядом дисциплин, имеющих прямое или косвенное отношение к проблеме инфекционных болезней.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



а) общекультурными (ОНК)

  • использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11);

  • осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);

  • получением навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14).

б) профессиональными (ПК):

  • готовностью использовать современные информационные технологии (ПК-3);

  • способностью к обоснованию принятия конкретных технологических решений с учетом особенностей биологии животных (ПК-5);

В процессе освоения дисциплины формируются компетенции: ПК 1-8, 20, ОК-6.
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • методику эпизоотологического исследования – как основного метода изучения эпизоотической обстановки;

  • основные характеристики инфекционных болезней животных;

  • основные клинические формы и течение, принципы диагностики инфекционных болезней;

  • влияние природно-географических и хозяйственно-экономических факторов на эпизоотический процесс;

  • основные задачи и принципы противоэпизоотической работы;

  • современные средства и способы дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

  • основные системы общих и специфических мероприятий в благополучных и неблагополучных хозяйствах.

  • принципы лечения больных животных;

уметь:

  • составлять акт эпизоотологического обследования хозяйства, уметь выработать заключения и профилактических рекомендаций по профилактике и оздоровительным мероприятиям;

  • владеть принципами составления календарного плана профилактических и оздоровительных мероприятий в благополучном и неблагополучном хозяйствах;

  • владеть методами взятия, консервирования, фиксации и пересылки в диагностическую лабораторию патологического материала от животных с различною степенью эпизоотологической опасности инфекционной болезни;

  • владеть методиками массового аллергического исследования животных и взятия крови для диагностических исследовании на инфекционные болезни.

владеть:

- методами взятия, консервирования, фиксации и пересылки в диагностическую лабораторию патологического материала от животных с различною степенью эпизоотологической опасности инфекционной болезни;

  • комплексным методом диагностики инфекционных болезней животных;

  • методами профилактики инфекционных болезней животных;

  • методами лечения больных инфекционными болезнями.

Студенты также должны иметь представление:

  • о разработке и осуществлении комплекса профилактических и оздоровительных противоэпизоотических мероприятий в животноводстве и птицеводстве;

  • об интерпретации результатов лабораторной диагностики с целью постановки своевременного и достоверного диагноза;

  • о мерах безопасности при проведении клинического исследования животных при особоопасных инфекциях (сап, бешенство, ящур, сибирская язва и др.).

4. Структура и содержание дисциплины

Трудоемкость 360 часов, зачетных единиц - 10



№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы,

включая самостоятельную

работу студентов и

трудоемкость (в часах)



Формы текущего

контроля успеваемости



(по неделям семестра)

Форма промежуточной

аттестации (по семестрам)


1

Общая эпизоотология

7

16

Аудит.

48


Лекций

16


ЛПЗ

32


СРС

45


Опрос, письменный и устный опрос, сдача модулей,

зачет


2

Болезни, общие для разных видов животных

8

17


34

17

17

45

Опрос, письменный и устный опрос, сдача модулей,

экзамен


3.

Болезни овец,

Болезни свиней



9

12

30

10

20

45

Опрос, письменный и устный опрос, сдача модулей,

зачет


4.

Болезни лошадей, болезни молодняка, болезни птиц

10

17

34

17

17

45

Опрос, письменный и устный опрос, сдача модулей,

экзамен


5.

Трудоемкость







146

60

86

180





4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 2

/№




Раздел дисциплины

Количество часов

по видам занятий

п/п




Лекции

Лаб.-практ.

занятия

СРС

1

2

3

4

5

1.




Введение в эпизоотологию

2

-

-

2.

Общая эпизоотология

48

32

45

3.

Частная эпизоотология

98

54

135

Содержание дисциплины и виды занятий:






п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Общая эпизоотология

1

Эпизоотология как наука

История и достижения эпизоотологии. Роль отечественных ученых в развитии науки. Эпизоотология и санитарная охрана окружающей среды. Методы эпизоотологии, связь ее с другими науками. Экономический ущерб при инфекционных болезнях. Охрана здоровья людей от болезней, общих человеку и животным.

Современная эпизоотическая ситуация. Эпизоотическая ситуация в РФ, регионе, Республике Бурятия, приграничной зоне.



2


Эпизоотологические аспекты инфекции и иммунитета.

Инфекция, ее виды и значение. Инфекционная болезнь. Значение макро- микроорганизма, факторов внешней среды в возникновении инфекционной болезни. Течение, клинические формы, динамика инфекционной болезни. Иммунологическая реактивность, естественная резистентность, иммунитет.

3


Эпизоотический процесс


Эпизоотический процесс как эпизоотологическая категория. Эпизоотическая цепь и ее звенья: источник возбудителя инфекции, механизм передачи возбудителя, восприимчивый организм.

Теория эпизоотического процесса.



4


Эпизоотический очаг и природная оча-говость инфекцион-ных болезней. Виды эпизоотических очагов и их характеристика.

Понятие об эпизоотическом очаге, неблагополучном пункте, угрожаемой зоне. Природная очаговость инфекционных болезней. Структура, виды, типы природных очагов. Природно-очаговые болезни животных. Понятие о географической эпизоотологии. Основные принципы эпизоотологического картографирования и прогнозирования.

5


Номенклатура, эволю-ция и классификация инфекционных болезней.


Номенклатура и принципы классификации инфекционных болезней. Зоонозы, зооантропонозы, антропонозы. Антропогенное воздействие на эволюцию инфекционных болезней.


6

Эпизоотологический мониторинг и основы эпизоотологического исследования.

Методы диагностики, комплексная диагностика. Массовые диагностические исследования.

Эпизоотологическое обследование эпизоотического очага, неблагополучного



пункта.

7

Противоэпизооти-ческие мероприятия.

Специфическая профилактика.



Планирование и организация противоэпизоотических мероприятий.

Средства, методы специфической профилактики. Биопрепараты, характеристика, классификация.

8

Терапия и лечебно-профилактические мероприятия при инфекционных болезнях.



Оценка иммунологической и эпизоотологической эффективности. Меры по защите хозяйств от заноса инфекционных болезней. Основные направления борьбы с инфекционными болезнями.

Мероприятия в отношении источника и резервуара возбудителя инфекции. Понятие об изоляции животных. Мероприятия в отношении механизма передачи, восприимчивых животных.

Частная эпизоотология

1

2

3

4

5

6

Болезни, общие для нескольких видов животных

Сибирская язва. Эмфизематозный карбункул.

Ящур. Оспа.

Туберкулез. Бруцеллез.

Бешенство. Болезнь Ауески

Лептоспироз. Листериоз.

ЧКРС. ЗКГ.

7.Дерматомикозы.

8. Лейкоз крупного рогатого скота. Губкообразная энцефалопатия крс.

1

Болезни крупного рогатого скота

Вирусные респираторные болезни крупного рогатого скота.

2
3

Болезни мелкого рогатого скота

Катаральная лихорадка овец, инфекционный эпидидимит баранов

Висна-маэди, аденоматоз, скрепи овец и коз

4
5

6


Болезни свиней

Классическая чума свиней, африканская чума свиней.

Рожа свиней, лептоспироз.

Репродуктивно- респираторный синдром свиней, болезнь Тешена.

1

2

3

Болезни

лошадей


Сап, мыт, эпизоотический лимфанит

ИНАН, ИЭМ лошадей

Ринопневмония, грипп лошадей

4

5

6

Болезни

молодняка



Колибактериоз, сальмонеллез.

Стрепто-стафилококкозы.

Анаэробная дизентерия ягнят.

7

8

9

Болезни

птиц

Сальмонеллез, грипп птиц.

Болезнь Марека, ньюкаслская болезнь.

Оспа, инфекционный ларинготрахеит птиц

4.2. Лабораторные, практические и семинарские занятия



№ п/п

№ раздела дисциплины

Тема занятий (лабораторн., практич. и семинарских)

Вид занятия

Кол-во часов

Литература

Вид контроля знаний

1.

Общая эпизоотология 32 ч.

1.Меры личной и общ. профилактики при работе с заразнобольн. жив.

2.Инстр-ты и приборы в эпизоот. практике.

3.Биопрепараты, их классификация
4.Общие и специф. профил. меропр.

5.Взятие крови у КРС

6.Взятие крови у МРС

7.Аллерг.диагн-ка

8.Эпизоот. исслед.
9.М-ды и средства дезинфекции

10.Правила взятия и пересылки пат. м-ла



ЛПЗ

ЛПЗ
ЛПЗ


ЛПЗ
Практ.

Практ.
Практ.


ЛПЗ
ЛПЗ

ЛПЗ


2

2
4
2


4

4
4
4


4

4


Урбан В.П. Практикум по эпизоот. и инф. б-ням с вет.санит.

-«-«-«-
-«-«-«-

Учебник «Эпизоот. и инф. б-ни»

-«-«-«-


Учебник «Эпизоот. и инф. б-ни»

Урбан В.П. Практикум по эпизоот. и инф. б-ням»


-«-«-«-

-«-«-«-
-«-«-«-

-«-«-«-
-«-«-«-


Опрос
Опрос
Письм. Контроль
Модуль 1

Практ.


демонстр.

Практ.


демонстр
Практ.

демонстр.


Опрос
Опрос
Устный контроль

2.

Болезни, общие для разных видов животных

17 ч.


1.Диагн-ка,дифф.диагн-

ка,проф-ка, меропр.при сибир.язве и эмкаре.


2.Диагн-ка, проф-ка и меропр. при ящуре и оспе, чуме КРС.

3.Диагн-ка, проф-ка и меропр. при бруцеллезе и туберкулезе.

4. Диагн-ка, проф-ка и меропр. при б.Ауески, бешенстве, листериозе.

5. Диагн-ка, проф-ка и меропр.при листериозе, лептоспирозе, лейкозе.



ЛПЗ
ЛПЗ
ЛПЗ
ЛПЗ
ЛПЗ

4
4
4
4
2

Учебник «Эпизоот. и инф. б-ни»

Урбан В.П. Практикум по эпизоот. и инф. б-ням»

-«-«-«-

-«-«-«-


-«-«-«-

-«-«-«-


Письм.


Контроль

-«-«-«-


-«-«-«-

-«-«-«-


-«-«-«-

3.

Болезни

крупного рогатого скота,

20 ч.


1.Диагн-ка и дифф. диагн-ка вирусных респират. б-ней КРС.
2.Диагн-ка, дифф. д-ка, проф-ка и меропр. при

катар. лих-ке овец и

инф.эпидид-те баранов.

3.Меропр. по недопущ. в РФ аденоматоза, висна-маэди,скрепи.


4.Диагн-ка, дифф. д-ка, проф-ка, меропр. при класс. и африк. чуме

свиней, роже.

5.Меропр. при репрод.-респир.синдроме и б.

Тешена свиней.



ЛПЗ
ЛПЗ
ЛПЗ

ЛПЗ
ЛПЗ



4
4
4

4
4


Учебник «Эпизоот. и инф. б-ни»

Урбан В.П. Практикум по эпизоот. и инф. б-ням»

-«-«-«-

-«-«-«-


-«-«-«-
-«-«-«-


Устный

Опрос

-«-«-«-

-«-«-«-

Письм.

контроль
-«-«-«-




4.

Болезни лошадей, молодняка, пушных зверей, птиц

17 ч.


1.Диагн-ка, дифф. д-ка, проф-ка и меропр. при сапе, мыте, лимфангите

2.Диагн-ка, дифф. д-ка, проф-ка и меропр. при гриппе лошадей и ИНАН.

3. Диагн-ка, дифф. д-ка, проф-ка и меропр. при болезнях молодняка.

4.Проф-ка, меропр. при чуме, инфек.гепатите, парвовир. энтерите.

5.Меропр. при алеутск. б-ни, миксоматозе, вир. геморр. б-ни кроликов.

6.Меропр. при оспе, б.Марека, сальмонелл.

7.Проф-ка и меропр. при гриппе и б.Ньюкас.

8.Меропр. при лейкозе и инф.ларинготрахеите.



ЛПЗ

ЛПЗ


ЛПЗ
ЛПЗ
ЛПЗ
ЛПЗ

ЛПЗ


ЛПЗ

2

2

4


2
2
2

2

2



Учебник «Эпизоот. и инф. б-ни»

Урбан В.П. Практикум по эпизоот. и инф. б-ням»


-«-«-«-

-«-«-«-


-«-«-«-

-«-«-«-


-«-«-«-

-«-«-«-
-«-«-«-



Опрос


-«-«-«-

-«-«-«-


-«-«-«-

-«-«-«-


-«-«-«-

-«-«-«-
-«-«-«-



4.3. Календарно-тематический план самостоятельной работы

в 7 семестре


п/п


Тематика каждого вида работы

Вид работы

Кол-во часов

Форма контроля знаний

1.

Эпизоотология и охрана окружающей среды


реферат

4

Опрос, беседа

2.

Современная эпизоотическая ситуация

реферат

6

Опрос, беседа

3.

Иммунологическая реактивность,естественная резистентность,иммунитет

реферат

4

обсуждение

4.

Эпизоотический очаг и природная очаговость инфекционных болезней. Виды эпизоотических очагов и их характеристика.

реферат

6

Опрос, беседа

6.

Эпизоотологический мониторинг и основы эпизоотологического исследования.

Реферат

6

Круглый стол

7.

Противоэпизоотические мероприятия при чрезвычайных эпизооти-

ческих ситуациях

Реферат

4

Проверка реферата

8.

Специфическая профилак-

тика особо опасных болезней крупного рогатого скота



Подбор литературы и изучение проблемы


5

Проверка реферата

10.

Наиболее опасные болезни крупного рогатого скота




10

Круглый стол




Итого:




45






Каталог: files -> docs -> faculties -> vetfak -> kaf parazitologii
vetfak -> Контрольные задания по ветеринарной фармакологии для студентов факультета ветеринарной медицины, заочной формы обучения
vetfak -> Методические указания и контрольные задания для студентов факультета ветеринарной медицины очной и заочной формы обучения
vetfak -> Физиология возбудимых тканей
vetfak -> Рабочей программы дисциплины «Бактериальные токсикозы и токсикоинфекции» (дисциплина по выбору) 111. 900. 62. «Ветеринарно-санитарная экспертиза»
vetfak -> Цели и задачи освоения дисциплины
vetfak -> Цели и задачи освоения дисциплины
vetfak -> Контрольные задания по общей хирургии для заочной формы обучения 5 курса
vetfak -> Методическое пособие Улан-Удэ Издательство Бурятской государственной сельскохозяйственной академии 2010 о 59
vetfak -> «Физиология родов и послеродового периода. Физиология новорожденных и их болезни»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16




©zodomed.ru 2024


    Главная страница