ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»
Основы специальной педагогики и специальной психологии
Методические рекомендации по проведению практических
занятий для студентов
Специальность: 050704 Дошкольное образование
Чита 2013
Составитель: Аксенова Т.Н. – преподаватель психологии
Рассмотрено и одобрено на заседании
кафедры психолого-педагогических дисциплин
Протокол № ____ от « » _____ 20 г.
Утверждено НМС
Протокол № ___ от « » __________ 20____ г.
Методические рекомендации содержат информацию о видах и формах практической работы , указаны основные дидактические единицы по содержанию каждой темы для подготовки к семинарским занятиям, темы докладов и сообщений , список литературы .
Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной форм обучения.
Пояснительная записка
Семинарские занятия по специальной психологии являются диалогической формой учебного занятия. Подготовка к занятиям потребует от студентов умения поиска информации и правильного оформления научной мысли. В ходе самостоятельной работы при подготовке к семинару студенты должны уметь:
- осуществлять отбор нужной информации по изучаемой проблеме, отсеивать второстепенный, в данном случае ненужный материал;
- обобщать и классифицировать информацию по проблеме;
- анализировать и синтезировать знания по изучаемой проблеме, стилистически грамотно их оформлять.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Не допускается простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказал свое личное мнение, понимание, обосновал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. В заключении преподаватель подводит итоги занятия. Преподаватель может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
По своему желанию студенты могут подготовить доклады для сообщения, сделанные по результатам выполнения самостоятельной работы. На семинарских занятиях студенты выслушивают, обсуждают доклады, ведут записи необходимой информации для расширения и углубления своих знаний.
Основные источники знаний – это учебные и методические пособия, статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, веб-страницы в Интернете. При их использовании необходимо правильное оформление ссылок на них.
Конспектирование студентами научных источников, при подготовке к семинарам, составляет основу усвоения учебного материала, позволяет углубить знания по определенным разделам дисциплины.
После каждой темы приводятся основные дидактические единицы по содержанию данной темы для подготовки к семинарским занятиям. К каждому семинарскому занятию указан список рекомендуемой литературы, в котором раскрываются наиболее важные вопросы по изучаемой проблеме.
Содержание практических занятий
Практическое занятие №1.
Раздел 1. Предмет специальной педагогики и специальной психологии
Тема 1.2. Основные категории специальной педагогики и психологии.
Требования к знаниям: основные классификации нарушений развития;
-
основные закономерности развития при ограниченных возможностях развития
-
причины нарушений развития у детей и роль психической депривации в возникновении трудностей развития у детей;
Требования к умениям:
-
определять предмет, задачи, цели специальной психологии, уметь характеризовать роль психологии в развитии человека.
Содержание занятия:
Дискуссионное обсуждение предложенных тем:
-
Наследственно обусловленная патология развития и ее характеристика.
-
Отличие генетических и наследственных факторов в формировании патологических симптомов и синдромов развития.
-
Вредности перинатального периода. Характеристика заболеваний матери во время беременности. Интоксикации, травмы, гипоксии плода, профессиональные вредности и их характеристика.
-
Период родов и новорожденности и значение данного периода в развитии ребенка.
-
Первые годы жизни. Характеристика вредоносных факторов, способных вызывать нарушения психического развития в первые годы жизни.
Литература
1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро В. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М., 2005.
2. Венгер А. А., Выготская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 2002.
3. Забранная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2005.
4. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М., 2011.
5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. - М., 2005.
6. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьяченко. - М., 2006.
7. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2012.
8. Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. - М., 2009.
Практическое занятие №2
Раздел 2. Категории детей с разными отклонениями в развитии
Тема 2.1. Особенности психического развития и обучения детей с сенсорными нарушениями
Требования к знаниям:
-
общая характеристика дефицитарного дизонтогенеза.
-
основные закономерности развития в условиях сенсорной депривации.
Требования к умениям:
-
различать сенсорные трудности у детей.
-
определять роль социальных факторов и правильного отношения к слепым и глухим для компенсации дефекта.
1.Подбор материала для оформления электронной презентации по следующим темам:
-
Сурдопсихология. Сурдопедагогика. Слух и его значение в развитии ребенка.
-
Тифлопсихология. Тифлопедагогика. Зрение, его роль в психическом и физическом развитии ребенка.
2.Заполнение таблиц:
Характеристика категорий детей с нарушениями слуха
|
Классификация слуховых нарушений
|
Причины слуховых нарушений.
|
|
|
|
Причины нарушения зрения.
|
Степень нарушения зрения
|
Виды нарушения зрения
|
|
|
|
Литература
1. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 2007.
2. Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 2009.
3. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 2012.
4. Жохов В. П., Коржакова И. А., Плаксина Л. И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. - М., 2009.
5. Жохова В. П., Особова Т. 3. Учителю о близорукости. - М., 2009.
6. Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. - М., 2012.
7. Зайцева Г. Л. Диалогх Л. С. Выготский о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология, 2008. - № 2.
8. Земцова М. Н. Пути компенсации слепоты. - М., 2006.
9. Земцова М. Н, Учителю о детях с нарушениями зрения. - М., 2013.
10. Каплан А. И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение). - М., 2009.
Практическое занятие №3
Тема 2.2. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта
Требования к знаниям:
-
основные классификации нарушений развития;
-
основные закономерности развития при ограниченных возможностях развития интеллекта;
-
основные понятия олигофренопедагогики
-
основные особенности психического развития детей при задержанном психическом развитии и особенности их развития, обучения и воспитания;
Требования к умениям:
-
различать различные формы умственной отсталости и задержанного развития.
-
отличать умственную отсталость от задержанного психического развития.
Семинарское занятие.
Темы для группового обсуждения:
-
Содержание и организация диагностики и коррекции детей с нарушениями интеллекта и ЗПР.
-
Особенности работы с родителями детей, имеющих отклонения в развитии и поведении.
-
Семейное воспитание, его функции. Виды, содержание и методы семейного воспитания.
-
Консультативная и просветительская деятельность педагогов и других специалистов среди родителей. Предоставление информации родителям о коррекционно - развивающем обучении и воспитании школьников, формах психолого-педагогической помощи детям.
Литература
1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 2009.
2. Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения / Сб. научных трудов под редакцией Т. А. Власовой и др. - М., 2011.
3. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 2007.
4. Дети с временной задержкой развития / Сб. статей под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М., 2011.
5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 2008.
6. Егорова Т. Е. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 2007.
7. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 2008.
8. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М, 2008.
Практическое занятие № 4
Тема 2.3. Психология детей с речевыми нарушениями. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи
Требования к знаниям:
- основные классификации нарушений развития речи;
- основные закономерности развития при ограниченных возможностях развития
- основные понятия логопедии
Требования к умениям:
- различать причины речевых нарушений.
Защита сообщений на предложенные темы:
-
Логопсихология как отрасль специальной психологии, изучающая психическое развитие ребенка, имеющего первичное речевое расстройство.
-
Краткая история изучения речевых расстройств у детей в взрослых.
-
Причины первичных расстройств речи.
-
Биологические и социальные факторы в возникновении речевых нарушений.
-
Понятие речевой нормы и нарушений в развитии речи.
-
Психолого-педагогическая классификация речевых расстройств.
-
Понятие дислалии, ринолалии, ринофонии, дизартрии, алалии, афазии, нарушений темпа и плавности речи (тахилалия, брадилалия, заикание), нарушений письменной речи по типу дисграфий и дислексий, фонетико-фонематического нарушений и общего недоразвития речи.
-
Общая характреистика основных речевых расстройств.
-
Перечень речевых расстройств наиболее часто встречающихся в общеобразовательной среде.
-
Особенности познавательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи. Роль развития речи в формировании познавательной деятельности в целом.
-
Искажение оценки и самооценки личности ребенка с тяжелым нарушением речи.
Литература
1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 2011.
2. Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О. И. и др. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 2011.
3. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. - М., 2008.
4. Богуш А. М. Речевая подготовка детей к школе. - Киев., 2008.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 2007.
6. Ковалев В. В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. - М., 2008.
Практическое занятие №5
Тема 2.4 . Особенности психического развития и обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Требования к знаниям:
-
особенности психического развития обучения и воспитания лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;
-
права детей с ограниченными возможностями здоровья и права инвалидов
Требования к умениям:
-
различать причины моторно-двигательных нарушений.
1..Защита сообщений по одной из предложенных тем:
-
Особенности развития познавательной деятельности в условиях дефицита двигательной функции. Особенности интеллектуального развития.
-
Этиология и патогенез детского церебрального паралича.
-
Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП. Нарушения психики. Речевые нарушения.
-
Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП.
-
Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом.
2.Вопросы для обсуждения на занятии:
-
Каковы основные причины детского церебрального паралича?
-
Чем объясняется полиэтиологичность ДЦП?
-
Дайте характеристику нарушений двигательных функций у детей с ДЦП.
-
Каковы нарушения психического развития у детей с ДЦП?
-
В чем заключаются речевые нарушения при ДЦП?
-
Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП.
-
Что представляет собой отечественная система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом?
Литература
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). - М., 2009.
2. БадалянЛ. О.,ЖурбаЛ. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. - Киев, 2008.
3. Ипполитпова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастпюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 2013.
4. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. - М. - СПб., 2008.
5. Левченко И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. - М., 2009.
6. Маапюкова Е. М., Ипполитпова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 2005.
7. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М., 2011.
Практическое занятие №6
Тема 2.5 Психические особенности детей с нарушением социально-личностного развития
Требования к знаниям:
-
особенности психического развития обучения и воспитания лиц с нарушением социально-личностного развития;
-
права детей с ограниченными возможностями здоровья и права инвалидов.
Требования к умениям:
-
различать причины социально-личностных нарушений.
Разработка рекомендаций для родителей по предложенным проблемам:
-
Ребенок с акцентуацией характера.
-
Психопатия в детском возрасте.
-
Детские неврозы.
-
Девиантное поведение и его причины в детском возрасте.
Литература
1. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 2008.
2. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2010.
3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. - М.,2012.
4. Цятницкая И. Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма. - М., 2008.
5. Рожкова М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Минск, 2008.
Практическое занятие №7
Тема 2.6. Особенности психофизического развития (возрастные особенности, отклонения в психическом развитии, нарушения физического здоровья)
Требования к знаниям:
-
основные особенности психического развития детей при различных вариантах дизонтогенеза ;
-
особенности их обучения и воспитания;
-
причины возникновения и классификацию нарушений физического здоровья
Требования к умениям:
-
различать причины социально-личностных нарушений.
Подготовка рекомендаций для педагогов и родителей по проблеме:
«Психолого-педагогическая характеристика детей, имеющих трудности аффективного развития, связанные со школьными трудностями».
Литература
1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность образование, самообразование, профессия. - Минск, 2008.
2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павле-нок. - М., 2008.
3. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характера. - Самара, 2007.
4. Социальные отклонения. - М., 2009.
5. Социологический словарь. - Минск, 2011.
6. Чудковский В. С, Чистяков Н. Ф. Основы психиатрии. - Ростов н/Д, 2007.
Практическое занятие №8
Тема 2.7. Причины отклонения (биологические и социальные), необходимость раннего выявления отклонений
Требования к знаниям:
-
основные особенности психического развития детей при различных вариантах дизонтогенеза ;
-
особенности их обучения и воспитания;
-
причины возникновения и классификацию нарушений физического здоровья
-
роль ранней диагностики и коррекции нарушений развития
Требования к умениям:
-
различать причины социально-личностных нарушений.
-
использовать знания об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья для осуществления коррекционной работы с ними;
Защита электронных презентаций на предложенные темы:
-
Понятие здорового образа жизни.
-
Роль социальных факторов в возникновении отклонений в психическом развитии у детей и подростков.
-
Понятие репродуктивного здоровья как беспроблемного деторождения.
-
Факторы риска репродуктивного здоровья.
-
Значение пропаганды здорового образа жизни как профилактика возникновения нарушений развития у детей.
Литература
1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро В. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М., 1995.
2. Венгер А. А., Выготская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 2012.
3. Забранная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2005.
4. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М., 2011.
5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. - М., 2005.
6. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьяченко. - М., 2005.
7. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.
Практическое занятие № 9
Тема 2.8. Педагогические условия, приемы и особенности коррекционно-педагогической работы с ребенком в разных видах его деятельности
Требования к знаниям:
-
типы специальных коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
понятие дифференцированного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, интернальной и экстернальной интеграции;
-
соотношение дифференцированного и интеграционного подходов в обучении и воспитании проблемных детей.
Требования к умениям:
-
использовать знания об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья для осуществления коррекционной работы с ними;
Подготовка рекомендаций для родителей по предложенным проблемам:
-
Особенности семейного воспитания детей, имеющих отклонения в развитии и поведении.
-
Законодательное обеспечение прав детей, имеющих нарушения в развитии.
Литература
1. Иванов Н. Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. - М., СПб., 2009.
2. Леонгард Т. С. Акцентуированные личности. - Киев, 2011.
3. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - Л., 2008.
4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 2012.
5. Немое Р. С. Психология: В 2 т. - М., 2009 - Т. 1.
6. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М., 2010.
Практическое занятие № 10
Тема 3.1. Организация коррекционно - педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в системе образования
Требования к знаниям:
-
типы специальных коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
понятие дифференцированного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, интернальной и экстернальной интеграции;
-
соотношение дифференцированного и интеграционного подходов в обучении и воспитании проблемных детей.
Требования к умениям:
-
использовать знания об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья для осуществления коррекционной работы с ними;
1.Обсуждение современной нормативно - правовой базы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (декларация о правах ребенка, «Федеральный закон о гарантиях прав ребенка в РФ», декларация о правах инвалидов, декларация о правах лиц с умственной отсталостью, закон об образовании.
Электронные ресурсы:
• https://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm - Всеобщая декларация прав человека ООН
• https://www.un.org/russian/documen/declarat/disabled.htm - Декларация о правах инвалидов ООН
• https://www.un.org/russian/documen/declarat/retarded.htm - Декларация о правах умственно отсталых лиц ООН
• https://www.consultant.ru/popular/edu/ - Закон РФ «Об образовании»
• https://www.garant.ru/main/10005807-000.htm - Семейный кодекс РФ
•https://www.garant.ru/law/10064504-000.htm - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»
Практическое занятие №11
Тема 3.2. Организация коррекционно - педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в системе здравоохранения и социального обеспечения
Требования к знаниям:
-
типы специальных коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья
-
владение понятиями «Медицинская абилитация и реабилитация», медико-социально-педагогический патронаж, медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь
Требования к умениям:
-
использовать знания об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья для осуществления коррекционной работы с ними.
Вопросы и задания для обсуждения:
1. Охарактеризуйте общие и специфические принципы организации системы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с отклонениями в развитии в России.
2. Назовите типы специальных образовательных учреждений в нашей стране.
3. Чем отличается учебно-воспитательного процесса и лечебной работы в различных типах специальных учреждений?
4. Почему учителю начальных классов массовой школы необходимо знать особенности развития аномальных детей?
5. Как организуется учебно-оздоровительный процесс?
6. В чем заключаются задачи ПМПК?
7. Дайте общую характеристику ее деятельности.
8. Каковы основные принципы комплектования учреждения для детей с отклонениями в развитии?
9. Как организована работа психолого-медико-педагогической комиссии и каковы возможные пути ее совершенствования?
10. Возможности психологической диагностики в ПМПК.
12. Как осуществляется коррекционная работа?
Литература
1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: учебник для пед. вузов. - М.: Academia , 2005. - 572 с.
2. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: хрестоматия. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
3. Введение в специальную психологию / Авторы-составители: Г.М. Льдокова, А.З Минахметова, А.Н. Панфилов, О.М. Штерц. - Елабуга, 2007.
4. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика : обучение трудных школьников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. Педагогика и психология; Педагогика. - М. : Академия, 2005. - 237 с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |